Подробнее Запомнить город


Приунывший припортовый

29.03.19
размер текста:

За последний год Одесский припортовый завод не удалось ни продать, ни запустить. В начале 2019 г. ОПЗ нашел для себя очередного сомнительного партнера, обещавшего обеспечить предприятие природным газом. Но это партнерство заблокировала НАК "Нафтогаз Украины", которая, возможно, сама готова оформить опеку над припортовым.

Генератор долгов

В апреле исполнится ровно год, как в химических цехах ОПЗ царят тишина и покой. Работает только участок по портовой перевалке российского аммиака на экспорт. Сегодня это единственный источник заработка завода, точнее уменьшения его убыточности. Последнюю прибыль здесь видели в 2015 г., хотя и этот показатель имел несколько искусственный характер. Чтобы повысить инвестиционную привлекательность объекта в преддверии запланированной приватизации. 4 года перед этим и уже 3 после Одесский припортовый получает в финбалансах одни минусы.

За прошлый год размер убытков составил, например, 750,55 млн грн. Хотя это и вдвое меньше, чем в 2017-м. Правда, долговые обязательства ОПЗ только выросли, достигнув на конец года 10,8 млрд грн. Цифра неприятная хотя бы тем, что она уже в 2 с лишним раза выше актуальной стоимости активов предприятия. И еще не факт, что в эти почти 11 млрд грн. засчитаны все заводские долги, поскольку в отношениях ОПЗ с многочисленными историческими партнерами образовалось несколько спорных сумм.

Самый тяжелый камень на шее завода достался в память о сотрудничестве со структурами Дмитрия Фирташа. В 2012-2013 гг. его флагманская компания в химическом секторе – Ostchem была эксклюзивным поставщиком природного газа для Одесского припортового завода. Ну, а продавцом всего выпускаемого предприятием карбамида и аммиака выступала другая фирма Д.Фирташа – NF Trading. При этом в отдельные периоды наценка на газ для ОПЗ составляла около 200 долл. за тысячу куб. м, а дисконт к рыночной цене на химикаты – около 30 долл./тонну. Фактически холдинг Д.Фирташа дважды получал дополнительную прибыль за счет Припортового. При этом последний еще и в должниках остался. Когда в 2014 г. структуры Фирташа вынуждены были уйти с ОПЗ, они оставили завод с кредиторской задолженностью на 193 млн долл. С пеней и процентными начислениями сумма доросла до 250 млн долл., что в 2016 г. было подтверждено решением Стокгольмского арбитража. Украинские суды пока еще не акцептировали данный вердикт (разбирательства продолжаются), но сама по себе долговая проблема никуда не делась.

В 2016 г. на предприятие свалилась вторая порция миллиардных долгов. На этот раз не обошлось без участия правительства. Кабмин хотел образцово-показательно продать ОПЗ, а потенциальным инвесторам нужно было преподнести работающий завод. Поэтому обязанность по обеспечению предприятия природным газом возложили на НАК "Нафтогаз Украины". Госкомпания должна была поставлять ресурс Одесскому припортовому в объемах 300 млн куб. м ежемесячно с условием, что оплата ляжет на нового хозяина ОПЗ. НАК поставила газа примерно на 1,5 млрд грн., завод заплатил только 5 млн, покупателя на актив не нашлось. Кабинет попробовал реструктуризировать полумиллиардный долг на 2 года, но и это одесскому предприятию сегодня не по карману.

Кроме того, свои суверенные претензии к ОПЗ имеет дочерняя компания НАК – "Укртрансгаз", которая утверждает, что Одесский припортовый несанкционированно выбрал из газотранспортных сетей "голубого топлива" на 434 млн грн. в 2016 г. и еще на 403 млн грн. в 2018 г. Завод пытается оспаривать эти долги, как и почти 490 млн грн. у Государственной фискальной службы. Согласно заводским подсчетам именно столько налога на доход предприятие переплатило, теперь требует его вернуть. На днях ОПЗ выиграл по этому поводу дело в Высшем апелляционном суде. И возможно, Кабмин, чтобы хоть как-то поддержать предприятие, посоветует налоговой отказаться от дальнейших судебных разбирательств. По крайней мере, на заводе уже ждут первый транш из этой суммы, чтобы хоть частично покрыть долги по зарплате.

