Подробнее Запомнить город


Чугун выручает

18.01.19
размер текста:

Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.

В целом украинский металлоэкспорт за обозреваемый период повысился на 2,7% в годовом сравнении, до 17,09 млн т. Но при этом внешние продажи ферросплавов сократились на 3,2%, до 823,5 тыс. т, готового проката – на 3,7%, до 7,24 млн т, стальных полуфабрикатов – выросли всего на 2,8%, до 5,86 млн т, не компенсируя снижения по другим позициям. Зато чугунный экспорт взлетел на 35%, до 2,83 млн т, а в денежном эквиваленте – на 50,6%, до 992,7 млн долл.

Для сравнения: поступления от экспорта слябов и заготовки повысились куда скромнее – на 23,8%. По готовому прокату прирост еще меньший – на 15,3%, до 4,286 млрд долл. Таким образом, ценовая динамика в 2018 г. явно стимулировала украинских металлургов к продажам чугуна, а не продукции более высокого передела.

В этом смысле ноябрь может считаться наиболее показательным месяцем, когда чугун оказался единственной позицией металлоэкспорта, давшей прирост: до 322,7 тыс. т на 112,7 млн долл., по данным ГП "Госвнешинформ". В то время как экспорт плоского проката упал на 21,3% сравнению с октябрем, до 294,8 тыс. т, став самым низким показателем с начала года. Экспорт сортового проката снизился на 15,6%, до 177,3 тыс. т.

Но даже благоприятные внешнеторговые условия не спасают украинских металлургов от постепенной сдачи позиций. Еще по итогам 2016 г. Украина занимала 7-е место среди 44 стран-производителей чугуна, входящих в ассоциацию World steel. Год спустя она опустилась на 8-е место, а по данным за январь-ноябрь 2018 г. – на 10-е место среди 38 стран, несмотря на прирост выплавки на 2,65%, до 18,728 млн т.

Сползание связано не только с перестановками внутри топ-10, но и благодаря Ирану, развивающему свою металлургию стремительными темпами. По итогам января-ноября 2018 г. иранская выплавка чугуна взлетела на "космические" 26,36%, до 24,81 млн т. Этот прыжок, достигнутый за счет ввода в строй новых мощностей, включая долгоиграющий проект Azna Steel, позволил стране подняться сразу на 8-е место в рейтинге World steel и выдавить из топ-10 Тайвань.

Тем не менее, можно прогнозировать, что Украина в наступившем году сумеет удержаться в топ-10 ведущих мировых производителей чугуна: поскольку Тайвань как ближайший преследователь довольно серьезно отстает по объемам производства – на 28% по данным за 11 мес. 2018 г. Учитывая, что строительства новых мощностей на Тайване не ведется и не планируется, преодолеть такой разрыв можно только в случае форс-мажора наподобие того, что имел место в ноябре на комбинате "АрселорМиттал Темиртау" в Казахстане. Но хочется верить, что до такого сценария в Украине дело не дойдет.

Основные потребители украинского чугуна не изменились: они находятся в Италии, Турции и США. Для США основным поставщиком остается Бразилия. Но экспорт туда за 8 первых мес. 2018 г. обвалился на 42,2%, до 350 тыс. т, по данным Бразильского института стали IABr. А в целом зарубежные поставки передельного чугуна из Бразилии упали на 19,6%, до 1,14 млн т.

При этом сообщалось о тестовых поставках бразильского чугуна в ЕС. Пока это не очень большие партии, но очевидно, что падение продаж на американском рынке толкает бразильских производителей к поиску новых каналов сбыта и ЕС здесь – наиболее привлекательный вариант.

В Италии и Турции традиционным конкурентом украинцев остаются российские металлурги. Они тоже смогли нарастить чугунный экспорт за январь-ноябрь 2018 г., хотя их динамика была несколько медленнее.

В натуральном выражении прирост составил 23,7% к аналогичному периоду 2017 г., до 5,03 млн т. В денежном – на 35,6%, до 1,885 млн долл. Основные направления – США, Италия, Гонконг, через который идут поставки на Тайвань. Причем поставки в адрес Гонконга начались только с декабря 2017 г. Отгрузка туда идет из дальневосточных портов, поэтому на этой площадке у россиян довольно большая фора по логистике.

Представляется нереальным отыграть ее в условиях постоянного роста тарифов ПАО "Укрзализныця" на грузоперевозки и фактического отказа Кабинета министров Украины снизить портовые сборы до уровня в черноморских портах соседних стран – о чем неоднократно просили не только объединение "Укрметаллургпром", но и другие отраслевые бизнес-ассоциации.

В этой связи обращает на себя внимание колоссальный прирост российских поставок в Италию: в 1,83 раза, до 623,72 тыс. т. Если такая динамика сохранится на фоне проблем украинских производителей с отправкой продукции через азовские порты – есть риск потерять этот рынок. И, соответственно, уменьшить поступления валюты в страну. Средняя цена, по которой россияне в отчетном периоде отпускали чугун зарубежным покупателям, составила 375 долл./т.

Украинские металлурги были вынуждены продавать дешевле: по 351 долл./т. Таким образом, пока противостоять этим конкурентам можно – при условии, что ситуация в Керченском проливе будет урегулирована и необоснованные тарифные запросы "Укрзализныци" не найдут поддержки в Кабмине.

Кроме того, остается вопрос по конкуренции с Ираном – ранее о намерении начать регулярный экспорт в Европу до 500 тыс. т чугуна в год заявила Esfahan Steel, один из крупнейших стальных производителей страны. Это достаточно серьезно – учитывая, что там есть своя руда и дешевая электроэнергия. И самое главное – политика властей Ирана, на государственном уровне, стимулирующих рост металлоэкспорта.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!