Подробнее Запомнить город


Неровная вертикаль Ярославского

19.04.19
размер текста:

Год спустя после выкупа у российского холдинга Evraz Александр Ярославский завел под единую крышу два своих металлургических актива. Теперь деятельность Днепровского металлургического завода и ГОКа "Сухая Балка" (Кривой Рог) будет координировать управленческая компания DCH Steel Management. Хотя для построения полнокровной горно-металлургической вертикали этого недостаточно. Угледобыча и обогащение руды остаются слабыми звеньями всей конструкции.

Надстройка

Согласно объяснениям пресс-службы холдинга DCH в ближайшие 5 лет Александр Ярославский намерен инвестировать 150-200 млн долл. в ДМЗ и "Сухую Балку", а управлять этим капиталовложениями как раз и призвана DCH Steel Management. "В процессе постепенной вертикальной интеграции будет сформирована производственная цепочка "добыча руды – обогащение – агломерация – плавка чугуна, – утверждается в пресс-релизе холдинга DCH. – Ожидаемые результаты заключаются в устранении зависимости от внешних поставок агломерата, обеспечении положительной синергии деятельности ДМЗ и рудника, а также, как следствие, в повышении конкурентоспособности, устойчивости и финансовых показателей".

Возглавит DCH Steel Management Виталий Баш, который ранее в холдинге А.Ярославского возглавлял Украинскую горно-добывающую компанию (УГДК), управляющую рядом крупных карьеров по добыче гранита, щебеня и других строительных материалов. Один из них – Коломоевский гранитный карьер в том же Кривом Роге (ЧАО "Бластко"). Уже с 2017 г. наблюдалось значительное увеличение объема торговых операций между УГДК и "Сухой Балкой", причем карьеры А.Ярославского не только продавали руднику свою продукцию, но и охотно покупали у нее аглоруду и металлолом.

После того как в прошлом году была финально оформлена сделка между Evraz и DCH, последняя делегировала В.Баша в кресло руководителя "Сухой Балки". А в 2019-м он уже взял на себя ответственность за все направление ГМК, сравнительно новое для А.Ярославского. В принципе под руководством нового директора ГОК "Сухая Балка" отработал год даже лучше, чем при команде Романа Абрамовича. Добыча руды на предприятии выросла на 8%. Комбинат получил 786 млн грн. прибыли, хотя в предыдущие годы был в минусах (например, за 2017 г. убыток составил почти 1,2 млрд грн.). При этом слабинкой предприятия остается невысокое качество добываемого железорудного сырья, даже на фоне других украинских ГОКов. Поэтому на "Сухой Балке" планируется оборудовать новую обогатительную фабрику и приступить к освоению более глубоких рудных горизонтов.

Рудник

Сегодня в составе рудника работают 2 шахты с подземными дробильными и поверхностными дробильно-сортировочными комплексами. Проектная мощность шахты им. Фрунзе составляет 1285 тыс. т аглоруды в год, "Юбилейной" – в два раза больше (2430 тыс. т/год), хотя за прошлый год они в целом произвели только 2,7 млн т ЖРС. На первой из шахт добыча ведется на глубине порядка 1500 м, на второй – 2000 м. Запасы железных руд в пределах участков "Сухой Балки" оцениваются в 75 млн т. Это не учитывая более 580 млн т магнетитовых кварцитов. Как минимум на 25 лет работы этого должно хватить. Но при всем при этом содержание железа в руде, выпускаемой предприятием, редко превышает 60%, а часто опускается ниже 56%. Соответственно, такой низкий процент ударяет и по себестоимости переработки сырья на собственном метзаводе, и по ценам на него при продаже на экспорт.

Летом 2018-го пресс-служба "Сухой Балки" сообщила, что ей удалось наладить на шахте "Юбилейной" выпуск руды с содержанием железа 64%. Но, похоже, это пока эпизодическое решение. За три месяца апробации новой технологии было произведено только 25 тыс. т такого Fe-богатого сырья. Но чтобы удерживать такое качество системно, на постоянной основе, и по всему руднику, без установки дополнительного оборудования не обойтись. Возможно, под эту цель акционеры "Сухой Балки" 11 апреля и проголосовали за привлечение до 30 млн долл. у Ощадбанка под 23% годовых. Использовать эту мультивалютную кредитную линию предполагается в течение 3 лет. Ранее на аналогичных условиях кредитное соглашение с этим же госбанком в этих же объемах согласовал и ДМЗ. Кстати, "Сухая Балка" согласилась выступить гарантом по данному займу. В обоих случаях в качестве банковского залога выступают денежные средства на счетах "Сухой Балки". Собственные средства А.Ярославский также готов инвестировать в свой криворожский рудник – но на условиях возвратной помощи. Договор об этом (на сумму 444 млн грн.) акционеры предприятия также одобрили на собрании 11 апреля. "Благодетелем" выступает компания "Девелопмент констракшн холдинг" из группы DCH.

