Подробнее Запомнить город


ГМК КНР: ломовой рывок

21.05.19
размер текста:

Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.

Рудный ребус

Одновременно импорт железной руды в апреле снизился до 80,77 млн тонн по сравнению с 86,42 млн тонн в марте и 82,92 млн тонн в апреле 2018 г. Апрельский показатель вообще оказался самым низким с октября 2017 г. Сама же отрицательная динамика начала формироваться уже в начале календарного года: по итогам января-февраля железорудный импорт сократился на 6%, до 184,61 млн тонн.

Поэтому мартовский прирост на 1%, до 86,66 млн тонн, не изменил картины за квартал в целом. При этом запасы руды в портах и на складах предприятий КНР хотя и шли в минус, но оставались гораздо выше прошлогодних значений. Так, в середине апреля запасы ЖРС в портах были на уровне 147,19 млн тонн, по данным китайского государственного информагентства Xinhua.

Это на 860 тыс. тонн меньше, чем неделей ранее. За предыдущую неделю уменьшение было еще на 700 тыс. тонн. Тем не менее это ощутимо больше – чем, к примеру, в декабре 2017 г., когда в наличии имелось только 128 млн тонн. А в июле 2017 г. было 139,7 млн тонн. Таким образом, не приходится говорить об уменьшении железорудного импорта за счет того, что стальные производители в КНР активно расходуют складские запасы.

Снижение закупок руды у зарубежных производителей объясняется ростом мировых цен с 75 долл. до 100 долл./тонну, вызванным прежде всего проблемами бразильской корпорации Vale, игрока №1 на рынке морских поставок руды. Руководство Vale в середине мая признало, что выйти на прежние объемы добычи сможет не раньше, чем через 2-3 года.

В связи с этим ожидать быстрого отката цен к уровню 70-75 долл./тонну не стоит. На этом мнении сходятся аналитики всех ведущих инвестбанков и рейтинговых агентств. Что же касается тропического циклона "Вероника", который в марте привел к сокращению поставок из Австралии – это, конечно же, ситуативный фактор и не может влиять на ситуацию в перспективе дольше 1 месяца.

Между тем нынешнее подорожание основного сырьевого компонента сократило прибыльность китайских сталелитейных заводов примерно на 30 долл./тонну, по подсчетам S&P Global Platts. Это подтверждается данными Министерства промышленности и информатизации КНР, согласно которым прибыль меткомпаний, входящих в China Iron&Steel Association, по итогам 1-го кв. сократилась на 30,2%, до 5,6 млрд долл.

Хотя, казалось бы, у медали есть и обратная сторона. Рост цен должен стимулировать собственную добычу руды – но она имеет тенденцию к снижению. По данным Национального бюро статистики КНР, за январь-февраль показатель уменьшился на 4%, до 118,54 млн тонн. Очевидно, что это связано с проводимой властями страны кампании по закрытию небольших рудников с опасными условиями работы и устаревшим оборудованием.

Китайская Национальная комиссия по развитию и реформам NDRC в середине мая опубликовала данные, в соответствии с которыми в текущем году в стране будет закрыто около 1 тыс. проектов по добыче железной руды и руд цветных металлов.

В свою очередь, директор China Metallurgical Industry Planning&Research Institute Ли Синьчжан еще в конце декабря 2018 г. озвучил прогноз о снижении потребления руды в китайской металлургии по итогам 2019 г. до 1,147 млрд тонн по сравнению с 1,206 млрд тонн за 2018 г.

Лом в приоритете

В таком случае добиваться прироста стальной выплавки, обеспечивающей дальнейшее развитие китайской экономики, можно только за счет повышения удельного веса электрометаллургического производства, использующего в качестве сырья металлолом. Это совпадает со стремлением центрального правительства КНР улучшить экологическую ситуацию –прежде всего в регионе Пекин – Тянцзинь – Хэбэй, где сосредоточена большая часть металлургической промышленности.

NDRC в майском документе задекларировала намерение поддерживать создание новых электросталеплавильных заводов, использующих в качестве сырья металлолом – в противовес доменным печам, работающим на железной руде. Производственные результаты китайского ГМК за 4 мес. свидетельствуют, что определенные шаги в этом направлении уже сделаны.

Генеральный секретарь китайской ассоциации утилизации металлолома CAMU Ли Шубинь ранее отмечал, что в 2018 г. доля лома в общем объеме сталеплавильного сырья была на уровне 20% – по сравнению со среднемировым значением 35%. Таким образом, здесь есть куда расти, надо только обеспечить необходимую ресурсную базу.

В частности, этому будет способствовать новый порядок утилизации старых автомобилей, утвержденный Министерством торговли Китая и вступающий в силу с 1 июня. Он перекрывает существовавшие ранее схемы, позволявшие нелегально восстанавливать старые автомобили, которые создают повышенную аварийность на дорогах.

