Подробнее Запомнить город


Как убивают железорудный экспорт

10.10.19
размер текста:

Попытки властей регулировать хозяйственную деятельность всегда приводят к одному и тому же результату. В разных странах. Примеры Ирана и Индии, где у государства в экономике колоссальный вес, позволяют спрогнозировать последствия от попыток необоснованного повышения налоговой нагрузки на железорудную отрасль Украины – в соответствии с законопроектом №1210, который сейчас готовится к рассмотрению Верховной Радой.

Иран: экспорт сошел на нет

Добыча железной руды в Иране растет параллельно с увеличением стальной выплавки: с 25,5 млн т в 2009 г. до 33 млн т по итогам 2015 г. Значительные объемы ЖРС при этом экспортировались: концентрат, кусковая руда и мелочь. С 21 марта по 22 августа текущего года, т.е. за 5 мес. по местному календарю, зарубежным покупателям отгружено 7,86 млн т. Это на 4,3% больше по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

Однако на самом деле уже в августе за стандартный календарный месяц было зафиксировано падение на 23,4% в годовом сравнении, до 319 920 т – по поставкам в Китай, на который приходится 90% иранского железорудного экспорта. Далее в сентябре показатель рухнул до 129 534 т. Причиной стало введение официальным Тегераном 20% пошлины на экспорт железной руды.

Это привело к повышению на 20% отпускных цен и сделало иранскую продукцию неконкурентной на мировых рынках. Китайские трейдеры в комментариях СМИ отмечали, что уже нашли замену этим поставкам, переключившись на закупку руды в ЮАР.

"Основным преимуществом иранской руды является ее низкая стоимость. Если иранские цены повышаются от тарифов, они могут быть полностью заменены другими основными производителями руды", – сказал китайский трейдер, покупавший у Ирана от 2 до 3 млн т железной руды в год.

Совершенно очевидно, что то же самое будет и в случае принятия Верховной Радой законопроекта №1210, предусматривающего рост рентной платы за добычу железной руды в 4-5 раз. Только здесь, в отличие от Ирана, вместо введения экспортной пошлины используется повышение уже существующих налогов. Но результат, безусловно, будет тот же самый.

Правда, официальный Тегеран пошел на такой шаг осознанно: власти страны активно развивают собственную металлургическую промышленость. До конца 2020 г. анонсировано введение в эксплуатацию новых сталеплавильных мощностей на 10 млн т, общий показатель в таком случае достигнет 30 млн т. В связи с этим Министерство металлургии и горнодобывающей промышленности хочет остановить вывоз сырья под обеспечение своих будущих потребностей.

В Украине ситуация иная. Здесь в результаты войны на Донбассе утрачена часть металлургических предприятий – потребителей ЖРС. Они остались на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей. Железорудным горно-обогатительным комбинатам ничего не остается, кроме как экспортировать объемы продукции, не востребованной на внутреннем рынке. Заодно это приносит стране валютные поступления, необходимые для поддержания курса гривны. По итогам 2018 г. – 2,869 млрд долл., по данным Государственной фискальной службы Украины.

Кроме того, железорудные ГОКи обеспечивают работу смежным отраслям: железнодорожной и портовой. А транспортники, так же как и горняки, платят налоги, создают занятость населения, позволяя гражданам зарабатывать на жизнь у себя дома, а не в соседней Польше. Поэтому если депутаты Верховной Рады все же примут законопроект №1210 без учета предложений бизнеса – у нас будет реализован иранский сценарий с прекращением железорудного экспорта. И последствия для украинской экономики будут самые печальные.

Как подсчитали в Федерации металлургов Украины, в таком случае вместо дополнительных поступлений бюджет получит снижение на 3-4 млрд грн. за год – с учетом негативного влияния на работу смежных отраслей и неизбежного падения объемов добычи и экспорта железной руды.

