Подробнее Запомнить город


Покровский горизонт

20.06.19
размер текста:

На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.

Блок больших надежд

По прогнозам, запасы угля на блоке №11 составляют около 33,8 млн тонн, в т. ч. промышленные – 25,35 млн тонн. Особой ценности им добавляет то, что в недрах "Покровского" сосредоточены запасы дефицитных в Украине коксующихся углей. Согласно последнему годовому отчету ш/у "Покровское" уже в 2021 г. новый блок позволит обеспечить производство 896 тыс. тонн концентрата, а в 2023 г. показатель почти что удвоится – до 1619 тыс. тонн. Это в свою очередь даст возможность вывести из эксплуатации часть отработанных и теряющих рентабельность мощностей на блоке №10.

Сейчас компания добывает порядка 4 млн тонн товарного угля в год и производит из него 220-250 тыс. тонн концентрата в месяц. По прогнозам генерального директора шахтоуправления Леонида Байсарова, после 2020 года производительность комплекса способна вырасти до 350 тыс. тонн при одновременной работе шести очистных забоев и с вводом в эксплуатацию двух новых вертикальных стволов ВПС-3 и ВПС-4. В более длительной перспективе стратегия компании предусматривает поэтапное увеличение добычи рядового угля более чем в 2 раза – до 8,3 млн тонн/год. И есть достаточно предпосылок, что цель будет достигнута. Тем более что к таким высотам в Покровске уже приближались. Но было это еще до начала войны на Донбассе.

Примерно год назад, как уже сообщалось, в акционеры "Покровского" напрямую вошел холдинг "Метинвест", выкупив 24,99% акций добывающих активов "Донецкстали" за 190 млн долл. В области слияний и поглощений это стало одной из крупнейших сделок прошлого года в Украине. В ближайшее время, как сообщили МинПрому источники на рынке, "Метинвест" намерен довести свою долю в шахтоуправлении до 100%. Что однозначно свидетельствует о серьезности намерений и важности актива для группы.

Ранее до 50% потребностей "Метинвеста" в коксующихся углях удовлетворялось за счет ресурса компании "Краснодонуголь". Но поскольку краснодонские шахты сейчас находятся на неподконтрольной Украине территории Донбасса и контроль над ними утерян, холдингу пришлось существенно увеличить долю импорта. В частности, Украина начала забирать все объемы от американской дочки "Метинвеста" – United Coal Company, хотя прежде примерно половина из них продавалась непосредственно на рынке США. Кроме того, увеличился импорт из других стран (России, Австралии, Индонезии и т. д). Очевидно, что более дорогое зарубежное сырье плюс логистика сказывались на общей рентабельности металлургического цикла. Включение в него "Покровского" в значительной мере проблему снимает. Уже в прошлом году "Метинвест" выкупил практически весь добытый шахтоуправлением коксующийся уголь. И в дальнейшем рассчитывает на увеличение его выработки. Так, уже в 2019 г. план проведения горных работ по ш/у предусматривает добычу 5 млн 630 тыс. тонн рядового угля, что на 25% больше, чем в 2018-м.

По полному циклу

Параллельно с увеличением мощностей "Покровское" создает и новые рабочие места в регионе. По сравнению с показателем 2017 г. среднесписочная численность работников шахтоуправления выросла почти на 300 человек, вплотную приблизившись к 7-тысячной отметке, а средняя зарплата увеличилась за прошлый год на 25%. Аналогичный тренд распространяется и на хозяйственные субъекты, где ш/у является основным владельцем – Покровскую шахтостроительную компанию и обогатительную фабрику "Свято-Варваринскую". Это еще около тысячи рабочих мест. Нарастающие объемы проходческих и добывающих работ означают и для них дополнительную загрузку.