Кроме того, внесены коррективы в механизм ценообразования. Сейчас стоимость старых автомобилей определяется по формуле и это не позволяет использовать их как лом из-за искусственно завышенных цен на отдельные модели.

Об увеличении ломозаготовки свидетельствует и динамика количества оборудования для его переработки. По данным Bureau of International Recycling, в конце 2017 г. в Китае насчитывалось около 70 шредерных установок, а в конце 2018 г. уже около 200.

Это может означать в будущем увеличение объемов импорта стального лома, учитывая масштабы китайской металлургии. Сейчас основными импортерами в регионе Юго-Восточной Азии являются Южная Корея (со среднемесячными закупками порядка 500 тыс. тонн), Китай и Вьетнам (порядка 300 тыс. тонн).

Совсем скоро Китай может выйти на 1-е место, потеснив Южную Корею. Но при этом следует учитывать, что основные объемы лома в ЮВА поставляются из США. На фоне торговой войны США и Китая, которая длится уже не первый год, китайским металлургам могут понадобиться новые источники снабжения.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
17.10.19, Ярослав Ярош
В начале октября холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" заключил крупный контракт на поставку железнодорожных колес в Беларусь. Уже в текущем году объем экспорта составит 6 тыс. т, в 2020-м – 20 тыс. штук. Этот контракт символизирует возвращение "Интерпайпа" на рынки СНГ после года гонений со стороны россиян. Теперь В.Пинчуку больше нужно волноваться, чтобы мощности его заводов успевали за спросом на колесную продукцию.
10.10.19, Игорь Воронцов
Попытки властей регулировать хозяйственную деятельность всегда приводят к одному и тому же результату. В разных странах. Примеры Ирана и Индии, где у государства в экономике колоссальный вес, позволяют спрогнозировать последствия от попыток необоснованного повышения налоговой нагрузки на железорудную отрасль Украины – в соответствии с законопроектом №1210, который сейчас готовится к рассмотрению Верховной Радой.
02.10.19, Ярослав Ярош
Маловероятно, что скандал вокруг сенатора Байдена и его сына выльется в импичмент президента США Дональда Трампа. Но на здоровье второго по величине частного газодобытчика Украины он может сказаться фатально. Три года назад привлечение в состав директоров компании Burisma Group американского юриста Хантера Байдена стало для нее спасательным кругом. Сегодня круг превратился в чугунную гирю, которая тянет на дно.
23.09.19, Игорь Воронцов
Постоянно растущая стоимость квот на выброс парниковых газов в ЕС подталкивает европейских металлургов к поиску принципиально новых технологических решений. Отсюда и увлечение тематикой водородной металлургии. Вот только интерес к безуглеродному производству стали опережает реальные возможности в этой сфере по крайней мере на 40 лет. А может быть, и больше.
20.09.19, Ярослав Ярош
Атака на два НПЗ компании Saudi Aramco спровоцировала молниеносный скачок цен на нефть по всему миру. Ближайшая неделя покажет, отделается ли глобальная экономика легким испугом или мир стоит на пороге нового многослойного конфликта, в который будут втянуты Иран, США, все страны Персидского залива, а по ходу дела Израиль, Россия, ЕС и т. д.
16.09.19, Игорь Воронцов
Первое заседание рабочей группы по вопросам ренты на добычу железной руды, которое состоялось 12 сентября в комитете Верховной Рады по налоговой и таможенной политике, выявило ключевые разногласия между представителями бизнеса и авторами скандального законопроекта №1210.
11.09.19, Игорь Воронцов
Украина ранее уже потеряла позиции в высокотехнологичных отраслях, утратив статус развитой индустриальной державы. Теперь предлагается уничтожить еще и горнодобывающую промышленность, на которой во многом базируется вся экономика страны. Соответствующие инициативы содержатся в законопроекте №1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Автором документа является председатель комитета Верховной Рады по налоговой политике Даниил Гетманцев.
06.09.19, Ярослав Ярош
Польский металлургический комбинат Huta Czestochowa почти 15 лет принадлежал украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса". Но уже в ближайшее время он сменит владельца. И это станет концом целой польской эпохи в истории "ИСД". В общем, не очень успешной эпохи. За последние годы "ИСД" растерял весь пакет своих польских активов. Huta Czestochowa оставалась последней фамильной ценностью, но и она уже долгое время балансировала на грани банкротства. Продан комбинат будет в 5 с лишним раза дешевле, чем Сергей Тарута с партнерами купили его в 2005 г.
02.09.19, Василий Январев
После перезагрузки всех ветвей власти у Украины расширяется "окно возможностей" для диалога с США, в том числе и по промышленным вопросам. Как ожидается, президент Владимир Зеленский осенью может провести ряд встреч с американским лидером Дональдом Трампом. Поэтому украинские металлурги уже обратились к главе государства с просьбой поднять вопрос о замене 25%-ной пошлины на квоты.
09.08.19, Ярослав Ярош
Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!