Подробнее Запомнить город


Пережить банкротство

04.07.19
размер текста:

Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.

Под грузом долгов

Долговая нагрузка, "висящая" над ДМК, действительно велика – 83 млрд грн., из которых 35,2 млрд грн. приходится на кредиторскую задолженность, 43,7 млрд грн. – на прочие текущие обязательства и 4,3 млрд грн. краткосрочных кредитов.

Стоит отметить, что корпорация ИСД погрузилась в системный кризис еще в 2008 году по причине своей неспособности обслуживать долговые обязательства. В результате еще в 2010 году главным ее акционером стала группа инвесторов, представляющих интересы российского ВЭБ. Также акционерами корпорации являются народный депутат Сергей Тарута и генеральный директор ИСД Олег Мкртчан.

Как известно, последний находится сегодня в российской тюрьме по подозрению в растрате более 1 млрд рублей, полученных ранее у "Внешэкономбанка". В мае С.Тарута заявил о том, что корпорация практически лишена руководства – в частности, срок действия доверенности исполнительного директора Максима Завгороднего на право занимать эту должность истек. А мажоритарные акционеры пока не реагируют на требование С.Таруты о назначении нового руководства.

При этом история с долгами ИСД со временем обросла рядом громких скандалов. По словам С.Таруты, остановка Днепровского металлургического комбината в 2017 году была вызвана не только блокадой, но и искусственным вымыванием оборотных средств со стороны одного из акционеров.

Стратегические ошибки

Впрочем, столь высокая долговая нагрузка объясняется, конечно же, не только серыми схемами со стороны акционеров ИСД, но и целым рядом допущенных ими стратегических ошибок в предыдущие годы.

В частности, ИСД не смогла выстроить цепочку вертикальной интеграции в период "большой приватизации" в Украине и осталась без собственного сырья. Затем огромные средства – около 3 млрд долл. – были вложены в модернизацию Алчевского меткомбината, который в 2014 году оказался на неподконтрольных территориях. И наконец затраты на внешнюю экспансию – в 2003 году корпорация приобрела венгерский завод Dunaferr, в 2005 году – польский комбинат Huta Częstochowa, а в 2007 году еще и Гданьскую судоверфь.

При этом европейское направление бизнеса ИСД вряд ли можно назвать успешным. Dunaferr последние годы регулярно испытывает проблемы и еще в 2017 году министр национального развития Венгрии Миклош Шестак озвучил идею о выкупе завода, который к тому времени накопил 700 млн евро долгов. Меткомбинат Huta Częstochowa остановился в июне этого года – из 1235 сотрудников предприятия работают только 159, и, по данным польских СМИ, несмотря на наличие заказов, предприятие, накопившее огромные долги перед поставщиками и банками, сегодня испытывает острейший дефицит оборотных средств. Что же касается Гданьской судоверфи, то акционеры ИСД так и не смогли наладить ее работу, и в 2018 году она была выкуплена государственным Агентством развития промышленности Польши.

Европейский шторм

На европейском рынке собственные проблемы ИСД наложились на кризис, переживаемый местной сталелитейной промышленностью. "Сегодня европейская металлургия находится на критическом этапе. Неясно, куда движется отрасль, потому что мы сталкиваемся с целым комплексом геополитических, экономических и экологических проблем", – заявил на днях президент Eurofer Герт Ван Поэльворде.

Причины кризиса – высокие экологические расходы в странах Евросоюза, подорожание сырья, а также падение спроса на сталь. В результате ряд европейских предприятий уже сообщили о сокращении объемов производства. В частности, на европейских заводах ArcelorMittal производство будет снижено на 3,3 млн тонн. При этом 1400 рабочих входящего в состав корпорации крупнейшего меткомбината в ЕС Ilva будут отправлены на 13 недель в неоплачиваемый отпуск. "Это трудное решение, но рыночные условия являются критическими во всей Европе. Я хочу подчеркнуть, что это временные меры, а сталь – циклический рынок", – заявил генеральный директор компании Маттео Джел.

Американская U.S. Steel останавливает домну на своем словацком комбинате в Кошице, что приведет к уменьшению выпуска чугуна на 125 тыс. тонн в месяц. Но наиболее драматично ситуация сложилась у британской компании British Steel, которая фактически была доведена до банкротства неразумной государственной политикой регулирования тарифов на электроэнергию. В результате 25 тыс. британских металлургов и работников смежных производств рискуют уже в ближайшее время пополнить армию безработных, если не найдется инвестор, готовый вкладываться в данное предприятие.

Не так страшен черт, как его малюют

К счастью, "Украина не Европа" и ситуация на Днепровском металлургическом комбинате все-таки существенно отличается от той, которая сложилась на европейских предприятиях ИСД. Несмотря на процедуру банкротства, ДМК не планирует увольнений персонала, сокращения заработных плат рабочих и намерен удержать объемы производства на прежнем уровне.

Напомним, что в 2018 году ДМК увеличил выплавку стали на 77%, до 2,413 млн тонн, а по итогам первого полугодия 2019-го на меткомбинате произвели 1,359 млн тонн металла. Зарплата работников ДМК по итогам прошлого года выросла на 58%, а с 1 апреля 2019 года была повышена еще на 20%.

Кроме того, на предприятии продолжаются начатые ранее капитальные ремонты доменной печи №12 и агломерационной машины №7. Необходимо напомнить, что предприятие в текущем году освоило выпуск трех новых видов продукции – катанки диаметром 11,5 мм, круглого сортового проката сечением 25 мм и периодического профиля №18. Кроме того, на днях генеральный директор меткомбината Александр Подкорытов сообщил о начале проектировки новой доменной печи, строительство которой планируется завершить в 2021 году.

Самая большая неприятность в начавшейся процедуре банкротства заключается в том, что в период рассмотрения дела предприятие ограничено в своем правах оказывать социальную помощь и финансировать социальную сферу, в том числе санатории, детские лагеря и базы отдыха – это прямое требование Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".

Тем не менее, как заявил ранее соучредитель корпорации ИСД, народный депутат С.Тарута, "в самой процедуре банкротства ничего страшного нет". Действительно, есть немало примеров, когда предприятия продолжали успешную деятельность после проведения процедуры банкротства. В любом случае, нынешние сложности у ДМК явно носят временный характер.

Василий Январев

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!