Подробнее Запомнить город


Попасть под газраздачу

11.07.19
размер текста:

1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.

Всем сестрам по серьгам

Больше всего призов на раздаче собрала государственная компания "Укргазвыдобування", входящая в состав НАК "Нафтогаз Украины", хоть это выглядит и слегка странно. Подписывая с ней СРП, государство как бы играет в шахматы само с собой. Тем не менее "Укргазвыдобування" получила право разрабатывать два участка самостоятельно – Берестянский и Бузовский, а еще два – Балаклейский и Ивановский – совместно с канадской компанией Vermilion Energy. Все эти недра находятся в пределах Харьковской области, за исключением Берестянского блока, который состоит из четырех частей, и только одна находится на Харьковщине, три остальных – в Прикарпатье. Опять же логику в таком формате найти трудно, но имеем, что имеем.

Наибольшую ценность из 4 перечисленных блоков представляют собой Балаклейский с Ивановским – и по площади, и по изученности, и по потенциальным запасам. В каждый из них необходимо вложить не менее 800 млн грн. Поэтому в "Укргазвыдобування" ("УГВ") и вынуждены были позвать на подмогу канадцев. На этапе геологоразведки им отдана роль оператора проекта, но капиталовложения стороны договорились делить поровну. В поданных на конкурс документах дуэт УГВ-Vermilion обязался вложить в каждую из площадей по 1200 млрд грн. (что существенно выше требуемого минимума) и начать добычу на третьем году действия СРП. Стоит отметить, что в борьбе за Ивановскую площадь с ними всерьез соперничал тройственный союз – "Газ Груп", "Захиднадроресурс" и "Карпатнафтохим", пользующийся поддержкой Игоря Насалика, который и министр топлива и энергетики, и одновременно председатель межведомственной комиссии по СРП. Но, несмотря на этот деликатный момент, члены комиссии все же отдали предпочтение украинско-канадской паре, хотя и с небольшим перевесом баллов. Очевидно, опыт и реноме Vermilion все же сыграли роль. Пускай канадцы и не входят в мировую энергетическую элиту, но работают в отрасли уже свыше 20 лет, ведут добывающие проекты в Канаде, США, Германии, Голландии, Австралии, а в партнерах имеют таких известных игроков, как GDF Suez, Statoil, Shell.

"УГВ", то ли в альянсе с Vermilion, то ли самостоятельно, претендовала и на все остальные участки, выставленные на конкурс. Но выиграть все поголовно не смогла. Иногда и не очень хотела, иногда переживала горькое разочарование. В частности, так было на крупнейшем по площади блоке (почти 3,5 тыс. кв. км) – Варвинском, заходящим и в Полтавскую, и в Черниговскую области. Здесь конкурент у "Укргазвыдобування" был один, но с западными корнями. Речь идет об ООО "Юкрейн Энерджи Эл Си" – совместному детищу международного фонда SigmaBleyzer и американской компании Aspect Energy. И хотя заявка "УГВ2 выглядела несколько предпочтительнее, эксперты из межведомственной комиссии отдали предпочтение заокеанскому претенденту. Aspect Energy – середнячок американской газодобывающей отрасли, развернувший деятельность как дома, так и на Ближнем Востоке, и в Центральной Европе, но звезд с неба не хватающий. В свою очередь SigmaBleyzer еще в прошлом году заявила о создании энергетического фонда для Украины с наполнением в 250 млн долл. Хотя пока основные свои украинские активы она держит в таких отраслях, как АПК, телекоммуникации, недвижимость. Впрочем, как говорят источники, в "Укргазвыдобування" с выбором комиссии по Варвинской площади не смирились. И будут требовать от Кабмина объяснения критериев отбора, а возможно, и оспаривать это решение через суд.

В борьбе за Зиньковский блок (Полтавская и Сумская область) пару УГВ-Vermilion обошли компании из холдинга ДТЭК Рината Ахметова. Они предложили вложить 1,2 млрд грн. в разведку и разработку участка. Правда, еще один претендент – швейцарская фирма Eurogas AG – обещал целых 1,8 млрд грн. Но межведомственная комиссия не сочла ее гарантии достаточно надежными. Серьезного опыта в газодобыче у Eurogas AG не имеется, а ее основатели братья Вольфганг и Оскар Раубали в Украине засветились давно, но не особо продуктивно. Они состояли в партнерстве с известным покорителем недр времен Януковича Юрием Иванющенко, имитировали попытки извлекать шахтный метан на Донбассе, алмазы в Днепропетровской области и золото в Карпатах, но без каких-либо видимых результатов. ДТЭК "Нафтогаз", наоборот, на протяжении 5 последних лет инвестировала в газовую отрасль Украины порядка 10 млрд грн. и вышла на первое место среди независимых газодобытчиков страны. Так, в 2018 г. она получила 1,65 млрд куб. м природного газа, что является историческим рекордом среди частных компаний.

