Подробнее Запомнить город


ЮВА: Дракон опасен непредсказуемостью

08.01.19
размер текста:

Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.

По итогам 2017 г. страны ЮВА импортировали около 50 млн т металлопродукции. Речь идет прежде всего о членах организации АСЕАН: Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и Филиппинах. Это так называемые "новые азиатские драконы" с быстро растущей экономикой. В 2017 г. они вместе дружно "проглотили" 73,8 млн т стали. Т.е. потребности в стальной продукции обеспечивались за счет собственного производства только на 32%.

По оценкам South East Asia Iron&Steel Institute, за 2018 г. "аппетит" "драконов" вырастет еще на 5-6%, до 78 млн т. А генеральный директор сингапурской компании NatSteel (входит в индийскую группу Tata Steel) Ашиш Анупам на октябрьской конференции World steel association в Токио выразил уверенность, что ЮВА в целом и АСЕАН в частности останутся крупными импортерами стали по крайней мере до 2030 г. По его прогнозу, к этому времени стальное потребление в регионе вырастет до 145 млн т, т.е. удвоится по сравнению с итогами 2017 г.

Оптимизм NatSteel основан на впечатляющих масштабах инфраструктурного и жилищного строительства в регионе, бурном развитии автопрома и судостроения. Поэтому, казалось бы, надо немедленно заказывать билеты на авиарейс в Ханой, Джакарту, Бангкок или Куала-Лумпур и лететь навстречу новым долгосрочным контрактам. Однако при более внимательном рассмотрении не все так радужно.

Особенности азиатского сбыта

Из всего стального импорта в АСЕАН 67% пришлось на поставки из Китая, остальные объемы поделили металлурги Южной Кореи и Японии. Но есть нюансы: например, многие вьетнамские прокатные заводы закупают стальную заготовку только у китайских производителей – поскольку те ранее вложились в строительство этих заводов и сейчас они являются совместными предприятиями. Очевидно, что в таком случае сторонним импортерам со своими полуфабрикатами заинтересовать вьетнамских прокатчиков очень сложно.

Кроме того, стальная выплавка во Вьетнаме увеличивается темпами, намного обгоняющими рост спроса: за 11 мес. 2018 г. – а 36,2%, до 12,839 млн т, благодаря вводу в эксплуатацию II очереди доменного производства на меткомбинате Formosa Ha Tinh в июне 2018 г. Т.е. даже китайской заготовке становится все труднее находить дорогу на вьетнамский рынок. Причем на ввоз заготовки и сортового проката с 2016 г. еще и действуют защитные пошлины в размере 19,3%, независимо от страны происхождения.

В результате стальной импорт в страну сокращается, а экспорт – растет. По данным Vietnam Steel Association, за январь-август 2018 г. ввоз металлопродукции снизился на 11%, до 9,3 млн т, а зарубежные отгрузки местных металлургов уже за январь-июль взлетели на 40,4%, до 3,41 млн т. Да, импорт все еще в 3 раза превышает экспорт, но если посмотреть на динамику, становится понятно, что до нулевого паритета не так уж и далеко, каких-то 2-3 года.

При этом средняя стоимость ввозной металлопродукции составила 742 долл./т, а экспортной – 720 долл./т. Из этого следует, что спрос в стране есть на более высокомаржинальные стальные изделия, чем у местных производителей – поскольку в натуральных объемах на полуфабрикаты приходится свыше половины импорта. Но если конкурировать с вьетнамцами по готовой продукции, то уже сейчас в стране есть избыток мощностей по выпуску арматуры, холоднокатаного листа и проката с полимерными покрытиями.

И тесно им становится уже не только на внутреннем рынке, но и на внешних. Поэтому Офис торгового представителя США в мае 2018 г. ввел заградительные пошлины на вьетнамский прокат из китайской заготовки: 199,76% – антидемпинговые пошлины плюс 256,44% – компенсационные пошлины на х/к и г/к рулон в дополнение к стандартным 25% ввозных тарифов.

По итогам января-июля 2018 г. США оставались вторым по величие рынком сбыта для вьетнамской стали: 15,6% от всего экспорта, с приростом на 71,6% в натуральных объемах, до 532,8 тыс. т. Однако далее американским продажам надо искать замену и, скорее всего, вьетнамцы попытаются сделать это "не отходя от кассы", т.е. в рамках ЮВА. Поскольку уже за 7 мес. 2018 г. главным направлением импорта была соседняя Камбоджа – поставки туда выросли на 49%, до 717,6 тыс. т, забрав 21% стального экспорта.

Еще 11,5% пришлось на поставки в Малайзию и 11% – в Индонезию, прирост в натуральных объемах составил 88,5% и 22,3%, до 391,6 тыс. т и 372,5 тыс. т. При этом уже в июне правительство Индонезии тоже отреагировало на энтузиазм вьетнамцев, охладив его антидемпинговыми пошлинами на п/п прокат. В Малайзии это сделали гораздо раньше – в январе 2016 г., через 2 мес. расширив защитные меры и на х/к рулон вьетнамского производства. В середине ноября 2018 г. под малазийские антидемпинговые пошлины попала оцинковка из Китая и Вьетнама.

