Подробнее Запомнить город


Китайцы придут – порядок наведут

01.11.19
размер текста:

Европейская стальная отрасль начала сдавать позиции под напором игроков из КНР. Долгое время их удавалось успешно сдерживать, однако кризис в еврометаллургии, вызванный стагнацией экономики ЕС и непродуманными регуляторными решениями, открыл ворота для китайской экспансии.

Она началась в 2016 г., когда один из крупнейших стальных производителей Hebei Iron&Steel Group за 46 млн евро купил сербский металлургический завод Zelezara Smederevo в рамках его повторной приватизации. Предыдущий владелец, американская US Steel, в 2012 г. вернула данный актив правительству Сербии за символическую плату в 1 долл., записав себе в убыток 400 млн долл. от проведенной сделки.

Несмотря на такой не очень обнадеживающий бекграунд, китайцы не побоялись зайти на единственный в Сербии металлургический комбинат и уже через полгода объявили о его выходе на безубыточный уровень работы. Они запустили вторую доменную печь, которая простаивала с 2010 г., потратив 160 млн долл. на восстановительные работы и на увеличение стальной выплавки с 1,5 млн до 1,8 млн т в год.

Генеральный директор HBIS Group Serbia Iron&Steel Сихаи Сонг летом прошлого года сообщил о планах материнской компании вложить в развитие комбината еще 150 млн евро до 2020 г. и довести стальную выплавку до 2,2 млн т в год. Поэтому сербские власти, несколько лет не желавшие иметь дел с инвесторами из КНР, теперь очень довольны сотрудничеством. Как отмечал в 2017 г. премьер страны Александр Вукич, благодаря приходу Hesteel в Смедерево там удалось сохранить 5050 рабочих мест.

Существенно увеличились и доходы комбината: уже по итогам 2017 г. это было 750 млн долл. по сравнению с 433 млн долл. годом ранее. Соответственно выросли налоговые отчисления. Правда, восторг официального Белграда не очень разделяли в Брюсселе. В 2016 г. Еврокомиссия начала антидемпинговое расследование в отношении поставок металлопродукции из Сербии. Тем не менее никаких санкций в отношении Zelezara Smederevo в итоге так и не было принято.

Внедрение китайцев в еврометаллургию продолжилось в Польше, где крупнейший стальной производитель, комбинат Huta Czestochowa, уже несколько лет испытывал серьезные трудности. Главным образом они были вызваны внутрикорпоративными проблемами собственника, украинско-российской компании "Индустриальный союз Донбасса". Все это привело к банкротству Huta Czestochowa и его остановке.

На предприятие претендовали несколько компаний, но в итоге окружной суд Ченстоховы встал на сторону китайской Sunningwell International Polska, которая зашла на комбинат под прикрытием польского металлургического холдинга Cognor. В середине сентября текущего года Sunningwell получила судебное разрешение на аренду Huta Czestochowa, пока на 12 мес. А через месяц комбинат возобновил выплавку стали – после более чем полугодового простоя.

Учитывая предыдущий сербский опыт, можно практически не сомневаться, что и польский комбинат, который специализируется на выпуске толстолистового проката – через какое-то время вернется к прежней загрузке мощностей. А заодно улучшит и финансовые показатели. Очевидно, что тогда китайские инвесторы смогут более серьезно закрепиться в Ченстохове, юридически оформив переход меткомбината в свою собственность.

Таким образом, слабость экономик Восточной Европы позволила китайцам создать там плацдарм для дальнейшего проникновения в металлургию более сильных и развитых стран ЕС. Сейчас очередной целью для инвесторов из КНР является British Steel, второй по величине стальной производитель Великобритании. У этой компании очень непростая судьба и в мае нынешнего года она официально обанкротилась.

Изначально правительство страны хотело видеть новым владельцем British Steel британскую компанию Liberty Steel, но предложения миллиардера Санджива Гупты не устроили официальный Лондон. В итоге после ряда движений в разные стороны был заключен договор с турецким Ataer Holding, подразделением пенсионного фонда Oyak, дающий туркам эксклюзив на переговоры о покупке British Steel.

