Подробнее Запомнить город


Угольный парадокс украинской электроэнергии

23.10.19
размер текста:

За последний год-полтора практически все базовые котировки энергетического угля просели едва не вдвое. И это еще не дно. Вероятно, плавный нисходящий тренд продержится, как минимум, и в 2020 г. Импортозависимым странам, вроде Украины, наблюдать за падающими прайсами должно быть приятно. Только зрелище иногда получается парадоксальное: в пику дешевеющему углю тарифы на электрическую энергию на внутриукраинском рынке растут.

Конец эры угля

В 2015 г. в Великобритании закрыли последнюю угольную шахту. В 2018 г. подобное случилось в Германии. С 2020 г. 26 стран Евросоюза прекращают вкладывать новые инвестиции в угольную отрасль. Правда, тепловые электростанции в ЕС пока массово не закрываются, но свой вес постепенно теряют. По общему мнению многих аналитиков (BP, IEA, Goldman Sachs), пик потребления угля в Европе завершился в первой декаде ХХI века и уже не повторится никогда. На радость Грете Тунберг Старый Свет в целом держит курс на ограниченное потребление угля.

Хотя из этого правила есть исключения. За период с 2001 по 2018 гг. 3 государства на континенте значительно увеличили объемы импорта углей: это – Польша (в 10 раз, до 19 млн т), Турция (в 6,2 раза, до 38,2 млн т) и Украина (в 3,2 раза, до 21,4 млн т). Для Украины увеличение объема углезакупок за рубежом стало в первую очередь следствием воздействия политических факторов – потери контроля над существенной частью Донбасса. Однако сейчас заметно вырос и фактор экономической целесообразности импорта. Другое дело, что благоприятной ценовой конъюнктурой страна пока не научилась уверенно пользоваться.

Значительное сокращение спроса со стороны европейский покупателей, а также высокий уровень запасов на самых аппетитных рынках вне Европы – в Китае и Индии, привели к тому, что с июня-июля 2018 г. уголь для ТЭС стабильно дешевеет во всех ключевых портах отгрузки. По данным консалтинговой компании KPMG, в третьем квартале текущего года объемы импорта угля в Европу упали до минимума с 2000 г. Теплая зима и дешевый газ сделали свое дело. Как результат, за январь–август 2019 г. угольная генерация в Германии, Испании, Франции и Великобритании снизилась на 25% относительно показателя за аналогичный прошлогодний период. В то же время генерация на газе выросла в целых 6 раз.

Китай, забирающий почти половину мировой добычи угля, за последние 3 года стабилизировал импорт в интервале 190-210 млн. т в год и потребление угля на ТЭС в пределах 1,9 млрд т. При этом, как отмечают аналитики крупнейшей энергетической компании Китая CNPC, доля угля в общем энергобалансе страны сократилась с 68,5% в 2012 г. до 59% в 2018 г. Согласно их же оптимистическим прогнозам, в 2035 г. этот показатель упадет еще существеннее – до 40,5%.

Индия, которая по темпам импорта угля идет почти вровень с Китаем, вначале 2019 г. накопила рекордные запасы на складах ТЭС. По состоянию на конец декабря-2018 они составляли 16,6 млн т, а к марту выросли до 30,9 млн т. После этого спрос ушел в спячку. Тем не менее, Индия сегодня становится главной надеждой импортеров угля на глобальном рынке. В прошлом году потребление этого ресурса здесь выросло почти на 9%. Именно Индия, как отмечают эксперты BP Statistical Review, обеспечила 70% роста всего потребления угля в мире за 2018 г. Местные покупатели ориентируются в первую очередь на близлежащий индонезийский ресурс. Возможно, поэтому его глобальное падение цен задело меньше всего.

В России следствием ценового отката стало падение добычи угля в Кузбассе на 7% в первом полугодии 2019 г., и на все 20% – в июне. Некоторые шахты вынуждены были отправить своих работников во внеплановые отпуска. Летом котировки на уголь из РФ, отправляемый в Европу (Рига, FOB) опустились до 50 долл./тонну и даже ниже, что не покрывает себестоимости добычи. Более рентабельной остается отгрузка в восточном направлении (Китай, Корея, Япония), но там существуют ограничения по пропускной способности российских железных дорог. Аналитики Уральской горно-металлургической компании (владеет «Кузбассразрезуглем») ожидают дальнейшее снижение угольных котировок и в среднесрочной перспективе, вплоть до 2023 г. При этом ко всем перечисленным выше факторам в УГМК добавляют еще одно отягощающее обстоятельство – ожидания глобальной экономической рецессии.

Скудный баланс

В этих условиях российские угледобытчики опять вглядываются в Украину с повысившимся интересом. В 2018 г. она и так (несмотря на войну на Донбассе и двусторонние торговые санкции) входила в тройку европейских лидеров по объемам закупок угля в РФ. Уступая только Германии и опережая Польшу. Понятно, что сейчас львиную долю в украинских заказах занимают коксующиеся угли. Но учитывая, что германский рынок закрывается фактически навсегда, российские угольные корпорации не прочь пристроить в Украине побольше и энергетических марок.

