Подробнее Запомнить город


Китайцы придут – порядок наведут

01.11.19
размер текста:

Европейская стальная отрасль начала сдавать позиции под напором игроков из КНР. Долгое время их удавалось успешно сдерживать, однако кризис в еврометаллургии, вызванный стагнацией экономики ЕС и непродуманными регуляторными решениями, открыл ворота для китайской экспансии.

Она началась в 2016 г., когда один из крупнейших стальных производителей Hebei Iron&Steel Group за 46 млн евро купил сербский металлургический завод Zelezara Smederevo в рамках его повторной приватизации. Предыдущий владелец, американская US Steel, в 2012 г. вернула данный актив правительству Сербии за символическую плату в 1 долл., записав себе в убыток 400 млн долл. от проведенной сделки.

Несмотря на такой не очень обнадеживающий бекграунд, китайцы не побоялись зайти на единственный в Сербии металлургический комбинат и уже через полгода объявили о его выходе на безубыточный уровень работы. Они запустили вторую доменную печь, которая простаивала с 2010 г., потратив 160 млн долл. на восстановительные работы и на увеличение стальной выплавки с 1,5 млн до 1,8 млн т в год.

Генеральный директор HBIS Group Serbia Iron&Steel Сихаи Сонг летом прошлого года сообщил о планах материнской компании вложить в развитие комбината еще 150 млн евро до 2020 г. и довести стальную выплавку до 2,2 млн т в год. Поэтому сербские власти, несколько лет не желавшие иметь дел с инвесторами из КНР, теперь очень довольны сотрудничеством. Как отмечал в 2017 г. премьер страны Александр Вукич, благодаря приходу Hesteel в Смедерево там удалось сохранить 5050 рабочих мест.

Существенно увеличились и доходы комбината: уже по итогам 2017 г. это было 750 млн долл. по сравнению с 433 млн долл. годом ранее. Соответственно выросли налоговые отчисления. Правда, восторг официального Белграда не очень разделяли в Брюсселе. В 2016 г. Еврокомиссия начала антидемпинговое расследование в отношении поставок металлопродукции из Сербии. Тем не менее никаких санкций в отношении Zelezara Smederevo в итоге так и не было принято.

Внедрение китайцев в еврометаллургию продолжилось в Польше, где крупнейший стальной производитель, комбинат Huta Czestochowa, уже несколько лет испытывал серьезные трудности. Главным образом они были вызваны внутрикорпоративными проблемами собственника, украинско-российской компании "Индустриальный союз Донбасса". Все это привело к банкротству Huta Czestochowa и его остановке.

На предприятие претендовали несколько компаний, но в итоге окружной суд Ченстоховы встал на сторону китайской Sunningwell International Polska, которая зашла на комбинат под прикрытием польского металлургического холдинга Cognor. В середине сентября текущего года Sunningwell получила судебное разрешение на аренду Huta Czestochowa, пока на 12 мес. А через месяц комбинат возобновил выплавку стали – после более чем полугодового простоя.

Учитывая предыдущий сербский опыт, можно практически не сомневаться, что и польский комбинат, который специализируется на выпуске толстолистового проката – через какое-то время вернется к прежней загрузке мощностей. А заодно улучшит и финансовые показатели. Очевидно, что тогда китайские инвесторы смогут более серьезно закрепиться в Ченстохове, юридически оформив переход меткомбината в свою собственность.

Таким образом, слабость экономик Восточной Европы позволила китайцам создать там плацдарм для дальнейшего проникновения в металлургию более сильных и развитых стран ЕС. Сейчас очередной целью для инвесторов из КНР является British Steel, второй по величине стальной производитель Великобритании. У этой компании очень непростая судьба и в мае нынешнего года она официально обанкротилась.

Изначально правительство страны хотело видеть новым владельцем British Steel британскую компанию Liberty Steel, но предложения миллиардера Санджива Гупты не устроили официальный Лондон. В итоге после ряда движений в разные стороны был заключен договор с турецким Ataer Holding, подразделением пенсионного фонда Oyak, дающий туркам эксклюзив на переговоры о покупке British Steel.