Пустой эквивалент

Также в пассиве ОПЗ еще целый перечень более мелких кредиторов, которые в последние годы поставляли ему газ на давальческих условиях – "Укргаз", "Юг-Газ", "Энергоальянс", "ЭРУ Трейдинг", Всеукраинская энергетическая компания. Сотрудничали они, как правило, по лекалам Д.Фирташа, только в меньших масштабах. Недавно руководство Одесского припортового сообщило, что нашелся еще один добродетель, готовый помочь предприятию газом, "Энергетический эквивалент". Компания с мизерным уставным капиталом, чье имя никому ничего не говорит ни на рынке газа, ни на рынке удобрений, готова была на 4 месяца обеспечить ОПЗ работой, начиная с января 2019-го. Правда, потом дата запуска производства сместилась на февраль, позже – на март. Но, похоже, из этой затеи уже ничего не выйдет.

Первый заместитель председателя правления завода Николай Щуриков обвинил в срыве потенциального контракта компанию "Укртрансгаз" (несколько выше она упоминалась в числе крупнейших кредиторов ОПЗ). Мол, газотранспортный монополист потребовал от "Энергетического эквивалента" неоправданно большие денежные гарантии за услуги по доставке газа. По словам Н.Щурикова, сумма требуемого финобеспечения составляет 140 млн грн., исходя из поставки 2 млн куб. м ежедневно. Но, как заверяет топ-менеджер, предприятие намерено работать в режиме, при котором будет потреблять только 74 тыс. куб. м газа суточно. Да и вообще, в настоящее время по техническим причинам ОПЗ не может потреблять более 500 тыс. куб. м газа в сутки, однако "Укртрансгаз" не принимает во внимание этот факт. "Все, что происходит – это политическое действо, саботаж, чтобы не допустить запуска завода", – заявил Н.Щуриков на пресс-конференции 14 марта. "Укртрансгаз" в ответ продемонстрировал письмо от предприятия "Одессагаз", в котором речь идет о поставке на ОПЗ 60 млн куб. м газа в марте, т. е как раз и получается примерно 2 млн куб. м/сутки.

Свои действия "Укртрансгаз" объясняет желанием не допустить необоснованного роста дебиторской задолженности. Это выглядит вполне логично. "Энергетический эквивалент" – не та компания, чье реноме сверкает кристальной чистотой. Его вообще не видно. Учредителями трейдера значатся киевлянин Валентин Сергеев и луганчанин Игорь Ретивов, директором – жена последнего, Валентина. Но что интереснее, ранее конечным бенефициаром компании был Ильницкий Владимир Васильевич. Человек с такими же ФИО два созыва подряд был помощником беглого народного депутата Александра Онищенко. К тому же с газотрейдерскими структурами А.Онищенко сотрудничал и предыдущий незадавшийся партнер ОПЗ — Всеукраинская энергетическая компания, именно та, что в прошлом году нагрела "Укртрансгаз" на более чем 400 млн грн. В "Укртрансгазе" резонно посчитали, что совпадений слишком много. Поэтому и перестраховались с суммой финансовых гарантий.

К "Нафтогазу" на поруки

Хотя, вероятно, появилась и еще одна причина, по которой ОПЗ придержали в подвешенном состоянии. Это начавшиеся торги о передаче завода в управление "Нафтогазу Украины". О такой возможности еще месяц назад упоминал глава Одесской облгосадминистрации Максим Степанов. Он уже несколько раз встречался по этому поводу с руководством НАК, но пока сложно утрясти формат и условия подобного шефства. Очень много "но". Второй вариант – переход ОПЗ под крыло Аграрного фонда – также рассматривается, хотя он менее вероятен.

