Клиент всегда неправ: Укрзализныця готовит бизнесу повышение тарифов

Публікації

ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.

По старым рецептам

Нельзя сказать, что кого-то из клиентов "УЗ" – крупных грузоотправителей, удивила или шокировала новая инициатива о повышении грузовых тарифов в 2019 г., озвученная и.о. главы правления "УЗ" Евгением Кравцовым 27 ноября в ходе Инфраструктурного дня в Европейской бизнес-ассоциации.

По его словам, предлагается с 1 февраля 2019 г. поднять тарифы на 16,6% и далее с 1 мая, с 1 августа и с 1 ноября – каждый раз на 2,5%. Само собой разумеется, что в представленной презентации "УЗ" не содержалось оценок влияния от такого повышения на себестоимость продукции у тех же металлургических или цементных предприятий, горнодобывающей промышленности и зернотрейдеров. А она в таком случае ощутимо ухудшится.

Что в свою очередь скажется на показателях экспорта и внутренних продаж – а значит, и на объемах грузоперевозок. Кроме того, это влечет за собой снижение валютных поступлений в страну от экспорта, сокращение налоговых платежей и рабочих мест внутри страны – если украинские производители ухудшат конкурентные позиции на внешних рынках.

Но, как уже отмечалось, в "УЗ" не беспокоятся про общегосударственные интересы. Хотя, казалось бы, там должны понимать значимость влияния железнодорожного транспорта на положение в украинской экономике и тот "эффект домино", который вызовет предложенная так называемая "индексация". Не случайно премьер Владимир Гройсман 31 августа заявил, что "Укрзализныця" должна учитывать состояние экономики страны при планировании тарифов на грузовые ж/д перевозки и вместе с бизнесом искать сбалансированное решение.

Вместо этого все руководители "Укрзализныци" по крайней мере за последние 12 лет почему-то именно повышение тарифов ставят во главу угла в своей деятельности. Такие вопросы, как обновление вагонного парка и локомотивного хозяйства, улучшение производственных показателей и прежде всего оборачиваемости вагонов как мерила операционной эффективности, снижение затрат при закупках путем приведения цен от "космических" к рыночным – почему-то всегда отодвигаются даже не на третий план, а куда-то еще дальше.

Как результат – степень износа подвижного и тягового состава достигла масштабов, угрожающих транспортным коллапсом. Который в общем-то уже и происходит. Тем не менее нынешняя команда "реформаторов" в УЗ во главе с Е.Кравцовым видит свою задачу прежде всего в том, чтобы сделать рост тарифов автоматическим – т.е. внедрить механизм их ежеквартального повышения на величину инфляции цен производителей. И таким образом избежать необходимости подкреплять свои предложения по росту тарифов хоть какими-то экономическими расчетами.

"Это позволяет частным операторам, частным клиентам понимать, какой будет тарифная политика "Укрзализныци" не в следующие три месяца или полгода, а на много лет вперед в соответствии с макроэкономическими показателями", – пояснил глава "УЗ". Т.е. вроде бы все в интересах бизнеса.

Хотя на секундочку: зачем для выполнения финплана улучшать диспетчеризацию, сервисное обслуживание, сокращать простои вагонов и время ремонтов локомотивного парка, уменьшать закупочные цены – одним словом, добиваться снижения своих расходов, если можно просто дождаться выхода очередной сводки Госстата и поднять свои тарифы на указанную там цифру?

Кстати, а почему так не делают те же металлургические предприятия или агрохолдинги – не индексируют цены на стальной прокат и зерно на величину инфляции промпроизводителей? Правильно, потому что тогда их клиенты предпочтут купить продукцию у конкурентов, у которых расценки остались на прежнем уровне.

Ну а поскольку те же горно-обогатительные и металлургические комбинаты не смогут возить железную руду и стальной прокат на грузовых автомобилях – то никуда они не денутся, полагают в "УЗ". Снова-таки игнорируя то обстоятельство, что их клиенты далеко не всегда могут перенести рост транспортных расходов на цену продукции для своих потребителей.

Всем спасибо, все свободны?

Инициатива "УЗ" о ежеквартальном автоматическом повышении тарифов свидетельствует о нежелании ее руководства вести диалог с бизнесом – поскольку сейчас любое повышение тарифов требует обсуждения, учета замечаний и предложений крупных грузоотправителей и получателей.

А они все время настаивают на целевом использовании дополнительных доходов "УЗ", полученных от повышения тарифов. Речь идет о том, чтобы эти "лишние" миллиарды гривен не растворялись в бюджете железнодорожников, словно в бездонной бочке, а использовались под конкретные проекты.

К примеру, сейчас особую актуальность получил вопрос модернизации ж/д перегона "Камыш-Заря – Волноваха", через который идет снабжение сырьем мариупольских металлургических комбинатов им.Ильича и "Азовсталь".

Из-за событий в Керченском проливе велика вероятность того, что логистика по Азовскому морю будет заблокирована либо затруднена – и тогда металлургам необходимо перенаправлять отгрузку готовой продукции на черноморские порты. Сделать это невозможно без расширения пропускной способности участка "Камыш-Заря – Волноваха", иначе Украина теряет 1,5% ВВП из-за снижения загрузки мощностей мариупольских комбинатов.

А железнодорожники, к примеру, могут вместо этого проекта потратить дополнительные миллиарды от автоматической "индексации" на повышение зарплаты и премии руководству. Сделать это гораздо труднее, если в ходе консультаций с бизнесом приходится брать на себя определенные обязательства перед клиентами. Очевидно, что монополисту было бы гораздо приятнее расходовать средства по своему усмотрению – но так не должно быть в принципе.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

20 Грудня 2023

Канада збільшує виробництво залізорудного концентрату

Нафтогаз взяв під контроль всі облгази Фірташа 

У США не голосуватимуть за допомогу Україні в цьому році

Потребу у зовнішній допомозі на наступний рік вдалось зменшити на 3,7 млрд дол

Зеленський сподівається на розблокування українсько-польського кордону

Україна отримає від ЄІБ 100 млн дол на проекти відновлення

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

ВСІ НОВИНИ ⇢