Подробнее Запомнить город


Бизнес заставят платить налоги наперед

08.09.09
размер текста:

В начале сентября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, предусматривающий законодательное закрепление авансовых платежей по налогу на прибыль. Из всех последних фискальных инициатив данное новшество наиболее негативно отобразится на финансовом состоянии предприятий. В случае принятия закона, вернуть ситуацию к нормальному состоянию, даже после преодоления кризисных явлений в экономике, будет практически невозможно.

Финансово-экономический кризис существенно трансформировал бюджетную политику Украины. Если еще год назад все ветви власти были едины в понимании того, что фискальное давление на экономику необходимо постепенно уменьшать, то сегодня правительство и парламентская коалиция взяли противоположный курс. Очевидно, что сменить акценты в фискальной политике Кабинет министров заставляет кризис, одним из последствий которого стало падение доходов государственного бюджета. И, как следствие, – возникновение проблем с финансированием его расходной части.

Помимо активизации правительства на долговом рынке, Кабмин намерен смягчить дефицит бюджета путем наращивания доходной базы. О некоторых решениях правительства Минпром уже информировал читателей (подробнее см. Правительство объявило фискальную мобилизацию). Но в начале сентября проправительственная коалиция предложила еще одно налоговое новшество. В зарегистрированном законопроекте № 5082 от 1 сентября 2009 г. (О. Ляшко, БЮТ) предлагается законодательно закрепить практику взимания авансовых платежей по налогу на прибыль. Он устанавливает "особый порядок начисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль".

К слову, это уже не первая попытка правительства реформировать этот налог, что, очевидно, связано с закономерным падением его поступлений в бюджет. Несколько месяцев назад Кабинет министров предлагал весьма странную идею: заменить данный налог налогом с оборота. Абсурдность этого предложения с юридической и экономической точки зрения (хотя бы потому, что не может налоговая система одновременно включать и НДС, и налог с оборота) заставила правительство снять этот вопрос с повестки дня. Однако его новые инициативы, в сущности, очень похожи на предыдущее предложение, только в более "отшлифованном" виде.

В соответствии с законопроектом № 5082 плательщики налога, за исключением нерезидентов и производителей сельскохозяйственной продукции, на протяжении отчетного года платят в бюджет в первый и третий месяц каждого календарного квартала авансовые взносы по налогу на прибыль, определенные как 1/12 суммы начисленного налога на прибыль за предыдущий календарный год.

Авансовые взносы платятся в бюджет до 20 числа первого и третьего месяцев каждого календарного квартала. Начисленная по итогам года сумма налога на прибыль уменьшается на сумму уплаченных авансовых платежей. Если же годовая прибыль превысила сумму уплаченных авансовых платежей, то налогоплательщик обязан погасить эту разницу. Если же получилось наоборот, то есть налогоплательщик авансом уплатил налогов больше, нежели был обязан уплатить по итогам года, то позитивная разница переносится в уменьшение налоговых обязательств будущих налоговых периодов.

Законодательное закрепление практики взимания авансовых платежей неприемлемо в условиях экономического кризиса априори. Это вымывает и без того оскудевшие оборотные средства (наиболее ликвидные) из предприятий. По нашим расчетам, аванс будет взиматься в размере 2/3 от прибыли прошлого года. Между тем, удорожание кредитов в иностранной валюте, ухудшение платежей за поставленную продукцию, рост дебиторской задолженности – все это и без того подрывает финансовую стабильность предприятий. В условиях замораживания кредитной деятельности банков собственные средства предприятий являются единственным источником финансовых ресурсов. Усиление налогового давления в этом контексте выглядит как полное равнодушие властей к проблемам бизнеса. 

Остается непонятным и само обоснование необходимости уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Как предприятие может платить налог прибыль, если оно не знает, какие экономические условия будут завтра? Кроме того, стоит отметить, что практика взимания авансовых платежей по налогу на прибыль неформально используется и сейчас. Однако поскольку сегодня это является доброй волей налогоплательщика, налоговики стараются вести себя более-менее дружелюбно. Если же авансовые платежи закрепить в качестве обязательства, то налоговики будут "трясти" предприятия независимо от размеров полученной прибыли или убытка.

