Неровная вертикаль Ярославского

Публікації

Год спустя после выкупа у российского холдинга Evraz Александр Ярославский завел под единую крышу два своих металлургических актива. Теперь деятельность Днепровского металлургического завода и ГОКа "Сухая Балка" (Кривой Рог) будет координировать управленческая компания DCH Steel Management. Хотя для построения полнокровной горно-металлургической вертикали этого недостаточно. Угледобыча и обогащение руды остаются слабыми звеньями всей конструкции.

Надстройка

Согласно объяснениям пресс-службы холдинга DCH в ближайшие 5 лет Александр Ярославский намерен инвестировать 150-200 млн долл. в ДМЗ и "Сухую Балку", а управлять этим капиталовложениями как раз и призвана DCH Steel Management. "В процессе постепенной вертикальной интеграции будет сформирована производственная цепочка "добыча руды – обогащение – агломерация – плавка чугуна, – утверждается в пресс-релизе холдинга DCH. – Ожидаемые результаты заключаются в устранении зависимости от внешних поставок агломерата, обеспечении положительной синергии деятельности ДМЗ и рудника, а также, как следствие, в повышении конкурентоспособности, устойчивости и финансовых показателей".

Возглавит DCH Steel Management Виталий Баш, который ранее в холдинге А.Ярославского возглавлял Украинскую горно-добывающую компанию (УГДК), управляющую рядом крупных карьеров по добыче гранита, щебеня и других строительных материалов. Один из них – Коломоевский гранитный карьер в том же Кривом Роге (ЧАО "Бластко"). Уже с 2017 г. наблюдалось значительное увеличение объема торговых операций между УГДК и "Сухой Балкой", причем карьеры А.Ярославского не только продавали руднику свою продукцию, но и охотно покупали у нее аглоруду и металлолом.

После того как в прошлом году была финально оформлена сделка между Evraz и DCH, последняя делегировала В.Баша в кресло руководителя "Сухой Балки". А в 2019-м он уже взял на себя ответственность за все направление ГМК, сравнительно новое для А.Ярославского. В принципе под руководством нового директора ГОК "Сухая Балка" отработал год даже лучше, чем при команде Романа Абрамовича. Добыча руды на предприятии выросла на 8%. Комбинат получил 786 млн грн. прибыли, хотя в предыдущие годы был в минусах (например, за 2017 г. убыток составил почти 1,2 млрд грн.). При этом слабинкой предприятия остается невысокое качество добываемого железорудного сырья, даже на фоне других украинских ГОКов. Поэтому на "Сухой Балке" планируется оборудовать новую обогатительную фабрику и приступить к освоению более глубоких рудных горизонтов.

Рудник

Сегодня в составе рудника работают 2 шахты с подземными дробильными и поверхностными дробильно-сортировочными комплексами. Проектная мощность шахты им. Фрунзе составляет 1285 тыс. т аглоруды в год, "Юбилейной" – в два раза больше (2430 тыс. т/год), хотя за прошлый год они в целом произвели только 2,7 млн т ЖРС. На первой из шахт добыча ведется на глубине порядка 1500 м, на второй – 2000 м. Запасы железных руд в пределах участков "Сухой Балки" оцениваются в 75 млн т. Это не учитывая более 580 млн т магнетитовых кварцитов. Как минимум на 25 лет работы этого должно хватить. Но при всем при этом содержание железа в руде, выпускаемой предприятием, редко превышает 60%, а часто опускается ниже 56%. Соответственно, такой низкий процент ударяет и по себестоимости переработки сырья на собственном метзаводе, и по ценам на него при продаже на экспорт.

Летом 2018-го пресс-служба "Сухой Балки" сообщила, что ей удалось наладить на шахте "Юбилейной" выпуск руды с содержанием железа 64%. Но, похоже, это пока эпизодическое решение. За три месяца апробации новой технологии было произведено только 25 тыс. т такого Fe-богатого сырья. Но чтобы удерживать такое качество системно, на постоянной основе, и по всему руднику, без установки дополнительного оборудования не обойтись. Возможно, под эту цель акционеры "Сухой Балки" 11 апреля и проголосовали за привлечение до 30 млн долл. у Ощадбанка под 23% годовых. Использовать эту мультивалютную кредитную линию предполагается в течение 3 лет. Ранее на аналогичных условиях кредитное соглашение с этим же госбанком в этих же объемах согласовал и ДМЗ. Кстати, "Сухая Балка" согласилась выступить гарантом по данному займу. В обоих случаях в качестве банковского залога выступают денежные средства на счетах "Сухой Балки". Собственные средства А.Ярославский также готов инвестировать в свой криворожский рудник – но на условиях возвратной помощи. Договор об этом (на сумму 444 млн грн.) акционеры предприятия также одобрили на собрании 11 апреля. "Благодетелем" выступает компания "Девелопмент констракшн холдинг" из группы DCH.

В тот же день был озвучен и перечень крупнейших клиентов "Сухой Балки", которым планируется поставлять добываемую руду. Причем родственный ДМЗ – самый мелкий из покупателей. Ему планируется поставить сырья на 500 млн грн. В то же время акционеры дали правлению полномочия на продажу руды в рамках 5 договоров на 2,5 млрд грн. каждый. Правда, из них только один свежий – с известным швейцарским трейдером Duferco. Он подписан в январе текущего года. Все остальные соглашения – это пролонгация договоренностей 2017 г. Заинтересованными покупателями в них выступают металлургические комбинаты US Steel Kosice и ММК им. Ильича, Южный ГОК, а также украинская компания "Оптимал Трейд". Впрочем, надо понимать, что все эти соглашения рамочные, и не обязательно будут выполнены на все 100%.

