Подробнее Запомнить город


Укрзализныця: стимул или угроза для экономики?

20.02.19
размер текста:

Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.

Впервые о ежеквартальном повышении грузовых тарифов на величину инфляции цен производителей глава правления УЗ Евгений Кравцов заговорил в декабре прошлого года. Абсурдность данной идеи очевидна: она полностью лишает монополиста стимулов быть операционно эффективной компанией.

Зачем добиваться роста оборачиваемости вагонов и наращивания объемов грузоперевозок - ведь это в свою очередь требует улучшений в сфере диспетчеризации, модернизации путевого хозяйства, обновления вагонного и локомотивного парка. Одним словом, это требует от менеджмента госкомпании серьезной и системной работы.

В то же время есть более простой и легкий путь увеличения доходов – регулярное повышение расценок на свои услуги. Не утруждая себя экономическими обоснованиями и контролем расходной части. Благо, монопольный статус позволяет (в отсутствие независимого госрегулятора – Национальной комиссии регулирования транспорта, НКРТ) "Укрзализныце" навязывать грузоотправителям даже самые невыгодные для них условия по принципу "а куда вы денетесь с подводной лодки".

В первую очередь это касается металлургических предприятий. Ведь если, к примеру, те же зернотрейдеры пытаются частично перейти на автоперевозки (разрушая автодороги сверхнормативным перегрузом), то возить железную руду из Кривого Рога в Мариуполь на автомобилях – однозначно не вариант. Вот почему, снова-таки в отсутствие НКРТ, диалог между бизнесом и Укрзализныцей по тарифному вопросу сейчас сводится к жесткому диктату со стороны госмонополии.

Так, несмотря на протесты отдельных профильных бизнес-ассоциаций, а также Европейской бизнес-ассоциации и представительства Американской торговой палаты в Украине, пункт об автоматической тарифной индексации был включен в проект финплана Укрзализныци на 2019 г. и сейчас ожидает рассмотрения Кабинетом министров Украины.

Парадоксально, что при этом представители УЗ в своих выступлениях и презентациях часто используют слово "рынок". Хотя в условиях рынка на самом деле находятся их клиенты-экспортеры, постоянно имеющие дело с конкуренцией со стороны зарубежных производителей и протекционистскими мерами других государств.

Любая госмонополия работает иначе. Отсюда многолетний шлейф коррупционных скандалов и уголовных дел, связанных прежде всего с закупкой материалов и работ для Укрзализныци по завышенным ценам. "Укрзализныця купила оборудование в 5 раз дороже", "Укрзализныця купила топливо по завышенным ценам",
"Укрзализныця отметилась очередным коррупционным скандалом", "НАБУ разоблачило крупную коррупционную схему на Укрзализныце" - новостные заголовки, которые десятками выдает поисковик при запросе "Укрзализныця".

Все просто: завышенные за счет коррупционной составляющей расходы сейчас перекладываются на грузоотправителей. Для этого и необходимо постоянное повышение тарифов. Но есть одна загвоздка. Украинский бизнес не может по примеру железнодорожников переложить свои возросшие расходы на клиентов. Потому что те вместо подорожавшего украинского металла купят более дешевый китайский. Украинскому зерну и минеральным удобрениям предпочтут закупку российской продукции – цена которой останется неизменной.

Вот почему необоснованный рост ж/д тарифов на грузоперевозки ведет к падению объемов производства прежде всего в экспортно-ориентированных отраслях. Но и по внутренним грузоотправителям инициатива УЗ бьет весьма ощутимо: например, по цементной промышленности, известковой, огнеупорной и т.д. Одним словом, по всем отраслям, где есть большие объемы перевозок сырья либо готовой продукции.

Это подтверждается официальными цифрами. Перевозки грузов железнодорожным транспортом в 2018 г. уменьшились на 5,1%, до 322,3 млн т., по данным Государственной службы статистики Украины. Причем в 2018 г. формально тарифы не повышались. Индексация не проводилось, зато за счет либерализации вагонной составляющей тарифов УЗ дополнительно получила от грузоотправителей 7,3 млрд грн.

