Подробнее Запомнить город


ЮВА: Дракон опасен непредсказуемостью

08.01.19
размер текста:

Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.

По итогам 2017 г. страны ЮВА импортировали около 50 млн т металлопродукции. Речь идет прежде всего о членах организации АСЕАН: Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и Филиппинах. Это так называемые "новые азиатские драконы" с быстро растущей экономикой. В 2017 г. они вместе дружно "проглотили" 73,8 млн т стали. Т.е. потребности в стальной продукции обеспечивались за счет собственного производства только на 32%.

По оценкам South East Asia Iron&Steel Institute, за 2018 г. "аппетит" "драконов" вырастет еще на 5-6%, до 78 млн т. А генеральный директор сингапурской компании NatSteel (входит в индийскую группу Tata Steel) Ашиш Анупам на октябрьской конференции World steel association в Токио выразил уверенность, что ЮВА в целом и АСЕАН в частности останутся крупными импортерами стали по крайней мере до 2030 г. По его прогнозу, к этому времени стальное потребление в регионе вырастет до 145 млн т, т.е. удвоится по сравнению с итогами 2017 г.

Оптимизм NatSteel основан на впечатляющих масштабах инфраструктурного и жилищного строительства в регионе, бурном развитии автопрома и судостроения. Поэтому, казалось бы, надо немедленно заказывать билеты на авиарейс в Ханой, Джакарту, Бангкок или Куала-Лумпур и лететь навстречу новым долгосрочным контрактам. Однако при более внимательном рассмотрении не все так радужно.

Особенности азиатского сбыта

Из всего стального импорта в АСЕАН 67% пришлось на поставки из Китая, остальные объемы поделили металлурги Южной Кореи и Японии. Но есть нюансы: например, многие вьетнамские прокатные заводы закупают стальную заготовку только у китайских производителей – поскольку те ранее вложились в строительство этих заводов и сейчас они являются совместными предприятиями. Очевидно, что в таком случае сторонним импортерам со своими полуфабрикатами заинтересовать вьетнамских прокатчиков очень сложно.

Кроме того, стальная выплавка во Вьетнаме увеличивается темпами, намного обгоняющими рост спроса: за 11 мес. 2018 г. – а 36,2%, до 12,839 млн т, благодаря вводу в эксплуатацию II очереди доменного производства на меткомбинате Formosa Ha Tinh в июне 2018 г. Т.е. даже китайской заготовке становится все труднее находить дорогу на вьетнамский рынок. Причем на ввоз заготовки и сортового проката с 2016 г. еще и действуют защитные пошлины в размере 19,3%, независимо от страны происхождения.

В результате стальной импорт в страну сокращается, а экспорт – растет. По данным Vietnam Steel Association, за январь-август 2018 г. ввоз металлопродукции снизился на 11%, до 9,3 млн т, а зарубежные отгрузки местных металлургов уже за январь-июль взлетели на 40,4%, до 3,41 млн т. Да, импорт все еще в 3 раза превышает экспорт, но если посмотреть на динамику, становится понятно, что до нулевого паритета не так уж и далеко, каких-то 2-3 года.

При этом средняя стоимость ввозной металлопродукции составила 742 долл./т, а экспортной – 720 долл./т. Из этого следует, что спрос в стране есть на более высокомаржинальные стальные изделия, чем у местных производителей – поскольку в натуральных объемах на полуфабрикаты приходится свыше половины импорта. Но если конкурировать с вьетнамцами по готовой продукции, то уже сейчас в стране есть избыток мощностей по выпуску арматуры, холоднокатаного листа и проката с полимерными покрытиями.

И тесно им становится уже не только на внутреннем рынке, но и на внешних. Поэтому Офис торгового представителя США в мае 2018 г. ввел заградительные пошлины на вьетнамский прокат из китайской заготовки: 199,76% – антидемпинговые пошлины плюс 256,44% – компенсационные пошлины на х/к и г/к рулон в дополнение к стандартным 25% ввозных тарифов.

По итогам января-июля 2018 г. США оставались вторым по величие рынком сбыта для вьетнамской стали: 15,6% от всего экспорта, с приростом на 71,6% в натуральных объемах, до 532,8 тыс. т. Однако далее американским продажам надо искать замену и, скорее всего, вьетнамцы попытаются сделать это "не отходя от кассы", т.е. в рамках ЮВА. Поскольку уже за 7 мес. 2018 г. главным направлением импорта была соседняя Камбоджа – поставки туда выросли на 49%, до 717,6 тыс. т, забрав 21% стального экспорта.

Еще 11,5% пришлось на поставки в Малайзию и 11% – в Индонезию, прирост в натуральных объемах составил 88,5% и 22,3%, до 391,6 тыс. т и 372,5 тыс. т. При этом уже в июне правительство Индонезии тоже отреагировало на энтузиазм вьетнамцев, охладив его антидемпинговыми пошлинами на п/п прокат. В Малайзии это сделали гораздо раньше – в январе 2016 г., через 2 мес. расширив защитные меры и на х/к рулон вьетнамского производства. В середине ноября 2018 г. под малазийские антидемпинговые пошлины попала оцинковка из Китая и Вьетнама.