Завод

Тем временем на следующий день, 12 апреля, серию крупных контрактов поддержали и акционеры ДМЗ. Как следует из результатов голосования, завод и при новом собственнике продолжает сотрудничать с холдингом Evraz, а в сбытовой политике – ориентироваться на Россию. В частности, один из одобренных документов – это договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг на сумму 1,4 млрд грн,, подписанный в феврале 2019 г. с компанией "Евразтранс Украина". Второй – договор на поставку стальной продукции на 2 млрд грн. с одним из крупных российских металлотрейдеров – ОАО "Металлсервис". Дата подписания, стоящая под этим договором, – 28 марта 2018 г. На то время ДМЗ уже находился в оперативном управлении А.Ярославского.

12 апреля акционеры днепровского завода полностью изменили под А.Ярославского состав наблюдательного совета, но руководителем ДМЗ остался Геннадий Бергеман, который занимал эту должность и при предыдущих собственниках. Возможно, это тоже часть прошлогодних джентльменских договоренностей между Evraz и DCH. С другой стороны, полученный по итогам 2018 г. финансовый результат Днепровского метзавода под руководством Г,Бергемана вполне приемлем: чистая прибыль выросла с 1 млрд грн. до 1,28 млрд грн. С точки зрения промышленных показателей не все так позитивно: предприятие в прошлом году удержало объемы выпуска стали и проката, но обвалило на 13% выпуск чугуна. В первом квартале 2019 г. тенденция стала еще рельефнее. Упало все: выплавка проката – на 28%, стали – на 30%, чугуна – на 32%. Тем не менее это прогнозированный спад, причина которого – остановка на капитальный ремонт домны №2.

В прошлом году завод ремонтировал третью домну, а в ближайшей перспективе основная масса инвестиций DCH в ДМЗ будет направлена на строительство машины непрерывного литья заготовки. О последнем проекте "МинПром" уже писал в статье "ДМЗ польет ручьями". Задача №2, которую следует решать параллельно, – восстановление печного фонда коксохимического производства. Соответствующая программа была разработана на предприятии еще при российском хозяине года три назад и предусматривала снижение энергозатрат, повышение качества и уменьшение себестоимости угольной шихты, а также экологические моменты. Но она так и не была подкреплена финансовыми вливаниями. Теперь к диспозиции ДМЗ – кредитная линия на 30 млн долл. от Ощадбанка (о чем писалось выше), а также финансовая помощь в размере 836,687 млн грн. на условиях возвратного займа, который должна предоставить компания Rosiland Engineering Ltd. Она сейчас является мажоритарным акционером Харьковского тракторного завода, также входящего в сферу собственности А.Ярославского.

Следует отдать ему должное: в прошлом году на коксохимической площадке ДМЗ наконец стартовал процесс переукладки футеровки коксовых печей, о необходимости чего на заводе говорилось еще с 2014 г. Как рассказывал осенью директор коксохимического производства ДМЗ Алексей Горбуля, работы начались с батареи №5, здесь их планируется завершить к августу 2019-го. После чего ремонтники возьмутся за 1-ю и 4-ю батареи и за установку беспылевой выдачи кокса. Обещают, что вскоре и "тухлыми яйцами" в округе пахнуть не будет.

Но как раз на коксохимической площадке возводимая А.Ярославским вертикаль упирается в глобальную проблему отсутствия у его холдинга собственного угольного сырья. И пока решения задачи не видно. До сих пор ДМЗ работает преимущественно на российских коксующихся углях. Попытки экспортировать альтернативный ресурс из Польши или США эмпирически доказали, что это слишком дорого. Поэтому сохранение хороших отношений с холдингом Evraz, а соответственно поставок сырья с шахты "Распадской" – залог стабильной работы коксохимического комплекса на ДМЗ. Зависимость от российского угольного ресурса – не уникальная проблема ДМЗ. Этим же страдают и другие украинские коксохимические производства. Просто приходится констатировать: коксовый цикл – это ахиллесова пята горно-металлургической вертикали, которую строит А.Ярославский.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

Ангола вирішила вийти з ОПЕК

Fitch підвищив кредитний рейтинг Нафтогазу

Видобуток залізної руди у Китаї зріс на 6,6%

Через обстріли з боку окупантів знеструмлення зазнали шість шахт

Порт Констанца збільшує перевалку завдяки українській агропродукції

Відновити роботу конфіскованого у Дерипаски глиноземного заводу поки неможливо 

Україна посіла 21 місце в рейтингу світових виробників сталі

Україна отримала 1,5 млрд євро макрофінансової допомоги від ЄС

БЕБ виявив ухиляння від сплати 65 млн грн мита при експорті металобрухту

У чергах на кордоні з Польщею стоять 4 тисячі вантажівок

УЗ в 2023 році експортувала 63 млн тонн вантажів

Канада погодилася купувати до 1 млн тонн вуглецевих квот на рік

Виробництво сталі в Чехії за 9 місяців скоротилось на 21%

ВСІ НОВИНИ ⇢