Подробнее Запомнить город


Галнафтогаз вышел к морю?

29.11.19
размер текста:

Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.

Подарок в 600 млн грн

ХНПК оказался в собственности Национального банка Украины после того, как в 2014 г. обанкротился Реал-банк, принадлежавший беглому харьковскому бизнесмену Сергею Курченко. Банк в 2013 г. получил от НБУ 800 млн грн. в качестве кредита рефинансирования – и не вернул долг. При этом имущественный комплекс ХНПК находился в залоге у НБУ в качестве обеспечения по кредиту.

Но продажа данного актива долгое время стопорилась из-за того, что Печерский районный суд Киева в апреле 2014 г. арестовал имущество ХНПК по ходатайству Генеральной прокуратуры Украины. Мотивация у силовиков была довольно экзотической: по их мнению, нефтеперевалочный комплекс являлся… вещественным доказательством в уголовном производстве, которое расследовалось в отношении С.Курченко.

Тем не менее, суд согласился со столь необычным подходом к вещественным доказательствам и Нацбанку пришлось долго судиться с ГПУ. Только в июле текущего года ХНПК передали в управление государственного Агентства розыска материальных активов. А в сентябре он был выставлен на продажу со стартовой ценой 201 млн грн. – но аукцион не состоялся в виду отсутствия участников.

Вторая попытка оказалась более успешной: было подано сразу 17 заявок, хотя только 5 компаний смогли внести по 8 млн грн. в качестве гарантийного взноса для участия в аукционе. По данным директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, среди них были представители группы "Приват", фирмы из орбиты группы ТАС Сергея Тигипко и группы Wexler.

Кроме того, на покупку ХНПК претендовали "контрабандисты времен Курченко" и участник, действующий в интересах концерна "Галнафтогаз" Виталия Антонова. "Ажиотаж" возник после того, как начальную цену объекта снизили до 161,2 млн грн. Несмотря на это, начинать торги, проходившие на электронной площадке госпредприятия СЕТАМ, никто не торопился. Стартовые 161,2 млн грн. так и простояли в течение всей торговой сессии – и лишь за минуту до ее завершения один из участников внезапно предложил 200 млн грн.

То ли этот ход оказался слишком неожиданным для остальных, то ли они и не планировали реально торговаться, ограничившись ролью статистов в массовке – но данное предложение никто так и не перебил. Согласно официальному сообщению СЕТАМ, аукцион выиграл участник №15. По данным информагентства Argus, которое ссылается на участников рынка, победителем стала фирма, действовавшая в интересах "Галнафтогаза".

Сам концерн по этому поводу сделал туманный комментарий - заявив, что "Галнафтогаз" конечным бенефициаром которого является В.Антонов, не участвовал в аукционе по продаже Херсонского нефтеперевалочного комплекса. Что впрочем, не исключает участие в конкурсе третьих лиц, которые могли фронтировать В.Антонова.

В то же время в "Галнафтогазе" подтвердили заинтересованность в объекте. "Херсонский нефтеперевалочный комплекс потенциально мог бы быть интересным для нас и, возможно, в будущем мы могли бы рассмотреть предложения владельца/владельцев", — говорится в опубликованном комментарии концерна.

В свою очередь, государство в лице НБУ теперь смогло вернуть только 25% от суммы выданного кредита. Остальные 600 млн грн. Нацбанку придется записать себе в убыток. Соответственно, это чистая прибыль от сделки с кредитом для С.Курченко, в несколько раз завысившего залоговую стоимость ХНПК.

Морской акцент

Доля морских поставок в общем объеме импорта нефтепродуктов в Украину до недавнего времени была мизерной – в пределах 5-10%. При этом порядка 90% перевалочных мощностей в Одессе и Ильичевске контролируются фирмами из орбиты группы "Приват". Эта же группа – крупнейший импортер нефтепродуктов, поступающих в Украину через порты. За август-октябрь из всего объема "морского" дизтоплива на нее пришлось 35%, по данным "А-95".

