Подробнее Запомнить город


Автогаз и болезни роста

07.12.18
размер текста:

В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.

Бой маржи с тенью

По прогнозам консалтинговой группы "А-95", в 2018 г. потребление автогаза в Украине составит около 1,75 млн т. Это примерно на 10% больше, чем за 2017 г. Сейчас каждый третий литр топлива в Украине, заливаемый в бак авто, – сжиженный газ. В течение всего уходящего года исправно работала классическая ценовая формула: если газ на 50% дешевле бензина, ездить на нем экономически выгоднее. Специфическим индикатором подъема на этом рынке можно считать и активный рост числа нелегальных заправок, торгующих газом. По оценкам президента Нефтегазовой ассоциации Украины Нели Приваловой, по городам и весям уже можно насчитать порядка 1500 таких "бочек".

Самопальные торговцы откусывают маржу от законных трейдеров. И для последних это сегодня главный источник головной боли. Как отмечают эксперты из группы "А-95", несмотря на высокие цены на АЗС, нынешняя маржа торговцев сжиженным газом самая низкая за последние 5 лет – порядка 6 центов на литре, а с вычетом эксплуатационных затрат получается 50-60 коп. чистой прибыли. При таких заработках газовый модуль, если он только не стоит в суперпроливном месте, может окупать себя и все 10 лет. Но бизнесу такой длинный срок неинтересен.

Этим обстоятельством и пользуются хозяева газовых "разливаек". Они не утруждают себя оформлением документов на землепользование и эксплуатацию объектов повышенной опасности, а часто и установкой кассовых аппаратов. Даже демонтаж их оборудования не всегда эффективен. Например, в Киеве за два последних года демонтировали 275 незаконно установленных АГЗС, в Днепре – около 100, но многие из них очень скоро возродились в пригородах. Сейчас в Верховной Раде готовят законопроекты, предлагающие лицензирование розничной торговли сжиженным газом и более строгий учет за хранением и оборотом этого продукта, чтобы он не попадал в тень.

Оторванные от мира

Тем временем где-то в зародыше дремлет и другая угроза, которая может обвалить рынок не слабее, чем нелегальный ритейл. Ресурсная база обеспечения страны сжиженным топливом стоит на более хлипкой почве, чем поставки бензина и ДТ. Дело в том, что примерно 40% LPG, потребляемого в Украине, имеет сегодня российское происхождение. В 2016 и 2017 гг. показатель зашкаливал еще выше – до 55% и 49% соответственно. Но тогда и физические объемы потребления были существенно ниже: в частности, около 1,2 млн т в 2016 г.

Специфика логистики сжиженного газа такова, что порой стоимость транспортных затрат сравнима с закупочной ценой продукта. Поэтому Украине так трудно диверсифицировать источники поставки LPG. С традиционными нефтепродуктами все проще. Например, по дизтопливу доля экспорта из России в 2018 г. также превзошла 30%. Но это исключительно потому, что заработал дешевый трубопроводный маршрут через Беларусь с отгрузкой в Новоград-Волынском. Однако если завтра по каким угодно причинам труба закроется, трейдеры самое большее в течение месяца найдут чем заместить потерю. Со сжиженным газом так не выйдет. Даже несмотря на то что Европу сейчас начинает заливать дешевый американский продукт.

По сравнению с 2012 г. США увеличили отправку сжиженного газа на экспорт в 10 раз. На океанских побережьях Штатов за этот период выросло сразу несколько новых мощных LPG-терминалов. Уже сейчас на рынках Северо-Запада Европы американский газ занимает 22% в общем балансе, потеснив Норвегию, а в Средиземноморье – 25%, наступая на мозоли алжирскому монополисту Sonatrach. Причем в 2019 г. следует ждать нового газового цунами из-за океана, поскольку осенью текущего года Китай решил отказаться от импорта данного топлива из США в ответ на торговые санкции Дональда Трампа. Но Украине из этого ничего не прибудет, поскольку ближайший крупный терминал, где технически возможно приобрести этот ресурс, находится на Балтике в Польше. Транспортировка оттуда в железнодорожных или, тем более в автомобильных, цистернах убивает всю ценовую привлекательность. По крайней мере, до того времени, пока не иссякает поток из России.

