Подробнее Запомнить город


Posco: усталость от расширения

12.04.19
размер текста:

Южнокорейская корпорация Posco, пятый по величине стальной производитель в мире, в начале текущего года объявила об отказе от крупных инвестиций за рубежом, завершив десятилетие активной экспансии на внешних рынках.

Вместо этого компания, которая 7 раз признавалась наиболее эффективной в мировой металлургической отрасли по версии World Steel Dynamics, решила сосредоточиться на улучшениях существующих процессов на своих базовых комбинатах в Пхохане и Кванъяне.

Чтобы остальные не чувствовали себя полностью "забытыми", председатель правления Цой Чон У в конце марта отправился в турне по зарубежные подразделениям. Первым пунктом его визита стала Индонезия.

Ознакомившись с работой комбината PT Krakatau Posco, глава компании заверил, что Posco считает важными все свои зарубежные активы. Тем не менее ждать дальнейшего появления новых проектов от южнокорейцев не стоит.

В Индию – ни ногой

Индия опередила Японию в рейтинге крупнейших мировых производителей стали по итогам 2018 г. – тем не менее Posco отвергла идею расширить присутствие в Индии за счет строительства там своего предприятия. Причем отвергла решительно и категорично – насколько это вообще возможно для корейцев, которые вместе с японцами славятся своей невозмутимостью.

Заявление Цой Чон У об отказе от зарубежных инвестиций появилось на следующий день после сообщения информагентства Bloomberg о планах официального Дели привлечь Posco к созданию совместного предприятия с SAIL и RINL, №1 и №2 в рейтинге индийских стальных производителей. Такая быстрая реакция указывает на то, что партнерством с индусами в Posco уже "наелись".

Дело в том, что обосноваться в Индии южнокорейская корпорация пыталась с 2005 г. У нее в разработке имелись три проекта, предусматривающие строительство комбинатов в штатах Одиша, Карнатака и Джаркханд мощностью 12,6 и 3 млн т. соответственно. Но все они так и не перешли в стадию практической реализации из-за проблем с местными властями, которые выливались в затягивание согласования землеотвода, выдачи экологических разрешений и других процедур.

Поэтому похоже, что спустя 14 лет безуспешных попыток Posco окончательно отказалась от попыток получить полноценную прописку в Индии – несмотря на всю перспективность ее рынка с быстро растущей экономикой. Неудачные кейсы у южнокорейцев есть и в других странах.

В частности, в Китае, крупнейшем глобальном производителе и потребителе стальной продукции. Там предполагалось строительство цеха по выпуску х/к проката для автопрома на площадке действующего комбината, принадлежащего госкомпании Chongqing Iron&Steel.

В перспективе планировалось наращивание мощности до 3 млн т в год, но в ноябре 2017 г. Posco объявила о выходе из этого проекта, так и оставшегося на стадии переговоров. А уже через неделю Chongqing Iron&Steel признали банкротом и передали в управление комитету кредиторов. Получается, что китайская сторона рассматривала СП с южнокорейцами как способ избежать финансового краха – а те в итоге не захотели играть роль палочки-выручалочки.

В "замороженном" состоянии находится и бразильский проект, предусматривающий строительство завода по выпуску 200 тыс. т. г/к рулонов и 600 тыс. т х/к рулонов в год. Компанией-оператором здесь является Companhia Siderurgica de Suape, в которой Posco в 2010 г. купила 10% за 600 млн долл. Предполагалось, что завод приступит к работе уже в 2014 г. – но кризис внес коррективы в планы акционеров.

Сначала запуск перенесли на 2016 г., потом и вовсе отложили на неопределенный срок. Вероятно, это связано с планами одного из крупнейших бразильских стальных производителей Companhia Siderurgica Nacional расширить производство листового проката в 2019–2023 гг. Дело в том, что бразильской экономике удалось преодолеть снижение, но и выходом на траекторию устойчивого роста она пока не может похвастать. И "проглотить" дополнительные объемы сразу от CSN и CSS не в состоянии.

Нулевой приоритет

Таким образом, на американском континенте Posco сейчас присутствует только в Мексике, где у нее есть два металлопрокатных завода, позволяющих суммарно выпускать 900 тыс. т. х/к проката для местного автопрома. Первое предприятие на 400 тыс. т введено в эксплуатацию в 2009 г., второе на 500 тыс. т – в 2014 г., как ответ на бурное развитие мексиканского автопрома благодаря открытию заводов Toyota motors, General motors и др.

Помимо упомянутого комбината в Индонезии мощностью 1,8 млн т слябов и 1,2 млн т листового проката в год у Posco есть прокатный завод на юге Вьетнама Posco VST с годовой мощностью 250 тыс. т х/к рулона. Стоит особо отметить эту характерную деталь зарубежной инвестиционной стратегии Posco.

Она никогда не вкладывается в покупку действующих активов – предпочитая строительство новых предприятий "с нуля". Во-первых, это гораздо дешевле, во-вторых позволяет избежать неприятных кейсов, которые имеют другие компании.

