Подробнее Запомнить город


Интерпайп ополчился на Китай

06.06.19
размер текста:

Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.

356% роста

Антидемпинговое расследования – это не оружие мгновенного поражения. Его начало – всего лишь сигнал китайцам, что надо начинать бояться. Сама процедура может затянуться и на год-полтора. Хотя есть и прецеденты более оперативной реакции, если члены Межведомственной комиссии ускорятся в принятии решений. Вот самый свежий пример. 21 мая Украина ввела 5-летние антидемпинговые пошлины на импорт цементного клинкера из России, Беларуси и Молдовы. Расследование этой жалобы стартовало в августе прошлого года. Т. е. с цементной историей чиновники разобрались за 9 месяцев.

Если команда В.Пинчука убедит членов МКМТ в безотлагательности вопроса, то уже в начале 2020 г. на границе перед китайскими трубами вырастет стена. Ведь очень высока вероятность того, что решение будет принято в пользу украинского производителя. Вопрос лишь насколько быстро. В Министерстве экономического развития и торговли уже намекнули на конечный вердикт: "Комиссия установила, что национальный производитель привел достаточно доказательств, на основании которых можно считать, что импорт в Украину стальных бесшовных горячедеформированных труб происхождением из КНР мог осуществляться по демпинговым ценам".

В роли жалобщика выступил никопольский завод "Интерпайп Нико Тьюб". В предоставленных МЭРТ документах он утверждает, что рост импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая по итогам 2018 г. составил 356% по сравнению с показателем 2015 г. При этом в течение всего указанного периода цены на китайские аналоги были ниже, чем у украинских трубников, а в прошлом году даже ниже, чем себестоимость их производства на заводах "Интерпайпа".

50 китайских "лимонов"

Данные ГП "Держзовнишинформ" подтверждают, что "Интерпайп" бьет в набат не без причины. Объемы импорта бесшовных труб растут пятый год кряду (в т. ч. и в 2019 г.), причем довольно динамично. Так, в 2018 г. они увеличились более чем в полтора раза, за четыре месяца 2019 г. – опять в полтора раза. Если в 2017 г. в Украину ввезли 44,3 тыс. т бесшовных труб, то в 2018-м – 70,7 тыс. т. Если в 2017 г. на бесшовные приходилось 50% всего трубного импорта, то в 2018-м – почти 60%.

Малая толика в этих поставках приходится на высококачественные трубы западного производства от JFE Steel, Voest Alpine, Vorex, Vallourec, ThyssenKrupp и т. п. Основная же масса – это китайский "железный поток". В 2018-2019 гг. 45% бесшовных труб Украина импортирует из КНР, 22% – из России. Таким образом, факт наплыва китайский труб налицо – засвидетельствован таможней. "Интерпайпу" остается лишь доказать, что этот импорт наносит ущерб национальному потребителю и (или) является субсидированным. Игра стоит свеч. В прошлом году отечественные потребители заплатили за импортные бесшовные трубы более 116 млн долл., что вдвое больше, чем годом ранее. И около 50 млн долл. из этой суммы ушло в Китай.

Ради справедливости надо отметить, что и заводы Пинчука в прошлом году преуспели на внутренней арене. Отгрузка "Интерпайпом" труб на внутренний рынок выросла на 22%, тогда как на все остальные – в среднем на 12%. В физических объемах внутренние продажи холдинга впритык приблизились к отметке в 180 тыс. тонн и с хорошим потенциалом преодолеть 200-тысячную планку уже в 2019 г. Соответственно, и доля Украины в общей корзине продаж "Интерпайпа" увеличилась на 2 пункта – с 25% до 27%. Вот только присутствие дешевого китайского товара смазывает эту в целом оптимистическую картину.

