Подробнее Запомнить город


Эконалог = экопоборы, или когда в Украине улучшится экологическая ситуация

03.04.19
размер текста:

Экологический налог в Украине регулярно повышается, но экологическая обстановка как минимум не становится лучше. Несмотря на уменьшение числа действующих промышленных предприятий, уровень вредных выбросов остается стабильно высоким. Почему так происходит, и что с этим делать?

Аномальные тенденции

По данным Госстата, в 2006 г. в Украине работало 11 017 промышленных предприятий. За год они выбросили в воздух и сбросили в воду 4,822 млн т загрязняющих веществ. На первом месте среди них двуокись углерода – так называемый "парниковый газ", вызывающий глобальные изменения климата.

Далее следуют диоксид серы и другие серные соединения, замыкает тройку лидеров метан. Структура выбросов за прошедшие годы не изменилась, но сама динамика наводит на размышления. Так, в 2012 г., перед началом нынешнего экономического кризиса, 8434 предприятия "обеспечили" 4,336 млн т вредных выбросов.

Несложно подсчитать, что таким образом уменьшение числа источников загрязнения на 23% дало снижение выбросов лишь на 10%. А в пересчете на один стационарный источник они еще больше возросли: с 438 т до 514 т. Потом, с началом кризиса, происходит некоторое снижение показателей, а затем опять странный скачок.

Если в 2015 г. 11 303 предприятия дали 2,857 млн т выбросов, то в 2016 г. 9630 предприятий – 3,078 млн т. Таким образом выбросы в пересчете на один стационарный источник промышленного загрязнения возросли с 253 т до 320 т. Что же происходит?

Очевидно, что такое возможно только в одном случае: если не реализуются природоохранные мероприятия. Но при этом все без исключения предприятия, у которых по роду деятельности есть промышленные выбросы, платят так называемый "экологический налог". От этого никто никого не освобождал.

Как известно, при "умной" экономической модели государства налоги выполняют стимулирующую функцию. Эконалог – не исключение. Если он взимается за загрязнение окружающей среды, то целиком логично, что средства от его поступления должны направляться на улучшение экологической обстановки в стране и прежде всего в самих экологически неблагополучных регионах.

Иначе выходит, что государство вместо заботы о здоровье граждан просто занимается поборами с промышленников, используя чувствительную для общества тему экологии. Собственно, именно так сейчас и происходит. Поскольку 45% средств, поступающих от эконалога, прямиком идут в общий фонд госбюджета. А оттуда они могут направляться куда угодно: например, на закупку новой мебели или лимузинов для чиновников. Или вообще мертвым грузом лежать на едином казначейском счету Кабинета министров Украины.

Да, именно он ежегодно в ручном режиме решает, как и сколько потратить на экопрограммы. Поэтому бюджетные расходы на эти цели гораздо меньше, чем поступления от эконалога. Но даже те средства, которые на бумаге должны идти на природоохранные мероприятия, по факту тратятся правительством на какие-то другие цели.

К примеру, в 2014 г. промпредприятия уплатили 3,615 млрд грн. за выбросы загрязняющих веществ. Однако в законе о госбюджете-2014 на природоохранные мероприятия предусматривалось всего 425,4 млн грн. А по факту целевые кассовые расходы составили… 80,4 млн грн. Или 2,22%. Дальше было чуть лучше, но в целом положение дел остается таким же печальным.

Так, в 2015 г. из 1,15 млрд грн. собранных "экологических" денег непосредственно на природоохранные меры пошло только 420,3 млн грн. при бюджетном плане 532,6 млн грн. В 2016 г. экологические поборы с промышленности опять возросли: до 1,19 млрд грн., зато утвержденные бюджетом расходы уменьшились более чем в 2 раза, до 232,4 млн грн. А по факту и вовсе составили 12,9 млн грн.

Ситуация повторилась и в 2017 г.: из 744 млн грн. поступлений предполагалось потратить на экологию только 356,8 млн грн., реальные расходы были на уровне 202,2 млн грн. Полные данные за 2018 г. сейчас отсутствуют, но вряд ли ситуация изменилась к лучшему. Во всяком случае, министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак в августе 2018 г. говорил о неэффективном использовании экологического налога: "К сожалению, пока эти средства направляются на что-то другое, а не на природоохранные мероприятия". Надо ли после этого удивляться, что с экологией в стране все так плохо?

