Подробнее Запомнить город


Цементная промышленность: надежда на дороги

30.05.19
размер текста:

Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".

Определенный оптимизм есть и от введения антидемпинговых пошлин на импорт цемента из Беларуси, России и Молдовы. Об этом шла речь на VIII международной конференции UKRCEMFOR, которая состоялась в Киеве 28-29 мая.

Импорт на замок

Цементная отрасль в Украине представлена 4 основными игроками. Это объединение "Ивано-Франковскцемент" с производственными мощностями 3,6 млн т в год, CRH Group, включающая ПАО "Подольский цемент" (Хмельницкая обл.), ЧАО "Николаевцемент" (Львовская обл.), ООО "Цемент" (г.Одесса), Dyckerhoff cement Ukraine с заводами "ЮГцемент" и "Волыньцемент" суммарной мощностью свыше 2 млн т, и Heidelberg cement Ukraine с заводами в Кривом Роге, Каменском (оба – Днепропетровская обл.) Амвросиевке (Донецкая обл.).

В целом по итогам 2018 г.: предприятия отрасли заплатили более 1,2 млрд грн. налогов, инвестировали в свое развитие свыше 1,7 млрд грн., обеспечивают 4936 рабочих мест – при этом средняя зарплата на 25-30% выше, чем в целом по региону присутствия.

В 2018 г. работали 5 из 7 установок по производству клинкера сухим способом и 5 из 17 установок по производству мокрым способом – итого 10 из 24. Прирост производства клинкера составил 4,3%, до 7,428 млн т. При этом выпуск готовой продукции – цемента, сократился на 4,5%, до 8,926 млн т. По словам исполнительного директора ассоциации Романа Скильского, это связано с некоторым снижением спроса на цемент и логистическими проблемами. Из 53 цементных мельниц в производстве в 2018 г. были задействованы 43.

Экспорт цемента вырос на 78,9%, до 478 тыс. т, импорт – на 6,8%, до 483 тыс. т. Несмотря на такой практически паритет, представители ассоциации "Укрцемент" приветствовали решение Межведомственной комиссии по международной торговле о введении на 5 лет антидемпинговых пошлин на импорт цемента из Беларуси, РФ и Молдовы.

При этом интересно, что Беларусь была не только крупнейшим поставщиком цемента в Украину – 58,6% за 2018 г., но и сама является значимым зарубежным рынком сбыта. Туда в 2018 г. пошло 27,5% всего украинского цемента, отгруженного на экспорт. Тогда как на поставки из РФ пришлось лишь 3,4% от всего ввезенного цемента.

Тем не менее МКМТ решением от 22 мая установила ввозные пошлины на уровне 57,03% для цемента из Беларуси, 114,95% – из РФ и 94,46% – из Молдовы, на которую приходилось 38,2% импорта за 2018 г. Подобные заградительные меры все чаще используются в международной торговле. Например, ранее Армения и Азербайджан ввели антидемпинговые пошлины на цемент из Ирана и Турции.

Загадка от "Укрзализныци"

На железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця" приходится 65% всех перевозок продукции предприятий, входящих в "Укрцемент". По данным ассоциации, в 2018 г. они сократились с 5,88 млн до 5,605 млн т – за счет внутреннего сообщения, где объем упал с 5,61 млн до 5,127 млн т.

Тогда как экспортные перевозки возросли с 270 тыс. до 478 тыс. т – но не смогли компенсировать потери на внутреннем сообщении. Р.Скильский напомнил о "новациях" "Укрзализныци", введенных в 2018 г. Это выделение ставки оплаты за использование собственных вагонов "УЗ", повышение стоимости вагонной составляющей в тарифе за счет введения коэффициента порожнего пробега и коэффициента, увеличивающего стоимость использования вагона на дополнительные сутки в грузовом рейсе и на одни сутки в порожнем рейсе.

Как результат – суточная плата за использование вагонов "УЗ" для предприятий цементной промышленности возросла на 32-67%. Соответственно, возросла себестоимость украинского цемента, и это, безусловно, сказалось на объемах его производства и перевозки, ухудшив конкурентоспособность по сравнению с зарубежными аналогами.

Тем не менее заместитель генерального директора "УЗ" по экономике и финансам Андрей Рязанцев в своем выступлении на конференции говорил почему-то об увеличении перевозок цемента и снижении доходной ставки. Более того, он заверил присутствующих, что несмотря на указанные "новации", "Укрзализныця" работает с отраслью себе в убыток: рентабельность по перевозкам цемента составляет 3,8% со знаком "минус".

Как такое вообще возможно, топ-менеджер "УЗ" не пояснил. Но при этом подчеркнул, что если провести сближение классов грузов в 2019 г., т.е. раньше, чем запланировано – то железнодорожники получат дополнительный финансовый ресурс и направят его на закупку новых локомотивов. Аплодисментов такая "новация" не вызвала – поскольку руководство "УЗ" и ранее всегда обещало направлять на инвестиции деньги от повышения своих тарифов.

Дорожный драйвер

Строительная отрасль традиционно является основным потребителем цементной промышленности. При этом жилищное строительство в Украине по итогам I кв. сократилось на 8,2% в годовом сравнении (в денежном эквиваленте). Тогда как строительство инженерных сооружений, к которому относится и строительство дорог, – выросло на 45,2%.

