Эконалог = экопоборы, или когда в Украине улучшится экологическая ситуация

Публікації

Экологический налог в Украине регулярно повышается, но экологическая обстановка как минимум не становится лучше. Несмотря на уменьшение числа действующих промышленных предприятий, уровень вредных выбросов остается стабильно высоким. Почему так происходит, и что с этим делать?

Аномальные тенденции

По данным Госстата, в 2006 г. в Украине работало 11 017 промышленных предприятий. За год они выбросили в воздух и сбросили в воду 4,822 млн т загрязняющих веществ. На первом месте среди них двуокись углерода – так называемый "парниковый газ", вызывающий глобальные изменения климата.

Далее следуют диоксид серы и другие серные соединения, замыкает тройку лидеров метан. Структура выбросов за прошедшие годы не изменилась, но сама динамика наводит на размышления. Так, в 2012 г., перед началом нынешнего экономического кризиса, 8434 предприятия "обеспечили" 4,336 млн т вредных выбросов.

Несложно подсчитать, что таким образом уменьшение числа источников загрязнения на 23% дало снижение выбросов лишь на 10%. А в пересчете на один стационарный источник они еще больше возросли: с 438 т до 514 т. Потом, с началом кризиса, происходит некоторое снижение показателей, а затем опять странный скачок.

Если в 2015 г. 11 303 предприятия дали 2,857 млн т выбросов, то в 2016 г. 9630 предприятий – 3,078 млн т. Таким образом выбросы в пересчете на один стационарный источник промышленного загрязнения возросли с 253 т до 320 т. Что же происходит?

Очевидно, что такое возможно только в одном случае: если не реализуются природоохранные мероприятия. Но при этом все без исключения предприятия, у которых по роду деятельности есть промышленные выбросы, платят так называемый "экологический налог". От этого никто никого не освобождал.

Как известно, при "умной" экономической модели государства налоги выполняют стимулирующую функцию. Эконалог – не исключение. Если он взимается за загрязнение окружающей среды, то целиком логично, что средства от его поступления должны направляться на улучшение экологической обстановки в стране и прежде всего в самих экологически неблагополучных регионах.

Иначе выходит, что государство вместо заботы о здоровье граждан просто занимается поборами с промышленников, используя чувствительную для общества тему экологии. Собственно, именно так сейчас и происходит. Поскольку 45% средств, поступающих от эконалога, прямиком идут в общий фонд госбюджета. А оттуда они могут направляться куда угодно: например, на закупку новой мебели или лимузинов для чиновников. Или вообще мертвым грузом лежать на едином казначейском счету Кабинета министров Украины.

Да, именно он ежегодно в ручном режиме решает, как и сколько потратить на экопрограммы. Поэтому бюджетные расходы на эти цели гораздо меньше, чем поступления от эконалога. Но даже те средства, которые на бумаге должны идти на природоохранные мероприятия, по факту тратятся правительством на какие-то другие цели.

К примеру, в 2014 г. промпредприятия уплатили 3,615 млрд грн. за выбросы загрязняющих веществ. Однако в законе о госбюджете-2014 на природоохранные мероприятия предусматривалось всего 425,4 млн грн. А по факту целевые кассовые расходы составили… 80,4 млн грн. Или 2,22%. Дальше было чуть лучше, но в целом положение дел остается таким же печальным.

Так, в 2015 г. из 1,15 млрд грн. собранных "экологических" денег непосредственно на природоохранные меры пошло только 420,3 млн грн. при бюджетном плане 532,6 млн грн. В 2016 г. экологические поборы с промышленности опять возросли: до 1,19 млрд грн., зато утвержденные бюджетом расходы уменьшились более чем в 2 раза, до 232,4 млн грн. А по факту и вовсе составили 12,9 млн грн.

Ситуация повторилась и в 2017 г.: из 744 млн грн. поступлений предполагалось потратить на экологию только 356,8 млн грн., реальные расходы были на уровне 202,2 млн грн. Полные данные за 2018 г. сейчас отсутствуют, но вряд ли ситуация изменилась к лучшему. Во всяком случае, министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак в августе 2018 г. говорил о неэффективном использовании экологического налога: "К сожалению, пока эти средства направляются на что-то другое, а не на природоохранные мероприятия". Надо ли после этого удивляться, что с экологией в стране все так плохо?

Дорожный пример

Кстати, точно такая же ситуация до недавнего времени была и с дорогами. Все без исключения водители платят дорожный налог в виде акцизов на топливо, платы за регистрацию автомобиля – а дороги оставляют желать лучшего: по их качеству Украина в 2017 г. заняла 137-е место среди 144 стран мира в рейтинге World Economic Forum. Потому что деньги от уплаты акцизов шли в общий фонд госбюджета, как и экологические.

Однако катастрофическое положение с дорогами вынудило Кабмин инициировать создание специального Дорожного фонда. В него теперь направляется часть акцизного сбора, который платят нефтетрейдеры. На этот год поступления в Дорожный фонд запланированы в объеме свыше 50 млрд грн. – таким образом, "Укравтодор" получил необходимый финансовый ресурс для свой работы.

Руководитель проекта интерактивной онлайн-карты источников загрязнения окружающей среды в Украине Detox Ukraine Яна Басиста подчеркивает, что подходы к использованию поступлений от экологического налога должны быть пересмотрены на государственном уровне. Должен быть диалог между государством, общественностью и бизнесом для того, чтобы правильно использовать экологические средства, отметила эксперт.

"Надо немедленно внедрить проектный менеджмент в природоохранной деятельности Украины. Нужно обнародовать все проекты, которые планирует государство, устанавливать конкретные показатели эффективности, обнародовать детальные сметы этих проектов, а также ежеквартально отчитываться о реализации этих проектов", – подчеркнула Я.Басиста.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ЄБРР збільшив капітал на 4 млрд євро для підтримки України

ЄС у жовтні збільшив імпорт залізної руди з України на 9%

ВСІ НОВИНИ ⇢