В качестве подтверждения можно привести недавно заключенный контракт стоимостью 400 млн грн на импорт из России угля (ориентировочно более 150 тыс. т) для нужд компании «Центрэнерго». Последняя хоть и остается еще в государственной собственности, но все плотнее контролируется менеджерами из группы «Приват».

Энергохолдинг ДТЭК также активизировал импорт газовой группы угля из дальнего зарубежья. В частности, 300 тыс. т заказано в Колумбии, а также предварительно согласован импорт 100 тыс. т из ЮАР. По данным агентства «Металл Эксперт», на момент отправки первого судна цены на колумбийский ресурс (6000 ккал/кг) составляли 50‑52 долл./тонну FOB плюс 17 долларов доставка. Понятно, что при необходимости компания может увеличить импорт угля до 1 млн. т, и обстоятельства, похоже, этого потребуют.

Согласно статистике Минэнергоугля, угольные запасы на складах ТЭС и ТЭЦ Украины в текущем году заметно отстают от прошлогодних. Хотя теплая осень позволила несколько выровнять катастрофическое отставание. Если на конец августа-2019 склады были заполнены лишь на 50% от прошлогоднего уровня, то к середине октября показатель вырос до 80%. Но в физических объемах разрыв все равно составлял почти 400 тыс. т. При этом в нынешнем отопительном сезоне доля тепловой генерации имеет все шансы увеличиться, поскольку в августе из-за возгорания генератора аварийно отключился второй энергоблок Хмельницкой АЭС на 1000 МВт, в октябре планово должен быть остановлен аналогичный блок №1 на этой же атомной станции. Замещать выработку электричества придется ТЭС.

Глава энергетического комитета Верховной Рады Андрей Герус на своей странице в Facebook написал, что для подобного замещения нужно дополнительно более 1 млн т угля до конца года. Это фактически маяк на четвертый квартал, учитывая, что запись датирована 24 сентября. «В таких условиях нам нужен уголь со всех направлений, откуда только оно может ехать», – признал Андрей Герус.

Кривой балансир

Казалось бы, момент сейчас для увеличения загрузки ТЭС вполне удачный, ввиду значительного удешевления угля на глобальных рынках. Но в Украине наблюдается удивительная ситуация, когда нисходящему тренду угольных котировок сопутствует восходящий тренд тарифов на электроэнергию.

Новый оператор рынка электроэнергии Украины (ОРЭЭ) вынужден был признать, что с июня по сентябрь мегаватт-электроэнергии внутри страны подорожал больше, чем на 3 евро. Тогда как в большинстве европейских странах цена уменьшилась. Например, в Польше и Венгрии она уже ниже, чем в Украине. Хотя в июле еще было наоборот.

Ранее роль балансира на этих смежных рынках играла ставшая уже притчей во языцех формула «Роттердам+». Причем, характерно, что если бы эта модель действовала сейчас, то стоимость электроэнергии была бы дешевле. Но новая модель энергорынка, заработавшая в Украине с 1 июля 2019 г., привела только к удорожанию тока в страны. Вот и возникают перекосы.

Как отмечают в Федерации работодателей Украины, после введения новой модели стоимость электричества для промышленных потребителей выросла примерно на 25% и стала одной из самых высоких в регионе Центральной Европы. В контексте глобального снижения цен на топливо для тепловой генерации (не только на уголь, но и на газ, мазут тоже) это как-то не очень дружит с логикой.

Ярослав Ярош

МинПром



... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".
11.11.19, Игорь Воронцов
Завершение первого этапа реконструкции стана "1700" позволяет Мариупольскому металлургическому комбинату им. Ильича (ММКИ) существенно увеличить продажи продукции с добавленной стоимостью – прежде всего на зарубежных рынках. Это вписывается в стратегию группы "Метинвест", в состав которой входит предприятие. Серьезным препятствием для ее реализации представляются торговые барьеры в виде заградительных пошлин и квот, получившие широкое распространение в различных регионах мира.
01.11.19, Игорь Воронцов
Европейская стальная отрасль начала сдавать позиции под напором игроков из КНР. Долгое время их удавалось успешно сдерживать, однако кризис в еврометаллургии, вызванный стагнацией экономики ЕС и непродуманными регуляторными решениями, открыл ворота для китайской экспансии.
25.10.19, Игорь Воронцов
Металлургическая промышленность в ряде регионов мира оказалась под ударом нового кризиса – так и не успев толком выбраться из предыдущего. Причины у кризисных явлений в Европе, Южной Америке и Украине общие, да и результат один: остановка предприятий, сокращение производства, рабочих мест, налоговых платежей.
17.10.19, Ярослав Ярош
В начале октября холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" заключил крупный контракт на поставку железнодорожных колес в Беларусь. Уже в текущем году объем экспорта составит 6 тыс. т, в 2020-м – 20 тыс. штук. Этот контракт символизирует возвращение "Интерпайпа" на рынки СНГ после года гонений со стороны россиян. Теперь В.Пинчуку больше нужно волноваться, чтобы мощности его заводов успевали за спросом на колесную продукцию.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!