Подробнее Запомнить город


Эконалог = экопоборы, или когда в Украине улучшится экологическая ситуация

03.04.19
размер текста:

Экологический налог в Украине регулярно повышается, но экологическая обстановка как минимум не становится лучше. Несмотря на уменьшение числа действующих промышленных предприятий, уровень вредных выбросов остается стабильно высоким. Почему так происходит, и что с этим делать?

Аномальные тенденции

По данным Госстата, в 2006 г. в Украине работало 11 017 промышленных предприятий. За год они выбросили в воздух и сбросили в воду 4,822 млн т загрязняющих веществ. На первом месте среди них двуокись углерода – так называемый "парниковый газ", вызывающий глобальные изменения климата.

Далее следуют диоксид серы и другие серные соединения, замыкает тройку лидеров метан. Структура выбросов за прошедшие годы не изменилась, но сама динамика наводит на размышления. Так, в 2012 г., перед началом нынешнего экономического кризиса, 8434 предприятия "обеспечили" 4,336 млн т вредных выбросов.

Несложно подсчитать, что таким образом уменьшение числа источников загрязнения на 23% дало снижение выбросов лишь на 10%. А в пересчете на один стационарный источник они еще больше возросли: с 438 т до 514 т. Потом, с началом кризиса, происходит некоторое снижение показателей, а затем опять странный скачок.

Если в 2015 г. 11 303 предприятия дали 2,857 млн т выбросов, то в 2016 г. 9630 предприятий – 3,078 млн т. Таким образом выбросы в пересчете на один стационарный источник промышленного загрязнения возросли с 253 т до 320 т. Что же происходит?

Очевидно, что такое возможно только в одном случае: если не реализуются природоохранные мероприятия. Но при этом все без исключения предприятия, у которых по роду деятельности есть промышленные выбросы, платят так называемый "экологический налог". От этого никто никого не освобождал.

Как известно, при "умной" экономической модели государства налоги выполняют стимулирующую функцию. Эконалог – не исключение. Если он взимается за загрязнение окружающей среды, то целиком логично, что средства от его поступления должны направляться на улучшение экологической обстановки в стране и прежде всего в самих экологически неблагополучных регионах.

Иначе выходит, что государство вместо заботы о здоровье граждан просто занимается поборами с промышленников, используя чувствительную для общества тему экологии. Собственно, именно так сейчас и происходит. Поскольку 45% средств, поступающих от эконалога, прямиком идут в общий фонд госбюджета. А оттуда они могут направляться куда угодно: например, на закупку новой мебели или лимузинов для чиновников. Или вообще мертвым грузом лежать на едином казначейском счету Кабинета министров Украины.

Да, именно он ежегодно в ручном режиме решает, как и сколько потратить на экопрограммы. Поэтому бюджетные расходы на эти цели гораздо меньше, чем поступления от эконалога. Но даже те средства, которые на бумаге должны идти на природоохранные мероприятия, по факту тратятся правительством на какие-то другие цели.

К примеру, в 2014 г. промпредприятия уплатили 3,615 млрд грн. за выбросы загрязняющих веществ. Однако в законе о госбюджете-2014 на природоохранные мероприятия предусматривалось всего 425,4 млн грн. А по факту целевые кассовые расходы составили… 80,4 млн грн. Или 2,22%. Дальше было чуть лучше, но в целом положение дел остается таким же печальным.

Так, в 2015 г. из 1,15 млрд грн. собранных "экологических" денег непосредственно на природоохранные меры пошло только 420,3 млн грн. при бюджетном плане 532,6 млн грн. В 2016 г. экологические поборы с промышленности опять возросли: до 1,19 млрд грн., зато утвержденные бюджетом расходы уменьшились более чем в 2 раза, до 232,4 млн грн. А по факту и вовсе составили 12,9 млн грн.

Ситуация повторилась и в 2017 г.: из 744 млн грн. поступлений предполагалось потратить на экологию только 356,8 млн грн., реальные расходы были на уровне 202,2 млн грн. Полные данные за 2018 г. сейчас отсутствуют, но вряд ли ситуация изменилась к лучшему. Во всяком случае, министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак в августе 2018 г. говорил о неэффективном использовании экологического налога: "К сожалению, пока эти средства направляются на что-то другое, а не на природоохранные мероприятия". Надо ли после этого удивляться, что с экологией в стране все так плохо?

Дорожный пример

Кстати, точно такая же ситуация до недавнего времени была и с дорогами. Все без исключения водители платят дорожный налог в виде акцизов на топливо, платы за регистрацию автомобиля – а дороги оставляют желать лучшего: по их качеству Украина в 2017 г. заняла 137-е место среди 144 стран мира в рейтинге World Economic Forum. Потому что деньги от уплаты акцизов шли в общий фонд госбюджета, как и экологические.

Однако катастрофическое положение с дорогами вынудило Кабмин инициировать создание специального Дорожного фонда. В него теперь направляется часть акцизного сбора, который платят нефтетрейдеры. На этот год поступления в Дорожный фонд запланированы в объеме свыше 50 млрд грн. – таким образом, "Укравтодор" получил необходимый финансовый ресурс для свой работы.

Руководитель проекта интерактивной онлайн-карты источников загрязнения окружающей среды в Украине Detox Ukraine Яна Басиста подчеркивает, что подходы к использованию поступлений от экологического налога должны быть пересмотрены на государственном уровне. Должен быть диалог между государством, общественностью и бизнесом для того, чтобы правильно использовать экологические средства, отметила эксперт.

"Надо немедленно внедрить проектный менеджмент в природоохранной деятельности Украины. Нужно обнародовать все проекты, которые планирует государство, устанавливать конкретные показатели эффективности, обнародовать детальные сметы этих проектов, а также ежеквартально отчитываться о реализации этих проектов", – подчеркнула Я.Басиста.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!