Но действие эксклюзивного соглашения с Ataer Holding закончилось, в конце октября британские власти объявили о готовности рассматривать предложения других заинтересованных сторон. Среди них фигурирует и китайская Jingye Group. Это самый предпочтительный вариант для официального Лондона, поскольку остальные компании выражали готовность купить лишь часть активов British Steel. А правительство хочет пристроить компанию "в надежные руки" целиком. Вероятно, для представителей КНР такое условие не является критичным.

Разумеется, чудес не бывает: успехи китайских металлургов во многом объясняются мощным государственным субсидированием, наличие которого доказано результатами многочисленных расследований в разных странах мира. Поэтому стальная продукция из КНР облагается антисубсидиарными и компенсационными пошлинами в США, ЕС, Бразилии и т.д. Но это не приводит к прекращению дотаций, а лишь заставляет китайцев искать новые лазейки для экономического расширения.

Одним из вариантов является покупка активов на целевых рынках. Ранее это были главным образом инвестиции в сырьевой дивизион ГМК в Африке, Южной Америке и Австралии. Однако в последнее время китайские компании все больше вкладываются в предприятия более высоких переделов.

В качестве примера можно вспомнить проект Tsingshan Group, крупнейшего в мире производителя нержавеющей стали, которая совместно с американской Allegheny Technologies Inc. построила сталепрокатный завод Midland в штате Пенсильвания. Его мощности позволяют получать в год 300 тыс. т х/к листа из стальных легированных слябов, их поставки ведутся с метзавода Tsingshan в Индонезии.

Сдерживающим фактором для китайского расширения является регуляторная политика развитых стран. В частности, Allegheny Technologies заявляла об убыточности проекта после введения пошлин в размере 25% от таможенной стоимости на импорт в США всего спектра металлопродукции, включая полуфабрикаты. Кроме того, в августе Tata Steel аннулировала соглашение с Hebei Iron&Steel Group по продаже своих предприятий NatSteel Holdings в Сингапуре и Tata Steel Thailand.

Данное решение индийская компания пояснила сложностями с получением согласований от регулирующих органов в различных странах. По этой же причине ранее сорвалось объединение европейских активов Tata Steel с металлургическим подразделением немецкого концерна Thyssenkrupp AG. О сделке было объявлено еще в сентябре 2017 г., но весной текущего года Еврокомиссия окончательно заблокировала это слияние.

В данном случае действия еврорегулятора на руку китайцам – поскольку и Tata Steel, и Thyssenkrupp не отказались от идеи привлечь стороннего инвестора в свой европейский стальной бизнес. Уже в мае стало известно о начавшихся переговорах Tata Steel с Hebei Iron&Steel Group о продаже Tata Steel Europe. В свою очередь, Thyssenkrupp в мае также заявил о намерении искать партнеров для своих металлургических предприятий после блокировки слияния с Tata Steel.

Очевидно, что немецкий концерн сейчас гораздо больше нуждается в таком партнерстве. Согласно свежей финансовой отчетности у Tata Steel Europe убыточными были только британские заводы – тогда как предприятия в Бельгии, Швеции и Нидерландах показали неплохие результаты. А вот Thyssenkrupp резко ухудшил позиции – что в итоге привело к увольнению его генерального директора Гвидо Керхоффа.

Сменившая его в должности Мартина Мерц в середине октября озвучила планы по увольнению 6 тыс. работников в рамках программы снижения затрат. Эта инициатива практически на 100% приведет к острому конфликту с профсоюзами – который неизвестно чем может закончиться. Партнерство с китайцами помогло бы акционерам немецкого концерна сгладить ситуацию и разрядить возникшее напряжение. Поэтому, пожалуй, именно Thyssenkrupp, а не Tata Steel Europe, может стать следующим китайским приобретением в еврометаллургии.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!