Подробнее Запомнить город


Автогаз и болезни роста

07.12.18
размер текста:

В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.

Бой маржи с тенью

По прогнозам консалтинговой группы "А-95", в 2018 г. потребление автогаза в Украине составит около 1,75 млн т. Это примерно на 10% больше, чем за 2017 г. Сейчас каждый третий литр топлива в Украине, заливаемый в бак авто, – сжиженный газ. В течение всего уходящего года исправно работала классическая ценовая формула: если газ на 50% дешевле бензина, ездить на нем экономически выгоднее. Специфическим индикатором подъема на этом рынке можно считать и активный рост числа нелегальных заправок, торгующих газом. По оценкам президента Нефтегазовой ассоциации Украины Нели Приваловой, по городам и весям уже можно насчитать порядка 1500 таких "бочек".

Самопальные торговцы откусывают маржу от законных трейдеров. И для последних это сегодня главный источник головной боли. Как отмечают эксперты из группы "А-95", несмотря на высокие цены на АЗС, нынешняя маржа торговцев сжиженным газом самая низкая за последние 5 лет – порядка 6 центов на литре, а с вычетом эксплуатационных затрат получается 50-60 коп. чистой прибыли. При таких заработках газовый модуль, если он только не стоит в суперпроливном месте, может окупать себя и все 10 лет. Но бизнесу такой длинный срок неинтересен.

Этим обстоятельством и пользуются хозяева газовых "разливаек". Они не утруждают себя оформлением документов на землепользование и эксплуатацию объектов повышенной опасности, а часто и установкой кассовых аппаратов. Даже демонтаж их оборудования не всегда эффективен. Например, в Киеве за два последних года демонтировали 275 незаконно установленных АГЗС, в Днепре – около 100, но многие из них очень скоро возродились в пригородах. Сейчас в Верховной Раде готовят законопроекты, предлагающие лицензирование розничной торговли сжиженным газом и более строгий учет за хранением и оборотом этого продукта, чтобы он не попадал в тень.

Оторванные от мира

Тем временем где-то в зародыше дремлет и другая угроза, которая может обвалить рынок не слабее, чем нелегальный ритейл. Ресурсная база обеспечения страны сжиженным топливом стоит на более хлипкой почве, чем поставки бензина и ДТ. Дело в том, что примерно 40% LPG, потребляемого в Украине, имеет сегодня российское происхождение. В 2016 и 2017 гг. показатель зашкаливал еще выше – до 55% и 49% соответственно. Но тогда и физические объемы потребления были существенно ниже: в частности, около 1,2 млн т в 2016 г.

Специфика логистики сжиженного газа такова, что порой стоимость транспортных затрат сравнима с закупочной ценой продукта. Поэтому Украине так трудно диверсифицировать источники поставки LPG. С традиционными нефтепродуктами все проще. Например, по дизтопливу доля экспорта из России в 2018 г. также превзошла 30%. Но это исключительно потому, что заработал дешевый трубопроводный маршрут через Беларусь с отгрузкой в Новоград-Волынском. Однако если завтра по каким угодно причинам труба закроется, трейдеры самое большее в течение месяца найдут чем заместить потерю. Со сжиженным газом так не выйдет. Даже несмотря на то что Европу сейчас начинает заливать дешевый американский продукт.

По сравнению с 2012 г. США увеличили отправку сжиженного газа на экспорт в 10 раз. На океанских побережьях Штатов за этот период выросло сразу несколько новых мощных LPG-терминалов. Уже сейчас на рынках Северо-Запада Европы американский газ занимает 22% в общем балансе, потеснив Норвегию, а в Средиземноморье – 25%, наступая на мозоли алжирскому монополисту Sonatrach. Причем в 2019 г. следует ждать нового газового цунами из-за океана, поскольку осенью текущего года Китай решил отказаться от импорта данного топлива из США в ответ на торговые санкции Дональда Трампа. Но Украине из этого ничего не прибудет, поскольку ближайший крупный терминал, где технически возможно приобрести этот ресурс, находится на Балтике в Польше. Транспортировка оттуда в железнодорожных или, тем более в автомобильных, цистернах убивает всю ценовую привлекательность. По крайней мере, до того времени, пока не иссякает поток из России.

Украинские же порты Черного моря все со скрипом могут в месяц принять 50 тыс. т LPG с моря. И это только в теории. Фактически же за проходящий год были зафиксированы лишь единичные заходы газовых танкеров в порты Одессы, Черноморска и Николаева. Суммарно морем приплыло чуть меньше 20 тыс. т ресурса. Эти партии, скорее, можно назвать разведывательными, чем коммерческими. С точки зрения ценообразования морской сжиженный газ в портах Украины проигрывал в цене российскому железнодорожному от 10% и больше. Конечно, если бы в наши гавани заплывали суда-газовозы не на 2-3 тыс. т, а 40-тысячники, ценовую пропорцию можно было бы изменить. Но к приему таких гигантов Одесса со товарищи технологически не готова. Как и отечественные НПЗ и ГПЗ не готовы существенно увеличить собственный выпуск сжиженного газа – под это банально нет нефтяного сырья. В итоге головы украинских трейдеров рефлекторно разворачиваются в российскую сторону.