Строительство коммерческой недвижимости также показало рост на 33%, однако в этом сегменте довольно широко применяются стальные конструкции. Поэтому производителям цемента приходится рассчитывать именно на развитие инфраструктуры. Наиболее перспективно в этом отношении выглядят цементобетонные дороги – как более долговечные. Хотя, безусловно, и более затратные на этапе строительства.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян в своем выступлении на конференции UKRCEMFOR заверил, что такие дороги в Украине начнут масштабно строить уже в этом году. Самое главное – для этого появилось финансирование в виде Дорожного фонда, подчеркнул он. Поэтому уже в 2018 г. в Украине построено 4 тыс. км новых дорог. "И с этого года начнут строить дороги из украинского бетона", – заявил он.

Правда, министр экономического развития и торговли Степан Кубив уточнил, что масштабное строительство цементобетонных дорог требует принятия нового закона о концессии. В свою очередь, Р.Скильский отметил, что участники рынка ждут начала строительства цементобетонной дороги на участке Днепр – Решетиловка, Ивано-Франковск – Львов, Одесса – Николаев.

В комментарии МинПрому Р.Скильский уточнил, что при условии развития строительства цементных дорог в Украине предприятия отрасли могли бы выйти на уровень проектной загрузки мощностей в течение 5 лет – это 13,5 млн т в год.

По итогам текущего года при благоприятном сценарии исполнительный директор "Укрцемента" спрогнозировал рост производства до 9,5 млн т и экспорта до 600 тыс. т. Одним из условий для реализации такого прогноза является сохранение антидемпинговых пошлин на цемент из Беларуси, РФ и Молдовы, подчеркнул Р.Скильский.

Игорь Воронцов, Виктория Финчук

МинПром


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
17.10.19, Ярослав Ярош
В начале октября холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" заключил крупный контракт на поставку железнодорожных колес в Беларусь. Уже в текущем году объем экспорта составит 6 тыс. т, в 2020-м – 20 тыс. штук. Этот контракт символизирует возвращение "Интерпайпа" на рынки СНГ после года гонений со стороны россиян. Теперь В.Пинчуку больше нужно волноваться, чтобы мощности его заводов успевали за спросом на колесную продукцию.
10.10.19, Игорь Воронцов
Попытки властей регулировать хозяйственную деятельность всегда приводят к одному и тому же результату. В разных странах. Примеры Ирана и Индии, где у государства в экономике колоссальный вес, позволяют спрогнозировать последствия от попыток необоснованного повышения налоговой нагрузки на железорудную отрасль Украины – в соответствии с законопроектом №1210, который сейчас готовится к рассмотрению Верховной Радой.
02.10.19, Ярослав Ярош
Маловероятно, что скандал вокруг сенатора Байдена и его сына выльется в импичмент президента США Дональда Трампа. Но на здоровье второго по величине частного газодобытчика Украины он может сказаться фатально. Три года назад привлечение в состав директоров компании Burisma Group американского юриста Хантера Байдена стало для нее спасательным кругом. Сегодня круг превратился в чугунную гирю, которая тянет на дно.
23.09.19, Игорь Воронцов
Постоянно растущая стоимость квот на выброс парниковых газов в ЕС подталкивает европейских металлургов к поиску принципиально новых технологических решений. Отсюда и увлечение тематикой водородной металлургии. Вот только интерес к безуглеродному производству стали опережает реальные возможности в этой сфере по крайней мере на 40 лет. А может быть, и больше.
20.09.19, Ярослав Ярош
Атака на два НПЗ компании Saudi Aramco спровоцировала молниеносный скачок цен на нефть по всему миру. Ближайшая неделя покажет, отделается ли глобальная экономика легким испугом или мир стоит на пороге нового многослойного конфликта, в который будут втянуты Иран, США, все страны Персидского залива, а по ходу дела Израиль, Россия, ЕС и т. д.
16.09.19, Игорь Воронцов
Первое заседание рабочей группы по вопросам ренты на добычу железной руды, которое состоялось 12 сентября в комитете Верховной Рады по налоговой и таможенной политике, выявило ключевые разногласия между представителями бизнеса и авторами скандального законопроекта №1210.
11.09.19, Игорь Воронцов
Украина ранее уже потеряла позиции в высокотехнологичных отраслях, утратив статус развитой индустриальной державы. Теперь предлагается уничтожить еще и горнодобывающую промышленность, на которой во многом базируется вся экономика страны. Соответствующие инициативы содержатся в законопроекте №1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Автором документа является председатель комитета Верховной Рады по налоговой политике Даниил Гетманцев.
06.09.19, Ярослав Ярош
Польский металлургический комбинат Huta Czestochowa почти 15 лет принадлежал украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса". Но уже в ближайшее время он сменит владельца. И это станет концом целой польской эпохи в истории "ИСД". В общем, не очень успешной эпохи. За последние годы "ИСД" растерял весь пакет своих польских активов. Huta Czestochowa оставалась последней фамильной ценностью, но и она уже долгое время балансировала на грани банкротства. Продан комбинат будет в 5 с лишним раза дешевле, чем Сергей Тарута с партнерами купили его в 2005 г.
02.09.19, Василий Январев
После перезагрузки всех ветвей власти у Украины расширяется "окно возможностей" для диалога с США, в том числе и по промышленным вопросам. Как ожидается, президент Владимир Зеленский осенью может провести ряд встреч с американским лидером Дональдом Трампом. Поэтому украинские металлурги уже обратились к главе государства с просьбой поднять вопрос о замене 25%-ной пошлины на квоты.
09.08.19, Ярослав Ярош
Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!