Подробнее Запомнить город


Цементная промышленность: надежда на дороги

30.05.19
размер текста:

Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".

Определенный оптимизм есть и от введения антидемпинговых пошлин на импорт цемента из Беларуси, России и Молдовы. Об этом шла речь на VIII международной конференции UKRCEMFOR, которая состоялась в Киеве 28-29 мая.

Импорт на замок

Цементная отрасль в Украине представлена 4 основными игроками. Это объединение "Ивано-Франковскцемент" с производственными мощностями 3,6 млн т в год, CRH Group, включающая ПАО "Подольский цемент" (Хмельницкая обл.), ЧАО "Николаевцемент" (Львовская обл.), ООО "Цемент" (г.Одесса), Dyckerhoff cement Ukraine с заводами "ЮГцемент" и "Волыньцемент" суммарной мощностью свыше 2 млн т, и Heidelberg cement Ukraine с заводами в Кривом Роге, Каменском (оба – Днепропетровская обл.) Амвросиевке (Донецкая обл.).

В целом по итогам 2018 г.: предприятия отрасли заплатили более 1,2 млрд грн. налогов, инвестировали в свое развитие свыше 1,7 млрд грн., обеспечивают 4936 рабочих мест – при этом средняя зарплата на 25-30% выше, чем в целом по региону присутствия.

В 2018 г. работали 5 из 7 установок по производству клинкера сухим способом и 5 из 17 установок по производству мокрым способом – итого 10 из 24. Прирост производства клинкера составил 4,3%, до 7,428 млн т. При этом выпуск готовой продукции – цемента, сократился на 4,5%, до 8,926 млн т. По словам исполнительного директора ассоциации Романа Скильского, это связано с некоторым снижением спроса на цемент и логистическими проблемами. Из 53 цементных мельниц в производстве в 2018 г. были задействованы 43.

Экспорт цемента вырос на 78,9%, до 478 тыс. т, импорт – на 6,8%, до 483 тыс. т. Несмотря на такой практически паритет, представители ассоциации "Укрцемент" приветствовали решение Межведомственной комиссии по международной торговле о введении на 5 лет антидемпинговых пошлин на импорт цемента из Беларуси, РФ и Молдовы.

При этом интересно, что Беларусь была не только крупнейшим поставщиком цемента в Украину – 58,6% за 2018 г., но и сама является значимым зарубежным рынком сбыта. Туда в 2018 г. пошло 27,5% всего украинского цемента, отгруженного на экспорт. Тогда как на поставки из РФ пришлось лишь 3,4% от всего ввезенного цемента.

Тем не менее МКМТ решением от 22 мая установила ввозные пошлины на уровне 57,03% для цемента из Беларуси, 114,95% – из РФ и 94,46% – из Молдовы, на которую приходилось 38,2% импорта за 2018 г. Подобные заградительные меры все чаще используются в международной торговле. Например, ранее Армения и Азербайджан ввели антидемпинговые пошлины на цемент из Ирана и Турции.

Загадка от "Укрзализныци"

На железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця" приходится 65% всех перевозок продукции предприятий, входящих в "Укрцемент". По данным ассоциации, в 2018 г. они сократились с 5,88 млн до 5,605 млн т – за счет внутреннего сообщения, где объем упал с 5,61 млн до 5,127 млн т.

Тогда как экспортные перевозки возросли с 270 тыс. до 478 тыс. т – но не смогли компенсировать потери на внутреннем сообщении. Р.Скильский напомнил о "новациях" "Укрзализныци", введенных в 2018 г. Это выделение ставки оплаты за использование собственных вагонов "УЗ", повышение стоимости вагонной составляющей в тарифе за счет введения коэффициента порожнего пробега и коэффициента, увеличивающего стоимость использования вагона на дополнительные сутки в грузовом рейсе и на одни сутки в порожнем рейсе.

Как результат – суточная плата за использование вагонов "УЗ" для предприятий цементной промышленности возросла на 32-67%. Соответственно, возросла себестоимость украинского цемента, и это, безусловно, сказалось на объемах его производства и перевозки, ухудшив конкурентоспособность по сравнению с зарубежными аналогами.

Тем не менее заместитель генерального директора "УЗ" по экономике и финансам Андрей Рязанцев в своем выступлении на конференции говорил почему-то об увеличении перевозок цемента и снижении доходной ставки. Более того, он заверил присутствующих, что несмотря на указанные "новации", "Укрзализныця" работает с отраслью себе в убыток: рентабельность по перевозкам цемента составляет 3,8% со знаком "минус".

Как такое вообще возможно, топ-менеджер "УЗ" не пояснил. Но при этом подчеркнул, что если провести сближение классов грузов в 2019 г., т.е. раньше, чем запланировано – то железнодорожники получат дополнительный финансовый ресурс и направят его на закупку новых локомотивов. Аплодисментов такая "новация" не вызвала – поскольку руководство "УЗ" и ранее всегда обещало направлять на инвестиции деньги от повышения своих тарифов.

Дорожный драйвер

Строительная отрасль традиционно является основным потребителем цементной промышленности. При этом жилищное строительство в Украине по итогам I кв. сократилось на 8,2% в годовом сравнении (в денежном эквиваленте). Тогда как строительство инженерных сооружений, к которому относится и строительство дорог, – выросло на 45,2%.

Строительство коммерческой недвижимости также показало рост на 33%, однако в этом сегменте довольно широко применяются стальные конструкции. Поэтому производителям цемента приходится рассчитывать именно на развитие инфраструктуры. Наиболее перспективно в этом отношении выглядят цементобетонные дороги – как более долговечные. Хотя, безусловно, и более затратные на этапе строительства.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян в своем выступлении на конференции UKRCEMFOR заверил, что такие дороги в Украине начнут масштабно строить уже в этом году. Самое главное – для этого появилось финансирование в виде Дорожного фонда, подчеркнул он. Поэтому уже в 2018 г. в Украине построено 4 тыс. км новых дорог. "И с этого года начнут строить дороги из украинского бетона", – заявил он.

Правда, министр экономического развития и торговли Степан Кубив уточнил, что масштабное строительство цементобетонных дорог требует принятия нового закона о концессии. В свою очередь, Р.Скильский отметил, что участники рынка ждут начала строительства цементобетонной дороги на участке Днепр – Решетиловка, Ивано-Франковск – Львов, Одесса – Николаев.

В комментарии МинПрому Р.Скильский уточнил, что при условии развития строительства цементных дорог в Украине предприятия отрасли могли бы выйти на уровень проектной загрузки мощностей в течение 5 лет – это 13,5 млн т в год.

По итогам текущего года при благоприятном сценарии исполнительный директор "Укрцемента" спрогнозировал рост производства до 9,5 млн т и экспорта до 600 тыс. т. Одним из условий для реализации такого прогноза является сохранение антидемпинговых пошлин на цемент из Беларуси, РФ и Молдовы, подчеркнул Р.Скильский.

Игорь Воронцов, Виктория Финчук

МинПром


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!