У критической черты

По предварительным расчетам, в 2018 г. объем закупок сжиженного газа из РФ составит около 500 тыс. т. И это, возможно, еще не предел. Почти полтора года эксклюзивным посредником между "Роснефтью" и украинскими потребителями сжиженного газа выступала компания Proton Energy Нисана Моисеева, который признает, что находится в дружественных отношениях с влиятельным украинским оппозиционным политиком Виктором Медведчуком, но отрицает, что эти отношения имеют деловой характер. На следующий год Proton Energy уже заключила свежие контракты, предусматривающие ежемесячную поставку на украинский рынок около 35-40 тыс. т LPG из России. При этом покупателям она предлагает весьма лояльную цену –/+11 долл./т к цене на границе. Это даже дешевле, чем может себе позволить продавать Речицкий ГПЗ в Беларуси, находящийся менее чем за 100 км от Украины.

Но гордое одиночество для фирмы Н.Моисеева, похоже, заканчивается. Поскольку осенью на украинском рынке появился еще один игрок с российским LPG в кармане. Это компания "УкрЭнерджи", чьи корни ведут к слегка подзабытому бизнесмену Игорю Макарову (его газотрейдерская корпорация Itera когда-то гремела на всех постсоветских просторах). В начале 2018 г. "УкрЭнерджи" на ура зашла в Украину с казахским ресурсом, которого в стране почти не видели уже несколько лет. С российским сжиженным газом она стартовала в октябре в диапазоне 10 тыс. т в месяц. В ближайшее время ожидается появление еще нескольких операторов, предлагающих газ происхождением из РФ украинским покупателям. Это вроде бы свидетельствует об усилении конкуренции между продавцами, но в реальности не приведет к расширению предложения. В лучшем случае новички заместят те объемы, которые до сих пор реэкспортировались из Беларуси.

Дело в том, что с 1 ноября Россия ввела годичный запрет на экспорт нефтепродуктов, в т. ч. и сжиженного газа, в Беларусь. А это значит, что продавать в Украине российский газ по своим белорусским паспортам наши соседи уже не смогут. Хотя до сих подобное активно практиковалось. Если за первое полугодие 2018 г. в Украину из Беларуси поступило свыше 250 тыс. т LPG, то едва ли не половина из них физически были произведены в России, поставлены в Беларусь и переброшены в Украину. Теперь калитка закрылась. И может получиться так, что в следующем году российская доля в структуре экспорта LPG в Украину подскочит до 70-80%, т. е. до совсем критического показателя. При таком раскладе достаточно какого-либо одного циркуляра от Федеральной таможенной службы, чтобы оперативно организовать дефицит сжиженного газа в Украине.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.
07.05.19, Ярослав Ярош
22 апреля Госкомитет по геологии и недрам продал через систему ProZorro 7 лотов на право добычи полезных ископаемых общей стоимостью 143 млн грн. Самые дорогие куски скупили компании, близкие к владельцу крупнейшей украинской сети супермаркетов АТБ Геннадию Буткевичу и немного к министру внутренних дел Арсену Авакову. В корзине их покупок – цирконий, титан, бериллий, графит.
23.04.19, Игорь Воронцов
Проблемы турецкой экономики, а вместе с ними и турецкой металлургии, играют на руку украинским стальным производителям. На фоне падения выплавки в Турции они получили прекрасную возможность увеличить продажи в странах Южной Европы и Ближнего Востока. Конкуренция на этих рынках между украинскими и турецкими металлургами традиционно носит жесткий характер.
19.04.19, Ярослав Ярош
Год спустя после выкупа у российского холдинга Evraz Александр Ярославский завел под единую крышу два своих металлургических актива. Теперь деятельность Днепровского металлургического завода и ГОКа "Сухая Балка" (Кривой Рог) будет координировать управленческая компания DCH Steel Management. Хотя для построения полнокровной горно-металлургической вертикали этого недостаточно. Угледобыча и обогащение руды остаются слабыми звеньями всей конструкции.
12.04.19, Игорь Воронцов
Южнокорейская корпорация Posco, пятый по величине стальной производитель в мире, в начале текущего года объявила об отказе от крупных инвестиций за рубежом, завершив десятилетие активной экспансии на внешних рынках.
09.04.19, Ярослав Ярош
НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укрнафта" начали процесс цивилизованного развода, в финале которого государство должно выйти из акционеров "Укрнафты", а бизнес-группа Игоря Коломойского оформить над ней полный контроль, в т. ч. и де-юре. Переход может затянуться на несколько лет, но первый шаг уже сделан. 28 марта акционеры "Укрнафты" и руководство НАК "Нафтогаз Украины" согласовали механизм взаимного очищения от долгов. Как часто бывает в подобных случаях, в конце многоходовки денег недосчитается бюджет.
03.04.19, Игорь Воронцов
Экологический налог в Украине регулярно повышается, но экологическая обстановка как минимум не становится лучше. Несмотря на уменьшение числа действующих промышленных предприятий, уровень вредных выбросов остается стабильно высоким. Почему так происходит, и что с этим делать?
29.03.19, Ярослав Ярош
За последний год Одесский припортовый завод не удалось ни продать, ни запустить. В начале 2019 г. ОПЗ нашел для себя очередного сомнительного партнера, обещавшего обеспечить предприятие природным газом. Но это партнерство заблокировала НАК "Нафтогаз Украины", которая, возможно, сама готова оформить опеку над припортовым.
25.03.19, Павел Вернивский
В развитых странах доля сектора услуг в ВВП давно доминирует, и промышленность, на первый взгляд, оказалась на вторых ролях, что дало возможность экономистам заявить о вступлении общества в новую стадию – постиндустриальную. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что промышленность никуда не делась, просто косвенно занятые в ней работники де-факто учитываются по другой статье.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!