Миттал и Ilva: растоптать все

Публікації

Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.

Путь в Тарранто

Проблемы у самого большого сталеплавильного предприятия Европы, мощность которого ранее составляла 11,5 млн т в год (сейчас порядка 8,5 млн т), тянутся минимум с 2011 г. Тогда его владельцем была семья Рива, но правительство Италии в 2014 г. приняло решение о национализации Ilva, а поиски нового собственника затянулись на целых 4 года.

И вот в 2018 г. правительству наконец удалось договориться с концерном ArcelorMittal, заинтересованным в данном активе. Казалось, жизнь в Тарранто после этого должна была наладиться. Приход туда крупнейшего мирового производителя стали позволял местным жителям иметь стабильную хорошо оплачиваемую работу (безработица в южной Италии – одна из острейших проблем), властям – стабильные налоговые отчисления.

Были и определенные нюансы: устаревшие мощности Ilva не вписывались в жесткие рамки европейского природоохранного законодательства. Но в принципе вопрос относился к числу решаемых: финансовая мощь концерна Лакшми Миттала позволяла обеспечить необходимую экологическую модернизацию – хотя, разумеется, и не за 1 год. И ArcelorMittal на это согласился, письменно задекларировав готовность инвестировать 2,4 млрд евро в развитие Ilva до 2024 г.

Хотя трудности Л.Миттала по пути в Тарранто на этом не заканчивались. Предстояло еще утрясти болезненные вопросы с профсоюзами, которые категорически возражали против сокращения персонала – а это требовалось для повышения экономической эффективности комбината. Изначально администрация ArcelorMittal хотела уменьшить численность работающих с 13,8 тыс. до 8,4 тыс. чел. В итоге долгие и непростые переговоры позволили сторонам найти компромисс: они сошлись на 10,7 тыс. и в начале сентября 2018 г. соглашение с профсоюзами было подписано.

Получение разрешения на сделку от Еврокомиссии стало еще одной страницей поэмы о битве ArcelorMittal за Ilva. Сначала еврочиновники были категорически против: им показалось, что таким образом нарушается конкуренция на европейском стальном рынке. Поэтому концерн пошел на продажу 7 своих предприятий в Румынии, Чехии, Люксембурге, Италии, Бельгии и Македонии – чтобы снять опасения официального Брюсселя. И в конце апреля 2018 г. оттуда пришло "добро" на сделку.

Кроме того, менеджерам Л.Миттала пришлось убедить местные власти Тарранто в преимуществах своего прихода на проблемный меткомбинат. Мэр города Ринальдо Мелуччи и другие представители мэрии в начале августа 2018 г. заявили, что удовлетворены планом ArcelorMittal по покупке Ilva.

"Зеленый" рэкет

И вот теперь, когда уже решительно ничего не могло помешать всеобщему счастью – в Италии 4 марта 2018 г. состоялись очередные парламентские выборы. Они принесли победу популистской партии "Движение 5 звезд", создавшей новое правительство совместно с партией "Лига Севера". У "5-звездочных" оказался свой взгляд на будущее Ilva.

Их лидеры и ранее высказывались о необходимости закрытия меткомбината, апеллируя к экологическому ущербу от его работы. Но при этом не предлагали никакой альтернативы для десятков тысяч итальянцев, так или иначе "завязанных" на Ilva. А также для компенсации падения налоговых отчислений в местный и центральный бюджет. Поэтому до выборов эти заявления Луиджи ди Майо и его соратников по партии рассматривались скорее как попытка заигрывания с избирателями.

Но когда он стал вице-премьером, заняв должность министра экономического развития, труда и социальной политики, все стало по-настоящему серьезно. Для начала Л. ди Майо заявил о нарушениях, якобы имевших место при приватизации Ilva. К поиску этих нарушений подключили итальянскую прокуратуру, а юридическое оформление сделки новый Кабинет министров во главе с Джузеппе Конти отложил на несколько месяцев.

В итоге злоупотреблений так и не нашли, а "5-звездочный" вице-премьер пояснил, что теперь его правительство ожидает от Л.Миттала "гораздо лучшего предложения относительно улучшений окружающей среды и сохранения рабочих мест" на Ilva. Заявление смахивало на шантаж из разряда "а почему мы не в доле?" – поскольку концерну ранее уже удалось обо всех пунктах договориться с профсоюзами, местной властью и центральным правительством.

Тем не менее ArcelorMittal тогда утверждал, что не намерен отказываться от сделки и даже представил новый план относительно меткомбината в Тарранто, предусматривающий 1,15 млрд евро инвестиций в природоохранные мероприятия до 2024 г. В частности, концерн презентовал проект стоимостью 300 млн евро по строительству закрытых ангаров для хранения всех сырьевых запасов предприятия – с целью недопущения выбросов пыли.

Для железной руды такой комплекс хотели построить к концу 2019 г., для коксующегося и энергетического угля – в мае 2020 г. Инженеры предложили сделать крытыми и все конвейеры для подачи сырья в печи. Еще 167 млн евро планировалось направить на модернизацию системы водоснабжения и водоочистки комбината.

