Подробнее Запомнить город


Ферросплавы: урожайная будет осень

18.09.09
размер текста:

Летом ферросплавные заводы Украины оживились в ответ на активизацию металлорынков. Как ни странно, осенью оживление обещает продолжиться.

По свежим данным Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА), за 8 месяцев 2009 г. производство ферросплавов в Украине составило 555,5 тыс. т, что на 52,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Если брать по основным типам сплавов, то выпуск силикомарганца составил 400 тыс. т (спад на 46,4%), ферромарганца – 62,6 тыс. т (спад на 80%), ферросилиция (в пересчете на 45% Si) – 83,7 тыс. т (спад на 25,5%). А вот 9,3 тыс. т изготовленного металлического марганца означает рост к январю-августу 2008 г. на 66,1%.

Карта подотрасли

Как известно, отечественная ферросплавная подотрасль включает 3 основных завода – Никопольский (НЗФ), Запорожский (ЗЗФ) и Стахановский. Базовое сырье – марганцевые руды – поставляются Марганцевским и Орджоникидзевским горно-обогатительными комбинатами. Монополистом подотрасли является группа "Приват" Коломойского-Боголюбова, входящая также в состав акционеров НЗФ, который контролирует пинчуковский "Интерпайп". Кстати, есть основания полагать, что холдинг Игоря Валерьевича Коломойского далеко не оставил надежд присоединить и НЗФ к своей монополии. И, по всей видимости, связывает эти стремления не только с максимальным использованием столичного административного ресурса, но и с победой Юлии Тимошенко на президентских выборах. В связи с этим, кстати, вспоминается крайне острое противостояние вокруг завода несколько лет назад.

Кроме того, в относительно небольших объемах производят ферросплавы "малые" Краматорский и Константиновский металлургические заводы, а также ряд других метпредприятий.

Попыткой наступления на крупный бизнес, связанный с "оранжевым" Президентом, можно считать и продолжающееся наступление "Привата" на "АрселорМиттал Кривой Рог". Уже ни для кого не секрет, что победа "проприватовских" сил на ближайших президентских выборах может привести к крупному переделу собственности в стране. А АМКР, начиная с 2005 г., был среди главных кандидатов на "реприватизацию".

Так или иначе, но в связи с наметившимся в августе оживлением спроса на металлорынках ферросплавщики активизировали производство. Например, загрузка мощностей ЗЗФ к началу сентября достигла 65%, в том числе включены на разогрев печи №№1, 5 в цехе №1. Всего сейчас на предприятии работают 24 печи из 31, притом цеха №№2, 3, 4 загружены полностью. Заметим также, что 2 сентября завод начал капитальный ремонт разливочной машины №3 цеха №4, который продлится более 2 месяцев.

Кроме того, "Приват" не скрывает намерений возобновить инвестиции в "пинчуковский" НЗФ. По словам заместителя председателя ЗАО "Приват Интертрейдинг" Сергея Максименко, холдинг готов инвестировать в целый ряд проектов и агрегатов завода согласно программе развития последнего.

Основные цифры

Остановимся подробнее на тенденциях. К началу сентября в Европе спрос оставался активным и рос заметно быстрее, чем предложение. В результате, по данным центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), цены на силикомарганец по краткосрочным (спотовым) сделкам подскочили на 70 евро/т и достигли 900-950 евро/т с доставкой. По аналогичной цене сейчас предлагается и высокоуглеродистый ферромарганец, подорожавший по сравнению с августом на 150 евро/т.

Согласно информации ДЗИ, среднеуглеродистый ферромарганец пока что стабилизировался на уровне 1200-1300 долл./т, низкоуглеродистый – на уровне 1400-1500 евро/т. К этому стоит добавить, что высокоуглеродистый ферромарганец к концу августа быстро сравнялся в стоимости с силикомарганцем. Напомним, в ходе кризиса европейские ферросплавщики остановили свыше 55% своих мощностей.

