Подробнее Запомнить город


Противоподшипниковая оборона

04.01.19
размер текста:

Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.

УПЭК vs ЕПК

Рынок подшипников условно делится на три слабо пересекающихся сегмента: дорогой, средний и дешевый. В первом доминируют производители из Германии, США и других стран Запада. Третий – отдан на откуп Китаю. А вот во втором украинские заводы топчутся на одном поле с конкурентами из России и Казахстана. При этом более 50% казахского и российского производства подшипников сосредоточено под контролем бизнес-группы ЕПК со штаб-квартирой в Москве на улице Шариковоподшипниковской. В ее состав входит, в частности, и единственный производитель подшипников из Казахстана – "ЕПК Степногорск", а также ряд российских предприятий ("ЕПК Волжский", "ЕПК Самара", "ЕПК Саратов", "ЕПК Новые Технологии", "ЕПК Brenco"). Главным бенефициаром всего этого добра выступает экс-депутат российской Госдумы Олег Савченко.

В украинском углу ринга фактически все место занимает Харьковский подшипниковый завод (ХАРП), входящий в состав холдинга УПЭК, контролируемый опять же депутатом (но Верховной Рады Украины) Анатолием Гиршфельдом. Последний, при поддержке своей депутатской группы "Воля народа" не первый день пытается выжить ЕПК с отечественного рынка. С подачи А.Гиршфельда с коллегами в Кабмин неоднократно уходили депеши с предложениями ввести обязательную сертификацию в Украине на российские подшипники, наложить политические санкции на О.Савченко и его бизнесы (он, кстати, голосовал за аннексию Крыма), проверить законность закупок импортных подшипников госпредприятиями (прежде всего, подразделениями "Укрзализныци"). Частично это помогло ХАРП упрочить свое положение на внутреннем рынке. Однако начало антидемпингового расследования – это, по сути, первый шаг к полной и безоговорочной победе УПЭК в противостоянии с ЕПК.

Межведомственная комиссия в своем официальном сообщении заявила, что в поданной ХАРП жалобе приведено достаточно доказательств того, что подшипниковый импорт из Казахстана осуществлялся в объемах и на условиях, которые способны причинить ущерб национальному производителю. В частности, харьковский завод посчитал, что за период 2015-2017 гг. поставки от казахов выросли в 5,5 раза, а доля ХАРП во внутреннем потреблении ввиду этого сократилась более чем вдвое. Ведь спрос в Украине на подшипники хотя и увеличился, но не в таком стремительном темпе, как импорт. По оценкам директора департамента продаж Харьковского подшипникового завода Виталия Бугрова, в целом украинский рынок подшипников в прошедшем году вырос лишь на 8-10%.

За казахской витриной

Если проанализировать таможенную статистику последних пяти лет по коду 8482, охватывающему весь сегмент роликовых и шариковых подшипников, то в первой тройке импортеров мы Казахстана не найдем. Эта тройка много лет остается стабильной – Китай, Германия, Россия. Только начиная с 2017 г., РФ сползла со второго на третье место. На суммарную долю этой троицы приходится без малого половина всего подшипникового импорта в страну. В денежном выражении объемы поставок из-за рубежа в данном сегменте растут вполне умеренно. В 2016 г. они составляли около 110 млн долл., в 2017-м – 120 млн долл., за 11 месяцев 2018-го уже превысили 130 млн долл. Впрочем, это больше следствие подорожания самого товара, чем чрезмерной активности импортеров.

Но объектом декабрьского расследования, стоит уточнить, стали не все роликовые подшипники, а лишь те, из них, что проходят по коду УКТВЭД 8482 50 00 00 – роликовые, радиальные с короткими цилиндрическими роликами. И если внимательно вглядеться в это более узкий сегмент (это около 15% в общей структуре подшипникового импорта), определенная аномалия улавливается. Заключается она в методическом перетекании российских объемов поставок в казахские. В 2016 г. импортные поступления распределялись между ними примерно в таком соотношении: 5 млн долл. – Россия, 1,5 млн долл. – Казахстан. За девять месяцев 2018-го, согласно данным Госстата Украины, пропорция поменялась на противоположную. И это косвенно доказывает, что подозрения о продаже подшипников из РФ под казахской маркой не напрасны.

