Подробнее Запомнить город


Ошибка Эрдогана

23.04.19
размер текста:

Проблемы турецкой экономики, а вместе с ними и турецкой металлургии, играют на руку украинским стальным производителям. На фоне падения выплавки в Турции они получили прекрасную возможность увеличить продажи в странах Южной Европы и Ближнего Востока. Конкуренция на этих рынках между украинскими и турецкими металлургами традиционно носит жесткий характер.

Холодный душ в начале года

Итоги 2018 г. турецкие металлурги сейчас могут вспоминать с ноткой ностальгии. Еще бы: одной только арматуры им удалось продать на 3 млрд долл. Прирост экспорта составил 9%, до 6 млн т. Аналогично и по остальным позициям. Зато 2019 г. не задался с самого начала: январский выпуск проката упал на 26,8% в годовом сравнении, до 2,5 млн т.

Обвал произошел главным образом на внутреннем рынке: потребление за первый месяц года рухнуло на 43,3%, до 1,7 млн т. Экспорт по инерции еще держался и даже вырос на 18,2%, до 1,9 млн т. Но уже по итогам февраля зарубежные поставки турецкой арматуры показали спад на 32% к предыдущему месяцу, до 391 тыс. т.

Прирост был только по толстому листу – на 38,12% год к году, до 632 тыс. т, но сами производители настроены пессимистично. Согласно опросу Reuters они считают данный подъем ситуативным и ожидают спад на фоне ужесточения торговых ограничений в отношении Турции со стороны США и ЕС.

И этот негативный прогноз имеет основания. Президент США Дональд Трамп в начале марта направил в Конгресс письмо, в котором уведомил законодателей о намерении исключить Турцию из действующей несколько десятилетий программы, позволяющей экспортировать продукцию в США без уплаты пошлин.

Кроме того, в конце марта ассоциация Eurofer, объединяющая европейских стальных производителей, заявила о готовности инициировать антидемпинговое расследование против турецкой продукции – в качестве ответной реакции на январский рост поставок г/к рулонов в 2 раза, до рекордных 500 тыс. т. Тем временем в самой Турции февральская выплавка дала спад еще на 12,5% в годовом сравнении, до 2,63 млн т. Суммарно за 2 мес. снижение составило 16,1%, до 5 млн т.

Агентство Argus, ссылаясь на источники на турецких прокатных предприятиях, прогнозирует, что в текущем году внутренний спрос на арматуру может упасть до 5 млн т по сравнению с 10 млн т в 2017 г. Некоторые компании указывали, что у них в январе-феврале продажи арматуры внутренним потребителям уже сократились на 65% в годовом сравнении.

Экспорт арматуры, превысивший в 2017 г. 6 млн т, в текущем году может снизиться до 3,5-4 млн т, по оценкам источников Argus. Одним словом, конфликт турецкого лидера Реджеба Эрдогана с США очень дорого обошелся его стране.

Соответственно, уменьшились потребности местных металлургов в сырье и прежде всего в стальном ломе. Его импорт за январь по сравнению с тем же месяцем 2018 г. упал на 26%, до 1,24 млн т, за февраль – на 50%, до 945 тыс. т. Это однозначный плюс для украинских металлургов, поскольку ранее значительную часть внутренних поставок у них отбирали турецкие конкуренты.

Да, Верховная Рада в конце февраля продлила действие экспортной пошлины на стальной лом, увеличив ее с 42 до 58 евро/т. Однако железная руда на мировых рынках успела подорожать в I кв. с 74 долл. до 103 долл./т, потянув за собой вверх цены на остальное сырье: коксующийся уголь и лом. В середине марта лом в Северной Европе стоил уже 325 долл./т CIF, в США – 330-335 долл./т CIF.

Очевидно, что в таких условиях даже 58 евро/т уже не является заградительным барьером для экспорта лома и реакция украинских законодателей не успевает за происходящими на рынке событиями.

Вот почему снижение спроса на лом в Турции – хорошо для украинских металлургов. Госпредприятие "Укрпромвнешэкспертиза" прогнозирует, что в апреле поставки лома на металлургические комбинаты повысятся на 7% по сравнению с мартом, до 245 тыс. т.

Политика рулит

Спад стального производства в Турции объясняется прежде всего рецессией национальной экономики. Это в свою очередь связано с ухудшением отношений Турции с США – важным рынком сбыта для турецкого проката и стратегическим торговым партнером в целом. В результате Д.Трамп сначала отказался освободить турецкую сталь от введенных им в марте 2018 г. импортных пошлин в размере 25%, а потом еще и поднял их до 50% на фоне дальнейшего обострения между Вашингтоном и Анкарой.

Оно началось после попытки госпереворота в Турции, которая имела место в июле 2016 г. В его организации турецкие спецслужбы обвинили радикального исламского проповедника Гюлена, проживающего в США. Вашингтон отказался его выдать и с тех пор отношения между странами покатились по наклонной.

Параллельно Р.Эрдоган утратил былое благорасположение ЕС, еще одного важного рынка сбыта для турецкой металлургии и стратегического торгового партнера. Здесь конфликта как такового не было. Просто в период обострения войны в Сирии (2016-2018 гг.) Турция выступала заградительным барьером на пути миллионов беженцев в ЕС.

Тогда европейские лидеры, Ангела Меркель и Эммануэль Макрон (сменивший Франсуа Олланда), нуждались в надежной "стене", закрывающей сухопутный коридор из Сирии на Балканы и далее в Западную Европу. Поэтому и Еврокомиссия (которая всегда учитывает пожелания Германии и Франции) сквозь пальцы смотрела на рост турецкого стального импорта, не обращая внимания на возмущение Eurofer.

И когда в июле 2018 г. Еврокомиссия ввела ответные 25% тарифы на импорт стальной продукции, Украине (у которой с ЕС соглашение о свободной торговле) предоставили лишь относительно скромную квоту на беспошлинный ввоз. Тогда как турецкие металлурги избежали квотирования – получив ощутимое преимущество перед украинскими коллегами на рынке ЕС.

Теперь же, когда конфликт в Сирии пошел на убыль, на фоне решения США вывести оттуда свой военный контингент – интенсивность вынужденной миграции оттуда заметно уменьшилась. И лояльность Р.Эрдогана уже не так сильно нужна европейцам. Поэтому в январе текущего года ЕК расширила действие квот и на турецкую сталь, установив их в пределах 40% от уровня поставок в 2018 г.

Таким образом, турецкие металлурги лишились ценового преимущества перед украинскими производителями при поставках в ЕС. Дискриминация по политическим мотивам устранена, обе стороны находятся в примерно одинаковых условиях для доступа на европейский рынок.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!