Подробнее Запомнить город


Эконалог = экопоборы, или когда в Украине улучшится экологическая ситуация

03.04.19
размер текста:

Экологический налог в Украине регулярно повышается, но экологическая обстановка как минимум не становится лучше. Несмотря на уменьшение числа действующих промышленных предприятий, уровень вредных выбросов остается стабильно высоким. Почему так происходит, и что с этим делать?

Аномальные тенденции

По данным Госстата, в 2006 г. в Украине работало 11 017 промышленных предприятий. За год они выбросили в воздух и сбросили в воду 4,822 млн т загрязняющих веществ. На первом месте среди них двуокись углерода – так называемый "парниковый газ", вызывающий глобальные изменения климата.

Далее следуют диоксид серы и другие серные соединения, замыкает тройку лидеров метан. Структура выбросов за прошедшие годы не изменилась, но сама динамика наводит на размышления. Так, в 2012 г., перед началом нынешнего экономического кризиса, 8434 предприятия "обеспечили" 4,336 млн т вредных выбросов.

Несложно подсчитать, что таким образом уменьшение числа источников загрязнения на 23% дало снижение выбросов лишь на 10%. А в пересчете на один стационарный источник они еще больше возросли: с 438 т до 514 т. Потом, с началом кризиса, происходит некоторое снижение показателей, а затем опять странный скачок.

Если в 2015 г. 11 303 предприятия дали 2,857 млн т выбросов, то в 2016 г. 9630 предприятий – 3,078 млн т. Таким образом выбросы в пересчете на один стационарный источник промышленного загрязнения возросли с 253 т до 320 т. Что же происходит?

Очевидно, что такое возможно только в одном случае: если не реализуются природоохранные мероприятия. Но при этом все без исключения предприятия, у которых по роду деятельности есть промышленные выбросы, платят так называемый "экологический налог". От этого никто никого не освобождал.

Как известно, при "умной" экономической модели государства налоги выполняют стимулирующую функцию. Эконалог – не исключение. Если он взимается за загрязнение окружающей среды, то целиком логично, что средства от его поступления должны направляться на улучшение экологической обстановки в стране и прежде всего в самих экологически неблагополучных регионах.

Иначе выходит, что государство вместо заботы о здоровье граждан просто занимается поборами с промышленников, используя чувствительную для общества тему экологии. Собственно, именно так сейчас и происходит. Поскольку 45% средств, поступающих от эконалога, прямиком идут в общий фонд госбюджета. А оттуда они могут направляться куда угодно: например, на закупку новой мебели или лимузинов для чиновников. Или вообще мертвым грузом лежать на едином казначейском счету Кабинета министров Украины.

Да, именно он ежегодно в ручном режиме решает, как и сколько потратить на экопрограммы. Поэтому бюджетные расходы на эти цели гораздо меньше, чем поступления от эконалога. Но даже те средства, которые на бумаге должны идти на природоохранные мероприятия, по факту тратятся правительством на какие-то другие цели.

К примеру, в 2014 г. промпредприятия уплатили 3,615 млрд грн. за выбросы загрязняющих веществ. Однако в законе о госбюджете-2014 на природоохранные мероприятия предусматривалось всего 425,4 млн грн. А по факту целевые кассовые расходы составили… 80,4 млн грн. Или 2,22%. Дальше было чуть лучше, но в целом положение дел остается таким же печальным.

Так, в 2015 г. из 1,15 млрд грн. собранных "экологических" денег непосредственно на природоохранные меры пошло только 420,3 млн грн. при бюджетном плане 532,6 млн грн. В 2016 г. экологические поборы с промышленности опять возросли: до 1,19 млрд грн., зато утвержденные бюджетом расходы уменьшились более чем в 2 раза, до 232,4 млн грн. А по факту и вовсе составили 12,9 млн грн.

Ситуация повторилась и в 2017 г.: из 744 млн грн. поступлений предполагалось потратить на экологию только 356,8 млн грн., реальные расходы были на уровне 202,2 млн грн. Полные данные за 2018 г. сейчас отсутствуют, но вряд ли ситуация изменилась к лучшему. Во всяком случае, министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак в августе 2018 г. говорил о неэффективном использовании экологического налога: "К сожалению, пока эти средства направляются на что-то другое, а не на природоохранные мероприятия". Надо ли после этого удивляться, что с экологией в стране все так плохо?

Дорожный пример

Кстати, точно такая же ситуация до недавнего времени была и с дорогами. Все без исключения водители платят дорожный налог в виде акцизов на топливо, платы за регистрацию автомобиля – а дороги оставляют желать лучшего: по их качеству Украина в 2017 г. заняла 137-е место среди 144 стран мира в рейтинге World Economic Forum. Потому что деньги от уплаты акцизов шли в общий фонд госбюджета, как и экологические.

Однако катастрофическое положение с дорогами вынудило Кабмин инициировать создание специального Дорожного фонда. В него теперь направляется часть акцизного сбора, который платят нефтетрейдеры. На этот год поступления в Дорожный фонд запланированы в объеме свыше 50 млрд грн. – таким образом, "Укравтодор" получил необходимый финансовый ресурс для свой работы.

Руководитель проекта интерактивной онлайн-карты источников загрязнения окружающей среды в Украине Detox Ukraine Яна Басиста подчеркивает, что подходы к использованию поступлений от экологического налога должны быть пересмотрены на государственном уровне. Должен быть диалог между государством, общественностью и бизнесом для того, чтобы правильно использовать экологические средства, отметила эксперт.

"Надо немедленно внедрить проектный менеджмент в природоохранной деятельности Украины. Нужно обнародовать все проекты, которые планирует государство, устанавливать конкретные показатели эффективности, обнародовать детальные сметы этих проектов, а также ежеквартально отчитываться о реализации этих проектов", – подчеркнула Я.Басиста.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!