80 из 80

Неформально в данном споре присутствует и третья сторона. Ведь по своей конфигурации украинский рынок бесшовных труб – это один большой покупатель и куча маленьких. В качестве Гулливера выступает государственная компания "Укргазвыдобування". По сути, за ее заказы "Интерпайп" и начал бодаться с китайцами. Госкомпания закупает сегодня более 80% обсадных и насосно-компрессорных труб, поступающих на рынок Украины. В свою очередь более 80% из этих 80% выпускается заводами В.Пинчука. Последний, естественно хочет сберечь за собой жирную нишу, а желательно – еще больше в ней укрепиться. По итогам 2018 г. холдинг "Интерпайп" стал крупнейшим подрядчиком "Укргазвыдобування", подписавшим контракты на поставку продукции почти на 4,8 млрд грн.

Возможно, тесному партнерству способствует и то, что нынешний первый заместитель председателя правления ГК "Укргазвыдобування" Александр Романюк ранее работал советником в группе East One В.Пинчука. Или наоборот: бывший директор по закупкам "Укргазвыдобування" Андрей Токарь работал в "Интерпайпе". Но все-таки не это главное. В целом "Интерпайп" старается быть очень отзывчивым контрагентом "Укргазвыдобування", подстраиваясь, насколько возможно, под нужды и капризы ГК. В частности, в прошлом году, отвечая на запросы своего крупнейшего заказчика в Украине, холдинг В.Пинчука инвестировал порядка 17 млн долл. в проекты увеличения мощностей по выпуску обсадных труб, в участок термической обработки труб, в разработку новых резьбовых соединений премиум-класса.

В трубном холдинге признают, что основным драйвером роста продаж внутри Украины стало увеличение объемов бурения на отечественных нефтегазовых месторождениях и роста числа операций по интенсификации добычи. "Укргазвыдобування" в 2020 г. планирует увеличить масштабы буровых работ в 4,5 раза по сравнению с показателем 2016 г. И даже если по факту прирост не получится настолько фундаментальным, спрос на трубы все равно обещает расти весьма интенсивно. Если в 2018 г. ГК приобрела труб на 7,2 млрд грн., то в текущем, как сообщил директор компании по материально-техническому обеспечению Феликс Черни, готова потратить на 400 млн грн. больше. Причем объемы закупки самых ходовых обсадных труб могут увеличиться даже вдвое.

Гонят отовсюду

К тому же часть трубной продукции "Укргазвыдобування" закупает не напрямую. У нее есть законтрактованные подрядчики по выполнению сервисных услуг, которые также нуждаются в бесшовных трубах, пусть и в гораздо меньших объемах. Самые крупные из них – "Шлюмберже Украина", Tacrom, Xinijang Beiken Energy. Последняя, кстати, родом из Китая и в прошлом году выиграла тендер госкомпании общей стоимостью почти 2 млрд грн. на бурение на 4 углеводородных площадях.

В контексте начатого в мае антидемпингового расследования есть смысл отметить, что Украина далеко не первая страна в мире, ограничивающая импорт китайских бесшовных труб. В США они попадают под действие 25-процентной защитной пошлины Дональда Трампа, в Евросоюзе размер пошлин на такой товар установлен в пределах 29,2-54,9% (в зависимости от компании-производителя), в Бразилии действует фиксированный тариф – 743 долл./тонну. И это еще неполный список.

Вследствие подобных защитных мер экспорт труб из Китая в период с 2016 по 2018 гг., по данным IHS Markit, сократился более чем на 10% (правда, здесь речь идет обо всех видах труб, а не только бесшовных), хотя в денежном эквиваленте производители из КНР свои заработки даже немного приумножили. Вместе с тем их заметно вытеснили с рынков развитых стран, и по итогам 2018 г. в Топ-5 покупателей китайской трубной продукции входили Филиппины, Южная Корея, Индия, Австралия, ОАЭ. Украинский же рынок стратегического значения для трубников из Поднебесной никогда не имел. А после вероятного введения заградительных пошлин он и не успеет дорасти до такого статуса.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!