Кроме введения авансовых платежей, в законопроекте № 5082 есть еще одно радикальное ноу-хау. Правительство (или сам г-н Ляшко) намерено обязать налогоплательщиков уже в этом году (!) составить налоговую декларацию и уплатить налог по результатам одиннадцати месяцев текущего календарного года. К слову, депутат забыл внести изменения в ряд других нормативно-правовых актов, а ведь в них в них не прописан институт 11-месячных деклараций и сроки их подачи…

Подобная инициатива направлена на то, чтобы технически минимизировать сужение базы налогообложения по налогу на прибыль, который предприятия различными способами (к примеру, закупают избыток сырья и ГСМ) осуществляют в декабре. Стоит ли говорить, какую работу придется проделать бухгалтерии и финансовому отделу, чтобы на ходу успеть подготовить еще одну налоговую декларацию?

В пояснительной записке к документу указано, что принятие закона "не допустит срыв выполнения бюджетных поступлений по налогу на прибыль в 2009 году и в следующие бюджетные периоды". Благодаря нововведениям регулярные выплаты авансовых взносов позволят ежемесячно привлекать в бюджет 3,8 млрд. грн. налога на прибыль. Между тем, негативные последствия от принятия подобного закона кажутся куда более разрушительными. Сам факт принятия подобных изменений свидетельствует, что правительство выбрало ошибочный путь решения проблем бюджетного дефицита. Ведь большинство социальных обязательств, которые Кабмин заложил в бюджете текущего года, финансируются за счет налоговых отчислений бизнеса. И чем больше правительство усложнит ему жизнь, тем хуже будет его ресурсная база.

Алексей Молдован, Центр антикризисных исследований

 


Комментарии
комментариев: 2
23:50 | 09.09.2009
Влад
Уроды, им всё мало, и так уже страну сожрали с потрохами.
Украинцев поставили раком и ебут в обе дыры.
14:50 | 08.09.2009
ПАН
Возьми меня море и ударь о скалы! Это же надо было такое придумать!

...
Новости партнеров


Статьи
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.
12.01.18, Максим Полевой
Мировой рынок ежегодно потребляет сотни новых гражданских самолетов и будет расти дальше. Чтобы воспользоваться этим, авиапром Украины должен развивать постпродажный сервис, лизинг и производственную эффективность.
09.01.18, Анна Ганзенко
К исходу четвертого года со времени последнего Майдана и всех последующих событий уже можно прикинуть предварительную цену, которую пришлось заплатить Украине за свой выбор. И если политические последствия данного шага сложно оценить однозначно, то с экономическими параметрами все немного проще: статистические показатели состояния экономики страны беспристрастны и спорить с ними тяжело.
04.01.18, Ярослав Ярош
Конец года оказался необычайно щедрым для меткомбината "Arcelor Mittal Кривой Рог". АМКР подписал документы о получении кредитов от Европейского банка реконструкции и развития и синдиката европейских банков на общую сумму 350 млн долл. Этот заем покроет примерно треть нужд комбината в денежных средствах, которые тот намерен вложить в масштабную модернизацию.
27.12.17, Максим Полевой
По итогам 2017 года в мире ожидается рост прямых иностранных инвестиций на 5%. Значительнее всего увеличатся вложения в переходные экономики. В их числе может оказаться и Украина.
22.12.17, Ярослав Ярош
За 11 месяцев 2017 г. объемы импорта газа в Украину выросли почти на 40%, по сравнению с прошлогодними. Более 50 частных компаний уже оформили разрешения на поставки газа из-за рубежа на украинский рынок, из них около 20 осуществляют ввоз в достаточно больших размерах – от 100 млн куб. м. Отказ Киева от прямого сотрудничества с российским "Газпромом" стал толчком к быстрой либерализации на этом рынке. Государственная компания "Нафтогаз Украины" продолжает оставаться здесь крупнейшим игроком. Но конкуренция уже пошатывает ее устои.
20.12.17, Максим Полевой
В конце года на мировом железорудном рынке наметился новый всплеск, связанный с позитивной динамикой спроса на металл. Заработать на этом смогут и украинские рудники, и горно-обогатительные комбинаты.
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!