Подробнее Запомнить город


Рынок известняков: импортеры наступают

10.06.19
размер текста:

Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году.

Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок. Об этом шла речь на конференции, организованной Украинской ассоциацией известковой промышленности 24 мая в Киеве.

Вторая волна

Резкий скачок импорта известняка наблюдался в 2017 г., когда в результате блокады ОРДЛО прекратились поставки с Комсомольского рудоуправления и Докучаеевского флюсо-доломитного комбината. Поэтому предприятиям горно-металлургического комплекса, основным потребителям известняка, пришлось замещать недополученные объемы для собственного производства металлургической извести.

Импорт известняка в 2017 г. вырос на 52%, до рекордных 2,23 млн т, в 2018 г. взята новая высота – 2,7 млн т. И сейчас есть все предпосылки для того, чтобы по итогам текущего года превзойти и этот показатель. Так, за январь-март зарубежные поставки возросли на 12% к тому же периоду 2018 г., до 788 тыс. т.

Изначально большая часть известняка завозилась из Российской Федерации: ее доля в общем объеме импорта в 2016-2017 гг. достигала 41%, в 2018 г. – 42%. По прогнозу УАИП, в текущем году производители из РФ сохранят долю в 42%.

Кроме того, активизировались турецкие конкуренты. Еще в 2017 г. они довольствовались более чем скромным 1% от всех зарубежных поставок известняка в Украину. Но уже в 2018 г. это было 10%, а по итогам 2019 г. в УАИП прогнозируют увеличение показателя до 29%, отметил исполнительный директор ассоциации Роман Гладуненко.

По его данным, основными импортерами известняка являются Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича и комбинат "Запорожсталь", на долю которых в 2018 г. пришлось 44% и 20% всех зарубежных поставок соответственно.

В I кв. они продолжили наращивать закупки, увеличив свою долю до 53% и 26% от всего импорта. Тогда как комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог", замыкающий топ-3 импортеров, снизил долю с 19% в 2018 г. до 13% в I кв. текущего года.

В целом же после разрыва кооперационных связей с украинскими предприятиями в ОРДЛО доля металлургии в общем объеме потребления известняка снизилась до 66% в 2017 г. по сравнению с 71% в 2016 г. В 2018 г. показатель сохранился на уровне 66% и, как ожидают в УАИП, не изменится по итогам 2019 г.

По данным ассоциации, топ-5 основных потребителей известняка составляют металлургические предприятия. При этом АМКР в январе-апреле нарастил свою долю до 21% по сравнению с 19% за тот же период 2018 г., ММКИ – снизил с 23% до 20%, "Запорожсталь" – с 12% до 10%, Днепровский меткомбинат – сохранил на уровне 10%, "Азовсталь" – на уровне 7%.

В целом на закупки 9 предприятий (следом за топ-5 идут крупный производитель цемента ООО "Хейдельберг Украина", объединение "Укрспецизвесть", Южный ГОК и Николаевский глиноземный завод) пришелся 81% потребления известняка за январь-апрель.

Среди основных тенденций Р.Гладуненко отметил уменьшение доли независимых производителей в общем объеме добычи известняка: с 75% в январе-апреле 2018 г. до 69% за тот же период 2019 г. "То есть спад в текущем году происходит именно за счет свободного рынка, тогда как поставки кептивного рынка выросли на 11%", – сказал он.

Новотроицкое рудоуправление упрочило лидирующие позиции, увеличив долю в общих продажах на свободном рынке за январь-апрель с 30% до 37%. ООО "Горно-добывающая промышленность" – снизило с 25% до 24%, ООО "Тернопольский карьер" – увеличило с 16% до 17%. При этом сейчас отрасль находится в отрицательной динамике, переживая вторую волну кризиса.

Первое падение добычи началось в 2013 г. – на 9%, до 18,652 млн т, далее в 2014 г. оно ускорилось до 17%, упав до 15,541 млн т из-за начала активных боевых действий на Донбассе. В 2015 г. по этой же причине отрасль протестировала дно на отметке 11,733 млн т, а в 2016 г. восстановилась до 14,018 млн т.

