Подробнее Запомнить город


Куда исчезла промышленность?

25.03.19
размер текста:

В развитых странах доля сектора услуг в ВВП давно доминирует, и промышленность, на первый взгляд, оказалась на вторых ролях, что дало возможность экономистам заявить о вступлении общества в новую стадию – постиндустриальную. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что промышленность никуда не делась, просто косвенно занятые в ней работники де-факто учитываются по другой статье.

С момента внедрения Генри Фордом системы массового производства начала набирать популярность вертикально интегрированная модель развития бизнеса. В то время бытовало мнение, что если объединить все процессы – от производства стали до производства готового автомобиля – то таким образом можно сэкономить на издержках, обеспечивать своевременные поставки и сделать производство более эффективным, конкурентоспособным и прибыльным.

Данный тренд привел к образованию огромных холдинговых компаний, которые занимались абсолютно всеми аспектами ведения бизнеса. В структуре холдингов были заводы, производящие сталь, заводы по производству деталей и заводы по производству автомобилей. Сама структура была настолько разветвленной, что понадобился собственный штат бухгалтеров, финансистов, юристов, маркетологов, логистов, дистрибьюторов. Для примера: в период максимального расширения в компании "Дженерал Моторс" работали 750 тысяч человек! Представьте себе, в одной компании работает население города-миллионника!

Эта модель была настолько эффективной, что практически каждая крупная производственная компания в мире пыталась объединить в своей структуре большое количество связанных бизнесов. Она популярна и сейчас в некоторых отраслях и странах, в т.ч. в Украине. Безусловно, наличие таких структур делало невозможным разделение бизнеса на производственную часть, на услуги, на продажи. Все считалось производством, так как входило в одну огромную структуру. И безусловно, это считалось промышленностью.

Однако новая концепция производства, созданная одним японцем, в корне изменило само представление об организации бизнеса. Эта концепция, что позже получит название "Тойота Продакшн Систем", пропагандировала абсолютно противоположный подход. Для увеличения эффективности бизнесу не нужно проводить вертикальную интеграцию. Наоборот, ему нужно передать максимальное количество бизнес-процессов на аутсорсинг другим исполнителям. И требовать от этих компаний выполнения поставок точно в срок, а самой компании лучше сконцентрироваться на основном бизнесе – производстве авто.

Таким образом "Тойота" начала выстраивать совершенно другую модель ведения бизнеса, которая ранее игнорировалась и считалась абсурдной в западных странах. Однако со временем модель "Тойоты" доказала свою жизнеспособность. Да так, что в 1980-х годах более маленькая и гибкая "Тойота" (65 тысяч человек) начала опережать более крупную "Дженерал Моторс" (750 тысяч человек).

Американцы, чувствуя, как земля уходит из под ног, начали перенимать опыт "Тойоты", чтобы не потерять рынок. Раздутые холдинги стали стремительно сокращать бизнесы и передавать на аутсорсинг все процессы, которые контролировали ранее. На самом деле аутсорсинг был популярен и ранее, однако настоящий бум начался в 1980-ых, после того как все увидели, насколько "Тойота" эффективнее "Дженерал Моторс".

Вначале сокращение коснулось таких процессов, как производство сырья и деталей. Позже аутсорсинг добрался и до бизнес-услуг. Если раньше компании содержали огромные штаты бухгалтеров, юристов, маркетологов, логистов внутри компании, то теперь они начали передавать эти функции внешним исполнителям. Развитие аутсорсинга привело к появлению так называемого офшоринга, когда на аутсорсинг начали передавать основной бизнес компании в другие страны по причине более низких издержек. Таким образом, подобная децентрализация промышленного бизнеса привела к тому, что расформирование по отдельным бизнес-процессам и перенос за рубеж промышленного производства компаний снизило долю промышленности в развитых странах.

Фактически часть бизнес-процессов ушла на формирование сектора услуг, другая – на формирование промышленности других стран. И все это привело к той ситуации, которую мы сегодня наблюдаем в развитом мире. А именно, падение доли промышленности и рост сектора услуг. Хотя, как я хотел показать на примере этой истории, очень некорректно считать, что роль промышленности снизилась. Просто мир изменился, изменились подходы в расчетах, но не изменилась структура экономики.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!