Подробнее Запомнить город


Угольный парадокс украинской электроэнергии

23.10.19
размер текста:

За последний год-полтора практически все базовые котировки энергетического угля просели едва не вдвое. И это еще не дно. Вероятно, плавный нисходящий тренд продержится, как минимум, и в 2020 г. Импортозависимым странам, вроде Украины, наблюдать за падающими прайсами должно быть приятно. Только зрелище иногда получается парадоксальное: в пику дешевеющему углю тарифы на электрическую энергию на внутриукраинском рынке растут.

Конец эры угля

В 2015 г. в Великобритании закрыли последнюю угольную шахту. В 2018 г. подобное случилось в Германии. С 2020 г. 26 стран Евросоюза прекращают вкладывать новые инвестиции в угольную отрасль. Правда, тепловые электростанции в ЕС пока массово не закрываются, но свой вес постепенно теряют. По общему мнению многих аналитиков (BP, IEA, Goldman Sachs), пик потребления угля в Европе завершился в первой декаде ХХI века и уже не повторится никогда. На радость Грете Тунберг Старый Свет в целом держит курс на ограниченное потребление угля.

Хотя из этого правила есть исключения. За период с 2001 по 2018 гг. 3 государства на континенте значительно увеличили объемы импорта углей: это – Польша (в 10 раз, до 19 млн т), Турция (в 6,2 раза, до 38,2 млн т) и Украина (в 3,2 раза, до 21,4 млн т). Для Украины увеличение объема углезакупок за рубежом стало в первую очередь следствием воздействия политических факторов – потери контроля над существенной частью Донбасса. Однако сейчас заметно вырос и фактор экономической целесообразности импорта. Другое дело, что благоприятной ценовой конъюнктурой страна пока не научилась уверенно пользоваться.

Значительное сокращение спроса со стороны европейский покупателей, а также высокий уровень запасов на самых аппетитных рынках вне Европы – в Китае и Индии, привели к тому, что с июня-июля 2018 г. уголь для ТЭС стабильно дешевеет во всех ключевых портах отгрузки. По данным консалтинговой компании KPMG, в третьем квартале текущего года объемы импорта угля в Европу упали до минимума с 2000 г. Теплая зима и дешевый газ сделали свое дело. Как результат, за январь–август 2019 г. угольная генерация в Германии, Испании, Франции и Великобритании снизилась на 25% относительно показателя за аналогичный прошлогодний период. В то же время генерация на газе выросла в целых 6 раз.

Китай, забирающий почти половину мировой добычи угля, за последние 3 года стабилизировал импорт в интервале 190-210 млн. т в год и потребление угля на ТЭС в пределах 1,9 млрд т. При этом, как отмечают аналитики крупнейшей энергетической компании Китая CNPC, доля угля в общем энергобалансе страны сократилась с 68,5% в 2012 г. до 59% в 2018 г. Согласно их же оптимистическим прогнозам, в 2035 г. этот показатель упадет еще существеннее – до 40,5%.

Индия, которая по темпам импорта угля идет почти вровень с Китаем, вначале 2019 г. накопила рекордные запасы на складах ТЭС. По состоянию на конец декабря-2018 они составляли 16,6 млн т, а к марту выросли до 30,9 млн т. После этого спрос ушел в спячку. Тем не менее, Индия сегодня становится главной надеждой импортеров угля на глобальном рынке. В прошлом году потребление этого ресурса здесь выросло почти на 9%. Именно Индия, как отмечают эксперты BP Statistical Review, обеспечила 70% роста всего потребления угля в мире за 2018 г. Местные покупатели ориентируются в первую очередь на близлежащий индонезийский ресурс. Возможно, поэтому его глобальное падение цен задело меньше всего.

В России следствием ценового отката стало падение добычи угля в Кузбассе на 7% в первом полугодии 2019 г., и на все 20% – в июне. Некоторые шахты вынуждены были отправить своих работников во внеплановые отпуска. Летом котировки на уголь из РФ, отправляемый в Европу (Рига, FOB) опустились до 50 долл./тонну и даже ниже, что не покрывает себестоимости добычи. Более рентабельной остается отгрузка в восточном направлении (Китай, Корея, Япония), но там существуют ограничения по пропускной способности российских железных дорог. Аналитики Уральской горно-металлургической компании (владеет «Кузбассразрезуглем») ожидают дальнейшее снижение угольных котировок и в среднесрочной перспективе, вплоть до 2023 г. При этом ко всем перечисленным выше факторам в УГМК добавляют еще одно отягощающее обстоятельство – ожидания глобальной экономической рецессии.