Украинские же порты Черного моря все со скрипом могут в месяц принять 50 тыс. т LPG с моря. И это только в теории. Фактически же за проходящий год были зафиксированы лишь единичные заходы газовых танкеров в порты Одессы, Черноморска и Николаева. Суммарно морем приплыло чуть меньше 20 тыс. т ресурса. Эти партии, скорее, можно назвать разведывательными, чем коммерческими. С точки зрения ценообразования морской сжиженный газ в портах Украины проигрывал в цене российскому железнодорожному от 10% и больше. Конечно, если бы в наши гавани заплывали суда-газовозы не на 2-3 тыс. т, а 40-тысячники, ценовую пропорцию можно было бы изменить. Но к приему таких гигантов Одесса со товарищи технологически не готова. Как и отечественные НПЗ и ГПЗ не готовы существенно увеличить собственный выпуск сжиженного газа – под это банально нет нефтяного сырья. В итоге головы украинских трейдеров рефлекторно разворачиваются в российскую сторону.

У критической черты

По предварительным расчетам, в 2018 г. объем закупок сжиженного газа из РФ составит около 500 тыс. т. И это, возможно, еще не предел. Почти полтора года эксклюзивным посредником между "Роснефтью" и украинскими потребителями сжиженного газа выступала компания Proton Energy Нисана Моисеева, который признает, что находится в дружественных отношениях с влиятельным украинским оппозиционным политиком Виктором Медведчуком, но отрицает, что эти отношения имеют деловой характер. На следующий год Proton Energy уже заключила свежие контракты, предусматривающие ежемесячную поставку на украинский рынок около 35-40 тыс. т LPG из России. При этом покупателям она предлагает весьма лояльную цену –/+11 долл./т к цене на границе. Это даже дешевле, чем может себе позволить продавать Речицкий ГПЗ в Беларуси, находящийся менее чем за 100 км от Украины.

Но гордое одиночество для фирмы Н.Моисеева, похоже, заканчивается. Поскольку осенью на украинском рынке появился еще один игрок с российским LPG в кармане. Это компания "УкрЭнерджи", чьи корни ведут к слегка подзабытому бизнесмену Игорю Макарову (его газотрейдерская корпорация Itera когда-то гремела на всех постсоветских просторах). В начале 2018 г. "УкрЭнерджи" на ура зашла в Украину с казахским ресурсом, которого в стране почти не видели уже несколько лет. С российским сжиженным газом она стартовала в октябре в диапазоне 10 тыс. т в месяц. В ближайшее время ожидается появление еще нескольких операторов, предлагающих газ происхождением из РФ украинским покупателям. Это вроде бы свидетельствует об усилении конкуренции между продавцами, но в реальности не приведет к расширению предложения. В лучшем случае новички заместят те объемы, которые до сих пор реэкспортировались из Беларуси.

Дело в том, что с 1 ноября Россия ввела годичный запрет на экспорт нефтепродуктов, в т. ч. и сжиженного газа, в Беларусь. А это значит, что продавать в Украине российский газ по своим белорусским паспортам наши соседи уже не смогут. Хотя до сих подобное активно практиковалось. Если за первое полугодие 2018 г. в Украину из Беларуси поступило свыше 250 тыс. т LPG, то едва ли не половина из них физически были произведены в России, поставлены в Беларусь и переброшены в Украину. Теперь калитка закрылась. И может получиться так, что в следующем году российская доля в структуре экспорта LPG в Украину подскочит до 70-80%, т. е. до совсем критического показателя. При таком раскладе достаточно какого-либо одного циркуляра от Федеральной таможенной службы, чтобы оперативно организовать дефицит сжиженного газа в Украине.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!