Тем не менее в 2017 г. падение возобновилось: до 12,094 млн т, в 2018 г. – еще на 2%, до 11,872 млн т. По данным ПАО "Укрзализныця", на которое приходится почти 80% перевозок известняка, за январь-апрель показатель снизился на 11% к аналогичному периоду 2018 г., до 3,5 млн т.

В тисках макроэкономики

Негативные тенденции наблюдаются вопреки благоприятной ценовой конъюнктуре: цена известняка на свободном рынке составляет сейчас порядка 300 грн./т по сравнению с 180 грн./т для гранитной смеси. При этом добыча известняка имеет меньшую себестоимость.

Однако прибыль теряется на этапе транспортировки из-за роста тарифов (как прямого, так и косвенного) железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця". Например, если в 2013 г. перевозка 1 тонны металлургической извести обходилась производителю в 50 грн./т, то сейчас это уже 400 грн./т.

Высокие логистические затраты делают украинский известняк неконкурентоспособным на внешних рынках, отметил директор ПАО "Тернопольский карьер" Олег Мисюк в комментарии МинПрому. "Из-за этого мы не можем поставлять нашу продукцию, например, в соседнюю Польшу", – пояснил он.

По словам О.Мисюка, предприятие отгружало небольшие партии известняка в Беларусь – но там объемы его потребления не так велики, чтобы влиять на производственную динамику.

Более того, высокие логистические затраты (речь прежде всего о стоимости ж/д перевозок), которые для конечного потребителя составляют местами уже две трети от полной цены товара, благоприятствуют повышению импорта камня в страну, ведь разница в цене между импортным и отечественным продуктом сокращается.

Причем от такого повышения внутренний производитель особо не выигрывает, основной бенефициар – логистические компании. Второй проблемой, негативно влияющей на отрасль, директор Тернопольского карьера назвал кадровый дефицит. "Сейчас экскаваторщику, например, надо платить 1 тыс. евро – чтобы он остался здесь и не уехал работать в Польшу", – подчеркнул он.

Директор кадрового агентства УАИП Людмила Головчицкая подтвердила: нехватка кадров в отрасли ощущается очень остро. Чтобы ее решить, агентство пытается в том числе вернуть ранее выехавших работников. В частности, это касается украинских горных инженеров, работающих на железорудных месторождениях в Западной Африке. "Мы находимся с ними в переписке, пытаемся убедить вернуться сюда", – сказала Л.Головчицкая.

По мнению О.Мисюка, решением проблемы являются автоматизация и повышение производительности производства, которые позволят существенно оптимизировать персонал и повысить зарплаты работников высокой квалификации до европейского уровня.

Но это требует значительных инвестиций в развитие, поэтому не может быть сделано уже завтра. При этом предприятие уже начало масштабные инвестиционные программы, которые включают как приобретение современной специализированной техники, так и строительство высокотехнологичного завода.

Пока же "Тернопольский карьер" планирует увеличение годового производства на 30-40% за счет внутреннего резерва: оптимизации производственного процесса и логистической составляющей. Последняя включает повышение доли отгрузок автотранспортом, а также реализацию начатого совместного с "Укрзализныцей" проекта по повышению эффективности работы станции отгрузки.

Дополнительная продукция будет потреблена как новыми клиентами, так и через увеличение потребления уже существующими. "Мы видим потенциал для расширения, где сейчас значительную долю на рынке занимают импортеры. В этом и есть наш резерв", – резюмировал О.Мисюк.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".
11.11.19, Игорь Воронцов
Завершение первого этапа реконструкции стана "1700" позволяет Мариупольскому металлургическому комбинату им. Ильича (ММКИ) существенно увеличить продажи продукции с добавленной стоимостью – прежде всего на зарубежных рынках. Это вписывается в стратегию группы "Метинвест", в состав которой входит предприятие. Серьезным препятствием для ее реализации представляются торговые барьеры в виде заградительных пошлин и квот, получившие широкое распространение в различных регионах мира.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!