Самая же массовая конкуренция наблюдалась вокруг Софиевской площади в Черниговской, Сумской и Полтавской областях. За нее бодались сразу 5 претендентов. Но на этот блок все поставил Виктор Пинчук. Его холдинг "Гео-Альянс" задекларировал более 3 млрд грн. инвестиций в эту площадь при 1 млрд грн. требуемых. Было, конечно, и предложение от "Укрнафты" на целых 7,6 млрд грн., но без финансовых гарантий. Поэтому комиссия в него не поверила. В итоге блок достался-таки "Гео-Альянсу".

Без особо заядлой борьбы компании "Укрнафтобуриння" Игоря Коломойского и Павла Фукса достался Русановский участок, а группе "Захиднадрасервис" – Угнивский. Конечным бенефициаром "Захиднадрасервиса" является семья Козицких, владеющая целой россыпью лицензий на поиск углеводородов в Западной Украине. Угнивский блок станет еще одним экземпляром в этой коллекции. Максим Козицкий, сын отца-основателя группы, недавно претендовал даже на должность главы Львовской облгосадминистрации, но не прошел в финале. Так что может снова сосредоточиться на профильной деятельности.

СРП: pro и contra

Успешное проведение конкурса по газовым СРП стало кульминацией, но далеко не завершением длинного процесса, начавшегося еще в прошлом году. Постановление о проведении 12 конкурсов на разработку углеводородов на условиях раздела продукции правительство Владимира Гройсмана приняло 18 декабря 2018 г. Исполняя директиву, Минэнергоугля объявило в конце февраля текущего года о приеме заявок от претендентов на 9 сухопутных участков, чуть позже к ним добавился еще один шельфовый – "Дельфин", 2 блока пока слетело. Заявки оценивались межведомственной комиссией по СРП на основании специально разработанной шкалы критериев. 1 июня комиссия сделала свой выбор, а уже через 5 дней Кабинет министров его подтвердил. Премьер В.Гройсман поспешил, чтобы под историческим постановлением стояла его подпись. Теперь компаниям-победителям дается год на подписание самих соглашений о разделе продукции и согласовании их с местными общинами, где будет вестись добыча.

В газовой среде новость о проведении скопом сразу 10 конкурсов по СРП сначала вызвала чрезмерное недоверие. Игроки на рынке до последнего дня побаивались субъективизма при выборе победителей, тем более что в борьбе принимало участие сразу несколько компаний со шлейфом и широкими плечами во власти. Но в целом опасения не подтвердились. Откровенно слабые и сомнительные предложения комиссия не вытягивала. Это позитивный сигнал, давший повод чуть ли не всеобщему воодушевлению.

"Совокупный минимальный объем инвестиций за первые 5 лет разведки должен составить 600 млн долл., – написал глава Ассоциации газодобывающих компаний Украины Роман Опимах. – В частности, обязательства касаются проведения трехмерных сейсмических исследований на площади 4500 кв. км, что составляет 30% лицензионных площадей и бурения как минимум 55 разведывательных скважин. По оптимистическому сценарию объем инвестиций может составить 1,5 млрд долл.". Представитель президента в Кабмине Андрей Герус также оценил положительно итоги конкурса: "Это действительно честные результаты. Чем больше честных конкурсов и реальных инвесторов, тем быстрее у нас будет расти добыча газа, что будет вести к снижению цен на газ".

Но без пары-тройки ложек дегтя все равно не обошлось. Да, конкурс собрал практически всех сильных украинских газодобытчиков, но иностранных – мало и слабых. Для национального производителя такой состав претендентов означает меньшую конкуренцию, но для Украины в целом – недоверие к ее инвестиционному полю. Второй момент, на который часто сетовали игроки рынка, –  слишком сжатые сроки на изучение условий работы и подготовку необходимой документации, которой, кстати, требовалось горы. На все про все заинтересованным лицам давалось 2-3 месяца вместо распространенных в мировой практике 6-8. Возможно, такой подход дополнительно отсек глобальные компании, посчитавшие, что ради проектов в Украине не стоит суетиться.

Наконец, ремарка №3. В эйфории по поводу удачного (т. е. доведенного до логического конца) конкурса растворились голоса тех, кто засомневался, действительно ли в нынешней ситуации громоздкий, бюрократически сложный механизм разделения продукции – самый выгодный выбор для Украины. Тем более что всего несколько месяцев назад в стране весьма успешно прошел аукцион по продаже лицензий на недропользование в газодобыче через систему ProZorro. Имплементация СРП может затянуться, ведь инвестору придется пройти через двойное сито согласований – сначала с правительством, потом с местными властями. Предполагаемый год – это весьма оптимистический сценарий. А недра тем временем будут простаивать.

И кстати, ни одно из СРП, ранее подписанных в Украине, так и не выстрелило. Причины были разные, но исход, увы, один и тот же. Поэтому, наверное, прав СЕО американской энергетической компании Trident Acquisitions Илья Пономарев, считающий, что даже в идеальном воплощении такие соглашения для Украины не сильно выгодны. Они нужны, когда нет интереса к недрам, а в данном случае интерес был. Поэтому, на его взгляд, логичнее было бы выставить эти участки на аукцион и уже только при отсутствии спроса на аукционных торгах отправлять их на СРП.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!