О "Свято-Варваринской" стоит упомянуть отдельно. Это одна из крупнейших углеобогатительных фабрик в Украине с проектной мощностью 8 млн тонн угля в год. И одна из самых молодых и технологически совершенных. Она запущена в работу в марте 2009 г. Сейчас перерабатывает в 3-4 раза больше угольного сырья, чем любая другая обогатительная фабрика в Украине. При этом себестоимость переработки у нее раза в два ниже.

С шахтоуправлением "Покровским" "Свято-Варваринская" работает практически в едином производственном комплексе: для доставки сюда угля на переработку даже не надо задействовать никакой транспорт, поскольку оба предприятия соединены уникальным в своем роде канатно-ленточным конвейером длиной более 5 км. Готовая продукция фабрики позволяет производить из нее кокс с уровнем горячей прочности свыше 60%, что существенно снижает его расход в процессе выплавки стали. Учитывая же, что в 2018 г. "Метинвест" приобрел и долю размером 23,71% в "Южкоксе", делаем вывод, что группа весьма основательно подошла к вопросу восстановления своей коксо-ресурсной базы. Как отметил генеральный директор группы "Метинвест" Юрий Рыженков, комментируя финансово-экономические результаты за 2018 г., приобретение долей в двух этих активах ("Покровское" и "Южкокс" – МинПром), которые идеально подходят для бизнес-модели группы, помогут усилить ее вертикальную интеграцию, а также повысить устойчивость к экономическим циклам.

Сорок лет впереди

Выгода "Метинвеста" понятна, но и "Покровское" с приходом сильного инвестора получит гарантийный полис долгосрочной занятости. До начала войны на Донбассе шахтоуправление работало на завод "Донецксталь", но так как последний оказался на временно оккупированной территории, то пуповина оборвалась. И это сразу же сказалось как на текущих результатах работы угольного предприятия, так и на его перспективах. Если в 2012-2013 гг. на "Покровском" добывали более 8 млн тонн угля в год, то сейчас вдвое меньше. Если в 2012-2013-м проходка стволов шахтостроителями на блоке №11 шла рекордными темпами, то уже в 2014-м работы заметно притормозили. И лишь во второй половине 2018 г. строительство инфраструктуры на блоке №11 получило новый импульс.

Но не только этим проектом живут покровские шахтостроители. В начале 2019 г. они сдали в эксплуатацию новую лаву на южной панели блока №10, запасы которой составляют более 1 млн т угля. Весной – еще одну. Всего же в течение 2019 г. планируется обустроить 5 новых лав. В мае текущего года в Покровск прибыл новый проходческий комбайн П-315, аналогов которому нет в Украине. Его около года строили на Новокраматорском машиностроительном заводе специально под параметры покровских горизонтов. Перед этим шахтоуправление закупило несколько новых очистных комбайнов польского и чешского производства. А с целью повышения безопасности в шахтах были приобретены 2 немецких дегазационных станка и 10 буровых. В целом только в 2019 г. на закупку нового оборудования и технологий предприятие намерено потратить более 700 млн грн.

Как отмечают в "Метинвесте", в случае получения полного контроля над ш/у "Покровское" группа намерена полностью восстановить производство дефицитного угля марки К. Это в свою очередь гарантирует сотрудникам шахтоуправления сохранение рабочих мест, а бюджету страны сулит дополнительные налоговые поступления. И естественно, такой симбиоз принесет дополнительные социальные инвестиции в город Покровск, для которого шахта является крупнейшим промышленным предприятием и главным работодателем.

Генеральный директор шахтоуправления Леонид Байсаров вполне разделяет оптимистические перспективы. По его словам, в состав "Метинвеста" "Покровское" вступит с серьезным производственным и человеческим потенциалом. "Это принесет коллективу дополнительные инвестиции, новые возможности дальнейшего развития. Для реализации намеченной программы нам нужны новые стволы и блоки. Одним словом, работы на ближайшие 30-40 лет будет достаточно", — сообщил он в интервью корпоративной газете "Монолит".

Василий Январев

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!