Подробнее Запомнить город


Лом просит защиты

23.01.19
размер текста:

Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики. 

Лом нарасхват 

По итогам 2018 г. импорт лома в Бразилию, крупнейшего стального производителя в Латинской Америке и одного из ведущих мировых производителей чугуна, достиг рекордного уровня 267 тыс. тонн. Столько лома местные металлурги не закупали за рубежом с 1997 г., по данным Министерства экономики, промышленности и внешней торговли Бразилии. 

Наиболее впечатляюще выглядит декабрьский импорт, взлетевший в 12 (!) раз по сравнению с показателем за тот же период предыдущего 2017 г. При этом, по данным правительственной статистики, к традиционным поставкам из США добавился импорт из РФ. 

В декабре на него пришлось 87% всего завоза. Таким образом, российские ломозаготовители воспользовались ажиотажем на местном рынке, несмотря на географическую удаленность и более дорогую логистику по сравнению с американцами. В таком случае и возможность отгрузок украинского лома в Бразилию не выглядит такой уж невероятной. 

К тому же у экспортеров лома остается гораздо более привлекательный и близкий турецкий рынок, по итогам января-ноября 2018 г. сохранивший неизменными объемы потребления (прирост на символических 0,4%, до 19 млн тонн). При этом средняя цена закупки турецкими металлургами за 11 мес. составила 347 долл./тонну, тогда как бразильцы в декабре закупали американский лом по 333 долл./тонну FOB, российский – по 334 долл./тонну FOB. 

На фоне снижения закупок лома в ЕС  на 2,6%, до 11,5 млн тонн, выросли поставки из США на 3,2%, до 3,4 млн тонн, и СНГ – на 2,7%, до 2,5 млн тонн. И хотя Украина официально остановила участие в СНГ как политическом образовании, Turkish Iron&Steel Producers' Association традиционно включает украинские поставки в статистику СНГ. 

Наиболее "горячая" ситуация по стальному лому в Юго-Восточной Азии – она во многом и "разгоняет" мировые цены на это важнейшее сырье для металлургии. Импорт лома в Японию за 11 мес. увеличился на 16,8%, до 210 тыс. тонн. По абсолютным объемам потребления – конечно же, не очень много, тем не менее это 64% всего годового экспорта из Украины. 

Скромно японские показатели выглядят по сравнению с соседними странами. Южнокорейские металлурги за январь-сентябрь нарастили импорт лома на 8%, до 4,6 млн тонн, вьетнамские за 10 мес. – на 20%, до 4,5 млн тонн, прогноз годового потребления для Вьетнама – 5,4 млн тонн. Вьетнамцы в октябре покупали лом в среднем у зарубежных трейдеров по 352 долл./тонну. 

На подъеме рынок и у лидера мировой металлургии. По оценкам китайской ассоциации утилизации металлолома, по итогам 2018 г. потребление стального лома в стране выросло на 10%, до 220 млн тонн, в т.ч. 187 млн т – в конвертерных и электродуговых сталеплавильных печах, 8-10 млн т – в доменных печах при выплавке чугуна и 15 млн тонн забрали литейные заводы, а 10 млн тонн осталось в складских запасах. 

Как следствие, на фоне роста внутреннего потребления экспорт лома из КНР уже в III кв. 2018 г. фактически прекратился, упав до 4672 тонн по сравнению с 1,09 млн тонн в аналогичном периоде 2017 г. 

Вопрос выживания 

Очевидно, что в сложившейся ситуации требуются дополнительные меры для защиты внутреннего рынка от вывоза лома, угрожающего остановкой крупнейшим металлургическим комбинатам Украины. Они обеспечивают порядка 20% всех валютных поступлений в страну, удерживая курс гривны от обвала. 

Понимая, что экспорт готовой стальной продукции для Украины в десятки раз выгоднее, чем продажа необработанного сырья, ряд депутатов Верховной Рады предложили увеличить существующую пошлину на экспорт лома с 42 до 58 евро/тонну, или на 38%. Соответствующий законопроект №9474 единогласно поддержан комитетом ВР по промышленной политике и теперь ожидает рассмотрения в сессионном зале парламента. 

Ввести повышенную пошлину предлагается на 3 года ввиду растущей стоимости лома на внешних рынках. К примеру, в той же Турции закупочная цена в январе-ноябре повысилась 20% к аналогичному периоду 2017 г. Это означает, что пошлина в 42 евро/тонну, установленная с 1 июля 2018 г., уже не может считаться барьером для бесконтрольного вывоза лома из страны. 

Новый "металлургический закон" благодаря поднятию экспортной пошлины на лом ликвидирует дефицит сырья для металлургических заводов Украины и сохраняет рабочие места украинцев, пояснил один из авторов законопроекта, глава комитета ВР по промполитике Виктор Галасюк. 

"Это ответ на глобальные вызовы, стоящие перед металлургами. Продолжение военной агрессии против Украины, избыток производственных мощностей в мире (используются только 75%) и глобальная волна протекционизма со стороны крупнейших игроков, включая США, Китай, Турцию – требуют именно таких радикальных мер для защиты украинских производителей", – пояснил В.Галасюк в комментарии МинПрому. 

Президент объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков в свою очередь выразил мнение, что пошлина на экспорт металлолома оказалась "прививкой стабильности" для металлургической отрасли Украины, а также для курса гривны.

Так, за период действия пошлины на экспорт лома (с октября 2016 г.) дефицит сырья сократился с 20% до 2%, с 725 тыс. тонн до 76 тыс. тонн. Это позволило металлургическим предприятиям сначала стабилизировать, а потом и улучшить производственные показатели. 

С октября 2016 г. по сентябрь 2017 г. выплавка стали перестала сокращаться и составила 20,7 млн тонн. А уже во второй год, с октября 2017 г. по сентябрь 2018 г. – увеличилась на 3%, до 21,35 млн тонн. Еще больший позитивный эффект у электрометаллургических заводов, работающих исключительно на металлоломе. За 2 года выпуск электростали повысился на 37%, до 1,6 млн т. 

Рост производственных показателей у предприятий ГМК был обусловлен тем, что металлолом остался в стране, подчеркнул А.Каленков. Так, с октября 2016 г. по сентябрь 2018 г. поставки лома на меткомбинаты увеличились на 24%, до 3,3 млн тонн. Глава "Укрметаллургпрома" выразил уверенность, что неповышение пошлины на экспорт металлолома привело бы к катастрофическим последствиям для украинской металлургии. 

"Без введения пошлины под угрозой оказались бы 35 тыс. рабочих мест в ГМК, а страна могла бы недополучить 3,2 млрд долл. валютной выручки. Это неминуемо бы привело к обвалу курса гривны. А это уже отразилось бы на кошельке каждого украинца", – подчеркнул А.Каленков. 

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!