Подробнее Запомнить город


Куда исчезла промышленность?

25.03.19
размер текста:

В развитых странах доля сектора услуг в ВВП давно доминирует, и промышленность, на первый взгляд, оказалась на вторых ролях, что дало возможность экономистам заявить о вступлении общества в новую стадию – постиндустриальную. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что промышленность никуда не делась, просто косвенно занятые в ней работники де-факто учитываются по другой статье.

С момента внедрения Генри Фордом системы массового производства начала набирать популярность вертикально интегрированная модель развития бизнеса. В то время бытовало мнение, что если объединить все процессы – от производства стали до производства готового автомобиля – то таким образом можно сэкономить на издержках, обеспечивать своевременные поставки и сделать производство более эффективным, конкурентоспособным и прибыльным.

Данный тренд привел к образованию огромных холдинговых компаний, которые занимались абсолютно всеми аспектами ведения бизнеса. В структуре холдингов были заводы, производящие сталь, заводы по производству деталей и заводы по производству автомобилей. Сама структура была настолько разветвленной, что понадобился собственный штат бухгалтеров, финансистов, юристов, маркетологов, логистов, дистрибьюторов. Для примера: в период максимального расширения в компании "Дженерал Моторс" работали 750 тысяч человек! Представьте себе, в одной компании работает население города-миллионника!

Эта модель была настолько эффективной, что практически каждая крупная производственная компания в мире пыталась объединить в своей структуре большое количество связанных бизнесов. Она популярна и сейчас в некоторых отраслях и странах, в т.ч. в Украине. Безусловно, наличие таких структур делало невозможным разделение бизнеса на производственную часть, на услуги, на продажи. Все считалось производством, так как входило в одну огромную структуру. И безусловно, это считалось промышленностью.

Однако новая концепция производства, созданная одним японцем, в корне изменило само представление об организации бизнеса. Эта концепция, что позже получит название "Тойота Продакшн Систем", пропагандировала абсолютно противоположный подход. Для увеличения эффективности бизнесу не нужно проводить вертикальную интеграцию. Наоборот, ему нужно передать максимальное количество бизнес-процессов на аутсорсинг другим исполнителям. И требовать от этих компаний выполнения поставок точно в срок, а самой компании лучше сконцентрироваться на основном бизнесе – производстве авто.

Таким образом "Тойота" начала выстраивать совершенно другую модель ведения бизнеса, которая ранее игнорировалась и считалась абсурдной в западных странах. Однако со временем модель "Тойоты" доказала свою жизнеспособность. Да так, что в 1980-х годах более маленькая и гибкая "Тойота" (65 тысяч человек) начала опережать более крупную "Дженерал Моторс" (750 тысяч человек).

Американцы, чувствуя, как земля уходит из под ног, начали перенимать опыт "Тойоты", чтобы не потерять рынок. Раздутые холдинги стали стремительно сокращать бизнесы и передавать на аутсорсинг все процессы, которые контролировали ранее. На самом деле аутсорсинг был популярен и ранее, однако настоящий бум начался в 1980-ых, после того как все увидели, насколько "Тойота" эффективнее "Дженерал Моторс".

Вначале сокращение коснулось таких процессов, как производство сырья и деталей. Позже аутсорсинг добрался и до бизнес-услуг. Если раньше компании содержали огромные штаты бухгалтеров, юристов, маркетологов, логистов внутри компании, то теперь они начали передавать эти функции внешним исполнителям. Развитие аутсорсинга привело к появлению так называемого офшоринга, когда на аутсорсинг начали передавать основной бизнес компании в другие страны по причине более низких издержек. Таким образом, подобная децентрализация промышленного бизнеса привела к тому, что расформирование по отдельным бизнес-процессам и перенос за рубеж промышленного производства компаний снизило долю промышленности в развитых странах.

Фактически часть бизнес-процессов ушла на формирование сектора услуг, другая – на формирование промышленности других стран. И все это привело к той ситуации, которую мы сегодня наблюдаем в развитом мире. А именно, падение доли промышленности и рост сектора услуг. Хотя, как я хотел показать на примере этой истории, очень некорректно считать, что роль промышленности снизилась. Просто мир изменился, изменились подходы в расчетах, но не изменилась структура экономики.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!