Подробнее Запомнить город


Приунывший припортовый

29.03.19
размер текста:

За последний год Одесский припортовый завод не удалось ни продать, ни запустить. В начале 2019 г. ОПЗ нашел для себя очередного сомнительного партнера, обещавшего обеспечить предприятие природным газом. Но это партнерство заблокировала НАК "Нафтогаз Украины", которая, возможно, сама готова оформить опеку над припортовым.

Генератор долгов

В апреле исполнится ровно год, как в химических цехах ОПЗ царят тишина и покой. Работает только участок по портовой перевалке российского аммиака на экспорт. Сегодня это единственный источник заработка завода, точнее уменьшения его убыточности. Последнюю прибыль здесь видели в 2015 г., хотя и этот показатель имел несколько искусственный характер. Чтобы повысить инвестиционную привлекательность объекта в преддверии запланированной приватизации. 4 года перед этим и уже 3 после Одесский припортовый получает в финбалансах одни минусы.

За прошлый год размер убытков составил, например, 750,55 млн грн. Хотя это и вдвое меньше, чем в 2017-м. Правда, долговые обязательства ОПЗ только выросли, достигнув на конец года 10,8 млрд грн. Цифра неприятная хотя бы тем, что она уже в 2 с лишним раза выше актуальной стоимости активов предприятия. И еще не факт, что в эти почти 11 млрд грн. засчитаны все заводские долги, поскольку в отношениях ОПЗ с многочисленными историческими партнерами образовалось несколько спорных сумм.

Самый тяжелый камень на шее завода достался в память о сотрудничестве со структурами Дмитрия Фирташа. В 2012-2013 гг. его флагманская компания в химическом секторе – Ostchem была эксклюзивным поставщиком природного газа для Одесского припортового завода. Ну, а продавцом всего выпускаемого предприятием карбамида и аммиака выступала другая фирма Д.Фирташа – NF Trading. При этом в отдельные периоды наценка на газ для ОПЗ составляла около 200 долл. за тысячу куб. м, а дисконт к рыночной цене на химикаты – около 30 долл./тонну. Фактически холдинг Д.Фирташа дважды получал дополнительную прибыль за счет Припортового. При этом последний еще и в должниках остался. Когда в 2014 г. структуры Фирташа вынуждены были уйти с ОПЗ, они оставили завод с кредиторской задолженностью на 193 млн долл. С пеней и процентными начислениями сумма доросла до 250 млн долл., что в 2016 г. было подтверждено решением Стокгольмского арбитража. Украинские суды пока еще не акцептировали данный вердикт (разбирательства продолжаются), но сама по себе долговая проблема никуда не делась.

В 2016 г. на предприятие свалилась вторая порция миллиардных долгов. На этот раз не обошлось без участия правительства. Кабмин хотел образцово-показательно продать ОПЗ, а потенциальным инвесторам нужно было преподнести работающий завод. Поэтому обязанность по обеспечению предприятия природным газом возложили на НАК "Нафтогаз Украины". Госкомпания должна была поставлять ресурс Одесскому припортовому в объемах 300 млн куб. м ежемесячно с условием, что оплата ляжет на нового хозяина ОПЗ. НАК поставила газа примерно на 1,5 млрд грн., завод заплатил только 5 млн, покупателя на актив не нашлось. Кабинет попробовал реструктуризировать полумиллиардный долг на 2 года, но и это одесскому предприятию сегодня не по карману.

Кроме того, свои суверенные претензии к ОПЗ имеет дочерняя компания НАК – "Укртрансгаз", которая утверждает, что Одесский припортовый несанкционированно выбрал из газотранспортных сетей "голубого топлива" на 434 млн грн. в 2016 г. и еще на 403 млн грн. в 2018 г. Завод пытается оспаривать эти долги, как и почти 490 млн грн. у Государственной фискальной службы. Согласно заводским подсчетам именно столько налога на доход предприятие переплатило, теперь требует его вернуть. На днях ОПЗ выиграл по этому поводу дело в Высшем апелляционном суде. И возможно, Кабмин, чтобы хоть как-то поддержать предприятие, посоветует налоговой отказаться от дальнейших судебных разбирательств. По крайней мере, на заводе уже ждут первый транш из этой суммы, чтобы хоть частично покрыть долги по зарплате.

Пустой эквивалент

Также в пассиве ОПЗ еще целый перечень более мелких кредиторов, которые в последние годы поставляли ему газ на давальческих условиях – "Укргаз", "Юг-Газ", "Энергоальянс", "ЭРУ Трейдинг", Всеукраинская энергетическая компания. Сотрудничали они, как правило, по лекалам Д.Фирташа, только в меньших масштабах. Недавно руководство Одесского припортового сообщило, что нашелся еще один добродетель, готовый помочь предприятию газом, "Энергетический эквивалент". Компания с мизерным уставным капиталом, чье имя никому ничего не говорит ни на рынке газа, ни на рынке удобрений, готова была на 4 месяца обеспечить ОПЗ работой, начиная с января 2019-го. Правда, потом дата запуска производства сместилась на февраль, позже – на март. Но, похоже, из этой затеи уже ничего не выйдет.

