Подробнее Запомнить город


Атомный долгострой снова в тренде

25.01.19
размер текста:

В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.

Новое вино и старые мехи

Хмельницкую АЭС можно считать самой юной из атомных электростанций страны. Ее строительство стартовало в начале 1980-х с традиционным советским размахом – сразу по 4 блокам на 1000 МВт каждый. Но до Чернобыльской катастрофы финально успели построить лишь один, и тот ввели в эксплуатацию только год спустя – в конце 1987-го. Потом были развал СССР, мораторий на строительство новых атомных блоков в Украине и нехватка финансов. Из-за этого пауза между запуском первого и второго блока ХАЭС составила чуть ли не 20 лет. Блок №2 был введен в эксплуатацию в 2004 г. После этого на высшем уровне был поднят вопрос о достройке и двух оставшихся блоков. Но в Кабмине Юрия Еханурова посчитали-прослезились и оставили эту дорогую затею на потом. Позже правительство и "Энергоатом" еще несколько раз возвращались к теме и даже доходили до стадии консультации с общественностью и переговоров с потенциальными инвесторами, но в итоге пришли к решению, что блоки надо достраивать совместно с Россией. Однако наступил 2014-й год и сделал такое сотрудничество невозможным.

Сегодня правительство подает этот проект как знаковый поворот в украинской атомной энергетике. Новый блок в Нетишине (месте дислокации Хмельницкой АЭС) "Энергоатом" намерен запустить без участия российских подрядчиков и с ориентацией на американское ядерное топливо от компании Westinghouse. Но, как мы увидим дальше, это не совсем соответствует действительности. И дело даже не в том, что в качестве резервного топлива на блоках предусмотрено использование российских сборок. Глобально весь этот проект похож на попытку залить новое вино в старые меха.

Строительные площадки третьего и четвертого блоков ХАЭС – это по сути бетонные конструкции, спроектированные так, чтобы засунуть туда реакторы советского типа ВВЭР-1000. И все. Под любую другую конфигурацию этот долгострой не подойдет. Переделывать его – дороже, чем строить энергоблок с нуля. Да и альтернативного участка для этого на Хмельницкой атомной нет. А новые генерирующие мощности "Энергоатом" хочет возвести именно здесь, а не, допустим, в Южно-Украинске или Энергодаре. От Нетишина удобнее всего подсоединяться к европейской энергетической сети ENTSO-E. Более того, линия ЛЭП на 750 кВ между ХАЭС и польским городом Жешув уже существует. Но поскольку она построена еще в 80-х годах прошлого века и более чем 20 лет не эксплуатируется и находится на консервации, ей требуется генеральный апгрейд.

"Бурштынский остров" №2

Самая затратная составная этой артерии – строительство, по сути, заново распределительной станции, регулирующей потоки между АЭС и ENTSO-E. Диагностика и рихтовка самих линий электропередач – на порядок дешевле. Согласно ТЭО проекта, разработанному, правда, еще три года назад, на все про все потребуется 243,5 млн евро. По сравнению с достройкой атомных энергоблоков вполне подъемная сумма. К тому же потенциально есть даже западные инвесторы, готовые покрыть эти затраты – консорциум компаний во главе с уже упоминавшейся Westinghouse. Да и времени для создания нового энергомоста потребуется не так уж много – 18 месяцев от момента начала работ. Иначе говоря, уже к концу 2020 г. "Энергоатом" мог б засветиться как торговец электричеством на европейском рынке. Скорее всего, не напрямую, а в составе или при посредничестве консорциума (все эти юридические моменты еще не прописаны).

Однако данный проект и увеличение мощностей Хмельницкой АЭС связаны одной пуповиной. Ранее в Минэнергоугля смотрели на проблему несколько иначе. Идея состояла в том, чтобы второй энергоблок Хмельницкой АЭС отсоединить от украинской энергетической системы и с помощью энергомоста пристегнуть его к ENTSO-E. Получился бы такой себе "Бурштынский остров" №2. Но после российской агрессии и потери Украиной контроля над частью Донбасса (причем углеобильной частью) обстоятельства изменились. В условиях нестабильно-непонятной ситуации с поставками газа и угля на тепловые станции вырывать из отечественного рынка целый атомный блок на 1000 МВт (более 7 млрд кВт/ч в год) несколько рискованно. Назад его в случае необходимости не подключишь – это технологически накладно, да и европейцы будут требовать строгого выполнения контрактных обязательств по объемам экспорта. Даже если в Украине начнутся перепады тока и веерные отключения.

