Подробнее Запомнить город


Бюджет 2010: Кабмин пересмотрел свои взгляды

17.09.09
размер текста:

В последний отведенный законом день Кабмин представил в Верховную Раду бюджет на следующий год. По словам главы правительства Юлии Тимошенко, в этом документе она решила отойти от политики расширения социальных расходов, а основной акцент сделать на поддержке реального сектора экономики.

А накануне в Украинском доме премьер-министр публично презентовала бюджет-2010, в котором традиционно радужно осветила бюджетные перспективы. Среди концептуальных линий стоит выделить три, которые она особенно подчеркивала:

1. В бюджете минимизирован рост социальных расходов.

2. Расширяются статьи капитальных расходов.

3. Бюджет предусматривает децентрализацию финансовых ресурсов, поскольку сформирован на новом Бюджетном кодексе (правда, ветированном).

Примечательно, что до этого года нынешний состав КМУ исповедовал кардинально противоположные взгляды. Расширяя социальные расходы стремительными темпами, правительство в последние пять лет снижало капитальные расходы до минимума. Кроме того, глава правительства всегда была ярким сторонником бюджетного унитаризма, поэтому за время ее премьерства централизация распределения финансовых ресурсов имела устойчивый восходящий тренд. Смена взглядов правительства, скорее всего, продиктована как опытом работы в кризисном 2009 году, так и желанием в преддверии президентских выборов удовлетворить отдельные целевые группы влияния (крупные ФПГ, местные элиты и пр.)

Нынешний бюджет оказался многообещающим. На основе утвержденных оптимистических макроэкономических показателей (более подробно читайте в статье Правительство наполнило бюджет-2010 оптимизмом) правительство утвердило существенный номинальный рост доходов в следующем году. Кабинет министров надеется, что в 2010 году доходы Сводного бюджета вырастут на 51 млрд. грн. по сравнению с планом на текущий год. При этом доходы общего фонда возрастут с 236,2 до 278,0 млрд. грн., а доходы специального фонда – с 71,9 до 81,4 млрд. грн. (Рис. 1)


Рис. 1. Динамика доходов Сводного бюджета Украины

К слову, более стремительный рост доходов общего фонда, нежели специального, свидетельствует о том, что социальные расходы бюджета по-прежнему являются приоритетом бюджетной политики правительства. Относительно государственного бюджета, то Кабмин определил доходы в размере 285 млрд. грн., при этом доходы общего фонда составят 218,7 млрд. грн., специального – 65,8 млрд. грн. (Таб. 1).

Таб. 1. Доходы бюджета


Три четверти доходов госбюджета сформируют налоговые поступления. Как и в предыдущие годы, правительство основную ставку делает на непрямые налоги, что противоречит логике и эволюции фискальной политики западных стран. Более половины налоговых поступлений придутся на НДС, поступления от которого ожидаются на уровне 120 млрд. грн. Кстати, в этом году поступления от НДС, по прогнозам правительства, составят только 70 млрд. грн.

Кроме того, более чем в два раза возрастут совокупные поступления от акцизов – почти до 30 млрд. грн. Закладывая столь стремительный рост от уплаты акцизов, правительство или надеется на рост производства и импорта подакцизных товаров (алкоголь, пиво, табачные изделия, автомобили, топливо), или намерено в следующем году в очередной раз повысить ставки.

Стоит отметить, что в этом документе правительство более реально оценило налоговые поступления от налога на прибыль, рост которых ожидается на уровне 2% – до 39,3 млрд. грн. На этот год правительство изначально закладывало план в 40 млрд. грн., однако позже пересмотрело в сторону уменьшения – до 30 млрд. грн.

Расходы госбюджета 2010 г. предусмотрены на уровне 324 млрд. грн. (Таб. 2). При этом правительство обещает, что приостановит рост социальных расходов, ограничившись индексацией выплат и введением надбавок к зарплатам отдельных категорий населения (учителям, медикам, ветеранам и Героям Украины).

