Подробнее Запомнить город


Украинская металлургия: новое погружение

25.10.19
размер текста:

Металлургическая промышленность в ряде регионов мира оказалась под ударом нового кризиса – так и не успев толком выбраться из предыдущего. Причины у кризисных явлений в Европе, Южной Америке и Украине общие, да и результат один: остановка предприятий, сокращение производства, рабочих мест, налоговых платежей.

Между молотом и наковальней

Неблагоприятная конъюнктура послужила катализатором: вялый спрос со стороны конечных потребителей вынуждает стальных производителей снижать цены. С другой стороны, стоимость железной руды как основного сырья продолжается оставаться на относительно высоких уровнях.

Так, цена рулонного проката в США по фьючерсным биржевым контрактам упала с 721 долл./т на 3 января до 508 долл./т на 18 октября. На Шанхайской фьючерсной бирже календарный год для г/к рулона начался с 530 долл./т по состоянию на 2 января, прошел пик 13 мая на отметке 605 долл./т и далее продолжилось пике до 473 долл./т на 21 октября.

Г/к рулон у производителей из СНГ (к которым информагентство Platts относит и Украину) в черноморских портах на условиях FOB в январе стоил в диапазоне 490-500 долл./т, в конце сентября – просел до 435-455 долл./т. При этом запросы покупателей в среднем на 20 долл./т ниже, чем предложения от производителей и трейдеров. В ЕС в начале октября цены опустились до 420-440 евро/т, тогда как в начале года уверенно превышали 500 евро/т.

С ценами на сырье все наоборот. Еще в начале года китайские металлурги были готовы платить по 74 долл./т за железорудную мелочь Fe62 на условиях CFR. Во второй половине октября котировки находились на 90 долл./т, а максимальные значения протестированы в июле на уровне 123 долл./т. Аналогичная картина наблюдалась и на других региональных рынках, для которых китайские цены служат ориентиром.

Снижение котировок коксующегося угля твердых сортов с 213 долл./т в январе до 197 долл./т в октябре (CFR Китай) лишь отчасти компенсировало ценовой удар по металлургическим компаниям, попавшим в классические ножницы: когда сырье на рынке дорожает, а готовая продукция – наоборот, дешевеет. Образно говоря, стальные производители оказались между молотом и наковальней.

При этом больше всего пострадали компании, не имеющие вертикальной интеграции. В частности, крупнейший японский стальной производитель Nippon Steel в конце августа анонсировал падение прибыли на 56% по итогам текущего финансового года (завершится 31 марта 2020 г.).

В качестве причин исполнительный вице-президент Катихиро Миямото назвал рост цен на сырье и падение спроса на готовую продукцию – прежде всего в Юго-Восточной Азии и в США. Эти рынки являются ключевыми для экспортных продаж Nippon Steel, третьего по величине мирового производителя. Подтверждением негативного сценария можно считать снижение прибыли компании за апрель-июнь: на 33% в годовом сравнении, до 742,5 млн долл.

Прогноз Министерства экономики, торговли и промышленности Японии на IV кв. также пессимистичный: ожидается снижение видимого спроса на японскую стальную продукцию со стороны национальных и зарубежных покупателей на 2,9%, до 22,92 млн т, и сокращение экспорта на 1,4%.

К тому же у Nippon Steel к чисто рыночным проблемам добавился форс-мажор в виде разрушений от тайфуна на комбинате Kimitsu Steel Works. Там с сентября остановлен один из двух конвертерных цехов, ремонтно-восстановительные работы продлятся как минимум до января 2020 г. Это привело к остановке двух цехов по выпуску длинномерного проката. Снижение составит не менее 200 тыс. т готовой продукции в месяц. Плюс соответствующие денежные потери.

Заложники госрегулирования

Не менее проблемно обстоят дела у мирового лидера, концерна ArcelorMittal. Его подразделение ArcelorMittal South Africa 25 сентября объявило о закрытии своих заводов в ЮАР и сокращении там более 2 тыс. рабочих мест. Одной из причин названо отсутствие эффективных мер со стороны правительства ЮАР для защиты внутреннего рынка от китайского импорта.

В свою очередь, ArcelorMittal Brazil еще с середины лета сократила действующие мощности по меньшей мере на 2,5 млн т в год из-за плохих рыночных условий. По данным бразильских СМИ, полностью остановлены предприятия в Juiz de Fora и Monlevade.