Это показывает, что, несмотря на привлекательную для импортеров статистику стальной торговли, страны ЮВА и прежде всего АСЕАН умеют защищать своих производителей не хуже европейцев и американцев. Причем даже внутри АСЕАН никто особо друг с другом не церемонится, единого рынка, как в ЕС, нет и в помине. Зато есть местные особенности. Об одной из них, позволяющей китайцам уверено лидировать по объемам стального импорта, говорилось выше. Аналогично действуют японцы и южнокорейцы.

Взять, к примеру, Таиланд, который воздерживается от защитных пошлин на ввоз х/к автолиста. Казалось бы, занимая 9-е место среди ведущих мировых стран-автопроизводителей, логично было бы наладить его собственный выпуск – благо, за внутренний сбыт можно не волноваться. Однако завоз автолиста идет главным образом из Японии. И при этом в Таиланде находятся заводы Honda, Toyota Motors, Mitsubishi, Mazda, Isuzu и Nissan – которые как раз и обеспечивают тайскому автопрому место в топ-10 мирового рейтинга.

Теперь понятно, почему именно японский автолист в Таиланде имеет приоритет при импорте. Тогда как собственное стальное производство стагнирует: за январь-ноябрь 2018 г. показатель снизился на 2% в годовом сравнении, до 4 млн т.

Обманчивая стабильность

Прыжок "азиатских драконов" имеет свойство иногда переходить в падение. Обычно это происходит неожиданно для остального мира. Достаточно вспомнит азиатский кризис 1998 г. Вот почему не стоит обманываться стремительным ростом экономик АСЕАН. Например, в Малайзии в 2014-2016 гг. потребление стали превышало 10 млн т. в год, а в 2017 г. - сократилось до 9,4 млн т., по данным малазийской металлургической ассоциации MISIF.

В октябре президент MISIF Датук Лим Нон Тье прогнозировал дальнейшее снижение спроса на сталь в строительном секторе Малайзии на 5% по итогам 2018 г. – из-за сокращения финансирования инфраструктурных проектов государством. При этом даже в относительно благополучном 2016 г. крупнейший в стране металлургический комбинат Megasteel был остановлен из-за падения объемов выпуска и накопленных убытков.

Сейчас металлурги Малайзии связывают свои надежды с планами правительства по строительству третьего в стране автозавода – это даст дополнительный спрос на г/к и х/к лист, который, кроме Megasteel, производят Southern Steel и Mycron Steel. И уже сейчас они лоббируют вопрос о введении заградительных пошлин на данную продукцию.

Отдельно надо сказать о строительстве новых сталеплавильных мощностей в ЮВА для покрытия растущего спроса. Ранее во Вьетнаме была принята программа стоимостью 12 млрд долл. по доведению стальной выплавки до 25 млн т в год. Но энтузиазм властей несколько охладила крупная экологическая катастрофа при вводе в эксплуатацию I очереди Formosa Ha Tinh в 2016 г. Поэтому выдача разрешений на строительство новых предприятий пока приостановлена.

Зато в Индонезии еще нет такого негативного бэкграунда. Поэтому там планы наиболее масштабны и реализуются полным ходом. Так, с конца декабря 2017 г. местная Gunung Steel Group и китайская Shenwu Technology Corp. строят меткомбинат на 3 млн т в год в провинции Южный Калимантан. Стоимость проекта – 3 млрд долл. Кроме того, китайская Tsingshan Holding Group, один из ведущих мировых производителей нержавейки, решила заняться выпуском углеродистой стали в индустриальном парке Morowali на о.Сулавеси, где у нее уже идут несколько проектов по нержавейке. Годовая мощность этого комбината составит 4-5 млн т в год, его стоимость оценивается в пределах 4-5 млрд долл.

Таким образом, если ранее южноазиатская металлургия была представлена главным образом электросталеплавильными заводами, то теперь основной акцент делается на создании "традиционных" вертикально-интегрированных комбинатов. К упомянутому малайзийскому Megasteel на 5 млн т стали в год, построенному в 1999 г., в 2013-2016 гг. присоединился индонезийский комбинат Krakatau Steel на 6 млн т, построенный при участии южнокорейского металлургического гиганта Posco.

Третьим интегрированным предприятием стал вьетнамский Formosa Ha Tinh, построенный при участии тайваньских корпораций Formosa и China Steel и японской JFE Steel. Ожидается, что в 2019 г. его мощности возрастут до 7 млн т и далее до 10-12 млн т. Поставщиком железной руды для Formosa Ha Tinh стала австралийская корпорация Rio Tinto, Megasteel покупает руду у бразильской Vale, а индонезийцы работают на местном сырье. Из этого следует, что в целом собственное стальное производство в ЮВА растет не менее стремительно, чем спрос. При этом оно становится более конкурентным за счет перехода к "традиционной" технологии выплавки стали из руды.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!