Подробнее Запомнить город


Клиент всегда неправ: Укрзализныця готовит бизнесу повышение тарифов

04.12.18
размер текста:

ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.

По старым рецептам

Нельзя сказать, что кого-то из клиентов "УЗ" – крупных грузоотправителей, удивила или шокировала новая инициатива о повышении грузовых тарифов в 2019 г., озвученная и.о. главы правления "УЗ" Евгением Кравцовым 27 ноября в ходе Инфраструктурного дня в Европейской бизнес-ассоциации.

По его словам, предлагается с 1 февраля 2019 г. поднять тарифы на 16,6% и далее с 1 мая, с 1 августа и с 1 ноября – каждый раз на 2,5%. Само собой разумеется, что в представленной презентации "УЗ" не содержалось оценок влияния от такого повышения на себестоимость продукции у тех же металлургических или цементных предприятий, горнодобывающей промышленности и зернотрейдеров. А она в таком случае ощутимо ухудшится.

Что в свою очередь скажется на показателях экспорта и внутренних продаж – а значит, и на объемах грузоперевозок. Кроме того, это влечет за собой снижение валютных поступлений в страну от экспорта, сокращение налоговых платежей и рабочих мест внутри страны – если украинские производители ухудшат конкурентные позиции на внешних рынках.

Но, как уже отмечалось, в "УЗ" не беспокоятся про общегосударственные интересы. Хотя, казалось бы, там должны понимать значимость влияния железнодорожного транспорта на положение в украинской экономике и тот "эффект домино", который вызовет предложенная так называемая "индексация". Не случайно премьер Владимир Гройсман 31 августа заявил, что "Укрзализныця" должна учитывать состояние экономики страны при планировании тарифов на грузовые ж/д перевозки и вместе с бизнесом искать сбалансированное решение.

Вместо этого все руководители "Укрзализныци" по крайней мере за последние 12 лет почему-то именно повышение тарифов ставят во главу угла в своей деятельности. Такие вопросы, как обновление вагонного парка и локомотивного хозяйства, улучшение производственных показателей и прежде всего оборачиваемости вагонов как мерила операционной эффективности, снижение затрат при закупках путем приведения цен от "космических" к рыночным – почему-то всегда отодвигаются даже не на третий план, а куда-то еще дальше.

Как результат – степень износа подвижного и тягового состава достигла масштабов, угрожающих транспортным коллапсом. Который в общем-то уже и происходит. Тем не менее нынешняя команда "реформаторов" в УЗ во главе с Е.Кравцовым видит свою задачу прежде всего в том, чтобы сделать рост тарифов автоматическим – т.е. внедрить механизм их ежеквартального повышения на величину инфляции цен производителей. И таким образом избежать необходимости подкреплять свои предложения по росту тарифов хоть какими-то экономическими расчетами.

"Это позволяет частным операторам, частным клиентам понимать, какой будет тарифная политика "Укрзализныци" не в следующие три месяца или полгода, а на много лет вперед в соответствии с макроэкономическими показателями", – пояснил глава "УЗ". Т.е. вроде бы все в интересах бизнеса.

Хотя на секундочку: зачем для выполнения финплана улучшать диспетчеризацию, сервисное обслуживание, сокращать простои вагонов и время ремонтов локомотивного парка, уменьшать закупочные цены – одним словом, добиваться снижения своих расходов, если можно просто дождаться выхода очередной сводки Госстата и поднять свои тарифы на указанную там цифру?

Кстати, а почему так не делают те же металлургические предприятия или агрохолдинги – не индексируют цены на стальной прокат и зерно на величину инфляции промпроизводителей? Правильно, потому что тогда их клиенты предпочтут купить продукцию у конкурентов, у которых расценки остались на прежнем уровне.

Ну а поскольку те же горно-обогатительные и металлургические комбинаты не смогут возить железную руду и стальной прокат на грузовых автомобилях – то никуда они не денутся, полагают в "УЗ". Снова-таки игнорируя то обстоятельство, что их клиенты далеко не всегда могут перенести рост транспортных расходов на цену продукции для своих потребителей.

