Подробнее Запомнить город


Бизнес заставят платить налоги наперед

08.09.09
размер текста:

В начале сентября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, предусматривающий законодательное закрепление авансовых платежей по налогу на прибыль. Из всех последних фискальных инициатив данное новшество наиболее негативно отобразится на финансовом состоянии предприятий. В случае принятия закона, вернуть ситуацию к нормальному состоянию, даже после преодоления кризисных явлений в экономике, будет практически невозможно.

Финансово-экономический кризис существенно трансформировал бюджетную политику Украины. Если еще год назад все ветви власти были едины в понимании того, что фискальное давление на экономику необходимо постепенно уменьшать, то сегодня правительство и парламентская коалиция взяли противоположный курс. Очевидно, что сменить акценты в фискальной политике Кабинет министров заставляет кризис, одним из последствий которого стало падение доходов государственного бюджета. И, как следствие, – возникновение проблем с финансированием его расходной части.

Помимо активизации правительства на долговом рынке, Кабмин намерен смягчить дефицит бюджета путем наращивания доходной базы. О некоторых решениях правительства Минпром уже информировал читателей (подробнее см. Правительство объявило фискальную мобилизацию). Но в начале сентября проправительственная коалиция предложила еще одно налоговое новшество. В зарегистрированном законопроекте № 5082 от 1 сентября 2009 г. (О. Ляшко, БЮТ) предлагается законодательно закрепить практику взимания авансовых платежей по налогу на прибыль. Он устанавливает "особый порядок начисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль".

К слову, это уже не первая попытка правительства реформировать этот налог, что, очевидно, связано с закономерным падением его поступлений в бюджет. Несколько месяцев назад Кабинет министров предлагал весьма странную идею: заменить данный налог налогом с оборота. Абсурдность этого предложения с юридической и экономической точки зрения (хотя бы потому, что не может налоговая система одновременно включать и НДС, и налог с оборота) заставила правительство снять этот вопрос с повестки дня. Однако его новые инициативы, в сущности, очень похожи на предыдущее предложение, только в более "отшлифованном" виде.

В соответствии с законопроектом № 5082 плательщики налога, за исключением нерезидентов и производителей сельскохозяйственной продукции, на протяжении отчетного года платят в бюджет в первый и третий месяц каждого календарного квартала авансовые взносы по налогу на прибыль, определенные как 1/12 суммы начисленного налога на прибыль за предыдущий календарный год.

Авансовые взносы платятся в бюджет до 20 числа первого и третьего месяцев каждого календарного квартала. Начисленная по итогам года сумма налога на прибыль уменьшается на сумму уплаченных авансовых платежей. Если же годовая прибыль превысила сумму уплаченных авансовых платежей, то налогоплательщик обязан погасить эту разницу. Если же получилось наоборот, то есть налогоплательщик авансом уплатил налогов больше, нежели был обязан уплатить по итогам года, то позитивная разница переносится в уменьшение налоговых обязательств будущих налоговых периодов.

Законодательное закрепление практики взимания авансовых платежей неприемлемо в условиях экономического кризиса априори. Это вымывает и без того оскудевшие оборотные средства (наиболее ликвидные) из предприятий. По нашим расчетам, аванс будет взиматься в размере 2/3 от прибыли прошлого года. Между тем, удорожание кредитов в иностранной валюте, ухудшение платежей за поставленную продукцию, рост дебиторской задолженности – все это и без того подрывает финансовую стабильность предприятий. В условиях замораживания кредитной деятельности банков собственные средства предприятий являются единственным источником финансовых ресурсов. Усиление налогового давления в этом контексте выглядит как полное равнодушие властей к проблемам бизнеса. 

Остается непонятным и само обоснование необходимости уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Как предприятие может платить налог прибыль, если оно не знает, какие экономические условия будут завтра? Кроме того, стоит отметить, что практика взимания авансовых платежей по налогу на прибыль неформально используется и сейчас. Однако поскольку сегодня это является доброй волей налогоплательщика, налоговики стараются вести себя более-менее дружелюбно. Если же авансовые платежи закрепить в качестве обязательства, то налоговики будут "трясти" предприятия независимо от размеров полученной прибыли или убытка.

Кроме введения авансовых платежей, в законопроекте № 5082 есть еще одно радикальное ноу-хау. Правительство (или сам г-н Ляшко) намерено обязать налогоплательщиков уже в этом году (!) составить налоговую декларацию и уплатить налог по результатам одиннадцати месяцев текущего календарного года. К слову, депутат забыл внести изменения в ряд других нормативно-правовых актов, а ведь в них в них не прописан институт 11-месячных деклараций и сроки их подачи…

Подобная инициатива направлена на то, чтобы технически минимизировать сужение базы налогообложения по налогу на прибыль, который предприятия различными способами (к примеру, закупают избыток сырья и ГСМ) осуществляют в декабре. Стоит ли говорить, какую работу придется проделать бухгалтерии и финансовому отделу, чтобы на ходу успеть подготовить еще одну налоговую декларацию?

В пояснительной записке к документу указано, что принятие закона "не допустит срыв выполнения бюджетных поступлений по налогу на прибыль в 2009 году и в следующие бюджетные периоды". Благодаря нововведениям регулярные выплаты авансовых взносов позволят ежемесячно привлекать в бюджет 3,8 млрд. грн. налога на прибыль. Между тем, негативные последствия от принятия подобного закона кажутся куда более разрушительными. Сам факт принятия подобных изменений свидетельствует, что правительство выбрало ошибочный путь решения проблем бюджетного дефицита. Ведь большинство социальных обязательств, которые Кабмин заложил в бюджете текущего года, финансируются за счет налоговых отчислений бизнеса. И чем больше правительство усложнит ему жизнь, тем хуже будет его ресурсная база.

Алексей Молдован, Центр антикризисных исследований

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
23:50 | 09.09.2009
Влад
Уроды, им всё мало, и так уже страну сожрали с потрохами.
Украинцев поставили раком и ебут в обе дыры.
14:50 | 08.09.2009
ПАН
Возьми меня море и ударь о скалы! Это же надо было такое придумать!

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!