Это показывает, что, несмотря на привлекательную для импортеров статистику стальной торговли, страны ЮВА и прежде всего АСЕАН умеют защищать своих производителей не хуже европейцев и американцев. Причем даже внутри АСЕАН никто особо друг с другом не церемонится, единого рынка, как в ЕС, нет и в помине. Зато есть местные особенности. Об одной из них, позволяющей китайцам уверено лидировать по объемам стального импорта, говорилось выше. Аналогично действуют японцы и южнокорейцы.

Взять, к примеру, Таиланд, который воздерживается от защитных пошлин на ввоз х/к автолиста. Казалось бы, занимая 9-е место среди ведущих мировых стран-автопроизводителей, логично было бы наладить его собственный выпуск – благо, за внутренний сбыт можно не волноваться. Однако завоз автолиста идет главным образом из Японии. И при этом в Таиланде находятся заводы Honda, Toyota Motors, Mitsubishi, Mazda, Isuzu и Nissan – которые как раз и обеспечивают тайскому автопрому место в топ-10 мирового рейтинга.

Теперь понятно, почему именно японский автолист в Таиланде имеет приоритет при импорте. Тогда как собственное стальное производство стагнирует: за январь-ноябрь 2018 г. показатель снизился на 2% в годовом сравнении, до 4 млн т.

Обманчивая стабильность

Прыжок "азиатских драконов" имеет свойство иногда переходить в падение. Обычно это происходит неожиданно для остального мира. Достаточно вспомнит азиатский кризис 1998 г. Вот почему не стоит обманываться стремительным ростом экономик АСЕАН. Например, в Малайзии в 2014-2016 гг. потребление стали превышало 10 млн т. в год, а в 2017 г. - сократилось до 9,4 млн т., по данным малазийской металлургической ассоциации MISIF.

В октябре президент MISIF Датук Лим Нон Тье прогнозировал дальнейшее снижение спроса на сталь в строительном секторе Малайзии на 5% по итогам 2018 г. – из-за сокращения финансирования инфраструктурных проектов государством. При этом даже в относительно благополучном 2016 г. крупнейший в стране металлургический комбинат Megasteel был остановлен из-за падения объемов выпуска и накопленных убытков.

Сейчас металлурги Малайзии связывают свои надежды с планами правительства по строительству третьего в стране автозавода – это даст дополнительный спрос на г/к и х/к лист, который, кроме Megasteel, производят Southern Steel и Mycron Steel. И уже сейчас они лоббируют вопрос о введении заградительных пошлин на данную продукцию.

Отдельно надо сказать о строительстве новых сталеплавильных мощностей в ЮВА для покрытия растущего спроса. Ранее во Вьетнаме была принята программа стоимостью 12 млрд долл. по доведению стальной выплавки до 25 млн т в год. Но энтузиазм властей несколько охладила крупная экологическая катастрофа при вводе в эксплуатацию I очереди Formosa Ha Tinh в 2016 г. Поэтому выдача разрешений на строительство новых предприятий пока приостановлена.

Зато в Индонезии еще нет такого негативного бэкграунда. Поэтому там планы наиболее масштабны и реализуются полным ходом. Так, с конца декабря 2017 г. местная Gunung Steel Group и китайская Shenwu Technology Corp. строят меткомбинат на 3 млн т в год в провинции Южный Калимантан. Стоимость проекта – 3 млрд долл. Кроме того, китайская Tsingshan Holding Group, один из ведущих мировых производителей нержавейки, решила заняться выпуском углеродистой стали в индустриальном парке Morowali на о.Сулавеси, где у нее уже идут несколько проектов по нержавейке. Годовая мощность этого комбината составит 4-5 млн т в год, его стоимость оценивается в пределах 4-5 млрд долл.

Таким образом, если ранее южноазиатская металлургия была представлена главным образом электросталеплавильными заводами, то теперь основной акцент делается на создании "традиционных" вертикально-интегрированных комбинатов. К упомянутому малайзийскому Megasteel на 5 млн т стали в год, построенному в 1999 г., в 2013-2016 гг. присоединился индонезийский комбинат Krakatau Steel на 6 млн т, построенный при участии южнокорейского металлургического гиганта Posco.

Третьим интегрированным предприятием стал вьетнамский Formosa Ha Tinh, построенный при участии тайваньских корпораций Formosa и China Steel и японской JFE Steel. Ожидается, что в 2019 г. его мощности возрастут до 7 млн т и далее до 10-12 млн т. Поставщиком железной руды для Formosa Ha Tinh стала австралийская корпорация Rio Tinto, Megasteel покупает руду у бразильской Vale, а индонезийцы работают на местном сырье. Из этого следует, что в целом собственное стальное производство в ЮВА растет не менее стремительно, чем спрос. При этом оно становится более конкурентным за счет перехода к "традиционной" технологии выплавки стали из руды.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!