Таб. 2. Расходы бюджета


На протяжении 2010 года правительство планирует увеличить минимальную зарплату до 778 грн. против 669 грн. в 2009 году. При этом основное повышение произойдет в конце следующего года. Ставка первого тарифного разряда Единой тарифной сетки к декабрю 2010 года достигнет 778 грн., что на 42,8% выше уровня декабря 2009 года. Государственная помощь малообеспеченным семьям по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет достигнет 100% от прожиточного минимума против 75% в 2009 году и 50% в 2008 году.

Несмотря на рост отдельных статей социальных расходов, все же он является точечным и является намного меньшим, чем широкие социальные программы последних лет. Освободившиеся же ресурсы Ю.Тимошенко обещает направить на капитальные расходы, которые должны поддержать реальный сектор экономики.

Также в следующем году правительство намерено увеличить финансирование сферы обороны и безопасности до 38,7 млрд. грн. против 35,2 млрд. грн. в 2009 году. Напомним, что 14 сентября в Генеральном штабе Вооруженных сил Украины заявили, что предусмотренный Кабинетом министров оборонный бюджет на 2010 год приведет к "полному разрушению" армии. "Минимальная потребность Вооруженных сил на следующий год составляет 19,8 млрд. грн. Нормальная потребность, которая обеспечит восстановление боеспособности и развитие армии, должна составлять 32,4 млрд. грн. Если дадут меньше, чем 19,8 млрд., то это приведет к полному разрушению Вооруженных сил Украины", - сообщал начальник пресс-центра Генштаба Сергей Кузьмин.

Желание удовлетворить всех сразу закономерно привело к разрыву между доходами и расходами казны. Официальный дефицит госбюджета в следующем году составит 46,7 млрд. грн., в том числе по общему фонду – 24,8 млрд. грн., по специальному фонду – 21,9 млрд. грн. Для его финансирования в законопроекте предусмотрены внутренние займы на уровне 120 млрд. грн. и внешние займы – на сумму 16 млрд. грн.

Важным инструментом поддержания экономики в следующем году должен стать стабилизационный фонд бюджета. Кабмин планирует в 2010 году сформировать фонд в объеме 26,8 млрд. грн., то есть почти на треть больше суммы этого года. На публичной презентации бюджета Ю.Тимошенко сообщила, что правительство уже сейчас определило отрасли и проекты, которые будут финансироваться в 2010 году за счет средств стабилизационного фонда. Среди них можно выделить такие направления как развитие угольной отрасли, программа подготовки в Евро-2012, энергосбережение и развитие электроэнергетики (строительство атомных энергоблоков и Днестровской ГАЭС).

Среди других важных решений, зафиксированных в бюджете 2010 г, стоит отметить выделение правительством 50 млрд. грн. на рекапитализацию банков. Это свидетельствует о том, что правительство ожидает ухудшения ситуации в банковской сфере в следующем году.

Отдельным пунктом стоит выделить намерение правительства децентрализировать финансовые ресурсы государства. Бюджет-2010 сформирован на основе нового Бюджетного кодекса, который существенно расширяет доходную базу местных бюджетов (более детально читайте в статье Бюджетный кодекс поставили перед выборами). Кроме того, он предусматривает внедрение института бюджета развития, который имеет реальные доходные источники. Главной проблемой, которая может нивелировать это позитивное новшество, является тот факт, что на новую редакцию бюджетного кодекса наложено вето. А Партия регионов явно не горит желанием помогать коалиции преодолеть сопротивление Президента.