Всем спасибо, все свободны?

Инициатива "УЗ" о ежеквартальном автоматическом повышении тарифов свидетельствует о нежелании ее руководства вести диалог с бизнесом – поскольку сейчас любое повышение тарифов требует обсуждения, учета замечаний и предложений крупных грузоотправителей и получателей.

А они все время настаивают на целевом использовании дополнительных доходов "УЗ", полученных от повышения тарифов. Речь идет о том, чтобы эти "лишние" миллиарды гривен не растворялись в бюджете железнодорожников, словно в бездонной бочке, а использовались под конкретные проекты.

К примеру, сейчас особую актуальность получил вопрос модернизации ж/д перегона "Камыш-Заря – Волноваха", через который идет снабжение сырьем мариупольских металлургических комбинатов им.Ильича и "Азовсталь".

Из-за событий в Керченском проливе велика вероятность того, что логистика по Азовскому морю будет заблокирована либо затруднена – и тогда металлургам необходимо перенаправлять отгрузку готовой продукции на черноморские порты. Сделать это невозможно без расширения пропускной способности участка "Камыш-Заря – Волноваха", иначе Украина теряет 1,5% ВВП из-за снижения загрузки мощностей мариупольских комбинатов.

А железнодорожники, к примеру, могут вместо этого проекта потратить дополнительные миллиарды от автоматической "индексации" на повышение зарплаты и премии руководству. Сделать это гораздо труднее, если в ходе консультаций с бизнесом приходится брать на себя определенные обязательства перед клиентами. Очевидно, что монополисту было бы гораздо приятнее расходовать средства по своему усмотрению – но так не должно быть в принципе.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
16.09.19, Игорь Воронцов
Первое заседание рабочей группы по вопросам ренты на добычу железной руды, которое состоялось 12 сентября в комитете Верховной Рады по налоговой и таможенной политике, выявило ключевые разногласия между представителями бизнеса и авторами скандального законопроекта №1210.
11.09.19, Игорь Воронцов
Украина ранее уже потеряла позиции в высокотехнологичных отраслях, утратив статус развитой индустриальной державы. Теперь предлагается уничтожить еще и горнодобывающую промышленность, на которой во многом базируется вся экономика страны. Соответствующие инициативы содержатся в законопроекте №1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Автором документа является председатель комитета Верховной Рады по налоговой политике Даниил Гетманцев.
06.09.19, Ярослав Ярош
Польский металлургический комбинат Huta Czestochowa почти 15 лет принадлежал украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса". Но уже в ближайшее время он сменит владельца. И это станет концом целой польской эпохи в истории "ИСД". В общем, не очень успешной эпохи. За последние годы "ИСД" растерял весь пакет своих польских активов. Huta Czestochowa оставалась последней фамильной ценностью, но и она уже долгое время балансировала на грани банкротства. Продан комбинат будет в 5 с лишним раза дешевле, чем Сергей Тарута с партнерами купили его в 2005 г.
02.09.19, Василий Январев
После перезагрузки всех ветвей власти у Украины расширяется "окно возможностей" для диалога с США, в том числе и по промышленным вопросам. Как ожидается, президент Владимир Зеленский осенью может провести ряд встреч с американским лидером Дональдом Трампом. Поэтому украинские металлурги уже обратились к главе государства с просьбой поднять вопрос о замене 25%-ной пошлины на квоты.
09.08.19, Ярослав Ярош
Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.
29.07.19, Ярослав Ярош
На закате своей каденции кабинет Владимира Гройсмана целых два раза сделал хорошо национальной компании "Энергоатом". Он присоединил к ней Восточный горно-обогатительный комбинат, занимающийся добычей урановой руды. И одобрил инвестиционный проект расширения производственных мощностей Новоконстантиновской шахты в Кировоградской области. В случае его реализации добычу урана в Украине можно будет удвоить в 2021 г.
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!