Подробнее Запомнить город


Правительство наполнило бюджет-2010 оптимизмом

16.09.09
размер текста:

С задержкой в три месяца Кабинет министров утвердил прогнозируемые макроэкономические показатели на следующий год. Как и в прошлом году, правительство смотрит в будущее очень оптимистично, ожидая роста бюджетных поступлений. Между тем, как продемонстрировала практика текущего года, необоснованно завышенные прогнозные показатели приводят к тому, что с первых месяцев казна сталкивается с нехваткой финансовых ресурсов. Покрывать недостачу же приходится за счет усиления фискального давления на экономику, эмиссии денежной массы и долговых обязательств перед внешними кредиторами.

Изначально, завышая доходные статьи бюджета, правительство загоняет себя в ловушку. Де-факто, доходы, прописанные в законе о государственном бюджете, – это всего лишь план ожидаемых поступлений, который может быть выполнен или нет. А вот расходная часть государственного бюджета – это абсолютные юридические обязательства правительства, от которых оно не может отказаться в середине года. Таким образом, раздувая доходную часть бюджета, правительство изначально берет на себя завышенные обязательства, которые потом в экстренном порядке придется погашать за счет очень ограниченного набора уже упомянутых инструментов.

Кроме того, из-за слишком оптимистического бюджетного прогнозирования большая часть ресурса названных инструментов была исчерпана уже в этом году. В частности, НБУ по итогам года должен напечатать около 55 млрд. грн., или почти четвертую часть всех бюджетных поступлений. Налоги в текущем году уже были подняты, а некоторые – даже дважды. Авансовые платежи по некоторым статьям доходов (частично налог на прибыль, доходы от транзита газа, прибыль НБУ) уже собраны на год вперед.

Очевидно, что выставлять максимальные ориентиры на следующий год очень рискованно. К тому же, у правительства уже нет того ресурса, который был в этом году. Однако в преддверии выборов Кабмин снова утвердил необоснованно завышенные прогнозные показатели на 2010 г. Так, рост внутреннего валового продукта правительство ожидает на уровне 3,7%, а номинальный объем ВВП достигнет 1 трлн. 178,6 млрд. грн., то есть примерно на 150 млрд. грн больше, нежели ожидается в этом году. С одной стороны, ожидаемый рост на фоне сравнительной базы текущего года выглядит вполне реальным. При таких темпах роста ВВП Украине понадобиться порядка трех лет для того, чтобы восстановить экономику до уровня 2008 г. В то же время особых позитивных сдвигов в национальной экономике, несмотря на заявления чиновников, пока не отслеживается. Вряд ли можно считать началом полномасштабного восстановления экономики рост отдельных отраслей на 1-2% в последние два месяца после 50% обвала в начале года.

Кабинет Министров также ожидает, что промышленность преодолеет спад уже в следующем году. Рост объемов промышленного производства согласно правительственному прогнозу составит 2,9%, что на фоне 30% обвала в этом году выглядит вполне реалистичным. При этом рост производства в машиностроении должен достичь 5%, в пищевой промышленности и металлургии – 3%, в производстве минеральной неметаллической продукции – 7%. Реальное увеличение среднемесячной заработной платы ожидается на уровне 3%, увеличение производительности труда – на уровне 3,5%. Прогноз роста цен правительство не меняет годами, хотя еще ни разу так и не удалось вложиться в свои же ориентиры. Индекс роста потребительских цен в следующем году ожидается на уровне 109,7%, а увеличение объемов импорта-экспорта – на уровне 9,5%.

Еще одним важным макроэкономическим показателем является прогнозный курс национальной валюты. На следующий год Кабмин предусматривает, что он составит 7,5 грн./долл. Скорее всего, если действующий премьер-министр придет к власти, то гривна действительно будет тянуться к этому значению. Но о том, что ревальвация национальной валюты сейчас крайне нежелательна, говорилось уже достаточно много. Именно рост американской валюты дал импульс национальной промышленности. Инфляция же практически замерла, поэтому для укрепления гривны сейчас нет обоснованных аргументов. В то же время именно завышенный прогнозный курс гривны является единственный резервом наращивания доходов госбюджета. Повышение реального американского доллара на 50 коп. дополнительно пополнит бюджет примерно на 3,5 млрд. грн.

На основании названных макроэкономических показателей правительство заложило в бюджет-2010 общие доходы на уровне 284,8 млрд. грн., расходы – 336,2 млрд. грн., соответственно дефицит составит 3,97% ВВП. Обеспечить рост поступлений в бюджет должна ГНАУ, которой поручено собрать 126,7 млрд грн. (+12% по сравнению с 2009 г.), и ГТСУ, которой необходимо увеличить сборы более чем на 2%. Кроме того, налоги с доходов физических лиц должны вырасти на 12,5% – до 50 млрд. грн., налог на прибыль – на 2%. Хотя, если мыслить логически, то с учетом инфляции налог на прибыль должен уменьшаться.

Таким образом, прогнозируемые макроэкономические показатели свидетельствуют об уверенности Кабинета Министров в преодолении Украиной экономического спада уже в следующем году. И это было бы успокоением для инвесторов и граждан, если бы Кабмин не допустил колоссальных просчетов на текущий 2009 год. Несмотря на ухудшающуюся экономическую обстановку, в этом году правительство решило не резать расходную часть бюджетов. Ведь КМУ был уверен, что Украине удастся избежать экономического спада. Напомним, что в бюджет на 2009 г. заложены ожидания роста ВВП на 0,4% и инфляции на 9,5%.

Однако падение экономики в первом полугодии оказалось чрезмерно глубоким – почти 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из-за стремления выполнить взятые на себя обязательства Кабмину в буквальном смысле пришлось "выжимать" бизнес, печатать деньги и залезать в долги. Негативные последствия подобных действий весьма негативно отобразились на экономике страны. Очевидно, если бы правительство взяло на себя те обязательства, которые оно реально могло бы обеспечить, то многих деструктивных импульсов удалось бы избежать.

Алексей Виниций
 

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!