Подробнее Запомнить город


Уроки из банкротства British Steel

14.06.19
размер текста:

Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.

Жертва "эко"-политики

Основным активом British Steel является комбинат Scunthorpe в Северном Линкольншире, предприятие с более чем 100-летней историей и годовой мощностью производства 3,2 млн т готового проката. Scunthorpe специализируется на прокате строительного сортамента и ж/д рельсах, там работают 4,5-5 тыс. чел., еще около 20 тыс. – в подрядных компаниях и на смежных производствах.

В 2007 г. у комбината поменялся собственник: британско-голландская Corus Group вышла из металлургического бизнеса, вместо нее зашла индийская Tata Steel. У нее все было хорошо в Великобритании до 2010 г., пока премьером не стал лидер консерваторов Дэвид Кэмерон, объявивший о новой политике в сфере экологии.

Новый глава правительства решил стимулировать развитие экологически чистых высокотехнологичных производств и с этой целью поднял тарифы на электроэнергию в стране выше среднеевропейских. Стальная выплавка при этом стала убыточной, заставив Tata Steel искать варианты продажи британских активов. Избавиться от них полностью компания так и не смогла до настоящего времени.

Тем не менее комбинат Scunthorpe в 2016 г. был продан компании Greybull Capital. Ее владельцы – братья Марк и Натаниэль Мейохас, инвестиционные банкиры, которые специализируются на скупке проблемных активов и их последующей перепродаже. Scunthorpe достался им за 1 фунт британских стерлингов, поэтому слово "продан" не совсем точно описывает характер сделки.

Исходя из этого следует, что нынешнее плачевное положение British Steel было предопределено уходом институционального базового инвестора, который профессионально занимается металлургическим бизнесом в ряде стран – и его заменой на обычных торгашей-спекулянтов, если называть вещи своими именами.

А базовый инвестор, напомним, ушел только потому, что не получил необходимую поддержку властей в виде умеренного тарифного регулирования. Не получила этой поддержки и Greybull Capital.

Инвестиционные просчеты

Положение усугублялось тем, что, не имея опыта работы в металлургии, новые владельцы не могли расставить необходимые приоритеты в стратегии для British Steel. Вместо того, чтобы направить финансовые ресурсы на снижение энергозатратности производства, они ринулись расширяться за счет покупки новых активов.

Братья Мейохас прониклись идеей превращения British Steel в Steel International. Для такой смены названия требовались новые приобретения вне Великобритании – и они последовали. В октябре 2017 г. была куплена голландская компания FNsteel, имеющая 6 предприятий в Нидерландах, Финляндии и Швеции общей мощностью 600 тыс. т в год.

Она специализируется на метизах и катанке, а также арматурных прядях премиум-качества. Также British Steel под управлением Greybull Capital уже в 2019 г. купила проблемного стального производителя Ascoval на севере Франции, обязавшись вложить в его развитие 47,5 млн евро.

Чуть ранее, в апреле 2018 г., British Steel в консорциуме с эстонской металлотрейдерской компанией Baltic Metal Holding пыталась выкупить у латвийских властей простаивающий электрометаллургический завод-банкрот в Лиепае – Liepajas Metalurgs.

История этого предприятия во многом похожа на судьбу самой British Steel: поскольку Liepajas Metalurgs стал убыточным и прекратил работу именно из-за высоких тарифов на электроэнергию в Латвии и отказа правительства снизить их для поддержки одного из крупнейших налогоплательщиков и работодателей в стране.

На предприятии за последние годы сменилось несколько владельцев, включая украинскую KVV Group – но никому не удалось вытащить его из банкротства. Поскольку в итоге все упиралось в слишком дорогую электроэнергию, делавшей убыточной работу даже современного оборудования, установленного на Liepajas Metalurgs.

Тем не менее столь печальный background не остановил Greybull Capital. Тем временем на ее головном предприятии в Сканторпе вместо запланированных инвестиций в 170 млн фунтов стерлингов начали осваивать только 30% от этой суммы. Летом 2018 г. компания заказала немецкому машиностроительному концерну Primetals Technologies новый проволочный стан стоимостью 50 млн фунтов стерлингов.

При этом Greybull Capital отказалась от модернизации производства толстолистового проката, выставив на продажу соответствующее оборудование – которое простаивало с декабря 2015 г. и могло выпускать 600 тыс. т продукции в год. В итоге British Steel пришла к закономерному финалу: нынешней весной у нее не оказалось денег на покупку годовой квоты на выбросы парниковых газов – 130 млн фунтов стерлингов.

Из них 120 млн фунтов компания смогла получить от государства в виде экстренного займа, но и это ее не спасло. Еще 17 мая британские СМИ сообщили об успехе переговоров между владельцами и кредиторами British Steel – а уже 22 мая она перешла под внешнее управление.

Сами братья Мейохас в принципе не понесли особых потерь: напомним, компания досталась им за 1 фунт стерлингов. А вот дальнейшее будущее второго по величине стального производителя Великобритании выглядит довольно пессимистично в контексте продолжающейся тарифной политики властей страны в сфере электроэнергетики.

Вероятно, именно поэтому к покупке компании целиком никто не проявил интереса. По данным британских СМИ, потенциальные инвесторы готовы рассмотреть только зарубежные активы British Steel – ранее приобретенные у Ascoval и FNsteel. В таком случае комбинат Scunthorpe ждет закрытие, а 25 тыс. работников – увольнение. Ничего от такого развития событий не выиграет и британский бюджет, теряющий крупного налогоплательщика.

В Украине реализуется похожий сценарий: повышение налоговой нагрузки на предприятия горно-металлургического комплекса сопровождается непрерывным ростом тарифов госмонополиста ПАО "Укрзализныця".

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!