Подробнее Запомнить город


Как продавалась сталь

27.02.19
размер текста:

Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.

Общий план

В целом ГМК Украины обеспечил в 2018 году почти четверть всех валютных поступлений в страну –11,6 млрд долл. Больше только у агропромышленного комплекса: его доля – 39,3%. При этом рост экспортных продаж зафиксирован по большинству ключевых позиций металлургпрома – руда, чугун, трубы, плоский прокат, стальные полуфабрикаты и т.п. Например, чугуна удалось реализовать на 314 млн долл. больше, чем годом ранее, плоского проката – на 433 млн долл., полуфабрикатов – на целых 461 млн долл.

Конечно, надо принимать в расчет, что достигнутый результат – это в первую очередь следствие ценовых трендов на внешних рынках. В физических величинах объемы экспорта стальной продукции не увеличились, а даже чуть упали. Согласно подсчетам ГП "Держаналитинформ" в 2018 г. за рубеж было отгружено 14,42 млн т черных металлов и изделий из них (78,5% из того, что было произведено в стране), что на 170 тыс. т меньше, чем в 2017-м. Такое 1-процентное отклонение в пределах статистической погрешности можно не принимать в расчет. В целом отечественная металлургия сохранила свои позиции на глобальном рынке. Пускай и с экспансией не сложилось. Но как бы то ни было, денег стало больше.

В структуре экспорта самая крупная доля пришлась на полуфабрикаты – 43,64%, что соизмеримо с показателями 2017 г. Удельный вес плоского проката в экспорте вырос примерно на 2% – до 34,89%, а сортового на столько же уменьшился – до 21,47%. Отдельной поощрительной плюшкой стоит отметить трубы, и соответственно холдинг "Интерпайп", поскольку их поставки за рубеж выросли на 30% в денежном исчислении и на 4% – в тоннаже. По железорудному сырью мы поднялись более чем на 10% в денежных поступлениях, лишь немного недотянув до 3 млрд долл., но в физических объемах зафиксировано незначительное падение – на 1,3%.

Отдельно стоит упомянуть о чугуне. За прошлый год его объемы экспорта достигли 3 млн т, что на 28,4% больше, чем в 2017-м. При этом более половины этого объема уплыло в США. Чугунная экспортная выручка украинских производителей превысила 1 млрд долл. (+42,6% к уровню предыдущего года). Как объяснил аналитик ИК "Concorde Capital" Дмитрий Хорошун, эта тенденция стала украинским откликом на американские протекционистские меры, поскольку перерабатывать чугун в сталь внутри страны стало более рискованно, поскольку теперь сложнее ее продать.

Если же сортировать продажи по географическому принципу, то на позициях основного рынка сбыта украинской металлопродукции укрепился Европейский Союз. На его долю пришлось 34,2% от всего экспорта. За прошлый год денежные поступления от продажи продукции ГМК в ЕС увеличились на 18,3%, особенно постарались при этом полуфабрикаты и железорудное сырье. Второе по весу место в экспортной корзине занимала Африка с долей 16,3%, третье – Турция с 12,8%. При этом турки за прошлый год почти вдвое увеличили бюджеты на закупку в Украине, как чугуна – с 59 до 115 млн долл., так и горячекатанного плоского проката – со 172 до 305 млн долл. На американском рынке настоящий прорыв состоялся в сегменте бесшовных труб. Начало ему было положено еще в 2017-м, а в прошлом году объемы экспорта увеличились еще более чем на 50 млн долл. – до 124 млн долл.

Несколько неожиданного VIP-клиента Украина нашла в лице Сенегала. Эта африканская страна в прошлом году закупила более 15% украинских прутков в бунтах (больше кого бы то ни было), заплатив за них свыше 64 млн долл. В первые месяцы 2019-го покупательская активность сенегальцев продолжает расти. Но теперь к закупкам украинских прутков живенько подключились еще и их соседи из Габона.

Что касается внутреннего потребления металла, то кардинальных изменений в 2018 г. оно не претерпело. Как и прежде, внутренним потребителям отечественный ГМК поставляет только одну пятую произведенной продукции. За прошедший год наблюдался небольшой прогресс, поскольку физический объем продаж украинского металлопроката здесь вырос с 3,75 до 3,95 млн т, т. е более чем на 5%. Хотя потенциал внутреннего рынка остается, как и раньше, нераскрытым.

Крупные фигуры

Итого в целом 2018 г. даже несколько превысил ожидания металлургов, особенно учитывая неудачное начало, когда на глобальных рынках царила неопределенность и растерянность в связи с ожиданием взаимных санкций и ограничительных мер со стороны крупнейших потребителей металла. Во втором полугодии ситуация нормализовалась, а игроки рынка приспособились к новым условиям. В результате большая часть украинских производителей металлопроката может записать себе 2018 г. в плюс.

