Подробнее Запомнить город


Рынок лома: игра на удержание

15.01.19
размер текста:

Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.

Без дефицита

Согласно оперативной таможенной статистике за 2018 г. Украина сократила экспорт лома черных металлов на 33% – до 327,547 тыс. т. Таким образом, внутри страны дополнительно задержалось около 150 тыс. т металлургического сырья. Одновременно прошлогодний импорт лома достиг уровня 42,6 тыс. т, что на 67% больше, чем было в 2017-м. Суммарно первой и второй прибавки оказалось вполне достаточно, чтобы в зиму меткомбинаты вошли с более или менее комфортным запасом лома в 85 тыс. т. В предыдущие годы ситуация была напряженнее: дефицит лома, по оценкам метпредприятий, составлял более 10% от потребности.

Владимир Бублей, президент Украинской ассоциации вторичных металлов (УАВтормет), он же генеральный директор крупной ломотрейдинговой компании "Керамет", признает, что поточный дефицит сырья отрасль преодолела. Но до избыточных запасов ей еще весьма далеко. Согласно оценкам трейдера крупнейшие меткомбинаты потребляют по 50-60 тыс. т привозного лома в месяц. "Желательно, чтобы на каждом таком комбинате были сформированы запасы по 85 тыс. тонн для того, чтобы нормально пройти зимний период, непогоду, морозы", – считает В.Бублей. Но им не хватает оборотных средств и технических мощностей для обработки поступающего лома.

Впрочем, глобально проблема даже не в том, чтобы накопить сырьевой жирок на случай зимних логистических форс-мажоров, а в том, что нынешних объемов ломосбора достаточно только для поддержки актуального уровня производства стали, но не на вырост. Правда, и выроста пока не наблюдается. В прошедшем году выплавка стали в Украине даже уменьшилась на 2%, до 21,06 млн т. Но если мыслить позитивно и надеяться, что стальное производство в стране постепенно воспрянет, то и поставки лома на предприятия ГМК должны будут соответствовать данному тренду. В частности, если отечественная выплавка стали вырастет до 23 млн т годовых, потребность в ломе, по расчетам УАВтормета, превысит 4,7 млн т, при 25 млн т – 5,2 млн т соответственно.

Пока же объемы заготовки скрапа в Украине третий год подряд держатся в интервале 3,5-3,6 млн т/год. Можно было бы сказать, что они стабилизировались, но это стабилизация возле самого дна. В 2010-2011 гг. показатели ломосбора были в 2 с лишним раза выше, а в начале XXI века вторметы вообще собирали по 9-10 млн т сырья за год.

Локомотивы металлофонда

Как отмечет руководитель госпредприятия "Укрпромвнешэкспертиза" (УПЭ) Владимир Власюк, за последние 15 лет структура образования лома в стране практически не менялась. В ее основе остается так называемый амортизационный лом. В начале 2000-х его доля составляла 80%, сегодня – 75%. Т. е. изменение по весу несущественное, но добывать такой лом стало труднее. Все тяжелое и ненужное, что можно было порезать, уже порезали. А промышленность Украины не работает настолько интенсивно, чтобы восполнять главный источник поступления лома. Хотя потенциал у нее имеется.

Еще несколько лет назад аналитики УПЭ подсчитали, что 390 млн т металлофонда Украины (т. е. больше половины) полностью изношено. В частности, в таких сферах, как коммунальное хозяйство, транспортная инфраструктура и трубопроводы, степень износа металлоконструкций достигает 78%, в остальных – ниже, но не в разы (всего лишь на 10-20%). Замена этого старья обеспечила бы работой и сталеваров и ломосборщиков на много лет вперед. По оценкам "Укрпромвнешэкспертизы", на полную замену металлофонда потребуется 25-35 лет. Но и обойдется эта затея в 3-4 трлн грн., т. е. в несколько годовых бюджетов страны.

Наиболее очевидным поставщиком лома в этом контексте выглядит "Укрзализныця". И речь идет не только о регулярном обновлении парка вагонов, но и замене изношенного железнодорожного полотна. Общая протяженность путей в стране (основных и подъездных) составляет примерно 50 тыс. км, суммарный вес рельс – примерно 6,6 млн т. До 70% из них требуют замены в связи с длительным сроком эксплуатации. Вот вам и неистощимый источник лома. Правда, до сих пор "Укрзализныця" не занималась проблемой системно – ни в разрезе интенсивного обновления ж/д путей, ни в разрезе реализации своего вторичного металла. Что касается подвижного состава, то в прошлом году глава "Укрзализныци" Евгений Кравцов обещал сдать в утиль 16 тыс. устаревших вагонов. Но это, скорее, было фигурой речи, чем бизнес-планом.

Последняя большая распродажа была устроена руководством "УЗ" еще в 2017 г. Тогда на трех аукционах администрация железных дорог суммарно продала 84 тыс. т лома. И это не были старые вагоны. Рельсовый лом раскупили АМКР и "Метинвест", а вышедшие из строя колесные пары – группа "Интерпайп". В 2018 г. таких публичных торгов не было. А в начале января 2019 г. "Укрзализныця" выставила в системе ProZorro 4 лота общим весом порядка 45 тыс. т, но торги так и не состоялись. Потенциальные покупатели заявили, что условия продажи их не устраивают.

Их консолидированную позицию озвучило объединение "Укрметаллургпром", призвавшее пересмотреть условия продажи. Президент "Укрметаллургпрома" Александр Каленков в письме упомянутому выше руководителю "Укрзализныци" Е.Кравцову доказывал, что заявленные на аукционе цены являются завышенными относительно цен на внутреннем и внешних рынках и должны быть как минимум на 1000 грн./т ниже. Кроме того, покупателей смутили еще два обязательных условия продажи: это 100-процентная предоплата и фиксация цены на 6-месячный период. Даже в пределах одного квартала, как обращает внимание А.Каленков, котировки на рынке лома могут изменяться на 15-20%.