На другом ключевом рынке – в Китае – цены, напротив, приобрели тренд к падению. Так, ферромолибден (60% Mo) подешевел до 24,1-25 тыс. долл./т с НДС без доставки, феррованадий на аналогичных условиях – до 17,5-18,3 тыс. долл./т, ферросилиций (75-A) – до 850-880 долл./т. Цены на марганцевые ферросплавы также немного упали в цене: Mn65Si17 – до 1100-1200 долл./т, высоко- и низкоуглеродистый силикомарганец предлагается по 1050-1100 долл./т и 1580-1620 долл./т соответственно. В сентябре ожидается дальнейшее удешевление по всем типам продукции.

Наконец, украинский рынок к сентябрю во многом повторил европейские тенденции. Причем рост цен на импортные ферросплавы заставляет потребителей переориентироваться на местные аналоги. Так, если в июле высокоуглеродистый ФМн78 производства Украины стоил в среднем 1700 долл./т с НДС и доставкой, то к концу августа цена выросла до 1800 долл./т. Силикомарганец МнС17 подорожал в течение августа приблизительно на 120 долл./т – до 1520 долл./т, ферросилиций ФС65 – до 1475 долл./т, среднеуглеродистый ферромарганец ФМн88 – с 2770 до 2850 долл./т, а ферросилиций ФС45 – с 1120 до 1310 долл./т.

Снизились цены только на металлический марганец Мн95 – примерно на 250 долл./т, до 3370 долл./т. Это связано с некоторым избытком предложения, а также с более привлекательной ценой аналогичной китайской продукции (3300 долл./т). В сентябре рост котировок продолжится из-за активности спроса, но подорожание не превысит 40-50 долл./т для каждого типа ферросплавов.

Осенние перспективы

Что же касается внешней торговли ферросплавами, то тут основным событием последнего месяца стало начало импорта из Южной Кореи со стороны АМКР. По информации комбината, вследствие конфликта с ЗЗФ начат завоз ферросплавов из этой страны. В то же время директор предприятия Жан Жуэ констатирует: "ЗЗФ производит ферросплавы, которые жизненно необходимы компании, и сотрудничать с ним рано или поздно придется. Жаль, что руководство запорожского завода даже не попыталось предложить цены, которые могли бы удовлетворить обе стороны", - замечает Жан Жуэ.

В целом по итогам июля, рассказывают в Кабмине, экспорт отечественных ферросплавов в ценовом выражении вырос относительно июня на 26%, почти до 60 млн. долл. Таким образом, летом сформировался тренд постепенного увеличения ферросплавного экспорта: в июне в денежном эквиваленте также отмечен рост (+10% к маю). А так как в августе спрос только возрастал, то по результатам последнего летнего месяца мы, вероятно, увидим продолжение роста экспорта.

Интересно, что в июле на 58-60% повысился "в деньгах" экспорт такого дорогого продукта как малотоннажные ферросплавы, в то время как их импорт вырос всего на 40-41% (отражая общую тенденцию оживления спроса).

А общий импорт ферросплавов в июле снизился на 8,6% по сравнению с июнем-2009 – до 23-25 млн. долл., что тоже стало развитием летнего тренда (июнь показал минус 5% импорта к маю). Таким образом, тенденция спада импорта в пользу явной активизации внутреннего производства – налицо.

Кроме сохранения активности спроса и вызванного им ценового оживления, попытаемся отдельно спрогнозировать рост потребления такого "малого" ферросплава как феррохром. Так, по оценкам одного из крупнейших в мире ферросплавных производителей Eurasian Natural Resources Corp., ENRC (Казахстан), уже в 2009 г. глобальный выпуск феррохрома вырастет в связи с активизацией производства нержавеющей стали, которое по итогам года может составить 25-26 млн т. Как известно, феррохром – один из сырьевых компонентов, используемых при выпуске "нержавейки", и в последнем квартале года ожидается существенное подорожание этого сплава. В связи с этим сама ENRC в июле запустила новый окомкователь хрома на своем Донском заводе с ежегодной мощностью 700 тыс. т.

А украинские ферросплавщики, скорее всего, этой осенью будут постепенно запускать основные агрегаты, а также бороться за максимальное вытеснение импорта с внутреннего рынка.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
08:48 | 13.04.2018
DwightBlict
заказать продвижение сайта крайне профессионально пишите логин в скайпе SEO PRO1
01:04 | 13.04.2018
ThomasMok
заказать продвижение сайта 64 бит логин в скайпе SEO PRO1

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!