Подробнее Запомнить город


Дамоклов меч украинской металлургии

18.12.18
размер текста:

В уходящем году украинский горно-металлургический комплекс демонстрирует на первый взгляд неплохие показатели: производство увеличивается, финансовые показатели предприятий улучшаются. Но все это достигнуто в первую очередь за счет экспорта – внутренний рынок остается традиционно слабым, и это таит для отечественной металлургии немалые риски.

В январе-ноябре текущего года украинские металлургические предприятия произвели 19,214 млн тонн стали. С учетом прогноза объединения предприятий "Укрметаллургпром" на декабрь 2018 год украинские металлурги завершат на отметке 21 млн тонн. Это может считаться успехом, несмотря на некоторое снижение показателей по сравнению с 2017 годом (21,3 млн тонн), поскольку в статистике прошлого года учтена работа предприятий на неподконтрольных территориях в январе-феврале.

По прогнозу экспертов "ГМК-Центра", в следующем году украинские металлурги увеличат производство на 3,5-4,5%, до 22-22,3 млн тонн. Впрочем, этот прогноз будет положительным при условии сохранения благоприятной ситуации на внешних рынках и взвешенной регуляторной политики государства. В случае возникновения осложнений на мировом рынке стали, например введения очередных ограничений либо повышения пошлин, украинская металлургия рискует очень быстро скатиться в очередной кризис.

"Перед украинским горно-металлургическим комплексом стоят огромные риски, и это не преувеличение, – отметил президент ОП "Укрметаллургпром" Александр Каленков. – Сейчас во всем мире сотни миллионов тонн избыточных стальных мощностей. Уровень конкуренции огромен. И поэтому, учитывая даже неплохую конъюнктуру последних двух лет, мы все время стоим на краю пропасти. В любой момент мы можем вернуться к ситуации осени 2008 года или 2015 года, когда цены были на самом низком уровне за 15 лет".

Второй угрозой А.Каленков назвал рост протекционизма. Он отметил, что с 2014 года в мире возросло количество антидемпинговых и специальных расследований. "На это наложилась политика президента США Дональда Трампа и не столько напрямую, поскольку мы немного стали экспортируем в США, сколько опосредованно. Евросоюз ввел предварительные меры, и по некоторым группам продукции квоты уже выбраны на 91-96%, а ЕС – это 33-34% нашего стального экспорта. Вслед за ЕС тарифные квоты установила Турция, на которую приходится 12-13% наших поставок. Страны Персидского залива тоже думают о том, чтобы вводить защитные расследования. А это еще 15% от того, что мы экспортируем", – подчеркнул президент "Укрметаллургпрома".

Стоит отметить, что за 10 месяцев текущего года украинские металлурги отправили на экспорт 12,278 млн тонн продукции, а на внутренний рынок отгрузили всего 3,084 млн тонн. Таким образом за границу ушло 79,9% украинского металла. Для сравнения отметим, что в Китае в январе-октябре текущего года произвели 782,458 млн тонн стали, а ожидаемое потребление по прогнозу World Steel Association в 2018 году составит 781 млн тонн. В то же время в Индии при производстве в 88,433 млн тонн (за 10 мес.) ожидаемое потребление по итогам года составит 95,4 млн тонн. Для США перекос в сторону импорта, несмотря на все введенные ограничения, является весьма существенным – при 71,744 млн тон стальной выплавки в январе-октябре потребление достигнет по итогам года отметки в 100 млн тонн.

В Украине потребление стального проката достигло пика в 2007 году (11 млн тонн). Также относительно неплохими могут считаться 2011-2012 годы, когда данный показатель составлял 8,3-8,4 млн тонн. В прошлом году емкость внутреннего рынка была 5,16 млн тонн, а в 2016-м – всего 4,84 млн тонн. При этом на и так весьма ограниченном отечественном внутреннем рынке очень неплохо чувствуют себя конкуренты. Так, в прошлом году четверть потребляемого металла в Украине (1,302 млн тонн) поступило из-за рубежа. За 10 месяцев 2018 года импортные поставки металла выросли до 1,217 млн тонн, или на 11%, в то время как украинские металлурги снизили поставки на домашний рынок на 180 тыс. тонн.