От России не отцепишься

Поэтому достройка блоков №№ 3 и 4 – идеальный вариант, который позволяет утолить и внутренний и внешний спрос с запасом. Но в то же время, это дольше и дороже. Даже если допустить, что проектно-строительные работы на третьем блоке начнутся в 2019 г., первую электроэнергию он вряд ли сможет дать раньше 2025 г. К тому же на быстрый и легкий старт работ "Энергоатому" рассчитывать не приходится. Экологи опасаются, что устанавливать ядерное оборудование на конструкциях, которые 30 лет простояли под открытым небом, небезопасно. Патриоты – что в случае с выбором в пользу формата ВВЭР-1000 "Энергоатом" сохраняет зависимость от России. Т.е. страна-агрессор, пускай и косвенно, сможет оказывать влияние на одну из украинских стратегических отраслей. Каждое из этих опасений имеет по собой основания.

Единственной компанией за пределами РФ, которая имеет опыт строительства реакторов типа ВВЭР, является чешская Skoda JS. Соответственно, в "Энергоатоме" видят в ней безальтернативного партнера по достройке блоков на Хмельницкой АЭС. Но загвоздка в том, что основным конечным бенефициаром Skoda JS выступают те же россияне – "Объединенные машиностроительные заводы". Возможно, риски преувеличены и, скорее всего, при спорных ситуациях чешская компания в своих действиях будет руководствоваться нормами Евросоюза и указаниями МАГАТЭ, а не "Росатома". Но, тем не менее, деньги за достройку Хмельницкой АЭС опосредованно попадут в карман к российским резидентам, в т. ч. тем, на кого в Украине сейчас наложены санкции.

Зато, как заверяют в "Энергоатоме", все остальное оборудование, в большинстве своем, может производиться и будет закупаться в Украине. Первая часть этого тезиса сомнений почти не вызывает, вторая – увы. Ведь если предположить, что к проекту достройки ХАЭС будут привлечены кредиты международных финансовых институций (Всемирный банк, ЕБРР), любая поставка оборудования будет проходить через соответствующую процедуру тендера, где украинским производителям придется на равных конкурировать с иностранными претендентами. В то же время в документах, подготовленных к общественным слушаниям, "Энергоатом" уверенно заявляет, что паровые турбины типа К-1000-60/1500-2М для новых блоков будет строить харьковский завод "Турбоатом". Примерная стоимость такой турбины – 80 млн евро. Главные центробежные насосы планируется купить у Сумского объединения им. Фрунзе. Но вот опять подвох. Генераторы к турбине "Энергоатом" собирается заказывать в России. Речь идет об агрегате типа ТВВ- 000-4УЗ мощностью 1000 МВт, который выпускает компания "Электросила" (Санкт-Петербург).

