Подробнее Запомнить город


Украинская металлургия: новое погружение

25.10.19
размер текста:

Металлургическая промышленность в ряде регионов мира оказалась под ударом нового кризиса – так и не успев толком выбраться из предыдущего. Причины у кризисных явлений в Европе, Южной Америке и Украине общие, да и результат один: остановка предприятий, сокращение производства, рабочих мест, налоговых платежей.

Между молотом и наковальней

Неблагоприятная конъюнктура послужила катализатором: вялый спрос со стороны конечных потребителей вынуждает стальных производителей снижать цены. С другой стороны, стоимость железной руды как основного сырья продолжается оставаться на относительно высоких уровнях.

Так, цена рулонного проката в США по фьючерсным биржевым контрактам упала с 721 долл./т на 3 января до 508 долл./т на 18 октября. На Шанхайской фьючерсной бирже календарный год для г/к рулона начался с 530 долл./т по состоянию на 2 января, прошел пик 13 мая на отметке 605 долл./т и далее продолжилось пике до 473 долл./т на 21 октября.

Г/к рулон у производителей из СНГ (к которым информагентство Platts относит и Украину) в черноморских портах на условиях FOB в январе стоил в диапазоне 490-500 долл./т, в конце сентября – просел до 435-455 долл./т. При этом запросы покупателей в среднем на 20 долл./т ниже, чем предложения от производителей и трейдеров. В ЕС в начале октября цены опустились до 420-440 евро/т, тогда как в начале года уверенно превышали 500 евро/т.

С ценами на сырье все наоборот. Еще в начале года китайские металлурги были готовы платить по 74 долл./т за железорудную мелочь Fe62 на условиях CFR. Во второй половине октября котировки находились на 90 долл./т, а максимальные значения протестированы в июле на уровне 123 долл./т. Аналогичная картина наблюдалась и на других региональных рынках, для которых китайские цены служат ориентиром.

Снижение котировок коксующегося угля твердых сортов с 213 долл./т в январе до 197 долл./т в октябре (CFR Китай) лишь отчасти компенсировало ценовой удар по металлургическим компаниям, попавшим в классические ножницы: когда сырье на рынке дорожает, а готовая продукция – наоборот, дешевеет. Образно говоря, стальные производители оказались между молотом и наковальней.

При этом больше всего пострадали компании, не имеющие вертикальной интеграции. В частности, крупнейший японский стальной производитель Nippon Steel в конце августа анонсировал падение прибыли на 56% по итогам текущего финансового года (завершится 31 марта 2020 г.).

В качестве причин исполнительный вице-президент Катихиро Миямото назвал рост цен на сырье и падение спроса на готовую продукцию – прежде всего в Юго-Восточной Азии и в США. Эти рынки являются ключевыми для экспортных продаж Nippon Steel, третьего по величине мирового производителя. Подтверждением негативного сценария можно считать снижение прибыли компании за апрель-июнь: на 33% в годовом сравнении, до 742,5 млн долл.

Прогноз Министерства экономики, торговли и промышленности Японии на IV кв. также пессимистичный: ожидается снижение видимого спроса на японскую стальную продукцию со стороны национальных и зарубежных покупателей на 2,9%, до 22,92 млн т, и сокращение экспорта на 1,4%.

К тому же у Nippon Steel к чисто рыночным проблемам добавился форс-мажор в виде разрушений от тайфуна на комбинате Kimitsu Steel Works. Там с сентября остановлен один из двух конвертерных цехов, ремонтно-восстановительные работы продлятся как минимум до января 2020 г. Это привело к остановке двух цехов по выпуску длинномерного проката. Снижение составит не менее 200 тыс. т готовой продукции в месяц. Плюс соответствующие денежные потери.

Заложники госрегулирования

Не менее проблемно обстоят дела у мирового лидера, концерна ArcelorMittal. Его подразделение ArcelorMittal South Africa 25 сентября объявило о закрытии своих заводов в ЮАР и сокращении там более 2 тыс. рабочих мест. Одной из причин названо отсутствие эффективных мер со стороны правительства ЮАР для защиты внутреннего рынка от китайского импорта.

В свою очередь, ArcelorMittal Brazil еще с середины лета сократила действующие мощности по меньшей мере на 2,5 млн т в год из-за плохих рыночных условий. По данным бразильских СМИ, полностью остановлены предприятия в Juiz de Fora и Monlevade.

