Подробнее Запомнить город


Рынок известняков: импортеры наступают

10.06.19
размер текста:

Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году.

Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок. Об этом шла речь на конференции, организованной Украинской ассоциацией известковой промышленности 24 мая в Киеве.

Вторая волна

Резкий скачок импорта известняка наблюдался в 2017 г., когда в результате блокады ОРДЛО прекратились поставки с Комсомольского рудоуправления и Докучаеевского флюсо-доломитного комбината. Поэтому предприятиям горно-металлургического комплекса, основным потребителям известняка, пришлось замещать недополученные объемы для собственного производства металлургической извести.

Импорт известняка в 2017 г. вырос на 52%, до рекордных 2,23 млн т, в 2018 г. взята новая высота – 2,7 млн т. И сейчас есть все предпосылки для того, чтобы по итогам текущего года превзойти и этот показатель. Так, за январь-март зарубежные поставки возросли на 12% к тому же периоду 2018 г., до 788 тыс. т.

Изначально большая часть известняка завозилась из Российской Федерации: ее доля в общем объеме импорта в 2016-2017 гг. достигала 41%, в 2018 г. – 42%. По прогнозу УАИП, в текущем году производители из РФ сохранят долю в 42%.

Кроме того, активизировались турецкие конкуренты. Еще в 2017 г. они довольствовались более чем скромным 1% от всех зарубежных поставок известняка в Украину. Но уже в 2018 г. это было 10%, а по итогам 2019 г. в УАИП прогнозируют увеличение показателя до 29%, отметил исполнительный директор ассоциации Роман Гладуненко.

По его данным, основными импортерами известняка являются Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича и комбинат "Запорожсталь", на долю которых в 2018 г. пришлось 44% и 20% всех зарубежных поставок соответственно.

В I кв. они продолжили наращивать закупки, увеличив свою долю до 53% и 26% от всего импорта. Тогда как комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог", замыкающий топ-3 импортеров, снизил долю с 19% в 2018 г. до 13% в I кв. текущего года.

В целом же после разрыва кооперационных связей с украинскими предприятиями в ОРДЛО доля металлургии в общем объеме потребления известняка снизилась до 66% в 2017 г. по сравнению с 71% в 2016 г. В 2018 г. показатель сохранился на уровне 66% и, как ожидают в УАИП, не изменится по итогам 2019 г.

По данным ассоциации, топ-5 основных потребителей известняка составляют металлургические предприятия. При этом АМКР в январе-апреле нарастил свою долю до 21% по сравнению с 19% за тот же период 2018 г., ММКИ – снизил с 23% до 20%, "Запорожсталь" – с 12% до 10%, Днепровский меткомбинат – сохранил на уровне 10%, "Азовсталь" – на уровне 7%.

В целом на закупки 9 предприятий (следом за топ-5 идут крупный производитель цемента ООО "Хейдельберг Украина", объединение "Укрспецизвесть", Южный ГОК и Николаевский глиноземный завод) пришелся 81% потребления известняка за январь-апрель.

Среди основных тенденций Р.Гладуненко отметил уменьшение доли независимых производителей в общем объеме добычи известняка: с 75% в январе-апреле 2018 г. до 69% за тот же период 2019 г. "То есть спад в текущем году происходит именно за счет свободного рынка, тогда как поставки кептивного рынка выросли на 11%", – сказал он.

Новотроицкое рудоуправление упрочило лидирующие позиции, увеличив долю в общих продажах на свободном рынке за январь-апрель с 30% до 37%. ООО "Горно-добывающая промышленность" – снизило с 25% до 24%, ООО "Тернопольский карьер" – увеличило с 16% до 17%. При этом сейчас отрасль находится в отрицательной динамике, переживая вторую волну кризиса.

Первое падение добычи началось в 2013 г. – на 9%, до 18,652 млн т, далее в 2014 г. оно ускорилось до 17%, упав до 15,541 млн т из-за начала активных боевых действий на Донбассе. В 2015 г. по этой же причине отрасль протестировала дно на отметке 11,733 млн т, а в 2016 г. восстановилась до 14,018 млн т.

Тем не менее в 2017 г. падение возобновилось: до 12,094 млн т, в 2018 г. – еще на 2%, до 11,872 млн т. По данным ПАО "Укрзализныця", на которое приходится почти 80% перевозок известняка, за январь-апрель показатель снизился на 11% к аналогичному периоду 2018 г., до 3,5 млн т.

В тисках макроэкономики

Негативные тенденции наблюдаются вопреки благоприятной ценовой конъюнктуре: цена известняка на свободном рынке составляет сейчас порядка 300 грн./т по сравнению с 180 грн./т для гранитной смеси. При этом добыча известняка имеет меньшую себестоимость.

Однако прибыль теряется на этапе транспортировки из-за роста тарифов (как прямого, так и косвенного) железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця". Например, если в 2013 г. перевозка 1 тонны металлургической извести обходилась производителю в 50 грн./т, то сейчас это уже 400 грн./т.

Высокие логистические затраты делают украинский известняк неконкурентоспособным на внешних рынках, отметил директор ПАО "Тернопольский карьер" Олег Мисюк в комментарии МинПрому. "Из-за этого мы не можем поставлять нашу продукцию, например, в соседнюю Польшу", – пояснил он.

По словам О.Мисюка, предприятие отгружало небольшие партии известняка в Беларусь – но там объемы его потребления не так велики, чтобы влиять на производственную динамику.

Более того, высокие логистические затраты (речь прежде всего о стоимости ж/д перевозок), которые для конечного потребителя составляют местами уже две трети от полной цены товара, благоприятствуют повышению импорта камня в страну, ведь разница в цене между импортным и отечественным продуктом сокращается.