"Импорт растет значительно, и доля его увеличивается, причем в той номенклатуре, которую мы могли бы производить сами. И растет за счет недобросовестного импорта – чаще всего это Китай и Россия, которые имеют государственные преференции и более низкие цены на энергоносители и могут за счет этого завоевывать рынки", – отмечает А.Каленков.

По оценкам директора ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимира Власюка, чтобы остановить процесс деградации инфраструктуры и деиндустриализации, Украина должна потреблять 12-15 млн тонн стали в год. "Если мы выйдем на потребление данных объемов, это станет сигналом, что Украина развивается. Мы достигнем такого показателя, если у нас будет индустриальный тренд развития, который связан с реконструкцией инфраструктуры", – отметил он.

В.Власюк с сожалением констатировал, что оценка необходимых объемов потребления на уровне 12-15 млн тонн была сделана "Укрпромвнешэкспертизой" еще 15 лет назад, но с тех пор реконструкция крайне изношенной украинской инфраструктуры "так и не началась". Необходимо напомнить, что в 22 странах ОЭСР работают программы по стимулированию внутреннего потребления стали, а власти Египта анонсировали на 2018-2022 годы программу строительства миллиона домов для бедного населения на сумму в 20 млрд долл.

В Украине подобных программ просто нет. Правда, "Укрзализныця" за 8 месяцев 2018 года приобрела уже 2,3 тыс. вагонов против 2,7 тыс. за весь 2017 год. Увеличилось финансирование дорожного строительства, а в следующем году на эти цели в госбюджете заложено 50 млрд грн. Но все это, конечно же, капля в море, и, по оценкам "ГМК-Центра", рост внутреннего потребления металла в 2019 году ожидается на уровне всего 3%.

Глава парламентского комитета по промышленной политике и предпринимательству Виктор Галасюк обратил внимание на инструменты, которые можно было бы использовать при финансировании программ модернизации украинской инфраструктуры. "Это государственные гарантии, целевая денежная эмиссия, связанная конкретной продукцией, которая поставляется на экспорт или идет на нужды не потребления, а именно на увеличение инвестиционной составляющей ВВП", – сказал он.

Кроме того, В.Галасюк рассказал, что в Верховной Раде проходит подготовка ко второму чтению законопроекта "Покупай украинское, плати украинцам!", который предусматривает существенные преференции для украинских товаров при государственных закупках. "Мы планируем своими поправками включить в действие этого законопроекта закупки НАЭК "Энергоатом", "Укрзализныци", "Укргазвидобування", всех предприятий, которые сегодня не попадают под действие закона "О публичных закупках". После того как мы примем этот закон, там будет предусмотрено ценовое преимущество для украинского производителя, как это работает в США. В США с 1933 года действует закон Buy American Act, предусматривающий 12%-ное ценовое преимущество для американского товара. Мы то же самое предлагаем сделать в Украине, и мы к этому очень близки", – сообщил глава комитета.

Тем не менее в ближайшие годы львиная доля объемов производства украинских металлургов пойдет на экспорт. Конечно, если на внешних рынках не произойдет ничего экстраординарного. Стоит отметить, что опасения экспертов вызывает и озвученное на днях намерение властей ЕС перейти на ежеквартальные стальные квоты с распределением их по странам. В частности, пока совершенно непонятно, как именно будут распределяться данные квоты. Вызывает обеспокоенность и продолжающееся торговое противостояние между США и Китаем, из-за которого Международный валютный фонд уже снизил прогноз роста мировой экономики с 3,9% до 3,7%. Не добавляет уверенности в завтрашнем дне и информация о возможной рецессии в самих США, вероятность которой в ближайший год экономисты JPMorgan Chase оценивают в 21%.

В любом случае, пока Украина не будет способна потребить хотя бы половину производимой в стране стали, над головой отечественных металлургов будет висеть дамоклов меч ухудшения конъюнктуры внешних рынков.

Василий Январев

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!