Подробнее Запомнить город


Противоподшипниковая оборона

04.01.19
размер текста:

Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.

УПЭК vs ЕПК

Рынок подшипников условно делится на три слабо пересекающихся сегмента: дорогой, средний и дешевый. В первом доминируют производители из Германии, США и других стран Запада. Третий – отдан на откуп Китаю. А вот во втором украинские заводы топчутся на одном поле с конкурентами из России и Казахстана. При этом более 50% казахского и российского производства подшипников сосредоточено под контролем бизнес-группы ЕПК со штаб-квартирой в Москве на улице Шариковоподшипниковской. В ее состав входит, в частности, и единственный производитель подшипников из Казахстана – "ЕПК Степногорск", а также ряд российских предприятий ("ЕПК Волжский", "ЕПК Самара", "ЕПК Саратов", "ЕПК Новые Технологии", "ЕПК Brenco"). Главным бенефициаром всего этого добра выступает экс-депутат российской Госдумы Олег Савченко.

В украинском углу ринга фактически все место занимает Харьковский подшипниковый завод (ХАРП), входящий в состав холдинга УПЭК, контролируемый опять же депутатом (но Верховной Рады Украины) Анатолием Гиршфельдом. Последний, при поддержке своей депутатской группы "Воля народа" не первый день пытается выжить ЕПК с отечественного рынка. С подачи А.Гиршфельда с коллегами в Кабмин неоднократно уходили депеши с предложениями ввести обязательную сертификацию в Украине на российские подшипники, наложить политические санкции на О.Савченко и его бизнесы (он, кстати, голосовал за аннексию Крыма), проверить законность закупок импортных подшипников госпредприятиями (прежде всего, подразделениями "Укрзализныци"). Частично это помогло ХАРП упрочить свое положение на внутреннем рынке. Однако начало антидемпингового расследования – это, по сути, первый шаг к полной и безоговорочной победе УПЭК в противостоянии с ЕПК.

Межведомственная комиссия в своем официальном сообщении заявила, что в поданной ХАРП жалобе приведено достаточно доказательств того, что подшипниковый импорт из Казахстана осуществлялся в объемах и на условиях, которые способны причинить ущерб национальному производителю. В частности, харьковский завод посчитал, что за период 2015-2017 гг. поставки от казахов выросли в 5,5 раза, а доля ХАРП во внутреннем потреблении ввиду этого сократилась более чем вдвое. Ведь спрос в Украине на подшипники хотя и увеличился, но не в таком стремительном темпе, как импорт. По оценкам директора департамента продаж Харьковского подшипникового завода Виталия Бугрова, в целом украинский рынок подшипников в прошедшем году вырос лишь на 8-10%.

За казахской витриной

Если проанализировать таможенную статистику последних пяти лет по коду 8482, охватывающему весь сегмент роликовых и шариковых подшипников, то в первой тройке импортеров мы Казахстана не найдем. Эта тройка много лет остается стабильной – Китай, Германия, Россия. Только начиная с 2017 г., РФ сползла со второго на третье место. На суммарную долю этой троицы приходится без малого половина всего подшипникового импорта в страну. В денежном выражении объемы поставок из-за рубежа в данном сегменте растут вполне умеренно. В 2016 г. они составляли около 110 млн долл., в 2017-м – 120 млн долл., за 11 месяцев 2018-го уже превысили 130 млн долл. Впрочем, это больше следствие подорожания самого товара, чем чрезмерной активности импортеров.

Но объектом декабрьского расследования, стоит уточнить, стали не все роликовые подшипники, а лишь те, из них, что проходят по коду УКТВЭД 8482 50 00 00 – роликовые, радиальные с короткими цилиндрическими роликами. И если внимательно вглядеться в это более узкий сегмент (это около 15% в общей структуре подшипникового импорта), определенная аномалия улавливается. Заключается она в методическом перетекании российских объемов поставок в казахские. В 2016 г. импортные поступления распределялись между ними примерно в таком соотношении: 5 млн долл. – Россия, 1,5 млн долл. – Казахстан. За девять месяцев 2018-го, согласно данным Госстата Украины, пропорция поменялась на противоположную. И это косвенно доказывает, что подозрения о продаже подшипников из РФ под казахской маркой не напрасны.