Индия: последствия запретов

Правительство Индии уже много лет назад ввело пошлины на экспорт железной руды и постепенно повышало их до нынешнего значения в 30%. Мотивы у официального Дели примерно те же, что и в Тегеране: сохранить имеющуюся ресурсную базу под будущее развитие национальной металлургической промышленности. К 2030 г. в стране хотят выплавлять 300 млн т стали ежегодно.

Учитывая потенциал индийской экономики, обеспечивающей потребности населения в 1,373 млрд чел., цифра кажется не такой уж и фантастической. И тогда стремление тамошнего правительства остановить экспорт ЖРС выглядит логично. Но это только на первый взгляд, без учета реалий.

Дело в том, что сегодня добывающие мощности в Индии существенно превышают сталеплавильные. Поэтому в условиях фактического отсутствия экспорта из-за действия заградительной пошлины на площадках местных ГОКов скопились гигантские запасы готовой товарной продукции. По состоянию на начало октября текущего года они достигли 163 млн т.

В индийской Федерации горнодобывающей промышленности FIMI справедливо опасаются, что эти запасы станут препятствием для продления действующих лицензий на разработку железорудных месторождений. Срок их действия у большинства компаний заканчивается в марте 2020 г.

Со своей стороны, Министерству металлургической промышленности Индии в конце сентября удалось протолкнуть через местный Кабмин постановление, обязывающее власти штатов продлить действие разрешений по железорудным месторождениям – но только для госкомпаний. Таким образом, под вопросом остается дальнейшая судьба частных добытчиков.

Тем не менее у центрального правительства появилось понимание, что ситуацию завели в тупик (сами министры) и без восстановления железорудного экспорта разрулить ее никак не удастся. Поэтому для железорудной мелочи пошлину обнулили. Это позволило крупнейшему добытчику, госкомпании NMDC, в конце сентября снизить отпускную цену железорудной мелочи по зарубежным контрактам на 3 долл./т, до 35 долл./т. Ее примеру последовали остальные компании.

Таким образом индийским производителям ЖРС удалось восстановить конкурентоспособность на мировых рынках, отмечают эксперты. Данный пример наглядно иллюстрирует, насколько критичной для железорудной компании является дельта даже в 2-3 долл./т. И в случае принятия законопроекта №1210 повышение ренты фактически равносильно введению заградительной пошлины на экспорт ЖРС, одного из важнейших источников валютных поступлений для Украины.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".
11.11.19, Игорь Воронцов
Завершение первого этапа реконструкции стана "1700" позволяет Мариупольскому металлургическому комбинату им. Ильича (ММКИ) существенно увеличить продажи продукции с добавленной стоимостью – прежде всего на зарубежных рынках. Это вписывается в стратегию группы "Метинвест", в состав которой входит предприятие. Серьезным препятствием для ее реализации представляются торговые барьеры в виде заградительных пошлин и квот, получившие широкое распространение в различных регионах мира.
01.11.19, Игорь Воронцов
Европейская стальная отрасль начала сдавать позиции под напором игроков из КНР. Долгое время их удавалось успешно сдерживать, однако кризис в еврометаллургии, вызванный стагнацией экономики ЕС и непродуманными регуляторными решениями, открыл ворота для китайской экспансии.
25.10.19, Игорь Воронцов
Металлургическая промышленность в ряде регионов мира оказалась под ударом нового кризиса – так и не успев толком выбраться из предыдущего. Причины у кризисных явлений в Европе, Южной Америке и Украине общие, да и результат один: остановка предприятий, сокращение производства, рабочих мест, налоговых платежей.
23.10.19, Ярослав Ярош
За последний год-полтора практически все базовые котировки энергетического угля просели едва не вдвое. И это еще не дно. Вероятно, плавный нисходящий тренд продержится, как минимум, и в 2020 г. Импортозависимым странам, вроде Украины, наблюдать за падающими прайсами должно быть приятно. Только зрелище иногда получается парадоксальное: в пику дешевеющему углю тарифы на электрическую энергию на внутриукраинском рынке растут.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!