ИСД больше не в Польше

Публікації

Польский металлургический комбинат Huta Czestochowa почти 15 лет принадлежал украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса". Но уже в ближайшее время он сменит владельца. И это станет концом целой польской эпохи в истории "ИСД". В общем, не очень успешной эпохи. За последние годы "ИСД" растерял весь пакет своих польских активов. Huta Czestochowa оставалась последней фамильной ценностью, но и она уже долгое время балансировала на грани банкротства. Продан комбинат будет в 5 с лишним раза дешевле, чем Сергей Тарута с партнерами купили его в 2005 г. И это без учета украинских инвестиций в социалку и модернизацию, которые по факту так и не окупились.

Китайский привкус

Наиболее вероятно, что новым владельцем ченстоховского меткомбината станет компания Sunningwell International Polska, принадлежащая местному бизнесмену Мареку Фрыдриху. Формально сделка может закрываться еще несколько месяцев, но к принципиальному соглашению с владельцами комбината он уже пришел. Правда, с этим еще не смирились другие потенциальные претенденты на Huta Czestochowa. Однако у них немного шансов перебить предложение Sunningwell. Последняя готова заплатить за ченстоховский актив 240 млн злотых (порядка 60 млн евро), погасить долги по зарплате и поставщикам и гарантировать поддержку текущей операционной деятельности предприятия. В нынешних условиях сложно рассчитывать на большее. Да и к этим обещаниям нужно относиться осторожно.

М.Фрыдрих позиционирует себя как посредник между польским рынком и крупным китайским бизнесом. В конце прошлого века он работал польским дипломатом в Шанхае, потом на долгое время осел в этом городе и только пару лет назад вернулся в Польшу. На родине бизнесмен представлял интересы China National Electric Equipment Corporation и Shanghai Electric Group, интересовавшихся покупкой и модернизацией местных тепловых электростанций, а также строительных компаний из Поднебесной, готовых строить в Польше автострады. Впрочем, без особых успехов. Логично предположить, что и сделку с Huta Czestochowa он пытается осуществить в интересах китайских инвесторов. Правда, среди потенциальных партнеров по финансированию этого проекта пока назван только фонд Trade Finance Corporation из Гонконга, который опять же на роль профильного инвестора не тянет. Это типичный фондовый трейдер, который будет стремиться заработать на перепродаже Ченстоховского меткомбината. Вопрос только в том, есть ли у них уже на примете готовый клиент или они сначала попытаются немного "подмарафетить" предприятие после "ИСД".

Также не исключено, что через М.Фрыдриха в Польшу попытается зайти некто из российских сталепроизводителей. В свое время основатель Sunningwell занимался металлотрейдерством в России, импортируя до 900 тыс. т стали за год в тот же Китай. И образование он получил в МГИМО (Московский государственный институт международных отношений), чьи выпускники либо сами становятся чекистами, либо очень хорошо с ними знакомы. В одном из немногочисленных интервью М.Фрыдрих отмечал, что в 90-х годах прошлого века даже был акционером одного из стальных заводов на Урале, но не уточнил, какого именно.

Основатель Sunningwell утверждает, что у него уже есть антикризисный план в Ченстоховой. Он состоит в том, чтобы увеличить загрузку мощностей предприятия с нынешних 30% до 80% и уже в 2020 г. вывести его на рентабельную работу. Согласно этой задумке Huta Czestochowa должна выплавлять не менее 1 млн т толстого листа в год, ориентируясь преимущественно на внутренний рынок. При этом М.Фрыдрих намерен отобратть нишу у импортеров стали, прежде всего украинских и российских. По его словам, он уже провел переговоры с ключевыми потребителями ченстоховской продукции, которых вполне устраивают и качество, и цена, но нервируют срывы в сроках выполнения заказов.

Pre-pack или никак

Легкий камешек в огород в самой "ИСД" предпочитают не замечать, поскольку все остальные варианты будущего для комбината выглядели значительно хуже. Как признал президент ISD Huta Czestochowa Константин Литвинов, только Sunningwell International предложила за актив "твердую цену". Хотя покупателей вокруг комбината крутилось немало. Предприятием, в частности, интересовалась индийская группа Liberty House, сейчас агрессивно скупающая сталеплавильные активы в Европе. Именно она выкупила 7 заводов у ArcelorMittal, которые те вынуждены были продать в связи с приобретением итальянского гиганта Ilva. Но, по словам К.Литвинова, от Liberty House пришло слишком расплывчатое предложение по цене покупки – от 100 до 200 млн злотых. Очень уж широкая вилка, и в любом случае ниже, чем оферта Sunningwell. Третий из наиболее реальных претендентов на Huta Czestochowa – польский холдинг Cognor – более заинтересован был в аренде мощностей комбината, чем в приобретении его целостного комплекса.

Существенно и то, что "ИСД" с М.Фрыдрихом договорились о продаже актива по процедуре pre-pack. Это сравнительно новый для польского законодательства формат. Норма начала действовать только в 2016 г. И она позволяет не доводить убыточное предприятие до окончательного банкротства, а оформить сделку через суд еще на предварительной стадии. Весной текущего года руководство ISD Huta Czestochowa предупредило, что может объявить компанию банкротом, производство в Ченстоховой было остановлено, а порядка 1200 работников отправлены в отпуска с выплатой 60 процентов оклада. В дирекции не исключали, что это может стать переходной фазой к их увольнению. Процедура pre-pack предусматривает одномоментное подписание двух документов – о банкротстве предприятия и его приобретении новым собственником с указанием конкретной цены и условий погашения долгов перед кредиторами. При таком подходе не требуется организации отдельных торгов и получения разрешений от антимонопольного ведомства Польши. Но оно должно быть скреплено судебным решением.