Подшипники с цилиндрическими роликами используются преимущественно в вагоностроении, а эта отрасль в последние два года переживает в Украине заметный ренессанс. При этом если флагман отечественного вагоностроения – Корюковский ВСЗ – стабильно предпочитает закупать харьковские подшипники, то ремонтные заводы "Укрзализныци" – далеко не всегда. Отвоевать львиную долю заказов украинских железнодорожников – одна из ключевых целей ХАРП в нынешнем расследовании.

Дальнейший возможный ход событий объяснили в юридической компании Asters. Само расследование, согласно нормам закона, может длиться хоть целый год, а при необходимости срок позволено пролонгировать еще на полгода. Но предварительную антидемпинговую пошлину Межведомственная комиссия имеет право ввести уже в феврале 2019-го. Если же факт демпинга будет официально доказан, то в силу вступит уже окончательная ставка пошлины сроком на 5 лет. До 21 января "ЕПК Степногорск" имеет возможность предоставить украинской стороне аргументы в свою защиту. Но, скорее всего, судьба казахских подшипников на украинском рынке уже предопределена. Неизвестной остается только ставка заградительной пошлины.

Куй, пока горячо

В группе УПЭК А.Гиршфельда не хотят говорить, какой размер предлагают они. Но по оценкам вагоностроителей, даже ставки в 10-15% достаточно, чтобы перекрыть импортный канал. С таким фискальным довеском продукции группы ЕПК будет проблемно конкурировать с харьковским подшипником на тендерах "Укрзализныци". Тендерные поражения от россиян в УПЭК всегда воспринимали очень болезненно. Еще в 2016 г. партнер А.Гиршфельда по фракции "Воля народа" Ярослав Москаленко написал серию депутатских запросов в разные инстанции – от СНБО до Кабинета министров, в которых обвинял предприятия "УЗ" в том, что за два предыдущих года они не приобрели ни единого подшипника у ХАРП, зато купили 25 тыс. штук от предприятий ЕПК. В запросе утверждалось, что основная часть этого товара поступала как импорт из Казахстана, хотя и де-факто имела российское происхождение, и конечным выгодополучателем выступали как раз российские структуры.

Очевидно, в этой цепочке ничего не поменялось. "ЕПК Степногорск" и дальше служит О.Савченко прикрытием в торговле подшипниками с Украиной. Однако после тревоги, поднятой Я.Москаленко, и вовлечения в тему министра внутренних дел Арсена Авакова (кстати, выходца из Харькова) группе А.Гиршфельда удалось существенно упрочить свое положение на внутреннем рынке. Сейчас уже предприятия УПЭК выигрывают большинство тендеров "Укрзализныци". К примеру, за первую половину 2018 г. они получили заказов от "УЗ" порядка на 100 млн грн. Однако УПЭК стремится к полному изгнанию конкурентной российско-казахской продукции за пределы страны. Цена вопроса – дополнительные 8-10 млн долл. дохода, которые лягут в карман группы А.Гиршфельда.

Харьковский подшипниковый завод много лет подряд считается флагманом всей группы УПЭК, генерируя около 40% всего ее дохода, хотя и оставаясь убыточным (по крайней мере, в последние несколько лет). За 2017 год он увеличил объемы производства на 83%. Причем, по оценкам маркетологов завода, самый бойким спросом пользовались в этот период подшипники сельскохозяйственного назначения. В 2018-м конъюнктура изменилась. АПК-сегмент был в основном насыщен. Зато примерно на 50% вырос спрос на общепромышленные подшипники. По прогнозам маркетологов ХАРП, он будет расти и в течение двух ближайших лет. Оптимистические ожидания распространяются и на рынок железнодорожных подшипников. И пока он разогрет, А.Гиршфельд спешит избавиться от наиболее назойливых конкурентов.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!