Подшипники с цилиндрическими роликами используются преимущественно в вагоностроении, а эта отрасль в последние два года переживает в Украине заметный ренессанс. При этом если флагман отечественного вагоностроения – Корюковский ВСЗ – стабильно предпочитает закупать харьковские подшипники, то ремонтные заводы "Укрзализныци" – далеко не всегда. Отвоевать львиную долю заказов украинских железнодорожников – одна из ключевых целей ХАРП в нынешнем расследовании.

Дальнейший возможный ход событий объяснили в юридической компании Asters. Само расследование, согласно нормам закона, может длиться хоть целый год, а при необходимости срок позволено пролонгировать еще на полгода. Но предварительную антидемпинговую пошлину Межведомственная комиссия имеет право ввести уже в феврале 2019-го. Если же факт демпинга будет официально доказан, то в силу вступит уже окончательная ставка пошлины сроком на 5 лет. До 21 января "ЕПК Степногорск" имеет возможность предоставить украинской стороне аргументы в свою защиту. Но, скорее всего, судьба казахских подшипников на украинском рынке уже предопределена. Неизвестной остается только ставка заградительной пошлины.

Куй, пока горячо

В группе УПЭК А.Гиршфельда не хотят говорить, какой размер предлагают они. Но по оценкам вагоностроителей, даже ставки в 10-15% достаточно, чтобы перекрыть импортный канал. С таким фискальным довеском продукции группы ЕПК будет проблемно конкурировать с харьковским подшипником на тендерах "Укрзализныци". Тендерные поражения от россиян в УПЭК всегда воспринимали очень болезненно. Еще в 2016 г. партнер А.Гиршфельда по фракции "Воля народа" Ярослав Москаленко написал серию депутатских запросов в разные инстанции – от СНБО до Кабинета министров, в которых обвинял предприятия "УЗ" в том, что за два предыдущих года они не приобрели ни единого подшипника у ХАРП, зато купили 25 тыс. штук от предприятий ЕПК. В запросе утверждалось, что основная часть этого товара поступала как импорт из Казахстана, хотя и де-факто имела российское происхождение, и конечным выгодополучателем выступали как раз российские структуры.

Очевидно, в этой цепочке ничего не поменялось. "ЕПК Степногорск" и дальше служит О.Савченко прикрытием в торговле подшипниками с Украиной. Однако после тревоги, поднятой Я.Москаленко, и вовлечения в тему министра внутренних дел Арсена Авакова (кстати, выходца из Харькова) группе А.Гиршфельда удалось существенно упрочить свое положение на внутреннем рынке. Сейчас уже предприятия УПЭК выигрывают большинство тендеров "Укрзализныци". К примеру, за первую половину 2018 г. они получили заказов от "УЗ" порядка на 100 млн грн. Однако УПЭК стремится к полному изгнанию конкурентной российско-казахской продукции за пределы страны. Цена вопроса – дополнительные 8-10 млн долл. дохода, которые лягут в карман группы А.Гиршфельда.

Харьковский подшипниковый завод много лет подряд считается флагманом всей группы УПЭК, генерируя около 40% всего ее дохода, хотя и оставаясь убыточным (по крайней мере, в последние несколько лет). За 2017 год он увеличил объемы производства на 83%. Причем, по оценкам маркетологов завода, самый бойким спросом пользовались в этот период подшипники сельскохозяйственного назначения. В 2018-м конъюнктура изменилась. АПК-сегмент был в основном насыщен. Зато примерно на 50% вырос спрос на общепромышленные подшипники. По прогнозам маркетологов ХАРП, он будет расти и в течение двух ближайших лет. Оптимистические ожидания распространяются и на рынок железнодорожных подшипников. И пока он разогрет, А.Гиршфельд спешит избавиться от наиболее назойливых конкурентов.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!