Дорожный пример

Кстати, точно такая же ситуация до недавнего времени была и с дорогами. Все без исключения водители платят дорожный налог в виде акцизов на топливо, платы за регистрацию автомобиля – а дороги оставляют желать лучшего: по их качеству Украина в 2017 г. заняла 137-е место среди 144 стран мира в рейтинге World Economic Forum. Потому что деньги от уплаты акцизов шли в общий фонд госбюджета, как и экологические.

Однако катастрофическое положение с дорогами вынудило Кабмин инициировать создание специального Дорожного фонда. В него теперь направляется часть акцизного сбора, который платят нефтетрейдеры. На этот год поступления в Дорожный фонд запланированы в объеме свыше 50 млрд грн. – таким образом, "Укравтодор" получил необходимый финансовый ресурс для свой работы.

Руководитель проекта интерактивной онлайн-карты источников загрязнения окружающей среды в Украине Detox Ukraine Яна Басиста подчеркивает, что подходы к использованию поступлений от экологического налога должны быть пересмотрены на государственном уровне. Должен быть диалог между государством, общественностью и бизнесом для того, чтобы правильно использовать экологические средства, отметила эксперт.

"Надо немедленно внедрить проектный менеджмент в природоохранной деятельности Украины. Нужно обнародовать все проекты, которые планирует государство, устанавливать конкретные показатели эффективности, обнародовать детальные сметы этих проектов, а также ежеквартально отчитываться о реализации этих проектов", – подчеркнула Я.Басиста.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.04.19, Игорь Воронцов
Проблемы турецкой экономики, а вместе с ними и турецкой металлургии, играют на руку украинским стальным производителям. На фоне падения выплавки в Турции они получили прекрасную возможность увеличить продажи в странах Южной Европы и Ближнего Востока. Конкуренция на этих рынках между украинскими и турецкими металлургами традиционно носит жесткий характер.
19.04.19, Ярослав Ярош
Год спустя после выкупа у российского холдинга Evraz Александр Ярославский завел под единую крышу два своих металлургических актива. Теперь деятельность Днепровского металлургического завода и ГОКа "Сухая Балка" (Кривой Рог) будет координировать управленческая компания DCH Steel Management. Хотя для построения полнокровной горно-металлургической вертикали этого недостаточно. Угледобыча и обогащение руды остаются слабыми звеньями всей конструкции.
12.04.19, Игорь Воронцов
Южнокорейская корпорация Posco, пятый по величине стальной производитель в мире, в начале текущего года объявила об отказе от крупных инвестиций за рубежом, завершив десятилетие активной экспансии на внешних рынках.
09.04.19, Ярослав Ярош
НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укрнафта" начали процесс цивилизованного развода, в финале которого государство должно выйти из акционеров "Укрнафты", а бизнес-группа Игоря Коломойского оформить над ней полный контроль, в т. ч. и де-юре. Переход может затянуться на несколько лет, но первый шаг уже сделан. 28 марта акционеры "Укрнафты" и руководство НАК "Нафтогаз Украины" согласовали механизм взаимного очищения от долгов. Как часто бывает в подобных случаях, в конце многоходовки денег недосчитается бюджет.
29.03.19, Ярослав Ярош
За последний год Одесский припортовый завод не удалось ни продать, ни запустить. В начале 2019 г. ОПЗ нашел для себя очередного сомнительного партнера, обещавшего обеспечить предприятие природным газом. Но это партнерство заблокировала НАК "Нафтогаз Украины", которая, возможно, сама готова оформить опеку над припортовым.
25.03.19, Павел Вернивский
В развитых странах доля сектора услуг в ВВП давно доминирует, и промышленность, на первый взгляд, оказалась на вторых ролях, что дало возможность экономистам заявить о вступлении общества в новую стадию – постиндустриальную. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что промышленность никуда не делась, просто косвенно занятые в ней работники де-факто учитываются по другой статье.
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!