Подробнее Запомнить город


Экспортные горки

15.09.09
размер текста:

В августе экспорт металлопродукции из Украины снова упал и “начал валяться”. Однако до конца года, несмотря на сезонное снижение, ожидается очередной всплеск.

По свежим данным Кабмина, в августе экспорт металлопродукции из Украины сократился относительно июня на 6%, до 2,11 млн т. Больше всего упали поставки проката: горячекатаного (г/к) – на 20,7%, арматуры – на 20,1%. В то же время экспорт полуфабрикатов снизился не так сильно: слябов – на 16,2%, квадратной заготовки – всего на 4,4%.

Для сравнения: в июле 2009 г. совокупный экспорт отечественного металла вырос по сравнению с предыдущим месяцем на 16% и составил 2,24 млн т, в т.ч. горячекатаного плоского проката – на 49,4%, арматуры – на 23,4%.

По странам и континентам

Отметим, что на август прогнозировалось более существенное уменьшение экспортных продаж. Причинами выступили сезон отпусков, а также исламский праздничный месяц "Рамадан" и связанный с ним традиционный спад деловой активности в мусульманских странах. Эксперты Министерства промышленной политики подтверждают, что главным фактором сокращения экспорта является спад спроса на таких основных рынках сбыта как Ближний и Средний Восток, а также Северная Африка. Кроме того, оказали свое влияние продолжающийся кризис корпоративного кредитования и рекордная летняя жара.

В частности, заметно снизился спрос на металлопродукцию строительного сортамента, что отразилось на украинском монополисте данного сегмента – комбинате "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР). Так, по итогам августа предприятие уменьшило выпуск стали на 14% к июню, проката – на 11%.

Что касается стоимостных показателей экспорта, то, по предварительным оценкам экспертов Кабмина, в августе они сократились до 760-770 млн долл. (с 830 млн долл. в июле). В центре "Держзовнишинформ" (ДЗИ) сообщают, что в натуральной структуре экспорта в июле-августе традиционно преобладали полуфабрикаты – примерно 42% всего объема поставок. В то же время 22-23% занял плоский г/к прокат, 7-8% – арматура, 6% – катанка, до 6% – передельный чугун, 3-4% – холоднокатаный плоский прокат.

По оценкам профильных экспертов Минпромполитики, конъюнктура основных направлений металлоэкспорта из Украины сегодня определяется следующими ключевыми факторами. В Юго-Восточной Азии (ЮВА) к началу сентября на рынке плоских полуфабрикатов продолжалось падение цен, связанное с сохранением общей нестабильности и опасностью нового перепроизводства. Напомним, что многие металлопроизводители региона отреагировали на летнее оживление продаж новым ростом выплавки стали. Причем, значительно более быстрым, чем увеличение спроса. Это быстро привело к очередному перенасыщению предложения. В итоге импортные слябы сегодня стоят в ЮВА 450-460 долл./т CFR. "Это заметно ниже, чем месяцем ранее, но сбыт все равно минимален", – констатируют в департаменте ДЗИ по вопросам металлургического комплекса. Складские запасы слябов в регионе достаточны, местные потребители обеспечены полуфабрикатами на несколько месяцев вперед. Интересно, что слябы из СНГ стоят в регионе 475-490 долл./т. Причина высокой цены – стремление производителей бывшего СССР к максимальной марже, что сильно снижает их конкурентоспособность, в т.ч. и на рынках ЮВА.

В целом можно отметить, что рассматриваемый регион постепенно теряет свое значение как основное направление отечественного металлоэкспорта в пользу Китая и Индии. Так, в январе-июле 2009 г. украинский экспорт металлопродукции в КНР достиг уровня 500 млн долл. "в деньгах", в то время как за аналогичный период прошлого года сумма составляла всего 140 тыс. долл.

Кроме того, среди позитивов отметим активные переговоры МИД Украины с Таиландом о снижении пошлины на поставки отечественной металлопродукции в эту страну. 10 сентября 2009 г. в Киеве состоялся 1-й раунд консультаций между МИДами по данной теме. Напомним, что в мае текущего года министерство коммерции Таиланда возобновило пошлину на ввоз отдельных видов металлопродукции из 14 стран, включая Украину, на 5 лет.

По сегментам

Касательно готового проката, то, несмотря на "Рамадан", спрос в данной нише снизился не так сильно, как ожидалось, в т. ч. на Ближнем Востоке. Например, стоимость г/к листа на внутренних рынках стран Персидского залива вышла на уровень 600 долл./т EXW. К октябрю можно ожидать дальнейшего общего улучшения ситуации на рынках плоского проката, что позволит украинским поставщикам несколько стабилизировать продажи в таком традиционно важном для них регионе.