Но действие эксклюзивного соглашения с Ataer Holding закончилось, в конце октября британские власти объявили о готовности рассматривать предложения других заинтересованных сторон. Среди них фигурирует и китайская Jingye Group. Это самый предпочтительный вариант для официального Лондона, поскольку остальные компании выражали готовность купить лишь часть активов British Steel. А правительство хочет пристроить компанию "в надежные руки" целиком. Вероятно, для представителей КНР такое условие не является критичным.

Разумеется, чудес не бывает: успехи китайских металлургов во многом объясняются мощным государственным субсидированием, наличие которого доказано результатами многочисленных расследований в разных странах мира. Поэтому стальная продукция из КНР облагается антисубсидиарными и компенсационными пошлинами в США, ЕС, Бразилии и т.д. Но это не приводит к прекращению дотаций, а лишь заставляет китайцев искать новые лазейки для экономического расширения.

Одним из вариантов является покупка активов на целевых рынках. Ранее это были главным образом инвестиции в сырьевой дивизион ГМК в Африке, Южной Америке и Австралии. Однако в последнее время китайские компании все больше вкладываются в предприятия более высоких переделов.

В качестве примера можно вспомнить проект Tsingshan Group, крупнейшего в мире производителя нержавеющей стали, которая совместно с американской Allegheny Technologies Inc. построила сталепрокатный завод Midland в штате Пенсильвания. Его мощности позволяют получать в год 300 тыс. т х/к листа из стальных легированных слябов, их поставки ведутся с метзавода Tsingshan в Индонезии.

Сдерживающим фактором для китайского расширения является регуляторная политика развитых стран. В частности, Allegheny Technologies заявляла об убыточности проекта после введения пошлин в размере 25% от таможенной стоимости на импорт в США всего спектра металлопродукции, включая полуфабрикаты. Кроме того, в августе Tata Steel аннулировала соглашение с Hebei Iron&Steel Group по продаже своих предприятий NatSteel Holdings в Сингапуре и Tata Steel Thailand.

Данное решение индийская компания пояснила сложностями с получением согласований от регулирующих органов в различных странах. По этой же причине ранее сорвалось объединение европейских активов Tata Steel с металлургическим подразделением немецкого концерна Thyssenkrupp AG. О сделке было объявлено еще в сентябре 2017 г., но весной текущего года Еврокомиссия окончательно заблокировала это слияние.

В данном случае действия еврорегулятора на руку китайцам – поскольку и Tata Steel, и Thyssenkrupp не отказались от идеи привлечь стороннего инвестора в свой европейский стальной бизнес. Уже в мае стало известно о начавшихся переговорах Tata Steel с Hebei Iron&Steel Group о продаже Tata Steel Europe. В свою очередь, Thyssenkrupp в мае также заявил о намерении искать партнеров для своих металлургических предприятий после блокировки слияния с Tata Steel.

Очевидно, что немецкий концерн сейчас гораздо больше нуждается в таком партнерстве. Согласно свежей финансовой отчетности у Tata Steel Europe убыточными были только британские заводы – тогда как предприятия в Бельгии, Швеции и Нидерландах показали неплохие результаты. А вот Thyssenkrupp резко ухудшил позиции – что в итоге привело к увольнению его генерального директора Гвидо Керхоффа.

Сменившая его в должности Мартина Мерц в середине октября озвучила планы по увольнению 6 тыс. работников в рамках программы снижения затрат. Эта инициатива практически на 100% приведет к острому конфликту с профсоюзами – который неизвестно чем может закончиться. Партнерство с китайцами помогло бы акционерам немецкого концерна сгладить ситуацию и разрядить возникшее напряжение. Поэтому, пожалуй, именно Thyssenkrupp, а не Tata Steel Europe, может стать следующим китайским приобретением в еврометаллургии.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!