То, что прошедший год принес компании позитивный результат, подтвердил в недавнем интервью журналу "Металл Эксперт" директор по маркетингу "Метинвест Холдинга" Роман Курашев. Базируясь на данных за первые девять месяцев 2018-го, он рассказал, что реализация стальной продукции "Метинвеста" внутри страны увеличилась на 13%, а международные продажи и того больше. В целом они выросли в объеме на 32,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а отгрузки в Европу – почти на 17% на фоне повышения цен на металлопродукцию и роста спроса на полуфабрикаты и длинный прокат. Пожалуй, ложкой дегтя для группы стало только действие введенных Евросоюзом пошлин на г/к прокат. Как результат, объемы экспорта в этом сегменте упали до минимума (менее 120 тыс. т за январь-октябрь 2018 г.). Часть непроданных в Европе объемов "Метинвесту", впрочем, удалось перенаправить на рынки Северной Африки, Ближнего Востока, Турции.

"Арселор Миттал Кривой Рог" также мог бы закончить год на оптимистической ноте, если бы не крупная авария на домне №9, производящей около половины всех объемов чугуна, необходимых для дальнейшего передела на комбинате. Инцидент случился в феврале 2018 г., а на устранение его последствий потребовалось несколько месяцев. Соответственно годовые объемы продаж у АМКР упали с 5,4 до 4,5 млн т. Финансовые показатели предприятие еще не обнародовало, поэтому размер недополученной прибыли неизвестен. При этом на комбинате сетуют и на повысившуюся закрытость внешних рынков. "На сегодняшний день уже практически не осталось свободных для торговли рынков, – цитирует пресс-служба АМКР заместителя генерального директора по маркетингу и сбыту Анастасию Татарульеву. – Все больше стран защищают своих национальных производителей, поэтому продавать нашу продукцию — такую как арматура, катанка, сорт, – огромный вызов". Сегодня 50% всего сбыта криворожского меткомбината приходится на Ближний Восток и Африку, 22% – на внутренний рынок. На остальных направлениях позиции АМКР оставляют желать лучшего.

А вот трубно-колесный холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука в 2018 г. нарастил продажи в натуральном выражении почти на 12% – до 857 тыс. т. Это его лучший результат за последние пять лет. Доля экспорта в структуре интерпайповских продаж составила 72%, на внутренние продажи соответственно пришлось 28%, что, кстати, на 3% больше, нежели годом ранее. "Нам удалось воспользоваться ростом спроса во всех основных регионах продаж", – отметил Фади Храйбе, генеральный директор "Интерпайпа". Но одним из наиболее весомых достижений стал упомянутый выше рост поставок бесшовных труб на американский рынок. Кроме того, в 2018 г. после длительного перерыва группа возобновила и экспорт сварных труб в США. Продажи труб в Европе также продемонстрировали неплохую динамику – плюс 24% к результату 2017 г. Клиенты из ЕС приобрели 169 тыс. т бесшовных и сварных труб "Интерпайпа". На этом рынке холдинг В. Пинчука намерен в 2019 г. усилиться за счет работы СП с французской компанией Vallourec и расширения своего присутствия в нише высокомаржинальных труб. А на украинском рынке ключевым генератором роста стали закупки со стороны ДК "Укргазвыдобування". В 2018 г. "Интерпайп" на 15% увеличил реализацию труб нефтяного сортамента в Украине.

Разновекторные результаты производственно-сбытовой деятельности у трех металлургических предприятий из Днепровского региона – ДМЗ ("Петровка"), ДМК ("Дзержинка") и "Днепроспецсталь". Первое из них год назад сменило владельца. На завод пришел харьковский бизнесмен Александр Ярославский на место российской группы "Евраз". К коренным переменам это пока не привело. Завод в 2018 г. сохранил объемы выплавки проката и стали, но сократил на 12,4% выпуск чугуна из-за ремонтных работ на одной из доменных печей. Однако на 2019 г. новый собственник поставил перед менеджментом ДМЗ задание по увеличению объемов производства.

На бывшей "Дзержинке" ситуация, наоборот, поменялась к лучшему. ДМК, входящий в состав корпорации ИСД, значительную часть времени простаивал в 2017 г., тогда как в 2018-м остановок практически не было. В итоге он нарастил выплавку стали на 77% – до 2,413 млн т, а чугуна — на 85,3%, до 2,461 млн т. Основные объемы передельного чугуна и непрерывно литой заготовки (более 90%) предприятие отправляло на внешние рынки, а вот с катанкой пропорция была уже иная – 42:58 в пользу зарубежных покупателей.

Не изменил своей экспортной ориентации и завод "Днепроспецсталь", контролируемый компанией VS Energy с российскими бенефициарами. Производитель спецсталей сократил физические объемы выпуска на 4%, до 162,6 тыс. т, но увеличил доходы от реализации на 17,7% – до 9,64 млрд грн. Правда, как утверждают в дирекции завода, рентабельность работы в 2018 г. снизилась – из-за подорожания ресурсов, необходимых для производства.

В январе 2019-го позитивная динамика экспорта стала еще выразительнее. За первый месяц года Украина отправила за рубеж почти 2 млн т экспорта, тогда как в прошедшем году среднемесячный показатель не превышал 1,5 млн тонн. Январские денежные поступления от экспорта стальной продукции приближались к 1 млрд долл. Бесспорным драйвером роста стали полуфабрикаты, чей экспорт в физическом измерении вырос на 60% против декабрьского показателя. Но вряд ли по ходу года удастся удержать такой стремительный тренд.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!