В целом нынешний бюджет хоть и пестрит не всегда оправданными оптимистическими ожиданиями правительства, но все же является более скромным, чем предыдущий. В данном контексте он, по меньшей мере, мог бы послужить базой для конечного варианта бюджета. В то же время высокая политизация ВРУ в преддверии выборов, очевидно, помешает правительству вынести его хотя бы на рассмотрение в парламент. Кроме того, Президент уже заранее готов наложить вето на закон. В связи с этим стоит ожидать, что его обсуждение по сути будет перенесено на послевыборный период.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
15.11.18, Игорь Воронцов
Платить за отопление нынешней зимой украинцам предстоит ощутимо больше – поскольку Кабинет министров Украины своим постановлением от 19 октября повысил цену газа с прежних 6958 грн. до 8550 грн./тыс. куб. м для предприятий теплоэнергетики. Те, в свою очередь, уже обратились в Национальную комиссию регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг с просьбой о повышении своих тарифов – поскольку газ является основным топливом для котельных.
13.11.18, Ярослав Ярош
Национальная компания "Энергоатом" утвердила среднесрочную программу инвестиций на период 2019-2023 гг. с общим наполнением 64,5 млрд грн. Но только под половину этой суммы есть реальные источники финансирования, остальные инвестиции покрывать нечем. И это дает "Энергоатому" очередной повод требовать повышения тарифов на электроэнергию, производимую АЭС.
08.11.18, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal стал главным претендентом на покупку обанкротившейся компании Essar Steel, четвертого по величине игрока на индийском рынке, обладающего мощностями по выплавке 10 млн тонн стали в год.
05.11.18, Ярослав Ярош
10 лет подряд объемы добычи природного газа в Украине топчутся у отметки 20 млрд куб. м в год, то чуть переходя ее, то опускаясь. Ни одна из программ стимулирования отрасли не сработала, в т. ч. и последняя – "20/20" – громко распиаренная ДК "Укргазвыдобування". Уже понятно, что в 2020 г. страна не перейдет на исключительно отечественный газ. Правда, можно прогнозировать, что в следующем году добыча сделает все же прыжок, а не шажок. Подорожание газа болезненно бьет по кошелькам потребителей и в то же время превращает разработку газовых месторождений в высокоприбыльный бизнес.
01.11.18, Павел Вернивский
Вопрос инвестиций в Украине сейчас один из самых болезненных. Ведь если посмотреть на их количество, которое ежегодно заходит в Украину, наворачиваются слезы на глаза. За 4 неполных года в Украину поступило всего 9 млрд долл. иностранных инвестиций.
30.10.18, Игорь Воронцов
Размещение государственных облигаций Украины на 2 млрд долл. под 9-9,75% годовых, проведенное 25 октября, противоречит целям официально утвержденной правительственной стратегии по снижению долговой нагрузки на экономику и госбюджет. Это также идет в разрез с обещаниями премьера Владимира Гройсмана вытащить страну из долговой ямы и облегчить положение украинцев, которым предстоит из своего кармана возвращать эти долги – которые брали не они.
25.10.18, Ярослав Ярош
Аналитики прогнозируют, что в 2019 г. в глобальной металлургии продолжится парад протекционизма, торговых санкций и экспортных ограничений. И несмотря на это, спрос на металлопродукцию все равно будет расти. Впрочем, как и конкуренция между производителями.
22.10.18, Игорь Воронцов
Резкое ускорение роста цен в Украине по итогам сентября продолжится по крайней мере до новогодних праздников. Национальный банк, объясняя причины сентябрьского "большого прыжка", в основном ссылался на внешние факторы – рост мировых цен. Однако на самом деле инфляцию раскручивают действия власти и прежде всего Кабинета министров Украины.
17.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Известняковая промышленность, одна из смежных отраслей горно-металлургического комплекса Украины, в этом году никак не может выйти из негативного тренда. Падение добычи на местных карьерах металлурги вынуждены компенсировать импортом – а это и рост себестоимости уже по стальной выплавке, и дополнительный отток валюты из страны по торговому балансу.
12.10.18, Ярослав Ярош
В начале октября Европейская комиссия еще на 5 лет продлила действие антидемпинговых пошлин на ввоз бесшовных труб из Украины и России. Откровенно говоря, сложно было ожидать другого решения в период тотального закрытия мировых стальных рынков, спровоцированного Дональдом Трампом. Поэтому новость из Брюсселя несет в себе скорее нейтральный, чем негативный контекст. Ставки пошлин не поменялись – и это позволяет Украине сохранить свою долю на рынке ЕС, которая в последние годы составляла 6-7% от общего потребления в регионе.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!