Идею взять под контроль Одесский припортовый подхватил недавно назначенный глава газового направления НАК Андрей Фаворов, тогда как председатель правления "Нафтогаза" Андрей Коболев относится к ней гораздо прохладнее. А.Фаворову хорошо знакомы все нюансы работы ОПЗ, поскольку его частная компания "ЭРУ Трейдинг" в свое время успела побывать в газовых "давальцах" припортового. После этого завод остался ей должен более 50 млн грн. Но если завод запустится, эту сумму вполне реально вернуть. Тем более, если финансовые потоки будут контролировать менеджеры, назначенные А.Фаворовым. Но тут возникает еще одна внутренняя нафтогазовская дилемма. К нынешней дирекции ОПЗ благоволит первый заместитель председателя правления НАК Сергей Перелома. Тогда как другая партия, которую представляют А.Фаворов и глава "Укртрансгаза" Сергей Олексиенко, категорически выступает за смену руководящего состава на одесском предприятии. Но сделать это быстро при всем желании не получится – надо созывать собрание акционеров, а значит, вовлекать в закулисные игры и Фонд госимущества.

Одним словом, канитель – не на одну неделю. С перспективой, что собрание попытаются заблокировать через суды. С другой стороны, уже можно не спешить. Запускать Одесский припортовый в апреле – нет смысла, поскольку активный спрос на аммиак и азотные удобрения, как на внутреннем, так и на внешних рынках, к началу мая заканчивается. А следующая волна покупательского спроса придет только осенью.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.
07.05.19, Ярослав Ярош
22 апреля Госкомитет по геологии и недрам продал через систему ProZorro 7 лотов на право добычи полезных ископаемых общей стоимостью 143 млн грн. Самые дорогие куски скупили компании, близкие к владельцу крупнейшей украинской сети супермаркетов АТБ Геннадию Буткевичу и немного к министру внутренних дел Арсену Авакову. В корзине их покупок – цирконий, титан, бериллий, графит.
23.04.19, Игорь Воронцов
Проблемы турецкой экономики, а вместе с ними и турецкой металлургии, играют на руку украинским стальным производителям. На фоне падения выплавки в Турции они получили прекрасную возможность увеличить продажи в странах Южной Европы и Ближнего Востока. Конкуренция на этих рынках между украинскими и турецкими металлургами традиционно носит жесткий характер.
19.04.19, Ярослав Ярош
Год спустя после выкупа у российского холдинга Evraz Александр Ярославский завел под единую крышу два своих металлургических актива. Теперь деятельность Днепровского металлургического завода и ГОКа "Сухая Балка" (Кривой Рог) будет координировать управленческая компания DCH Steel Management. Хотя для построения полнокровной горно-металлургической вертикали этого недостаточно. Угледобыча и обогащение руды остаются слабыми звеньями всей конструкции.
12.04.19, Игорь Воронцов
Южнокорейская корпорация Posco, пятый по величине стальной производитель в мире, в начале текущего года объявила об отказе от крупных инвестиций за рубежом, завершив десятилетие активной экспансии на внешних рынках.
09.04.19, Ярослав Ярош
НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укрнафта" начали процесс цивилизованного развода, в финале которого государство должно выйти из акционеров "Укрнафты", а бизнес-группа Игоря Коломойского оформить над ней полный контроль, в т. ч. и де-юре. Переход может затянуться на несколько лет, но первый шаг уже сделан. 28 марта акционеры "Укрнафты" и руководство НАК "Нафтогаз Украины" согласовали механизм взаимного очищения от долгов. Как часто бывает в подобных случаях, в конце многоходовки денег недосчитается бюджет.
03.04.19, Игорь Воронцов
Экологический налог в Украине регулярно повышается, но экологическая обстановка как минимум не становится лучше. Несмотря на уменьшение числа действующих промышленных предприятий, уровень вредных выбросов остается стабильно высоким. Почему так происходит, и что с этим делать?
25.03.19, Павел Вернивский
В развитых странах доля сектора услуг в ВВП давно доминирует, и промышленность, на первый взгляд, оказалась на вторых ролях, что дало возможность экономистам заявить о вступлении общества в новую стадию – постиндустриальную. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что промышленность никуда не делась, просто косвенно занятые в ней работники де-факто учитываются по другой статье.
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!