По мнению С.Куюна, предполагаемый приход "Галнафтогаза" на херсонскую нефтеперевалку позволит разбавить "приватовскую" монополию в данном сегменте. Кроме того, компания В.Антонова сможет диверсифицировать поставки нефтепродуктов для своих АЗС под сетевым брендом ОККО. "Имея такие морские ворота, компания усиливает свои переговорные позиции, когда идет речь об источниках поставок. Это мощный инструмент, стратегически это очень правильный шаг", - пояснил эксперт в комментарии МинПрому.

По его словам, стабильные поставки в южный регион через ХНПК позволяют уменьшить зависимость украинского нефтерынка от поставок дизтоплива из Беларуси и России. С.Куюн уточнил, что нефтеперевалочный комплекс в Херсоне работал и в 2014-2019 гг., однако неопределенный юридический статус негативно сказался на его технических характеристиках.

"Сейчас состояние там удручающее, 6 лет были вычеркнуты… Хотя там и до этого не было хороших характеристик: полуразрушенные резервуары, слабая причальная инфраструктура. Там 2 площадки на территории, соединенные трубопроводом – никто не знает, в каком он сейчас состоянии", - констатировал генеральный директор консалтинговой компании "А-95".

По его оценкам, для восстановления ХНПК потребуется сумма инвестиций, сопоставимая с той, которую покупатель заплатил на торгах – порядка 200 млн грн. "Если же делать дноуглубление, чтобы туда могли заходить большие танкеры – то это будет стоить еще больших денег. Но тогда и экономика у перевалки будет совсем другая", - сказал эксперт. Сейчас ХНПК способен принимать небольшие танкера водоизмещением до 10 тыс. т.

С.Куюн отметил, сейчас привлекательность херсонского НПК для инвестиций существенно возросла. Это произошло после введения специальных пошлин на импорт дизтоплива из РФ трубопроводным транспортом, вступивших в силу с 1 августа. В результате увеличился объем морских поставок, а в октябре был установлен исторический рекорд – 150 тыс. т., порядка 25% от всего импорта ДТ за месяц.

"Конечно, этот месяц был не показательный - сказалась еще и остановка на ремонт Мозырского НПЗ в Беларуси, одного из крупнейших поставщиков. Но думаю, в дальнейшем морской импорт будет в пределах 100 тыс. т. в мес., или 20% от всего завоза дизтоплива", - спрогнозировал эксперт. По его мнению, доля морских поставок нефтепродуктов в Украину может еще больше возрасти в случае введения спецпошлин на импорт ДТ из России железнодорожным транспортом. Данную инициативу в Кабинете министров Украины сейчас лоббируют представители ПАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ), подконтрольного группе "Приват".

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".
11.11.19, Игорь Воронцов
Завершение первого этапа реконструкции стана "1700" позволяет Мариупольскому металлургическому комбинату им. Ильича (ММКИ) существенно увеличить продажи продукции с добавленной стоимостью – прежде всего на зарубежных рынках. Это вписывается в стратегию группы "Метинвест", в состав которой входит предприятие. Серьезным препятствием для ее реализации представляются торговые барьеры в виде заградительных пошлин и квот, получившие широкое распространение в различных регионах мира.
01.11.19, Игорь Воронцов
Европейская стальная отрасль начала сдавать позиции под напором игроков из КНР. Долгое время их удавалось успешно сдерживать, однако кризис в еврометаллургии, вызванный стагнацией экономики ЕС и непродуманными регуляторными решениями, открыл ворота для китайской экспансии.
25.10.19, Игорь Воронцов
Металлургическая промышленность в ряде регионов мира оказалась под ударом нового кризиса – так и не успев толком выбраться из предыдущего. Причины у кризисных явлений в Европе, Южной Америке и Украине общие, да и результат один: остановка предприятий, сокращение производства, рабочих мест, налоговых платежей.
23.10.19, Ярослав Ярош
За последний год-полтора практически все базовые котировки энергетического угля просели едва не вдвое. И это еще не дно. Вероятно, плавный нисходящий тренд продержится, как минимум, и в 2020 г. Импортозависимым странам, вроде Украины, наблюдать за падающими прайсами должно быть приятно. Только зрелище иногда получается парадоксальное: в пику дешевеющему углю тарифы на электрическую энергию на внутриукраинском рынке растут.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!