В тот же день был озвучен и перечень крупнейших клиентов "Сухой Балки", которым планируется поставлять добываемую руду. Причем родственный ДМЗ – самый мелкий из покупателей. Ему планируется поставить сырья на 500 млн грн. В то же время акционеры дали правлению полномочия на продажу руды в рамках 5 договоров на 2,5 млрд грн. каждый. Правда, из них только один свежий – с известным швейцарским трейдером Duferco. Он подписан в январе текущего года. Все остальные соглашения – это пролонгация договоренностей 2017 г. Заинтересованными покупателями в них выступают металлургические комбинаты US Steel Kosice и ММК им. Ильича, Южный ГОК, а также украинская компания "Оптимал Трейд". Впрочем, надо понимать, что все эти соглашения рамочные, и не обязательно будут выполнены на все 100%.

Завод

Тем временем на следующий день, 12 апреля, серию крупных контрактов поддержали и акционеры ДМЗ. Как следует из результатов голосования, завод и при новом собственнике продолжает сотрудничать с холдингом Evraz, а в сбытовой политике – ориентироваться на Россию. В частности, один из одобренных документов – это договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг на сумму 1,4 млрд грн,, подписанный в феврале 2019 г. с компанией "Евразтранс Украина". Второй – договор на поставку стальной продукции на 2 млрд грн. с одним из крупных российских металлотрейдеров – ОАО "Металлсервис". Дата подписания, стоящая под этим договором, – 28 марта 2018 г. На то время ДМЗ уже находился в оперативном управлении А.Ярославского.

12 апреля акционеры днепровского завода полностью изменили под А.Ярославского состав наблюдательного совета, но руководителем ДМЗ остался Геннадий Бергеман, который занимал эту должность и при предыдущих собственниках. Возможно, это тоже часть прошлогодних джентльменских договоренностей между Evraz и DCH. С другой стороны, полученный по итогам 2018 г. финансовый результат Днепровского метзавода под руководством Г,Бергемана вполне приемлем: чистая прибыль выросла с 1 млрд грн. до 1,28 млрд грн. С точки зрения промышленных показателей не все так позитивно: предприятие в прошлом году удержало объемы выпуска стали и проката, но обвалило на 13% выпуск чугуна. В первом квартале 2019 г. тенденция стала еще рельефнее. Упало все: выплавка проката – на 28%, стали – на 30%, чугуна – на 32%. Тем не менее это прогнозированный спад, причина которого – остановка на капитальный ремонт домны №2.

В прошлом году завод ремонтировал третью домну, а в ближайшей перспективе основная масса инвестиций DCH в ДМЗ будет направлена на строительство машины непрерывного литья заготовки. О последнем проекте "МинПром" уже писал в статье "ДМЗ польет ручьями". Задача №2, которую следует решать параллельно, – восстановление печного фонда коксохимического производства. Соответствующая программа была разработана на предприятии еще при российском хозяине года три назад и предусматривала снижение энергозатрат, повышение качества и уменьшение себестоимости угольной шихты, а также экологические моменты. Но она так и не была подкреплена финансовыми вливаниями. Теперь к диспозиции ДМЗ – кредитная линия на 30 млн долл. от Ощадбанка (о чем писалось выше), а также финансовая помощь в размере 836,687 млн грн. на условиях возвратного займа, который должна предоставить компания Rosiland Engineering Ltd. Она сейчас является мажоритарным акционером Харьковского тракторного завода, также входящего в сферу собственности А.Ярославского.

Следует отдать ему должное: в прошлом году на коксохимической площадке ДМЗ наконец стартовал процесс переукладки футеровки коксовых печей, о необходимости чего на заводе говорилось еще с 2014 г. Как рассказывал осенью директор коксохимического производства ДМЗ Алексей Горбуля, работы начались с батареи №5, здесь их планируется завершить к августу 2019-го. После чего ремонтники возьмутся за 1-ю и 4-ю батареи и за установку беспылевой выдачи кокса. Обещают, что вскоре и "тухлыми яйцами" в округе пахнуть не будет.

Но как раз на коксохимической площадке возводимая А.Ярославским вертикаль упирается в глобальную проблему отсутствия у его холдинга собственного угольного сырья. И пока решения задачи не видно. До сих пор ДМЗ работает преимущественно на российских коксующихся углях. Попытки экспортировать альтернативный ресурс из Польши или США эмпирически доказали, что это слишком дорого. Поэтому сохранение хороших отношений с холдингом Evraz, а соответственно поставок сырья с шахты "Распадской" – залог стабильной работы коксохимического комплекса на ДМЗ. Зависимость от российского угольного ресурса – не уникальная проблема ДМЗ. Этим же страдают и другие украинские коксохимические производства. Просто приходится констатировать: коксовый цикл – это ахиллесова пята горно-металлургической вертикали, которую строит А.Ярославский.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!