Но, конечно же, самые жесткие меры пришлось принимать в европейском дивизионе. В первой декаде октября ArcelorMittal сообщил об уменьшении загрузки мощностей испанского завода Aviles до 50% – по крайней мере до конца текущего года, из-за падения цен на его продукцию. Также объявлено о сокращении выпуска толстолистового проката на еще одном испанском заводе концерна, Gijon.

Комментируя принятые решения, ArcelorMittal заявил, что квоты Еврокомиссии на импорт листового проката в страны Евросоюза слишком велики, и это создает избыток предложения. Кроме того, ArcelorMittal Poland с сентября приостановил работу аглофабрики, доменного и конвертерного цехов на металлургическом комбинате в Кракове. В этих подразделениях заняты 1,2 тыс. чел.

По словам генерального директора компании Герта Веербека, простой продлится несколько кварталов. Отдельно он отметил: важное влияние на решение о закрытии производства оказывает высокая цена на электроэнергию – в 2 раза выше, чем в соседней Германии.

Примеру Лакшми Миттала последовали и другие игроки на европейском рынке. Компания Liberty House летом объявила о сокращении на 20% объемов производства на металлургическом комбинате Liberty Ostrava в Чехии. Причиной назван рост затрат на сырье и увеличение на 80% платы за выбросы углекислого газа. Американская US Steel Corp. в конце сентября сообщила, что выплавка чугуна на ее комбинате в словацком Кошице не возобновится по крайней мере до конца года.

Причина – существенно выросли расходы из-за повышения тарифов на электроэнергию и 5-кратного роста платежей за выбросы углекислого газа по сравнению с летом 2018 г. В связи с этим US Steel анонсировала сокращение 2,5 тыс. рабочих мест на словацком комбинате к концу 2021 г. – чтобы таким образом уменьшить затраты. И это в дополнение к уже проведенным сокращениям 1,8 тыс. человек персонала.

К подобной тактике решили обратиться и в концерне Thyssenkrupp, крупнейшем стальном производителе Германии. Новый генеральный директор Мартина Мерц 11 октября на встрече с топ-менеджментом объявила о планах сократить 6 тыс. сотрудников. Программа сокращений заработает с 1 января 2020 г.

Также как минимум до конца года прекратила выплавку чугуна итальянская Arvedi на заводе Siderurgica Triestina в Триесте. Годовая мощность его доменного производства составляет 450 тыс. т. Как и в предыдущих эпизодах, одна из причин – подорожание квот на выброс парниковых газов в ЕС.

Из этого следует, что практически во всех случаях, связанных с остановкой металлургических предприятий, к неблагоприятным рыночным условиям добавлялось негативное влияние государственного регулирования в виде повышения тарифов и недостаточного уровня защитных мер (пошлин и квот).

Украинские реалии

Все эти факторы работают и против украинского горно-металлургического комплекса. Это и постоянно растущая стоимость грузоперевозок у железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця", и самые высокие в черноморском регионе портовые сборы, и электроэнергия, резко подорожавшая для промпредприятий после перехода к новой модели энергорынка в июле.

Плюс рассмотренное выше падание цен на внешних рынках – а туда поставляется более 80% продукции ГМК Украины. Неудивительно, что и в Украине Днепровский меткомбинат (г.Каменское, Днепропетровская обл.) в начале октября приостановил часть основных мощностей. В качестве причины указаны глобальный кризис на рынке металлопродукции, снижение рентабельности и нехватка оборотных средств.

С 5 октября остановил часть основных цехов и Днепровский металлургический завод (г.Днепр). Здесь причиной названа предстоящая модернизация производства и капремонты. Однако при этом в сообщении предприятия отмечается, что время для проведения ремонтов выбрано с учетом низкой текущей конъюнктуры рынков сбыта для продукции завода.

И, наконец, в первой декаде октября стало известно об остановке кураховской "Электростали" – снова-таки из-за неблагоприятных условий на рынках металлопродукции. Хотя фактически предприятие не работало уже в сентябре, когда выплавка составила всего 3 тыс. т при номинальной мощности 25 тыс. т в мес.

Очевидно, что в такой ситуации удержать на плаву одну из важнейших отраслей украинской экономики можно только благодаря специальным мерам поддержки со стороны властей: "замораживанию" транспортных и энергетических тарифов, отказу от повышения налоговой нагрузки, включая снятие с рассмотрения Верховной Радой скандального законопроекта №1210, повышающего рентные платежи на добычу железной руды в 4-5 раз.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3

...
Новости партнеров


Статьи
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!