Подробнее Запомнить город


Противоподшипниковая оборона

04.01.19
размер текста:

Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.

УПЭК vs ЕПК

Рынок подшипников условно делится на три слабо пересекающихся сегмента: дорогой, средний и дешевый. В первом доминируют производители из Германии, США и других стран Запада. Третий – отдан на откуп Китаю. А вот во втором украинские заводы топчутся на одном поле с конкурентами из России и Казахстана. При этом более 50% казахского и российского производства подшипников сосредоточено под контролем бизнес-группы ЕПК со штаб-квартирой в Москве на улице Шариковоподшипниковской. В ее состав входит, в частности, и единственный производитель подшипников из Казахстана – "ЕПК Степногорск", а также ряд российских предприятий ("ЕПК Волжский", "ЕПК Самара", "ЕПК Саратов", "ЕПК Новые Технологии", "ЕПК Brenco"). Главным бенефициаром всего этого добра выступает экс-депутат российской Госдумы Олег Савченко.

В украинском углу ринга фактически все место занимает Харьковский подшипниковый завод (ХАРП), входящий в состав холдинга УПЭК, контролируемый опять же депутатом (но Верховной Рады Украины) Анатолием Гиршфельдом. Последний, при поддержке своей депутатской группы "Воля народа" не первый день пытается выжить ЕПК с отечественного рынка. С подачи А.Гиршфельда с коллегами в Кабмин неоднократно уходили депеши с предложениями ввести обязательную сертификацию в Украине на российские подшипники, наложить политические санкции на О.Савченко и его бизнесы (он, кстати, голосовал за аннексию Крыма), проверить законность закупок импортных подшипников госпредприятиями (прежде всего, подразделениями "Укрзализныци"). Частично это помогло ХАРП упрочить свое положение на внутреннем рынке. Однако начало антидемпингового расследования – это, по сути, первый шаг к полной и безоговорочной победе УПЭК в противостоянии с ЕПК.

Межведомственная комиссия в своем официальном сообщении заявила, что в поданной ХАРП жалобе приведено достаточно доказательств того, что подшипниковый импорт из Казахстана осуществлялся в объемах и на условиях, которые способны причинить ущерб национальному производителю. В частности, харьковский завод посчитал, что за период 2015-2017 гг. поставки от казахов выросли в 5,5 раза, а доля ХАРП во внутреннем потреблении ввиду этого сократилась более чем вдвое. Ведь спрос в Украине на подшипники хотя и увеличился, но не в таком стремительном темпе, как импорт. По оценкам директора департамента продаж Харьковского подшипникового завода Виталия Бугрова, в целом украинский рынок подшипников в прошедшем году вырос лишь на 8-10%.

За казахской витриной

Если проанализировать таможенную статистику последних пяти лет по коду 8482, охватывающему весь сегмент роликовых и шариковых подшипников, то в первой тройке импортеров мы Казахстана не найдем. Эта тройка много лет остается стабильной – Китай, Германия, Россия. Только начиная с 2017 г., РФ сползла со второго на третье место. На суммарную долю этой троицы приходится без малого половина всего подшипникового импорта в страну. В денежном выражении объемы поставок из-за рубежа в данном сегменте растут вполне умеренно. В 2016 г. они составляли около 110 млн долл., в 2017-м – 120 млн долл., за 11 месяцев 2018-го уже превысили 130 млн долл. Впрочем, это больше следствие подорожания самого товара, чем чрезмерной активности импортеров.

Но объектом декабрьского расследования, стоит уточнить, стали не все роликовые подшипники, а лишь те, из них, что проходят по коду УКТВЭД 8482 50 00 00 – роликовые, радиальные с короткими цилиндрическими роликами. И если внимательно вглядеться в это более узкий сегмент (это около 15% в общей структуре подшипникового импорта), определенная аномалия улавливается. Заключается она в методическом перетекании российских объемов поставок в казахские. В 2016 г. импортные поступления распределялись между ними примерно в таком соотношении: 5 млн долл. – Россия, 1,5 млн долл. – Казахстан. За девять месяцев 2018-го, согласно данным Госстата Украины, пропорция поменялась на противоположную. И это косвенно доказывает, что подозрения о продаже подшипников из РФ под казахской маркой не напрасны.