Причем от такого повышения внутренний производитель особо не выигрывает, основной бенефициар – логистические компании. Второй проблемой, негативно влияющей на отрасль, директор Тернопольского карьера назвал кадровый дефицит. "Сейчас экскаваторщику, например, надо платить 1 тыс. евро – чтобы он остался здесь и не уехал работать в Польшу", – подчеркнул он.

Директор кадрового агентства УАИП Людмила Головчицкая подтвердила: нехватка кадров в отрасли ощущается очень остро. Чтобы ее решить, агентство пытается в том числе вернуть ранее выехавших работников. В частности, это касается украинских горных инженеров, работающих на железорудных месторождениях в Западной Африке. "Мы находимся с ними в переписке, пытаемся убедить вернуться сюда", – сказала Л.Головчицкая.

По мнению О.Мисюка, решением проблемы являются автоматизация и повышение производительности производства, которые позволят существенно оптимизировать персонал и повысить зарплаты работников высокой квалификации до европейского уровня.

Но это требует значительных инвестиций в развитие, поэтому не может быть сделано уже завтра. При этом предприятие уже начало масштабные инвестиционные программы, которые включают как приобретение современной специализированной техники, так и строительство высокотехнологичного завода.

Пока же "Тернопольский карьер" планирует увеличение годового производства на 30-40% за счет внутреннего резерва: оптимизации производственного процесса и логистической составляющей. Последняя включает повышение доли отгрузок автотранспортом, а также реализацию начатого совместного с "Укрзализныцей" проекта по повышению эффективности работы станции отгрузки.

Дополнительная продукция будет потреблена как новыми клиентами, так и через увеличение потребления уже существующими. "Мы видим потенциал для расширения, где сейчас значительную долю на рынке занимают импортеры. В этом и есть наш резерв", – резюмировал О.Мисюк.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
17.10.19, Ярослав Ярош
В начале октября холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" заключил крупный контракт на поставку железнодорожных колес в Беларусь. Уже в текущем году объем экспорта составит 6 тыс. т, в 2020-м – 20 тыс. штук. Этот контракт символизирует возвращение "Интерпайпа" на рынки СНГ после года гонений со стороны россиян. Теперь В.Пинчуку больше нужно волноваться, чтобы мощности его заводов успевали за спросом на колесную продукцию.
10.10.19, Игорь Воронцов
Попытки властей регулировать хозяйственную деятельность всегда приводят к одному и тому же результату. В разных странах. Примеры Ирана и Индии, где у государства в экономике колоссальный вес, позволяют спрогнозировать последствия от попыток необоснованного повышения налоговой нагрузки на железорудную отрасль Украины – в соответствии с законопроектом №1210, который сейчас готовится к рассмотрению Верховной Радой.
02.10.19, Ярослав Ярош
Маловероятно, что скандал вокруг сенатора Байдена и его сына выльется в импичмент президента США Дональда Трампа. Но на здоровье второго по величине частного газодобытчика Украины он может сказаться фатально. Три года назад привлечение в состав директоров компании Burisma Group американского юриста Хантера Байдена стало для нее спасательным кругом. Сегодня круг превратился в чугунную гирю, которая тянет на дно.
23.09.19, Игорь Воронцов
Постоянно растущая стоимость квот на выброс парниковых газов в ЕС подталкивает европейских металлургов к поиску принципиально новых технологических решений. Отсюда и увлечение тематикой водородной металлургии. Вот только интерес к безуглеродному производству стали опережает реальные возможности в этой сфере по крайней мере на 40 лет. А может быть, и больше.
20.09.19, Ярослав Ярош
Атака на два НПЗ компании Saudi Aramco спровоцировала молниеносный скачок цен на нефть по всему миру. Ближайшая неделя покажет, отделается ли глобальная экономика легким испугом или мир стоит на пороге нового многослойного конфликта, в который будут втянуты Иран, США, все страны Персидского залива, а по ходу дела Израиль, Россия, ЕС и т. д.
16.09.19, Игорь Воронцов
Первое заседание рабочей группы по вопросам ренты на добычу железной руды, которое состоялось 12 сентября в комитете Верховной Рады по налоговой и таможенной политике, выявило ключевые разногласия между представителями бизнеса и авторами скандального законопроекта №1210.
11.09.19, Игорь Воронцов
Украина ранее уже потеряла позиции в высокотехнологичных отраслях, утратив статус развитой индустриальной державы. Теперь предлагается уничтожить еще и горнодобывающую промышленность, на которой во многом базируется вся экономика страны. Соответствующие инициативы содержатся в законопроекте №1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Автором документа является председатель комитета Верховной Рады по налоговой политике Даниил Гетманцев.
06.09.19, Ярослав Ярош
Польский металлургический комбинат Huta Czestochowa почти 15 лет принадлежал украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса". Но уже в ближайшее время он сменит владельца. И это станет концом целой польской эпохи в истории "ИСД". В общем, не очень успешной эпохи. За последние годы "ИСД" растерял весь пакет своих польских активов. Huta Czestochowa оставалась последней фамильной ценностью, но и она уже долгое время балансировала на грани банкротства. Продан комбинат будет в 5 с лишним раза дешевле, чем Сергей Тарута с партнерами купили его в 2005 г.
02.09.19, Василий Январев
После перезагрузки всех ветвей власти у Украины расширяется "окно возможностей" для диалога с США, в том числе и по промышленным вопросам. Как ожидается, президент Владимир Зеленский осенью может провести ряд встреч с американским лидером Дональдом Трампом. Поэтому украинские металлурги уже обратились к главе государства с просьбой поднять вопрос о замене 25%-ной пошлины на квоты.
09.08.19, Ярослав Ярош
Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!