Приунывший припортовый

Публікації

За последний год Одесский припортовый завод не удалось ни продать, ни запустить. В начале 2019 г. ОПЗ нашел для себя очередного сомнительного партнера, обещавшего обеспечить предприятие природным газом. Но это партнерство заблокировала НАК "Нафтогаз Украины", которая, возможно, сама готова оформить опеку над припортовым.

Генератор долгов

В апреле исполнится ровно год, как в химических цехах ОПЗ царят тишина и покой. Работает только участок по портовой перевалке российского аммиака на экспорт. Сегодня это единственный источник заработка завода, точнее уменьшения его убыточности. Последнюю прибыль здесь видели в 2015 г., хотя и этот показатель имел несколько искусственный характер. Чтобы повысить инвестиционную привлекательность объекта в преддверии запланированной приватизации. 4 года перед этим и уже 3 после Одесский припортовый получает в финбалансах одни минусы.

За прошлый год размер убытков составил, например, 750,55 млн грн. Хотя это и вдвое меньше, чем в 2017-м. Правда, долговые обязательства ОПЗ только выросли, достигнув на конец года 10,8 млрд грн. Цифра неприятная хотя бы тем, что она уже в 2 с лишним раза выше актуальной стоимости активов предприятия. И еще не факт, что в эти почти 11 млрд грн. засчитаны все заводские долги, поскольку в отношениях ОПЗ с многочисленными историческими партнерами образовалось несколько спорных сумм.

Самый тяжелый камень на шее завода достался в память о сотрудничестве со структурами Дмитрия Фирташа. В 2012-2013 гг. его флагманская компания в химическом секторе – Ostchem была эксклюзивным поставщиком природного газа для Одесского припортового завода. Ну, а продавцом всего выпускаемого предприятием карбамида и аммиака выступала другая фирма Д.Фирташа – NF Trading. При этом в отдельные периоды наценка на газ для ОПЗ составляла около 200 долл. за тысячу куб. м, а дисконт к рыночной цене на химикаты – около 30 долл./тонну. Фактически холдинг Д.Фирташа дважды получал дополнительную прибыль за счет Припортового. При этом последний еще и в должниках остался. Когда в 2014 г. структуры Фирташа вынуждены были уйти с ОПЗ, они оставили завод с кредиторской задолженностью на 193 млн долл. С пеней и процентными начислениями сумма доросла до 250 млн долл., что в 2016 г. было подтверждено решением Стокгольмского арбитража. Украинские суды пока еще не акцептировали данный вердикт (разбирательства продолжаются), но сама по себе долговая проблема никуда не делась.

В 2016 г. на предприятие свалилась вторая порция миллиардных долгов. На этот раз не обошлось без участия правительства. Кабмин хотел образцово-показательно продать ОПЗ, а потенциальным инвесторам нужно было преподнести работающий завод. Поэтому обязанность по обеспечению предприятия природным газом возложили на НАК "Нафтогаз Украины". Госкомпания должна была поставлять ресурс Одесскому припортовому в объемах 300 млн куб. м ежемесячно с условием, что оплата ляжет на нового хозяина ОПЗ. НАК поставила газа примерно на 1,5 млрд грн., завод заплатил только 5 млн, покупателя на актив не нашлось. Кабинет попробовал реструктуризировать полумиллиардный долг на 2 года, но и это одесскому предприятию сегодня не по карману.

Кроме того, свои суверенные претензии к ОПЗ имеет дочерняя компания НАК – "Укртрансгаз", которая утверждает, что Одесский припортовый несанкционированно выбрал из газотранспортных сетей "голубого топлива" на 434 млн грн. в 2016 г. и еще на 403 млн грн. в 2018 г. Завод пытается оспаривать эти долги, как и почти 490 млн грн. у Государственной фискальной службы. Согласно заводским подсчетам именно столько налога на доход предприятие переплатило, теперь требует его вернуть. На днях ОПЗ выиграл по этому поводу дело в Высшем апелляционном суде. И возможно, Кабмин, чтобы хоть как-то поддержать предприятие, посоветует налоговой отказаться от дальнейших судебных разбирательств. По крайней мере, на заводе уже ждут первый транш из этой суммы, чтобы хоть частично покрыть долги по зарплате.

Пустой эквивалент

Также в пассиве ОПЗ еще целый перечень более мелких кредиторов, которые в последние годы поставляли ему газ на давальческих условиях – "Укргаз", "Юг-Газ", "Энергоальянс", "ЭРУ Трейдинг", Всеукраинская энергетическая компания. Сотрудничали они, как правило, по лекалам Д.Фирташа, только в меньших масштабах. Недавно руководство Одесского припортового сообщило, что нашелся еще один добродетель, готовый помочь предприятию газом, "Энергетический эквивалент". Компания с мизерным уставным капиталом, чье имя никому ничего не говорит ни на рынке газа, ни на рынке удобрений, готова была на 4 месяца обеспечить ОПЗ работой, начиная с января 2019-го. Правда, потом дата запуска производства сместилась на февраль, позже – на март. Но, похоже, из этой затеи уже ничего не выйдет.