Пожалуй, наиболее ярким примером является сделка индийской Tata steel, купившей в 2007 г. британско-голландскую Corus group, крупнейшего стального производителя Великобритании – за 11,3 млрд долл. Затем, когда грянул кризис и эти активы стали убыточными (чему способствовала и политика нового британского правительства Джеймса Кэмерона, сделавшего тарифы на электроэнергию самыми высокими в мире), индусы продали несколько заводов.

За один из них покупатель, французская инвесткомпания Greybull Capital, заплатила… 1 фунт стерлингов. Можно вспомнить и пример американской US Steel. В 2003 г. она купила сербский метзавод Sortid за 33 млн долл., чтобы в 2012 г. продать его обратно сербскому правительству за… 1 долл. Posco же ничего не покупает – только строит "с нуля". И ничего не продает.

При этом для строительства метзаводов южнокорейская корпорация имеет собственный полный цикл, начиная от разработки проектных решений и до пуско-наладочных работ. Фирменной фишкой корейцев является технология Finex (разработана совместно с немецким концерном Siemens VAI), позволяющая снизить производственные затраты и выбросы парниковых газов, а также использовать более дешевое сырье (железорудную мелочь и некоксующийся уголь).

И сейчас Posco снова решила вернуться к улучшениям на базовых предприятиях. В соответствии с презентованной в конце февраля инвестпрограммой акцент сделан на повышении их энергоэффективности. С этой целью корпорация в 2019-2021 гг. потратит 957 млн долл. на модернизацию электростанций на комбинатах в Пхохане и Кванъяне. До 2021 г. будут закрыты 6 из 21 действующего энергоблока, на строительство новых блоков пойдет 307 млн долл.

На остальных 15 энергоблоках установят каталитические системы, способные разлагать оксиды азота на безопасные составляющие. На это потратят 290 млн долл. Еще 264 млн долл. до 2020 г. пойдет на строительство 10 газоочисток, призванных резко сократить пылевые выбросы. Совет директоров ожидает, что все это поможет Posco усилить конкурентные преимущества.

Вместе с тем надо отметить, что 70% продукции у корпорации идет на внутренний рынок и лишь 30% экспортируется. Т.е. основной сбыт для нее обеспечивают южнокорейский автопром и судостроение. Но поскольку сами они являются экспортно-ориентированными, то и у Posco есть высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
19:12 | 12.04.2019
Металлург
Интересно, почему нет такой информации о наших металлургических предприятиях.
12:50 | 14.04.2019
Устал?
Отсоси у Ленки.

...
Новости партнеров


Статьи
23.04.19, Игорь Воронцов
Проблемы турецкой экономики, а вместе с ними и турецкой металлургии, играют на руку украинским стальным производителям. На фоне падения выплавки в Турции они получили прекрасную возможность увеличить продажи в странах Южной Европы и Ближнего Востока. Конкуренция на этих рынках между украинскими и турецкими металлургами традиционно носит жесткий характер.
19.04.19, Ярослав Ярош
Год спустя после выкупа у российского холдинга Evraz Александр Ярославский завел под единую крышу два своих металлургических актива. Теперь деятельность Днепровского металлургического завода и ГОКа "Сухая Балка" (Кривой Рог) будет координировать управленческая компания DCH Steel Management. Хотя для построения полнокровной горно-металлургической вертикали этого недостаточно. Угледобыча и обогащение руды остаются слабыми звеньями всей конструкции.
09.04.19, Ярослав Ярош
НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укрнафта" начали процесс цивилизованного развода, в финале которого государство должно выйти из акционеров "Укрнафты", а бизнес-группа Игоря Коломойского оформить над ней полный контроль, в т. ч. и де-юре. Переход может затянуться на несколько лет, но первый шаг уже сделан. 28 марта акционеры "Укрнафты" и руководство НАК "Нафтогаз Украины" согласовали механизм взаимного очищения от долгов. Как часто бывает в подобных случаях, в конце многоходовки денег недосчитается бюджет.
03.04.19, Игорь Воронцов
Экологический налог в Украине регулярно повышается, но экологическая обстановка как минимум не становится лучше. Несмотря на уменьшение числа действующих промышленных предприятий, уровень вредных выбросов остается стабильно высоким. Почему так происходит, и что с этим делать?
29.03.19, Ярослав Ярош
За последний год Одесский припортовый завод не удалось ни продать, ни запустить. В начале 2019 г. ОПЗ нашел для себя очередного сомнительного партнера, обещавшего обеспечить предприятие природным газом. Но это партнерство заблокировала НАК "Нафтогаз Украины", которая, возможно, сама готова оформить опеку над припортовым.
25.03.19, Павел Вернивский
В развитых странах доля сектора услуг в ВВП давно доминирует, и промышленность, на первый взгляд, оказалась на вторых ролях, что дало возможность экономистам заявить о вступлении общества в новую стадию – постиндустриальную. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что промышленность никуда не делась, просто косвенно занятые в ней работники де-факто учитываются по другой статье.
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!