По подсчетам главы Федерации металлургом Украины Сергея Беленького, если предложение УЗ об автоматической индексации грузовых ж/д тарифов получит одобрение Кабинета министров, дополнительные расходы бизнеса в 2019 г. составят 12,7 млрд грн. Кроме того, у топ-менеджеров УЗ есть и другие "творческие" идеи: например, унификации классов грузов, которая означает увеличение платежей за перевозку. Эти инициативы "потянут" еще на 21 млрд грн.

Сопоставив стоимость тарифных "аппетитов" госмонополиста и величину падения грузоперевозок за 2018 г., получим неутешительный прогноз: если Кабмин согласится с предложениями УЗ, изложенными в проекте ее финплана на 2019 г., следует ожидать снижения ж/д грузоперевозок еще на 10-20%. Как отмечает член комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Владимир Гусак, в таком случае мы в итоге придем к ситуации, когда железнодорожникам станет нечего возить.

Вряд ли это тот сценарий, в котором должен быть заинтересован Кабинет министров Украины, ведь его руководство сейчас заявляет о необходимости ускорить ежегодный экономический рост Украины с нынешних 3% до 5% и более.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.09.19
Президент Украины Владимир Зеленский встретился с заместителем директора Европейского департамента Международного валютного фонда Джулией Козак и главой миссии МВФ в Украине Роном ван Роденом.
20.09.19, Ярослав Ярош
Атака на два НПЗ компании Saudi Aramco спровоцировала молниеносный скачок цен на нефть по всему миру. Ближайшая неделя покажет, отделается ли глобальная экономика легким испугом или мир стоит на пороге нового многослойного конфликта, в который будут втянуты Иран, США, все страны Персидского залива, а по ходу дела Израиль, Россия, ЕС и т. д.
16.09.19, Игорь Воронцов
Первое заседание рабочей группы по вопросам ренты на добычу железной руды, которое состоялось 12 сентября в комитете Верховной Рады по налоговой и таможенной политике, выявило ключевые разногласия между представителями бизнеса и авторами скандального законопроекта №1210.
11.09.19, Игорь Воронцов
Украина ранее уже потеряла позиции в высокотехнологичных отраслях, утратив статус развитой индустриальной державы. Теперь предлагается уничтожить еще и горнодобывающую промышленность, на которой во многом базируется вся экономика страны. Соответствующие инициативы содержатся в законопроекте №1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Автором документа является председатель комитета Верховной Рады по налоговой политике Даниил Гетманцев.
06.09.19, Ярослав Ярош
Польский металлургический комбинат Huta Czestochowa почти 15 лет принадлежал украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса". Но уже в ближайшее время он сменит владельца. И это станет концом целой польской эпохи в истории "ИСД". В общем, не очень успешной эпохи. За последние годы "ИСД" растерял весь пакет своих польских активов. Huta Czestochowa оставалась последней фамильной ценностью, но и она уже долгое время балансировала на грани банкротства. Продан комбинат будет в 5 с лишним раза дешевле, чем Сергей Тарута с партнерами купили его в 2005 г.
02.09.19, Василий Январев
После перезагрузки всех ветвей власти у Украины расширяется "окно возможностей" для диалога с США, в том числе и по промышленным вопросам. Как ожидается, президент Владимир Зеленский осенью может провести ряд встреч с американским лидером Дональдом Трампом. Поэтому украинские металлурги уже обратились к главе государства с просьбой поднять вопрос о замене 25%-ной пошлины на квоты.
09.08.19, Ярослав Ярош
Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.
29.07.19, Ярослав Ярош
На закате своей каденции кабинет Владимира Гройсмана целых два раза сделал хорошо национальной компании "Энергоатом". Он присоединил к ней Восточный горно-обогатительный комбинат, занимающийся добычей урановой руды. И одобрил инвестиционный проект расширения производственных мощностей Новоконстантиновской шахты в Кировоградской области. В случае его реализации добычу урана в Украине можно будет удвоить в 2021 г.
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!