В Турции после введения заградительной пошлины в 13% наступило затишье импорта. Продается, прежде всего, г/к лист внутренних производителей по 640-650 долл./т. При этом ожидается дальнейшее подорожание на 10-15 долл./т. В такой ситуации лист из Украины предлагается по 560 долл./т CFR, и, по сведениям из Кабмина, отечественным поставщикам пока что удается обходить заградительные меры Анкары.

В целом мировой спрос на г/к рулон остается слабым. Неудивительно, что уже в сентябре производители СНГ снизили цены на него на 10-20 долл./т, тем более что на рынке присутствует китайская продукция по еще более низкой цене.

Если брать "холодный" лист, то в числе прочего отметим: в этом сегменте спрос на Ближнем Востоке остается на "дне". Украинский х/к прокат предлагается в регионе по 615-630 долл./т CFR. В Европе в данном сегменте цены в сентябре составили порядка 470-475 евро/т, тогда как товар из Украины предлагается по 600-610 долл./т FOB.

Наконец, в нише катанки и арматуры на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке сохраняется нестабильность. Отметим, что стоимость импортной продукции при поставках в Сирию, Ливан и Иорданию вышла на уровень 520-530 долл./т CFR, в т.ч. АМКР поставляет сюда свою арматуру по 510 долл./т CFR. Продолжается ухудшение положения на рынке Ирана, практически "замер" ранее активный египетский рынок. А вот в странах Персидского залива наметилось подорожание – почти до 550 долл./т EXW.

Наконец, в ЮВА цены на строительный сортамент стабильны, а после окончания сезона дождей в октябре-декабре прогнозируется и рост спроса на длинномерный прокат. Отечественные поставщики всегда имели определенные позиции в данной нише регионального рынка, а значит, снова попытаются нарастить здесь реализацию.

По месяцам и заводам

Считается, что до конца сентября украинский металлоэкспорт останется на пониженном августовском уровне. Затем снова будет небольшой всплеск, который пока что не означает определенной тенденции, но тем не менее позволяет металлургам держаться "на плаву". Так, цены на поставки в октябре уже выросли, а, кроме этого, в 2009 г. темпы августовского спада оказались меньше прошлогодних.

Каковы перспективы у металлургов Украины? Прежде всего, вспомним о поставках в Китай, возродившихся в нынешнем году. Есть основания считать, что по результатам 2009 г. металлоимпорт в КНР подскочит не менее чем на 10% – до уровня 18 млн т. Это будет первый значительный рост металлоимпорта в страну, начиная с 2004 г. В числе причин – крупные инфраструктурные проекты, включая планы строительства 15-20 "супергородов" с населением более 10 млн чел. каждый. Неудивительно, что в последующие несколько лет ежегодное потребление металлопродукции китайским рынком должно повыситься до 600 млн т. И отечественные экспортеры отчаянно "цепляются" за этот рынок, вплоть до размораживания проектов модернизации мощностей, - лишь бы закрепиться в Китае.

Также отметим, что уже в сентябре антидемпинговое расследование против импорта г/к проката начал Пакистан. В списке "провинившихся" – не только наша страна, но и РФ, Бельгия, Япония и США. В связи с этим акцентируем, что в І полугодии 2009 г. украинский экспорт данного вида проката в Пакистан составил 122,6 тыс. т – 4,5% в общей структуре экспорта г/к листа (на 43 млн долл.).

Понятно, что АМКР не специализируется на листе. Но именно этот комбинат вследствие кризиса вынужден активнее других искать новые векторы сбыта. Причина – резкий спад в строительстве по всему миру, на прокат для которого всегда было ориентировано предприятие. Пока что за счет денег Миттала и вертикальной интеграции с заводами холдинга по всему миру АМКР удавалось "сводить концы с концами" и даже продолжать программы обновления. Но новое сезонное сокращение строительства (к зиме) и связанный с этим спад потребления "строительного" проката могут поставить компанию в критическое положение. А это поможет "открыть фронт", например, практически остановленному Макеевскому метзаводу, где на самом-то деле даже сейчас продолжаются работы по обновлению прокатных мощностей. Рано или поздно кризис закончится, и если "колосс" АМКР пошатнется, то его место может постепенно занять новое, более эффективное производство. В том числе и на региональных экспортных рынках.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!