Еще одно довольно уязвимое место в проекте достройки энергоблоков на Хмельницкой АЭС – отсутствие достоверных данных о стабильности старых строительных конструкций, на которые собираются сажать реакторы. По данным "Энергоатома" для третьего энергоблока уже проведено 75% всех необходимых строительных работ, для четвертого – 78%. За последние 12 лет экспертизу этих конструкций проводили дважды. В 2006-2007 гг. вопросом занимался киевский институт "Энергопроект", в 2012-м Государственный НИИ строительных конструкций. В обоих случаях эксперты обнаружили ряд дефектов и повреждений, но признали, что после проведения ремонтно-восстановительных мероприятий конструкции будут пригодными для дальнейшей эксплуатации. Таким образом, со времени последнего обследования прошло уже 6 лет, а в материалах "Энергоатома" нет четкой ясности, были ли проведены надлежащие ремонты или, наоборот, повреждения усугубились. Исходя из сказанного, "Энергоатому" не стоит рассчитывать на дружное общественное одобрение своего старо-нового почина. А ведь кроме того, "добро" еще следует получить и от Верховной Рады. Депутаты же в предизбирательный год не склонны принимать рисковые, контрверсионные решения.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
11.11.19, Игорь Воронцов
Завершение первого этапа реконструкции стана "1700" позволяет Мариупольскому металлургическому комбинату им. Ильича (ММКИ) существенно увеличить продажи продукции с добавленной стоимостью – прежде всего на зарубежных рынках. Это вписывается в стратегию группы "Метинвест", в состав которой входит предприятие. Серьезным препятствием для ее реализации представляются торговые барьеры в виде заградительных пошлин и квот, получившие широкое распространение в различных регионах мира.
01.11.19, Игорь Воронцов
Европейская стальная отрасль начала сдавать позиции под напором игроков из КНР. Долгое время их удавалось успешно сдерживать, однако кризис в еврометаллургии, вызванный стагнацией экономики ЕС и непродуманными регуляторными решениями, открыл ворота для китайской экспансии.
25.10.19, Игорь Воронцов
Металлургическая промышленность в ряде регионов мира оказалась под ударом нового кризиса – так и не успев толком выбраться из предыдущего. Причины у кризисных явлений в Европе, Южной Америке и Украине общие, да и результат один: остановка предприятий, сокращение производства, рабочих мест, налоговых платежей.
23.10.19, Ярослав Ярош
За последний год-полтора практически все базовые котировки энергетического угля просели едва не вдвое. И это еще не дно. Вероятно, плавный нисходящий тренд продержится, как минимум, и в 2020 г. Импортозависимым странам, вроде Украины, наблюдать за падающими прайсами должно быть приятно. Только зрелище иногда получается парадоксальное: в пику дешевеющему углю тарифы на электрическую энергию на внутриукраинском рынке растут.
17.10.19, Ярослав Ярош
В начале октября холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" заключил крупный контракт на поставку железнодорожных колес в Беларусь. Уже в текущем году объем экспорта составит 6 тыс. т, в 2020-м – 20 тыс. штук. Этот контракт символизирует возвращение "Интерпайпа" на рынки СНГ после года гонений со стороны россиян. Теперь В.Пинчуку больше нужно волноваться, чтобы мощности его заводов успевали за спросом на колесную продукцию.
10.10.19, Игорь Воронцов
Попытки властей регулировать хозяйственную деятельность всегда приводят к одному и тому же результату. В разных странах. Примеры Ирана и Индии, где у государства в экономике колоссальный вес, позволяют спрогнозировать последствия от попыток необоснованного повышения налоговой нагрузки на железорудную отрасль Украины – в соответствии с законопроектом №1210, который сейчас готовится к рассмотрению Верховной Радой.
02.10.19, Ярослав Ярош
Маловероятно, что скандал вокруг сенатора Байдена и его сына выльется в импичмент президента США Дональда Трампа. Но на здоровье второго по величине частного газодобытчика Украины он может сказаться фатально. Три года назад привлечение в состав директоров компании Burisma Group американского юриста Хантера Байдена стало для нее спасательным кругом. Сегодня круг превратился в чугунную гирю, которая тянет на дно.
23.09.19, Игорь Воронцов
Постоянно растущая стоимость квот на выброс парниковых газов в ЕС подталкивает европейских металлургов к поиску принципиально новых технологических решений. Отсюда и увлечение тематикой водородной металлургии. Вот только интерес к безуглеродному производству стали опережает реальные возможности в этой сфере по крайней мере на 40 лет. А может быть, и больше.
20.09.19, Ярослав Ярош
Атака на два НПЗ компании Saudi Aramco спровоцировала молниеносный скачок цен на нефть по всему миру. Ближайшая неделя покажет, отделается ли глобальная экономика легким испугом или мир стоит на пороге нового многослойного конфликта, в который будут втянуты Иран, США, все страны Персидского залива, а по ходу дела Израиль, Россия, ЕС и т. д.
16.09.19, Игорь Воронцов
Первое заседание рабочей группы по вопросам ренты на добычу железной руды, которое состоялось 12 сентября в комитете Верховной Рады по налоговой и таможенной политике, выявило ключевые разногласия между представителями бизнеса и авторами скандального законопроекта №1210.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!