Первый заместитель председателя правления завода Николай Щуриков обвинил в срыве потенциального контракта компанию "Укртрансгаз" (несколько выше она упоминалась в числе крупнейших кредиторов ОПЗ). Мол, газотранспортный монополист потребовал от "Энергетического эквивалента" неоправданно большие денежные гарантии за услуги по доставке газа. По словам Н.Щурикова, сумма требуемого финобеспечения составляет 140 млн грн., исходя из поставки 2 млн куб. м ежедневно. Но, как заверяет топ-менеджер, предприятие намерено работать в режиме, при котором будет потреблять только 74 тыс. куб. м газа суточно. Да и вообще, в настоящее время по техническим причинам ОПЗ не может потреблять более 500 тыс. куб. м газа в сутки, однако "Укртрансгаз" не принимает во внимание этот факт. "Все, что происходит – это политическое действо, саботаж, чтобы не допустить запуска завода", – заявил Н.Щуриков на пресс-конференции 14 марта. "Укртрансгаз" в ответ продемонстрировал письмо от предприятия "Одессагаз", в котором речь идет о поставке на ОПЗ 60 млн куб. м газа в марте, т. е как раз и получается примерно 2 млн куб. м/сутки.

Свои действия "Укртрансгаз" объясняет желанием не допустить необоснованного роста дебиторской задолженности. Это выглядит вполне логично. "Энергетический эквивалент" – не та компания, чье реноме сверкает кристальной чистотой. Его вообще не видно. Учредителями трейдера значатся киевлянин Валентин Сергеев и луганчанин Игорь Ретивов, директором – жена последнего, Валентина. Но что интереснее, ранее конечным бенефициаром компании был Ильницкий Владимир Васильевич. Человек с такими же ФИО два созыва подряд был помощником беглого народного депутата Александра Онищенко. К тому же с газотрейдерскими структурами А.Онищенко сотрудничал и предыдущий незадавшийся партнер ОПЗ — Всеукраинская энергетическая компания, именно та, что в прошлом году нагрела "Укртрансгаз" на более чем 400 млн грн. В "Укртрансгазе" резонно посчитали, что совпадений слишком много. Поэтому и перестраховались с суммой финансовых гарантий.

К "Нафтогазу" на поруки

Хотя, вероятно, появилась и еще одна причина, по которой ОПЗ придержали в подвешенном состоянии. Это начавшиеся торги о передаче завода в управление "Нафтогазу Украины". О такой возможности еще месяц назад упоминал глава Одесской облгосадминистрации Максим Степанов. Он уже несколько раз встречался по этому поводу с руководством НАК, но пока сложно утрясти формат и условия подобного шефства. Очень много "но". Второй вариант – переход ОПЗ под крыло Аграрного фонда – также рассматривается, хотя он менее вероятен.

Идею взять под контроль Одесский припортовый подхватил недавно назначенный глава газового направления НАК Андрей Фаворов, тогда как председатель правления "Нафтогаза" Андрей Коболев относится к ней гораздо прохладнее. А.Фаворову хорошо знакомы все нюансы работы ОПЗ, поскольку его частная компания "ЭРУ Трейдинг" в свое время успела побывать в газовых "давальцах" припортового. После этого завод остался ей должен более 50 млн грн. Но если завод запустится, эту сумму вполне реально вернуть. Тем более, если финансовые потоки будут контролировать менеджеры, назначенные А.Фаворовым. Но тут возникает еще одна внутренняя нафтогазовская дилемма. К нынешней дирекции ОПЗ благоволит первый заместитель председателя правления НАК Сергей Перелома. Тогда как другая партия, которую представляют А.Фаворов и глава "Укртрансгаза" Сергей Олексиенко, категорически выступает за смену руководящего состава на одесском предприятии. Но сделать это быстро при всем желании не получится – надо созывать собрание акционеров, а значит, вовлекать в закулисные игры и Фонд госимущества.

Одним словом, канитель – не на одну неделю. С перспективой, что собрание попытаются заблокировать через суды. С другой стороны, уже можно не спешить. Запускать Одесский припортовый в апреле – нет смысла, поскольку активный спрос на аммиак и азотные удобрения, как на внутреннем, так и на внешних рынках, к началу мая заканчивается. А следующая волна покупательского спроса придет только осенью.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!