Подробнее Запомнить город


Атомный долгострой снова в тренде

25.01.19
размер текста:

В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.

Новое вино и старые мехи

Хмельницкую АЭС можно считать самой юной из атомных электростанций страны. Ее строительство стартовало в начале 1980-х с традиционным советским размахом – сразу по 4 блокам на 1000 МВт каждый. Но до Чернобыльской катастрофы финально успели построить лишь один, и тот ввели в эксплуатацию только год спустя – в конце 1987-го. Потом были развал СССР, мораторий на строительство новых атомных блоков в Украине и нехватка финансов. Из-за этого пауза между запуском первого и второго блока ХАЭС составила чуть ли не 20 лет. Блок №2 был введен в эксплуатацию в 2004 г. После этого на высшем уровне был поднят вопрос о достройке и двух оставшихся блоков. Но в Кабмине Юрия Еханурова посчитали-прослезились и оставили эту дорогую затею на потом. Позже правительство и "Энергоатом" еще несколько раз возвращались к теме и даже доходили до стадии консультации с общественностью и переговоров с потенциальными инвесторами, но в итоге пришли к решению, что блоки надо достраивать совместно с Россией. Однако наступил 2014-й год и сделал такое сотрудничество невозможным.

Сегодня правительство подает этот проект как знаковый поворот в украинской атомной энергетике. Новый блок в Нетишине (месте дислокации Хмельницкой АЭС) "Энергоатом" намерен запустить без участия российских подрядчиков и с ориентацией на американское ядерное топливо от компании Westinghouse. Но, как мы увидим дальше, это не совсем соответствует действительности. И дело даже не в том, что в качестве резервного топлива на блоках предусмотрено использование российских сборок. Глобально весь этот проект похож на попытку залить новое вино в старые меха.

Строительные площадки третьего и четвертого блоков ХАЭС – это по сути бетонные конструкции, спроектированные так, чтобы засунуть туда реакторы советского типа ВВЭР-1000. И все. Под любую другую конфигурацию этот долгострой не подойдет. Переделывать его – дороже, чем строить энергоблок с нуля. Да и альтернативного участка для этого на Хмельницкой атомной нет. А новые генерирующие мощности "Энергоатом" хочет возвести именно здесь, а не, допустим, в Южно-Украинске или Энергодаре. От Нетишина удобнее всего подсоединяться к европейской энергетической сети ENTSO-E. Более того, линия ЛЭП на 750 кВ между ХАЭС и польским городом Жешув уже существует. Но поскольку она построена еще в 80-х годах прошлого века и более чем 20 лет не эксплуатируется и находится на консервации, ей требуется генеральный апгрейд.

"Бурштынский остров" №2

Самая затратная составная этой артерии – строительство, по сути, заново распределительной станции, регулирующей потоки между АЭС и ENTSO-E. Диагностика и рихтовка самих линий электропередач – на порядок дешевле. Согласно ТЭО проекта, разработанному, правда, еще три года назад, на все про все потребуется 243,5 млн евро. По сравнению с достройкой атомных энергоблоков вполне подъемная сумма. К тому же потенциально есть даже западные инвесторы, готовые покрыть эти затраты – консорциум компаний во главе с уже упоминавшейся Westinghouse. Да и времени для создания нового энергомоста потребуется не так уж много – 18 месяцев от момента начала работ. Иначе говоря, уже к концу 2020 г. "Энергоатом" мог б засветиться как торговец электричеством на европейском рынке. Скорее всего, не напрямую, а в составе или при посредничестве консорциума (все эти юридические моменты еще не прописаны).

Однако данный проект и увеличение мощностей Хмельницкой АЭС связаны одной пуповиной. Ранее в Минэнергоугля смотрели на проблему несколько иначе. Идея состояла в том, чтобы второй энергоблок Хмельницкой АЭС отсоединить от украинской энергетической системы и с помощью энергомоста пристегнуть его к ENTSO-E. Получился бы такой себе "Бурштынский остров" №2. Но после российской агрессии и потери Украиной контроля над частью Донбасса (причем углеобильной частью) обстоятельства изменились. В условиях нестабильно-непонятной ситуации с поставками газа и угля на тепловые станции вырывать из отечественного рынка целый атомный блок на 1000 МВт (более 7 млрд кВт/ч в год) несколько рискованно. Назад его в случае необходимости не подключишь – это технологически накладно, да и европейцы будут требовать строгого выполнения контрактных обязательств по объемам экспорта. Даже если в Украине начнутся перепады тока и веерные отключения.

