Подробнее Запомнить город


Рынок лома: игра на удержание

15.01.19
размер текста:

Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.

Без дефицита

Согласно оперативной таможенной статистике за 2018 г. Украина сократила экспорт лома черных металлов на 33% – до 327,547 тыс. т. Таким образом, внутри страны дополнительно задержалось около 150 тыс. т металлургического сырья. Одновременно прошлогодний импорт лома достиг уровня 42,6 тыс. т, что на 67% больше, чем было в 2017-м. Суммарно первой и второй прибавки оказалось вполне достаточно, чтобы в зиму меткомбинаты вошли с более или менее комфортным запасом лома в 85 тыс. т. В предыдущие годы ситуация была напряженнее: дефицит лома, по оценкам метпредприятий, составлял более 10% от потребности.

Владимир Бублей, президент Украинской ассоциации вторичных металлов (УАВтормет), он же генеральный директор крупной ломотрейдинговой компании "Керамет", признает, что поточный дефицит сырья отрасль преодолела. Но до избыточных запасов ей еще весьма далеко. Согласно оценкам трейдера крупнейшие меткомбинаты потребляют по 50-60 тыс. т привозного лома в месяц. "Желательно, чтобы на каждом таком комбинате были сформированы запасы по 85 тыс. тонн для того, чтобы нормально пройти зимний период, непогоду, морозы", – считает В.Бублей. Но им не хватает оборотных средств и технических мощностей для обработки поступающего лома.

Впрочем, глобально проблема даже не в том, чтобы накопить сырьевой жирок на случай зимних логистических форс-мажоров, а в том, что нынешних объемов ломосбора достаточно только для поддержки актуального уровня производства стали, но не на вырост. Правда, и выроста пока не наблюдается. В прошедшем году выплавка стали в Украине даже уменьшилась на 2%, до 21,06 млн т. Но если мыслить позитивно и надеяться, что стальное производство в стране постепенно воспрянет, то и поставки лома на предприятия ГМК должны будут соответствовать данному тренду. В частности, если отечественная выплавка стали вырастет до 23 млн т годовых, потребность в ломе, по расчетам УАВтормета, превысит 4,7 млн т, при 25 млн т – 5,2 млн т соответственно.

Пока же объемы заготовки скрапа в Украине третий год подряд держатся в интервале 3,5-3,6 млн т/год. Можно было бы сказать, что они стабилизировались, но это стабилизация возле самого дна. В 2010-2011 гг. показатели ломосбора были в 2 с лишним раза выше, а в начале XXI века вторметы вообще собирали по 9-10 млн т сырья за год.

Локомотивы металлофонда

Как отмечет руководитель госпредприятия "Укрпромвнешэкспертиза" (УПЭ) Владимир Власюк, за последние 15 лет структура образования лома в стране практически не менялась. В ее основе остается так называемый амортизационный лом. В начале 2000-х его доля составляла 80%, сегодня – 75%. Т. е. изменение по весу несущественное, но добывать такой лом стало труднее. Все тяжелое и ненужное, что можно было порезать, уже порезали. А промышленность Украины не работает настолько интенсивно, чтобы восполнять главный источник поступления лома. Хотя потенциал у нее имеется.

Еще несколько лет назад аналитики УПЭ подсчитали, что 390 млн т металлофонда Украины (т. е. больше половины) полностью изношено. В частности, в таких сферах, как коммунальное хозяйство, транспортная инфраструктура и трубопроводы, степень износа металлоконструкций достигает 78%, в остальных – ниже, но не в разы (всего лишь на 10-20%). Замена этого старья обеспечила бы работой и сталеваров и ломосборщиков на много лет вперед. По оценкам "Укрпромвнешэкспертизы", на полную замену металлофонда потребуется 25-35 лет. Но и обойдется эта затея в 3-4 трлн грн., т. е. в несколько годовых бюджетов страны.

Наиболее очевидным поставщиком лома в этом контексте выглядит "Укрзализныця". И речь идет не только о регулярном обновлении парка вагонов, но и замене изношенного железнодорожного полотна. Общая протяженность путей в стране (основных и подъездных) составляет примерно 50 тыс. км, суммарный вес рельс – примерно 6,6 млн т. До 70% из них требуют замены в связи с длительным сроком эксплуатации. Вот вам и неистощимый источник лома. Правда, до сих пор "Укрзализныця" не занималась проблемой системно – ни в разрезе интенсивного обновления ж/д путей, ни в разрезе реализации своего вторичного металла. Что касается подвижного состава, то в прошлом году глава "Укрзализныци" Евгений Кравцов обещал сдать в утиль 16 тыс. устаревших вагонов. Но это, скорее, было фигурой речи, чем бизнес-планом.