Но, конечно же, самые жесткие меры пришлось принимать в европейском дивизионе. В первой декаде октября ArcelorMittal сообщил об уменьшении загрузки мощностей испанского завода Aviles до 50% – по крайней мере до конца текущего года, из-за падения цен на его продукцию. Также объявлено о сокращении выпуска толстолистового проката на еще одном испанском заводе концерна, Gijon.

Комментируя принятые решения, ArcelorMittal заявил, что квоты Еврокомиссии на импорт листового проката в страны Евросоюза слишком велики, и это создает избыток предложения. Кроме того, ArcelorMittal Poland с сентября приостановил работу аглофабрики, доменного и конвертерного цехов на металлургическом комбинате в Кракове. В этих подразделениях заняты 1,2 тыс. чел.

По словам генерального директора компании Герта Веербека, простой продлится несколько кварталов. Отдельно он отметил: важное влияние на решение о закрытии производства оказывает высокая цена на электроэнергию – в 2 раза выше, чем в соседней Германии.

Примеру Лакшми Миттала последовали и другие игроки на европейском рынке. Компания Liberty House летом объявила о сокращении на 20% объемов производства на металлургическом комбинате Liberty Ostrava в Чехии. Причиной назван рост затрат на сырье и увеличение на 80% платы за выбросы углекислого газа. Американская US Steel Corp. в конце сентября сообщила, что выплавка чугуна на ее комбинате в словацком Кошице не возобновится по крайней мере до конца года.

Причина – существенно выросли расходы из-за повышения тарифов на электроэнергию и 5-кратного роста платежей за выбросы углекислого газа по сравнению с летом 2018 г. В связи с этим US Steel анонсировала сокращение 2,5 тыс. рабочих мест на словацком комбинате к концу 2021 г. – чтобы таким образом уменьшить затраты. И это в дополнение к уже проведенным сокращениям 1,8 тыс. человек персонала.

К подобной тактике решили обратиться и в концерне Thyssenkrupp, крупнейшем стальном производителе Германии. Новый генеральный директор Мартина Мерц 11 октября на встрече с топ-менеджментом объявила о планах сократить 6 тыс. сотрудников. Программа сокращений заработает с 1 января 2020 г.

Также как минимум до конца года прекратила выплавку чугуна итальянская Arvedi на заводе Siderurgica Triestina в Триесте. Годовая мощность его доменного производства составляет 450 тыс. т. Как и в предыдущих эпизодах, одна из причин – подорожание квот на выброс парниковых газов в ЕС.

Из этого следует, что практически во всех случаях, связанных с остановкой металлургических предприятий, к неблагоприятным рыночным условиям добавлялось негативное влияние государственного регулирования в виде повышения тарифов и недостаточного уровня защитных мер (пошлин и квот).

Украинские реалии

Все эти факторы работают и против украинского горно-металлургического комплекса. Это и постоянно растущая стоимость грузоперевозок у железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця", и самые высокие в черноморском регионе портовые сборы, и электроэнергия, резко подорожавшая для промпредприятий после перехода к новой модели энергорынка в июле.

Плюс рассмотренное выше падание цен на внешних рынках – а туда поставляется более 80% продукции ГМК Украины. Неудивительно, что и в Украине Днепровский меткомбинат (г.Каменское, Днепропетровская обл.) в начале октября приостановил часть основных мощностей. В качестве причины указаны глобальный кризис на рынке металлопродукции, снижение рентабельности и нехватка оборотных средств.

С 5 октября остановил часть основных цехов и Днепровский металлургический завод (г.Днепр). Здесь причиной названа предстоящая модернизация производства и капремонты. Однако при этом в сообщении предприятия отмечается, что время для проведения ремонтов выбрано с учетом низкой текущей конъюнктуры рынков сбыта для продукции завода.

И, наконец, в первой декаде октября стало известно об остановке кураховской "Электростали" – снова-таки из-за неблагоприятных условий на рынках металлопродукции. Хотя фактически предприятие не работало уже в сентябре, когда выплавка составила всего 3 тыс. т при номинальной мощности 25 тыс. т в мес.

Очевидно, что в такой ситуации удержать на плаву одну из важнейших отраслей украинской экономики можно только благодаря специальным мерам поддержки со стороны властей: "замораживанию" транспортных и энергетических тарифов, отказу от повышения налоговой нагрузки, включая снятие с рассмотрения Верховной Радой скандального законопроекта №1210, повышающего рентные платежи на добычу железной руды в 4-5 раз.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3

...
Новости партнеров


Статьи
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!