Подробнее Запомнить город


ГМК КНР: ломовой рывок

21.05.19
размер текста:

Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.

Рудный ребус

Одновременно импорт железной руды в апреле снизился до 80,77 млн тонн по сравнению с 86,42 млн тонн в марте и 82,92 млн тонн в апреле 2018 г. Апрельский показатель вообще оказался самым низким с октября 2017 г. Сама же отрицательная динамика начала формироваться уже в начале календарного года: по итогам января-февраля железорудный импорт сократился на 6%, до 184,61 млн тонн.

Поэтому мартовский прирост на 1%, до 86,66 млн тонн, не изменил картины за квартал в целом. При этом запасы руды в портах и на складах предприятий КНР хотя и шли в минус, но оставались гораздо выше прошлогодних значений. Так, в середине апреля запасы ЖРС в портах были на уровне 147,19 млн тонн, по данным китайского государственного информагентства Xinhua.

Это на 860 тыс. тонн меньше, чем неделей ранее. За предыдущую неделю уменьшение было еще на 700 тыс. тонн. Тем не менее это ощутимо больше – чем, к примеру, в декабре 2017 г., когда в наличии имелось только 128 млн тонн. А в июле 2017 г. было 139,7 млн тонн. Таким образом, не приходится говорить об уменьшении железорудного импорта за счет того, что стальные производители в КНР активно расходуют складские запасы.

Снижение закупок руды у зарубежных производителей объясняется ростом мировых цен с 75 долл. до 100 долл./тонну, вызванным прежде всего проблемами бразильской корпорации Vale, игрока №1 на рынке морских поставок руды. Руководство Vale в середине мая признало, что выйти на прежние объемы добычи сможет не раньше, чем через 2-3 года.

В связи с этим ожидать быстрого отката цен к уровню 70-75 долл./тонну не стоит. На этом мнении сходятся аналитики всех ведущих инвестбанков и рейтинговых агентств. Что же касается тропического циклона "Вероника", который в марте привел к сокращению поставок из Австралии – это, конечно же, ситуативный фактор и не может влиять на ситуацию в перспективе дольше 1 месяца.

Между тем нынешнее подорожание основного сырьевого компонента сократило прибыльность китайских сталелитейных заводов примерно на 30 долл./тонну, по подсчетам S&P Global Platts. Это подтверждается данными Министерства промышленности и информатизации КНР, согласно которым прибыль меткомпаний, входящих в China Iron&Steel Association, по итогам 1-го кв. сократилась на 30,2%, до 5,6 млрд долл.

Хотя, казалось бы, у медали есть и обратная сторона. Рост цен должен стимулировать собственную добычу руды – но она имеет тенденцию к снижению. По данным Национального бюро статистики КНР, за январь-февраль показатель уменьшился на 4%, до 118,54 млн тонн. Очевидно, что это связано с проводимой властями страны кампании по закрытию небольших рудников с опасными условиями работы и устаревшим оборудованием.

Китайская Национальная комиссия по развитию и реформам NDRC в середине мая опубликовала данные, в соответствии с которыми в текущем году в стране будет закрыто около 1 тыс. проектов по добыче железной руды и руд цветных металлов.

В свою очередь, директор China Metallurgical Industry Planning&Research Institute Ли Синьчжан еще в конце декабря 2018 г. озвучил прогноз о снижении потребления руды в китайской металлургии по итогам 2019 г. до 1,147 млрд тонн по сравнению с 1,206 млрд тонн за 2018 г.

Лом в приоритете

В таком случае добиваться прироста стальной выплавки, обеспечивающей дальнейшее развитие китайской экономики, можно только за счет повышения удельного веса электрометаллургического производства, использующего в качестве сырья металлолом. Это совпадает со стремлением центрального правительства КНР улучшить экологическую ситуацию –прежде всего в регионе Пекин – Тянцзинь – Хэбэй, где сосредоточена большая часть металлургической промышленности.

NDRC в майском документе задекларировала намерение поддерживать создание новых электросталеплавильных заводов, использующих в качестве сырья металлолом – в противовес доменным печам, работающим на железной руде. Производственные результаты китайского ГМК за 4 мес. свидетельствуют, что определенные шаги в этом направлении уже сделаны.

Генеральный секретарь китайской ассоциации утилизации металлолома CAMU Ли Шубинь ранее отмечал, что в 2018 г. доля лома в общем объеме сталеплавильного сырья была на уровне 20% – по сравнению со среднемировым значением 35%. Таким образом, здесь есть куда расти, надо только обеспечить необходимую ресурсную базу.

В частности, этому будет способствовать новый порядок утилизации старых автомобилей, утвержденный Министерством торговли Китая и вступающий в силу с 1 июня. Он перекрывает существовавшие ранее схемы, позволявшие нелегально восстанавливать старые автомобили, которые создают повышенную аварийность на дорогах.

Кроме того, внесены коррективы в механизм ценообразования. Сейчас стоимость старых автомобилей определяется по формуле и это не позволяет использовать их как лом из-за искусственно завышенных цен на отдельные модели.

Об увеличении ломозаготовки свидетельствует и динамика количества оборудования для его переработки. По данным Bureau of International Recycling, в конце 2017 г. в Китае насчитывалось около 70 шредерных установок, а в конце 2018 г. уже около 200.

Это может означать в будущем увеличение объемов импорта стального лома, учитывая масштабы китайской металлургии. Сейчас основными импортерами в регионе Юго-Восточной Азии являются Южная Корея (со среднемесячными закупками порядка 500 тыс. тонн), Китай и Вьетнам (порядка 300 тыс. тонн).

Совсем скоро Китай может выйти на 1-е место, потеснив Южную Корею. Но при этом следует учитывать, что основные объемы лома в ЮВА поставляются из США. На фоне торговой войны США и Китая, которая длится уже не первый год, китайским металлургам могут понадобиться новые источники снабжения.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
09.08.19, Ярослав Ярош
Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.
29.07.19, Ярослав Ярош
На закате своей каденции кабинет Владимира Гройсмана целых два раза сделал хорошо национальной компании "Энергоатом". Он присоединил к ней Восточный горно-обогатительный комбинат, занимающийся добычей урановой руды. И одобрил инвестиционный проект расширения производственных мощностей Новоконстантиновской шахты в Кировоградской области. В случае его реализации добычу урана в Украине можно будет удвоить в 2021 г.
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!