Последняя большая распродажа была устроена руководством "УЗ" еще в 2017 г. Тогда на трех аукционах администрация железных дорог суммарно продала 84 тыс. т лома. И это не были старые вагоны. Рельсовый лом раскупили АМКР и "Метинвест", а вышедшие из строя колесные пары – группа "Интерпайп". В 2018 г. таких публичных торгов не было. А в начале января 2019 г. "Укрзализныця" выставила в системе ProZorro 4 лота общим весом порядка 45 тыс. т, но торги так и не состоялись. Потенциальные покупатели заявили, что условия продажи их не устраивают.

Их консолидированную позицию озвучило объединение "Укрметаллургпром", призвавшее пересмотреть условия продажи. Президент "Укрметаллургпрома" Александр Каленков в письме упомянутому выше руководителю "Укрзализныци" Е.Кравцову доказывал, что заявленные на аукционе цены являются завышенными относительно цен на внутреннем и внешних рынках и должны быть как минимум на 1000 грн./т ниже. Кроме того, покупателей смутили еще два обязательных условия продажи: это 100-процентная предоплата и фиксация цены на 6-месячный период. Даже в пределах одного квартала, как обращает внимание А.Каленков, котировки на рынке лома могут изменяться на 15-20%.

Цены и пошлины

Если взглянуть на помесячную динамику экспорта лома из Украины в 2018 г., то хорошо видно, что пиковые объемы пришлись на четыре первых месяца. В апреле они подобрались к рубежу в 80 тыс. т. Но затем в мае Верховная Рада увеличила экспортную пошлину на лом с 30 до 42 евро за тонну, а в июне Кабмин ввел запрет на торговлю с Молдавским метзаводом в Приднестровье, так как он контролируется российским капиталом. Двух этих мер оказалось достаточно, чтобы приостановить отток лома за рубеж и сбить внутренние цены. Последние в июне-июле рухнули примерно на 25%, после чего начали опять расти, но не ажиотажно, как вначале года, а плавно и степенно.

Согласно мониторингу ассоциации УАВтормет внутренние цены на лом провалились в летом прошлого года до 230 долл./т, но после этого доросли постепенно до 270-280 долл./т в декабре. Но даже несмотря на этот летний нервный срыв, ценовая конъюнктура для украинских ломотрейдеров была в 2018 г. самой благоприятной за четыре последних года. По крайней мере, на внутреннем рынке. Особенно если вспомнить голодные 2015-2016 гг., когда стоимость тонны лома не поднималась выше планки в 200 долл.

В 2019 г., согласно прогнозу предприятия "Укрпромвнешэкспертиза", следует ожидать некоторого отката цен как внутри страны (на 10%), так и за ее пределами (на 8%). Такое предположение строится на ожидаемом падении цен на руду, прокат и другие сырьевые ресурсы в ответ на продолжающиеся торговые войны в мире и уменьшение объемов выплавки в Китае. Вместе с тем, как отмечает руководитель УПЭ Анатолий Власюк, ввиду ощутимой закрытости украинского рынка лома влияние внешних факторов на него постепенно уменьшается.

Правда, не позже чем летом 2019-го, металлургам опять придется доказывать Верховной Раде, что пошлину на экспорт лома нужно продлевать. Ведь в прошлом году ее приняли только на год. Срок действия пошлины истекает в сентябре. Подобные меры, вплоть до полного запрета экспорта, действуют во многих странах с развитой собственной металлургией (например, Китай, Индия, Казахстан, Пакистан). Да и бюджет страны, согласно расчетам "Укрметаллургпома", получает от экспорта тонны лома в несколько раз меньше, чем от экспорта тонны выплавленной из него металлопродукции. Поэтому о пролонгации пошлин вроде бы можно не переживать. Однако осенью 2019-го депутаты уже полностью окунутся в пучину парламентской избирательной кампании, и проблемы ломозаготовки рискуют отойти далеко на задний план.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!