Скудный баланс

В этих условиях российские угледобытчики опять вглядываются в Украину с повысившимся интересом. В 2018 г. она и так (несмотря на войну на Донбассе и двусторонние торговые санкции) входила в тройку европейских лидеров по объемам закупок угля в РФ. Уступая только Германии и опережая Польшу. Понятно, что сейчас львиную долю в украинских заказах занимают коксующиеся угли. Но учитывая, что германский рынок закрывается фактически навсегда, российские угольные корпорации не прочь пристроить в Украине побольше и энергетических марок.

В качестве подтверждения можно привести недавно заключенный контракт стоимостью 400 млн грн на импорт из России угля (ориентировочно более 150 тыс. т) для нужд компании «Центрэнерго». Последняя хоть и остается еще в государственной собственности, но все плотнее контролируется менеджерами из группы «Приват».

Энергохолдинг ДТЭК также активизировал импорт газовой группы угля из дальнего зарубежья. В частности, 300 тыс. т заказано в Колумбии, а также предварительно согласован импорт 100 тыс. т из ЮАР. По данным агентства «Металл Эксперт», на момент отправки первого судна цены на колумбийский ресурс (6000 ккал/кг) составляли 50‑52 долл./тонну FOB плюс 17 долларов доставка. Понятно, что при необходимости компания может увеличить импорт угля до 1 млн. т, и обстоятельства, похоже, этого потребуют.

Согласно статистике Минэнергоугля, угольные запасы на складах ТЭС и ТЭЦ Украины в текущем году заметно отстают от прошлогодних. Хотя теплая осень позволила несколько выровнять катастрофическое отставание. Если на конец августа-2019 склады были заполнены лишь на 50% от прошлогоднего уровня, то к середине октября показатель вырос до 80%. Но в физических объемах разрыв все равно составлял почти 400 тыс. т. При этом в нынешнем отопительном сезоне доля тепловой генерации имеет все шансы увеличиться, поскольку в августе из-за возгорания генератора аварийно отключился второй энергоблок Хмельницкой АЭС на 1000 МВт, в октябре планово должен быть остановлен аналогичный блок №1 на этой же атомной станции. Замещать выработку электричества придется ТЭС.

Глава энергетического комитета Верховной Рады Андрей Герус на своей странице в Facebook написал, что для подобного замещения нужно дополнительно более 1 млн т угля до конца года. Это фактически маяк на четвертый квартал, учитывая, что запись датирована 24 сентября. «В таких условиях нам нужен уголь со всех направлений, откуда только оно может ехать», – признал Андрей Герус.

Кривой балансир

Казалось бы, момент сейчас для увеличения загрузки ТЭС вполне удачный, ввиду значительного удешевления угля на глобальных рынках. Но в Украине наблюдается удивительная ситуация, когда нисходящему тренду угольных котировок сопутствует восходящий тренд тарифов на электроэнергию.

Новый оператор рынка электроэнергии Украины (ОРЭЭ) вынужден был признать, что с июня по сентябрь мегаватт-электроэнергии внутри страны подорожал больше, чем на 3 евро. Тогда как в большинстве европейских странах цена уменьшилась. Например, в Польше и Венгрии она уже ниже, чем в Украине. Хотя в июле еще было наоборот.

Ранее роль балансира на этих смежных рынках играла ставшая уже притчей во языцех формула «Роттердам+». Причем, характерно, что если бы эта модель действовала сейчас, то стоимость электроэнергии была бы дешевле. Но новая модель энергорынка, заработавшая в Украине с 1 июля 2019 г., привела только к удорожанию тока в страны. Вот и возникают перекосы.

Как отмечают в Федерации работодателей Украины, после введения новой модели стоимость электричества для промышленных потребителей выросла примерно на 25% и стала одной из самых высоких в регионе Центральной Европы. В контексте глобального снижения цен на топливо для тепловой генерации (не только на уголь, но и на газ, мазут тоже) это как-то не очень дружит с логикой.

Ярослав Ярош

МинПром



... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!