От России не отцепишься

Поэтому достройка блоков №№ 3 и 4 – идеальный вариант, который позволяет утолить и внутренний и внешний спрос с запасом. Но в то же время, это дольше и дороже. Даже если допустить, что проектно-строительные работы на третьем блоке начнутся в 2019 г., первую электроэнергию он вряд ли сможет дать раньше 2025 г. К тому же на быстрый и легкий старт работ "Энергоатому" рассчитывать не приходится. Экологи опасаются, что устанавливать ядерное оборудование на конструкциях, которые 30 лет простояли под открытым небом, небезопасно. Патриоты – что в случае с выбором в пользу формата ВВЭР-1000 "Энергоатом" сохраняет зависимость от России. Т.е. страна-агрессор, пускай и косвенно, сможет оказывать влияние на одну из украинских стратегических отраслей. Каждое из этих опасений имеет по собой основания.

Единственной компанией за пределами РФ, которая имеет опыт строительства реакторов типа ВВЭР, является чешская Skoda JS. Соответственно, в "Энергоатоме" видят в ней безальтернативного партнера по достройке блоков на Хмельницкой АЭС. Но загвоздка в том, что основным конечным бенефициаром Skoda JS выступают те же россияне – "Объединенные машиностроительные заводы". Возможно, риски преувеличены и, скорее всего, при спорных ситуациях чешская компания в своих действиях будет руководствоваться нормами Евросоюза и указаниями МАГАТЭ, а не "Росатома". Но, тем не менее, деньги за достройку Хмельницкой АЭС опосредованно попадут в карман к российским резидентам, в т. ч. тем, на кого в Украине сейчас наложены санкции.

Зато, как заверяют в "Энергоатоме", все остальное оборудование, в большинстве своем, может производиться и будет закупаться в Украине. Первая часть этого тезиса сомнений почти не вызывает, вторая – увы. Ведь если предположить, что к проекту достройки ХАЭС будут привлечены кредиты международных финансовых институций (Всемирный банк, ЕБРР), любая поставка оборудования будет проходить через соответствующую процедуру тендера, где украинским производителям придется на равных конкурировать с иностранными претендентами. В то же время в документах, подготовленных к общественным слушаниям, "Энергоатом" уверенно заявляет, что паровые турбины типа К-1000-60/1500-2М для новых блоков будет строить харьковский завод "Турбоатом". Примерная стоимость такой турбины – 80 млн евро. Главные центробежные насосы планируется купить у Сумского объединения им. Фрунзе. Но вот опять подвох. Генераторы к турбине "Энергоатом" собирается заказывать в России. Речь идет об агрегате типа ТВВ- 000-4УЗ мощностью 1000 МВт, который выпускает компания "Электросила" (Санкт-Петербург).

Еще одно довольно уязвимое место в проекте достройки энергоблоков на Хмельницкой АЭС – отсутствие достоверных данных о стабильности старых строительных конструкций, на которые собираются сажать реакторы. По данным "Энергоатома" для третьего энергоблока уже проведено 75% всех необходимых строительных работ, для четвертого – 78%. За последние 12 лет экспертизу этих конструкций проводили дважды. В 2006-2007 гг. вопросом занимался киевский институт "Энергопроект", в 2012-м Государственный НИИ строительных конструкций. В обоих случаях эксперты обнаружили ряд дефектов и повреждений, но признали, что после проведения ремонтно-восстановительных мероприятий конструкции будут пригодными для дальнейшей эксплуатации. Таким образом, со времени последнего обследования прошло уже 6 лет, а в материалах "Энергоатома" нет четкой ясности, были ли проведены надлежащие ремонты или, наоборот, повреждения усугубились. Исходя из сказанного, "Энергоатому" не стоит рассчитывать на дружное общественное одобрение своего старо-нового почина. А ведь кроме того, "добро" еще следует получить и от Верховной Рады. Депутаты же в предизбирательный год не склонны принимать рисковые, контрверсионные решения.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!