Подробнее Запомнить город


Как убивают железорудный экспорт

10.10.19
размер текста:

Попытки властей регулировать хозяйственную деятельность всегда приводят к одному и тому же результату. В разных странах. Примеры Ирана и Индии, где у государства в экономике колоссальный вес, позволяют спрогнозировать последствия от попыток необоснованного повышения налоговой нагрузки на железорудную отрасль Украины – в соответствии с законопроектом №1210, который сейчас готовится к рассмотрению Верховной Радой.

Иран: экспорт сошел на нет

Добыча железной руды в Иране растет параллельно с увеличением стальной выплавки: с 25,5 млн т в 2009 г. до 33 млн т по итогам 2015 г. Значительные объемы ЖРС при этом экспортировались: концентрат, кусковая руда и мелочь. С 21 марта по 22 августа текущего года, т.е. за 5 мес. по местному календарю, зарубежным покупателям отгружено 7,86 млн т. Это на 4,3% больше по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

Однако на самом деле уже в августе за стандартный календарный месяц было зафиксировано падение на 23,4% в годовом сравнении, до 319 920 т – по поставкам в Китай, на который приходится 90% иранского железорудного экспорта. Далее в сентябре показатель рухнул до 129 534 т. Причиной стало введение официальным Тегераном 20% пошлины на экспорт железной руды.

Это привело к повышению на 20% отпускных цен и сделало иранскую продукцию неконкурентной на мировых рынках. Китайские трейдеры в комментариях СМИ отмечали, что уже нашли замену этим поставкам, переключившись на закупку руды в ЮАР.

"Основным преимуществом иранской руды является ее низкая стоимость. Если иранские цены повышаются от тарифов, они могут быть полностью заменены другими основными производителями руды", – сказал китайский трейдер, покупавший у Ирана от 2 до 3 млн т железной руды в год.

Совершенно очевидно, что то же самое будет и в случае принятия Верховной Радой законопроекта №1210, предусматривающего рост рентной платы за добычу железной руды в 4-5 раз. Только здесь, в отличие от Ирана, вместо введения экспортной пошлины используется повышение уже существующих налогов. Но результат, безусловно, будет тот же самый.

Правда, официальный Тегеран пошел на такой шаг осознанно: власти страны активно развивают собственную металлургическую промышленость. До конца 2020 г. анонсировано введение в эксплуатацию новых сталеплавильных мощностей на 10 млн т, общий показатель в таком случае достигнет 30 млн т. В связи с этим Министерство металлургии и горнодобывающей промышленности хочет остановить вывоз сырья под обеспечение своих будущих потребностей.

В Украине ситуация иная. Здесь в результаты войны на Донбассе утрачена часть металлургических предприятий – потребителей ЖРС. Они остались на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей. Железорудным горно-обогатительным комбинатам ничего не остается, кроме как экспортировать объемы продукции, не востребованной на внутреннем рынке. Заодно это приносит стране валютные поступления, необходимые для поддержания курса гривны. По итогам 2018 г. – 2,869 млрд долл., по данным Государственной фискальной службы Украины.

Кроме того, железорудные ГОКи обеспечивают работу смежным отраслям: железнодорожной и портовой. А транспортники, так же как и горняки, платят налоги, создают занятость населения, позволяя гражданам зарабатывать на жизнь у себя дома, а не в соседней Польше. Поэтому если депутаты Верховной Рады все же примут законопроект №1210 без учета предложений бизнеса – у нас будет реализован иранский сценарий с прекращением железорудного экспорта. И последствия для украинской экономики будут самые печальные.

Как подсчитали в Федерации металлургов Украины, в таком случае вместо дополнительных поступлений бюджет получит снижение на 3-4 млрд грн. за год – с учетом негативного влияния на работу смежных отраслей и неизбежного падения объемов добычи и экспорта железной руды.

Индия: последствия запретов

Правительство Индии уже много лет назад ввело пошлины на экспорт железной руды и постепенно повышало их до нынешнего значения в 30%. Мотивы у официального Дели примерно те же, что и в Тегеране: сохранить имеющуюся ресурсную базу под будущее развитие национальной металлургической промышленности. К 2030 г. в стране хотят выплавлять 300 млн т стали ежегодно.

Учитывая потенциал индийской экономики, обеспечивающей потребности населения в 1,373 млрд чел., цифра кажется не такой уж и фантастической. И тогда стремление тамошнего правительства остановить экспорт ЖРС выглядит логично. Но это только на первый взгляд, без учета реалий.

Дело в том, что сегодня добывающие мощности в Индии существенно превышают сталеплавильные. Поэтому в условиях фактического отсутствия экспорта из-за действия заградительной пошлины на площадках местных ГОКов скопились гигантские запасы готовой товарной продукции. По состоянию на начало октября текущего года они достигли 163 млн т.

В индийской Федерации горнодобывающей промышленности FIMI справедливо опасаются, что эти запасы станут препятствием для продления действующих лицензий на разработку железорудных месторождений. Срок их действия у большинства компаний заканчивается в марте 2020 г.

Со своей стороны, Министерству металлургической промышленности Индии в конце сентября удалось протолкнуть через местный Кабмин постановление, обязывающее власти штатов продлить действие разрешений по железорудным месторождениям – но только для госкомпаний. Таким образом, под вопросом остается дальнейшая судьба частных добытчиков.

Тем не менее у центрального правительства появилось понимание, что ситуацию завели в тупик (сами министры) и без восстановления железорудного экспорта разрулить ее никак не удастся. Поэтому для железорудной мелочи пошлину обнулили. Это позволило крупнейшему добытчику, госкомпании NMDC, в конце сентября снизить отпускную цену железорудной мелочи по зарубежным контрактам на 3 долл./т, до 35 долл./т. Ее примеру последовали остальные компании.

Таким образом индийским производителям ЖРС удалось восстановить конкурентоспособность на мировых рынках, отмечают эксперты. Данный пример наглядно иллюстрирует, насколько критичной для железорудной компании является дельта даже в 2-3 долл./т. И в случае принятия законопроекта №1210 повышение ренты фактически равносильно введению заградительной пошлины на экспорт ЖРС, одного из важнейших источников валютных поступлений для Украины.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!