Подробнее Запомнить город


Уроки из банкротства British Steel

14.06.19
размер текста:

Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.

Жертва "эко"-политики

Основным активом British Steel является комбинат Scunthorpe в Северном Линкольншире, предприятие с более чем 100-летней историей и годовой мощностью производства 3,2 млн т готового проката. Scunthorpe специализируется на прокате строительного сортамента и ж/д рельсах, там работают 4,5-5 тыс. чел., еще около 20 тыс. – в подрядных компаниях и на смежных производствах.

В 2007 г. у комбината поменялся собственник: британско-голландская Corus Group вышла из металлургического бизнеса, вместо нее зашла индийская Tata Steel. У нее все было хорошо в Великобритании до 2010 г., пока премьером не стал лидер консерваторов Дэвид Кэмерон, объявивший о новой политике в сфере экологии.

Новый глава правительства решил стимулировать развитие экологически чистых высокотехнологичных производств и с этой целью поднял тарифы на электроэнергию в стране выше среднеевропейских. Стальная выплавка при этом стала убыточной, заставив Tata Steel искать варианты продажи британских активов. Избавиться от них полностью компания так и не смогла до настоящего времени.

Тем не менее комбинат Scunthorpe в 2016 г. был продан компании Greybull Capital. Ее владельцы – братья Марк и Натаниэль Мейохас, инвестиционные банкиры, которые специализируются на скупке проблемных активов и их последующей перепродаже. Scunthorpe достался им за 1 фунт британских стерлингов, поэтому слово "продан" не совсем точно описывает характер сделки.

Исходя из этого следует, что нынешнее плачевное положение British Steel было предопределено уходом институционального базового инвестора, который профессионально занимается металлургическим бизнесом в ряде стран – и его заменой на обычных торгашей-спекулянтов, если называть вещи своими именами.

А базовый инвестор, напомним, ушел только потому, что не получил необходимую поддержку властей в виде умеренного тарифного регулирования. Не получила этой поддержки и Greybull Capital.

Инвестиционные просчеты

Положение усугублялось тем, что, не имея опыта работы в металлургии, новые владельцы не могли расставить необходимые приоритеты в стратегии для British Steel. Вместо того, чтобы направить финансовые ресурсы на снижение энергозатратности производства, они ринулись расширяться за счет покупки новых активов.

Братья Мейохас прониклись идеей превращения British Steel в Steel International. Для такой смены названия требовались новые приобретения вне Великобритании – и они последовали. В октябре 2017 г. была куплена голландская компания FNsteel, имеющая 6 предприятий в Нидерландах, Финляндии и Швеции общей мощностью 600 тыс. т в год.

Она специализируется на метизах и катанке, а также арматурных прядях премиум-качества. Также British Steel под управлением Greybull Capital уже в 2019 г. купила проблемного стального производителя Ascoval на севере Франции, обязавшись вложить в его развитие 47,5 млн евро.

Чуть ранее, в апреле 2018 г., British Steel в консорциуме с эстонской металлотрейдерской компанией Baltic Metal Holding пыталась выкупить у латвийских властей простаивающий электрометаллургический завод-банкрот в Лиепае – Liepajas Metalurgs.

История этого предприятия во многом похожа на судьбу самой British Steel: поскольку Liepajas Metalurgs стал убыточным и прекратил работу именно из-за высоких тарифов на электроэнергию в Латвии и отказа правительства снизить их для поддержки одного из крупнейших налогоплательщиков и работодателей в стране.

На предприятии за последние годы сменилось несколько владельцев, включая украинскую KVV Group – но никому не удалось вытащить его из банкротства. Поскольку в итоге все упиралось в слишком дорогую электроэнергию, делавшей убыточной работу даже современного оборудования, установленного на Liepajas Metalurgs.

Тем не менее столь печальный background не остановил Greybull Capital. Тем временем на ее головном предприятии в Сканторпе вместо запланированных инвестиций в 170 млн фунтов стерлингов начали осваивать только 30% от этой суммы. Летом 2018 г. компания заказала немецкому машиностроительному концерну Primetals Technologies новый проволочный стан стоимостью 50 млн фунтов стерлингов.

При этом Greybull Capital отказалась от модернизации производства толстолистового проката, выставив на продажу соответствующее оборудование – которое простаивало с декабря 2015 г. и могло выпускать 600 тыс. т продукции в год. В итоге British Steel пришла к закономерному финалу: нынешней весной у нее не оказалось денег на покупку годовой квоты на выбросы парниковых газов – 130 млн фунтов стерлингов.

Из них 120 млн фунтов компания смогла получить от государства в виде экстренного займа, но и это ее не спасло. Еще 17 мая британские СМИ сообщили об успехе переговоров между владельцами и кредиторами British Steel – а уже 22 мая она перешла под внешнее управление.

Сами братья Мейохас в принципе не понесли особых потерь: напомним, компания досталась им за 1 фунт стерлингов. А вот дальнейшее будущее второго по величине стального производителя Великобритании выглядит довольно пессимистично в контексте продолжающейся тарифной политики властей страны в сфере электроэнергетики.

Вероятно, именно поэтому к покупке компании целиком никто не проявил интереса. По данным британских СМИ, потенциальные инвесторы готовы рассмотреть только зарубежные активы British Steel – ранее приобретенные у Ascoval и FNsteel. В таком случае комбинат Scunthorpe ждет закрытие, а 25 тыс. работников – увольнение. Ничего от такого развития событий не выиграет и британский бюджет, теряющий крупного налогоплательщика.

В Украине реализуется похожий сценарий: повышение налоговой нагрузки на предприятия горно-металлургического комплекса сопровождается непрерывным ростом тарифов госмонополиста ПАО "Укрзализныця".

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!