Первый заместитель председателя правления завода Николай Щуриков обвинил в срыве потенциального контракта компанию "Укртрансгаз" (несколько выше она упоминалась в числе крупнейших кредиторов ОПЗ). Мол, газотранспортный монополист потребовал от "Энергетического эквивалента" неоправданно большие денежные гарантии за услуги по доставке газа. По словам Н.Щурикова, сумма требуемого финобеспечения составляет 140 млн грн., исходя из поставки 2 млн куб. м ежедневно. Но, как заверяет топ-менеджер, предприятие намерено работать в режиме, при котором будет потреблять только 74 тыс. куб. м газа суточно. Да и вообще, в настоящее время по техническим причинам ОПЗ не может потреблять более 500 тыс. куб. м газа в сутки, однако "Укртрансгаз" не принимает во внимание этот факт. "Все, что происходит – это политическое действо, саботаж, чтобы не допустить запуска завода", – заявил Н.Щуриков на пресс-конференции 14 марта. "Укртрансгаз" в ответ продемонстрировал письмо от предприятия "Одессагаз", в котором речь идет о поставке на ОПЗ 60 млн куб. м газа в марте, т. е как раз и получается примерно 2 млн куб. м/сутки.

Свои действия "Укртрансгаз" объясняет желанием не допустить необоснованного роста дебиторской задолженности. Это выглядит вполне логично. "Энергетический эквивалент" – не та компания, чье реноме сверкает кристальной чистотой. Его вообще не видно. Учредителями трейдера значатся киевлянин Валентин Сергеев и луганчанин Игорь Ретивов, директором – жена последнего, Валентина. Но что интереснее, ранее конечным бенефициаром компании был Ильницкий Владимир Васильевич. Человек с такими же ФИО два созыва подряд был помощником беглого народного депутата Александра Онищенко. К тому же с газотрейдерскими структурами А.Онищенко сотрудничал и предыдущий незадавшийся партнер ОПЗ — Всеукраинская энергетическая компания, именно та, что в прошлом году нагрела "Укртрансгаз" на более чем 400 млн грн. В "Укртрансгазе" резонно посчитали, что совпадений слишком много. Поэтому и перестраховались с суммой финансовых гарантий.

К "Нафтогазу" на поруки

Хотя, вероятно, появилась и еще одна причина, по которой ОПЗ придержали в подвешенном состоянии. Это начавшиеся торги о передаче завода в управление "Нафтогазу Украины". О такой возможности еще месяц назад упоминал глава Одесской облгосадминистрации Максим Степанов. Он уже несколько раз встречался по этому поводу с руководством НАК, но пока сложно утрясти формат и условия подобного шефства. Очень много "но". Второй вариант – переход ОПЗ под крыло Аграрного фонда – также рассматривается, хотя он менее вероятен.

Идею взять под контроль Одесский припортовый подхватил недавно назначенный глава газового направления НАК Андрей Фаворов, тогда как председатель правления "Нафтогаза" Андрей Коболев относится к ней гораздо прохладнее. А.Фаворову хорошо знакомы все нюансы работы ОПЗ, поскольку его частная компания "ЭРУ Трейдинг" в свое время успела побывать в газовых "давальцах" припортового. После этого завод остался ей должен более 50 млн грн. Но если завод запустится, эту сумму вполне реально вернуть. Тем более, если финансовые потоки будут контролировать менеджеры, назначенные А.Фаворовым. Но тут возникает еще одна внутренняя нафтогазовская дилемма. К нынешней дирекции ОПЗ благоволит первый заместитель председателя правления НАК Сергей Перелома. Тогда как другая партия, которую представляют А.Фаворов и глава "Укртрансгаза" Сергей Олексиенко, категорически выступает за смену руководящего состава на одесском предприятии. Но сделать это быстро при всем желании не получится – надо созывать собрание акционеров, а значит, вовлекать в закулисные игры и Фонд госимущества.

Одним словом, канитель – не на одну неделю. С перспективой, что собрание попытаются заблокировать через суды. С другой стороны, уже можно не спешить. Запускать Одесский припортовый в апреле – нет смысла, поскольку активный спрос на аммиак и азотные удобрения, как на внутреннем, так и на внешних рынках, к началу мая заканчивается. А следующая волна покупательского спроса придет только осенью.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