Подшипники с цилиндрическими роликами используются преимущественно в вагоностроении, а эта отрасль в последние два года переживает в Украине заметный ренессанс. При этом если флагман отечественного вагоностроения – Корюковский ВСЗ – стабильно предпочитает закупать харьковские подшипники, то ремонтные заводы "Укрзализныци" – далеко не всегда. Отвоевать львиную долю заказов украинских железнодорожников – одна из ключевых целей ХАРП в нынешнем расследовании.

Дальнейший возможный ход событий объяснили в юридической компании Asters. Само расследование, согласно нормам закона, может длиться хоть целый год, а при необходимости срок позволено пролонгировать еще на полгода. Но предварительную антидемпинговую пошлину Межведомственная комиссия имеет право ввести уже в феврале 2019-го. Если же факт демпинга будет официально доказан, то в силу вступит уже окончательная ставка пошлины сроком на 5 лет. До 21 января "ЕПК Степногорск" имеет возможность предоставить украинской стороне аргументы в свою защиту. Но, скорее всего, судьба казахских подшипников на украинском рынке уже предопределена. Неизвестной остается только ставка заградительной пошлины.

Куй, пока горячо

В группе УПЭК А.Гиршфельда не хотят говорить, какой размер предлагают они. Но по оценкам вагоностроителей, даже ставки в 10-15% достаточно, чтобы перекрыть импортный канал. С таким фискальным довеском продукции группы ЕПК будет проблемно конкурировать с харьковским подшипником на тендерах "Укрзализныци". Тендерные поражения от россиян в УПЭК всегда воспринимали очень болезненно. Еще в 2016 г. партнер А.Гиршфельда по фракции "Воля народа" Ярослав Москаленко написал серию депутатских запросов в разные инстанции – от СНБО до Кабинета министров, в которых обвинял предприятия "УЗ" в том, что за два предыдущих года они не приобрели ни единого подшипника у ХАРП, зато купили 25 тыс. штук от предприятий ЕПК. В запросе утверждалось, что основная часть этого товара поступала как импорт из Казахстана, хотя и де-факто имела российское происхождение, и конечным выгодополучателем выступали как раз российские структуры.

Очевидно, в этой цепочке ничего не поменялось. "ЕПК Степногорск" и дальше служит О.Савченко прикрытием в торговле подшипниками с Украиной. Однако после тревоги, поднятой Я.Москаленко, и вовлечения в тему министра внутренних дел Арсена Авакова (кстати, выходца из Харькова) группе А.Гиршфельда удалось существенно упрочить свое положение на внутреннем рынке. Сейчас уже предприятия УПЭК выигрывают большинство тендеров "Укрзализныци". К примеру, за первую половину 2018 г. они получили заказов от "УЗ" порядка на 100 млн грн. Однако УПЭК стремится к полному изгнанию конкурентной российско-казахской продукции за пределы страны. Цена вопроса – дополнительные 8-10 млн долл. дохода, которые лягут в карман группы А.Гиршфельда.

Харьковский подшипниковый завод много лет подряд считается флагманом всей группы УПЭК, генерируя около 40% всего ее дохода, хотя и оставаясь убыточным (по крайней мере, в последние несколько лет). За 2017 год он увеличил объемы производства на 83%. Причем, по оценкам маркетологов завода, самый бойким спросом пользовались в этот период подшипники сельскохозяйственного назначения. В 2018-м конъюнктура изменилась. АПК-сегмент был в основном насыщен. Зато примерно на 50% вырос спрос на общепромышленные подшипники. По прогнозам маркетологов ХАРП, он будет расти и в течение двух ближайших лет. Оптимистические ожидания распространяются и на рынок железнодорожных подшипников. И пока он разогрет, А.Гиршфельд спешит избавиться от наиболее назойливых конкурентов.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
08:57 | 04.01.2019
MedKot
Вот ради этого украинские, да и российские, с позволения сказать, "бизнесмены" лезут в политику. Им глубоко по*ер интересы и чаяния своего народа, но зато есть шикарная возможность защитить и продвинуть свой бизнес. И не методом повышения качества и снижения цены, как в основном, действуют бизнесмены в условиях культурного рынка, в той же Европе. А с помощью политических рычагов и купленных доброжелателей повернуть дышло закона в нужную СЕБЕ сторону. Это и железные рогатки для конкурентов ( с меньшими политическими связями), и протаскивание с лоббированием своей выгоды до государственного уровня. Это Ахметов с его Роттердам плюс в пример. А для простых людей они называют это РЫНОЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ - тфу!

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!