Цены и пошлины

Если взглянуть на помесячную динамику экспорта лома из Украины в 2018 г., то хорошо видно, что пиковые объемы пришлись на четыре первых месяца. В апреле они подобрались к рубежу в 80 тыс. т. Но затем в мае Верховная Рада увеличила экспортную пошлину на лом с 30 до 42 евро за тонну, а в июне Кабмин ввел запрет на торговлю с Молдавским метзаводом в Приднестровье, так как он контролируется российским капиталом. Двух этих мер оказалось достаточно, чтобы приостановить отток лома за рубеж и сбить внутренние цены. Последние в июне-июле рухнули примерно на 25%, после чего начали опять расти, но не ажиотажно, как вначале года, а плавно и степенно.

Согласно мониторингу ассоциации УАВтормет внутренние цены на лом провалились в летом прошлого года до 230 долл./т, но после этого доросли постепенно до 270-280 долл./т в декабре. Но даже несмотря на этот летний нервный срыв, ценовая конъюнктура для украинских ломотрейдеров была в 2018 г. самой благоприятной за четыре последних года. По крайней мере, на внутреннем рынке. Особенно если вспомнить голодные 2015-2016 гг., когда стоимость тонны лома не поднималась выше планки в 200 долл.

В 2019 г., согласно прогнозу предприятия "Укрпромвнешэкспертиза", следует ожидать некоторого отката цен как внутри страны (на 10%), так и за ее пределами (на 8%). Такое предположение строится на ожидаемом падении цен на руду, прокат и другие сырьевые ресурсы в ответ на продолжающиеся торговые войны в мире и уменьшение объемов выплавки в Китае. Вместе с тем, как отмечает руководитель УПЭ Анатолий Власюк, ввиду ощутимой закрытости украинского рынка лома влияние внешних факторов на него постепенно уменьшается.

Правда, не позже чем летом 2019-го, металлургам опять придется доказывать Верховной Раде, что пошлину на экспорт лома нужно продлевать. Ведь в прошлом году ее приняли только на год. Срок действия пошлины истекает в сентябре. Подобные меры, вплоть до полного запрета экспорта, действуют во многих странах с развитой собственной металлургией (например, Китай, Индия, Казахстан, Пакистан). Да и бюджет страны, согласно расчетам "Укрметаллургпома", получает от экспорта тонны лома в несколько раз меньше, чем от экспорта тонны выплавленной из него металлопродукции. Поэтому о пролонгации пошлин вроде бы можно не переживать. Однако осенью 2019-го депутаты уже полностью окунутся в пучину парламентской избирательной кампании, и проблемы ломозаготовки рискуют отойти далеко на задний план.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.04.19, Игорь Воронцов
Проблемы турецкой экономики, а вместе с ними и турецкой металлургии, играют на руку украинским стальным производителям. На фоне падения выплавки в Турции они получили прекрасную возможность увеличить продажи в странах Южной Европы и Ближнего Востока. Конкуренция на этих рынках между украинскими и турецкими металлургами традиционно носит жесткий характер.
19.04.19, Ярослав Ярош
Год спустя после выкупа у российского холдинга Evraz Александр Ярославский завел под единую крышу два своих металлургических актива. Теперь деятельность Днепровского металлургического завода и ГОКа "Сухая Балка" (Кривой Рог) будет координировать управленческая компания DCH Steel Management. Хотя для построения полнокровной горно-металлургической вертикали этого недостаточно. Угледобыча и обогащение руды остаются слабыми звеньями всей конструкции.
12.04.19, Игорь Воронцов
Южнокорейская корпорация Posco, пятый по величине стальной производитель в мире, в начале текущего года объявила об отказе от крупных инвестиций за рубежом, завершив десятилетие активной экспансии на внешних рынках.
09.04.19, Ярослав Ярош
НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укрнафта" начали процесс цивилизованного развода, в финале которого государство должно выйти из акционеров "Укрнафты", а бизнес-группа Игоря Коломойского оформить над ней полный контроль, в т. ч. и де-юре. Переход может затянуться на несколько лет, но первый шаг уже сделан. 28 марта акционеры "Укрнафты" и руководство НАК "Нафтогаз Украины" согласовали механизм взаимного очищения от долгов. Как часто бывает в подобных случаях, в конце многоходовки денег недосчитается бюджет.
03.04.19, Игорь Воронцов
Экологический налог в Украине регулярно повышается, но экологическая обстановка как минимум не становится лучше. Несмотря на уменьшение числа действующих промышленных предприятий, уровень вредных выбросов остается стабильно высоким. Почему так происходит, и что с этим делать?
29.03.19, Ярослав Ярош
За последний год Одесский припортовый завод не удалось ни продать, ни запустить. В начале 2019 г. ОПЗ нашел для себя очередного сомнительного партнера, обещавшего обеспечить предприятие природным газом. Но это партнерство заблокировала НАК "Нафтогаз Украины", которая, возможно, сама готова оформить опеку над припортовым.
25.03.19, Павел Вернивский
В развитых странах доля сектора услуг в ВВП давно доминирует, и промышленность, на первый взгляд, оказалась на вторых ролях, что дало возможность экономистам заявить о вступлении общества в новую стадию – постиндустриальную. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что промышленность никуда не делась, просто косвенно занятые в ней работники де-факто учитываются по другой статье.
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!