В 2021-2022 гг. на 2 аглофабриках предусматривалось оснащение оборудования современными фильтрами для минимизации выбросов пыли, металлических частиц и диоксинов. Оснащение коксохимического производства системой десульфурации коксового газа обошлось бы еще в 200 млн евро.

Понятно, что столь масштабную программу нереально выполнить даже за 1 год, поэтому итальянцам следовало запастись терпением – если они действительно хотели видеть улучшения. Однако уже летом текущего года началась новая волна обострения вокруг комбината. Детонатором стало решение парламента об отмене правовых гарантий для нового владельца Ilva от экологических претензий, сформированных до прихода Л.Миттала.

К индийскому миллиардеру можно относиться по-разному, но очевидно, что в данном случае авторы законопроекта, что называется, "пошли по беспределу", в одностороннем порядке отказавшись от собственных обязательств в рамках сделки. Почти сразу же после этого прокуратура потребовала остановки одной из трех доменных печей в Тарранто под предлогом невыполнения мероприятий по охране труда. Все это очень напоминало очередной раунд игры чиновников в "мы ждем нового улучшенного предложения".

Сначала администрация комбината заявила, что сделает все возможное для продолжения работы ДП-2. Но в начале ноября ArcelorMittal заявил об отказе покупать Ilva, которым в настоящее время управляет на правах аренды. По всей видимости, в центральном лондонском офисе концерна наконец поняли, что "новых улучшенных предложений" от них будут требовать постоянно и каждый раз это будет игра в одни ворота.

Поэтому на комбинате в Тарранто начали подготовку к консервации всего доменного производства – которая, как ожидается, завершится к концу года. Первую реакцию итальянских властей на такой поворот событий можно охарактеризовать как растерянность. Заместитель министра экономики Италии Антонио Мизиани в интервью СМИ признал, что в правительстве не имеют представления, что делать дальше.

По его словам, повторная национализация комбината создаст проблемы с Европейской комиссией, поэтому "необходимо искать рыночное решение". Но "рыночное решение" точно не предусматривает участия прокуратуры как элемент силового давления – если имелся в виду диалог с нынешним инвестором. Если же говорить о поиске нового, то надо помнить, что для прихода ArcelorMittal в Тарранто потребовалось целых 4 года. И вряд ли у нынешних властей есть еще столько же времени на поиски.

Да и столь сомнительный бэкграунд по Ilva, созданный усилиями официального Рима, точно не будет способствовать ажиотажу среди инвесторов – если только они не желают наступить на те же грабли, что и Л.Миттал. Впрочем, с логикой в нынешнем итальянском Кабмине не очень дружат. В середине ноября премьер Дж.Конте заявил, что не позволит ArcelorMittal выйти из сделки и потребовал выполнения ранее взятых обязательств.

А через несколько дней правительство подало встречную апелляцию на иск концерна, который теперь в судебном порядке добивается расторжения сделки. Тем самым в Риме пошли по пути "закручивания гаек", надеясь переломить одну из крупнейших компаний мира в силовом противостоянии. И еще раз подтвердив, что оказались не готовы к последствиям собственной непродуманной политики в отношении со стратегическим инвестором.

Тем временем комбинат откорректировал планы стального производства на текущий год до 4,5 млн т с предыдущей цели в 6 млн т и отправил в неоплачиваемые отпуска 1,4 тыс. рабочих. Выпуск толстолистового проката также прекращается. Дело идет к полной остановке крупнейшего металлургического предприятия в ЕС.

Для Украины это хорошо, т.к. сейчас она находится на 13-м месте среди мировых производителей стали, а Италия – на 11-м месте. И теперь украинские металлурги могут подняться в рейтинге и занять освобождающуюся нишу. В т.ч. и на итальянском рынке, который по емкости считается вторым в ЕС после Германии. Но это возможно, только если украинские власти не будут повторять ошибки итальянских коллег в отношении компаний, на которых держится национальная экономика.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

21 Грудня 2023

Україна отримала 1,5 млрд євро макрофінансової допомоги від ЄС

БЕБ виявив ухиляння від сплати 65 млн грн мита при експорті металобрухту

У чергах на кордоні з Польщею стоять 4 тисячі вантажівок

УЗ в 2023 році експортувала 63 млн тонн вантажів

Канада погодилася купувати до 1 млн тонн вуглецевих квот на рік

Виробництво сталі в Чехії за 9 місяців скоротилось на 21%

Мексика збільшує споживання сталі, але скорочує виробництво

Енергетики зафіксували найнижчий максимум споживання

ЄС виділять 2,17 млрд євро на модернізацію енергосистем

Японська Marubeni інвестує 4,4 млрд дол у збільшення видобутку міді у Чилі

Протягом січня-листопада італійські металурги знизили випуск сталі на 3%

Німеччина поповнила український Фонд енергетичної підтримки на 88 млн євро

УЗ розмірковує над оптимальною ціною, щоб перевозити вантажівки залізницею

Україна отримала від Японії 950 млн дол на відновлення та соцзахист

США посилять контроль за дотриманням стелі цін на експорт російської нафти

Питання авіасполучення зрушить з мертвої точки у 2024 році – Данілов

ВСІ НОВИНИ ⇢