Больше никого pre-pack не устраивал. Liberty House настаивает на полном банкротстве Huta Czestochowa, надеясь, что в таком случае сможет заполучить предприятие дешевле. Поэтому индийская группа пытается оспорить договоренности между "ИСД" и Sunningwell International в судебном порядке. Cognor хлопочет об национализации ченстоховского меткомбината, чтобы договариваться о работе на его мощностях с государством, а не с ИСД. Таким образом, по состоянию на 2 сентября в Окружном суде Ченстоховой на рассмотрении лежали иски от всех трех перечисленных выше претендентов –Sunningwell, Liberty House и Cognor. Решать, чья опция лучше, теперь предстоит судьям. Теоретически они должны вынести вердикт до конца недели, но в реальности тяжбы могут затянуться. Ведь любая из сторон имеет право оспорить любое решение. Альтернативное предложение недавно озвучили местные власти: если переговоры с нынешними покупателями Huta Czestochowa зайдут в тупик, есть смысл национализировать комбинат и передать его в состав государственной Польской оружейной группе (Polskа Grupа Zbrojeniowа).

Пиррова победа

По иронии судьбы, 15 лет назад "Индустриальный союз Донбасса" сам пробился через юридическое пекло, чтобы отсудить Huta Czestochowa у другого индуса – Лакшми Миттала. Украинцы буквально вырвали комбинат из кармана Mittal Holding, пройдя и Варшаву, и Брюссель, и медные трубы. Победа была опьяняющей, но счастливая жизнь с "гутой" по ходу не сложилась. В 2005 г. корпорация С.Таруты заплатила за ченстоховский металлургический комбинат 1,25 млрд польских злотых (примерно 320 млн евро). Но, кроме того, ИСД взял на себя обязательства, предусматривавшие вложение в комбинат еще почти 500 млн злотых в течение 7 лет. В порыве энтузиазма украинцы решили, что могут переплюнуть это условие. Семилетнюю инвестпрограмму они дерзнули воплотить в течение 3 лет. В апреле 2006 г. ИСД привлек у польского банковского консорциума кредит, который примерно в полтора раза превышал задекларированный по документам купли-продажи объем инвестиций. 200 млн долл. из этой кредитной линии планировалось использовать непосредственно на модернизацию Huta Czestochowa, а еще примерно 75 млн долл. легли в основу оборотного капитала акционерного общества ISD Polska – структуры, которой предстояло стать базисом для расширения бизнеса С.Таруты на польском рынке.

В качестве ключевых покупателей ченстоховской стальной продукции рассматривались верфи в Гданьске и Гдыне, которые параллельно скупил "ИСД", а также местный автомобильный завод FSO (Жерань). Его в середине 2000-х приобрел другой бизнесмен из Украины – Тариэл Васадзе, владелец "АвтоЗАЗа". При этом Huta Czestochowa работала в тесной кооперации с Алчевским металлургическим комбинатом (опять же из семьи "ИСД"), перекатывая его заготовку в более высокий передел. Очень скоро выяснилось, что донецкая корпорация переоценила свои возможности. И покупка ченстоховского актива в определенной степени стала для нее фатальной. Корпорация одновременно привлекала огромные заменые средства и для Huta Czestochowa, и для Алчевского МК, а потом случились внешние форс-мажоры, и она потеряла способность рассчитываться по долгам. Всемирная экономическая рецессия 2008 г. не позволила вывести польский комбинат на желанный прибыльный уровень. А через несколько лет в результате войны на Донбассе был полностью потерян контроль над алчевским предприятием. В конце концов украинским основателям вообще пришлось уступить мажоритарный контроль над "Индустриальным союзом Донбасса" российскому бизнесу в лице выходца из Evraz Group Александра Катунина.

Общекорпоративные проблемы прямо пропорционально отразились и на деятельности Huta Czestochowa. Уже в 2013 г. комбинат работал меньше чем на половину своих мощностей. Были отчуждены и проданы коксохимический и трубопрокатный комплексы. По сути, комбинат перестал быть комбинатом. И с каждым годом ситуация ухудшалась. По состоянию на середину 2019 г. у предприятия закончились оборотные средства на закупку сырья и выплату заработной платы, а непогашенные долги перед банками (Pekao SA и PKP BP) превысили 250 млн злотых. Т. е это больше, чем сейчас предлагают за Huta Czestochowa.

В более глобальном измерении уход "ИСД" из Польши можно расценивать как закат корпорации в целом. Если и не финальную точку, то предпоследнюю. За 10 лет корпорация регрессировала из игрока европейского масштаба на стальном рынке до анахронизма, чье имя начинают забывать. Ее отцы-основатели – С.Тарута, Виталий Гайдук и Олег Мкртчан – продолжают судиться между собой за раздел имущества в лондонских судах. При этом последний из перечисленных в этой тройке в августе осужден на 9 лет в России за преступления экономического характера и с требованием взыскать с него 3 млрд долл. В Украине де-факто "ИСД" уже тоже ничего по-настоящему крупного не контролирует. Единственный из "живых" активов, все еще работающий под флагом группы, – венгерский металлургический завод Dunaferr. Но вряд ли это надолго.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

22 Грудня 2023

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

Україна у 2023 році наблизилася до Європейського зеленого курсу

До декларації щодо гарантій безпеки для України приєдналася вже 31 країна

ВСІ НОВИНИ ⇢