Подробнее Запомнить город


Если CIB станцует сальсу

30.11.18
размер текста:

Экспансия в Латинскую Америку, анонсированная председателем турецкой ассоциации экспортеров стали CIB Аднаном Асланом в начале ноября на отраслевой конференции Alacero в Колумбии, сыграла бы на руку украинским металлургам. Это хотя бы немного сняло напряжение там, где их интересы пересекаются в борьбе за сбыт, т.е. в ЕС и на Ближнем Востоке.

Вот только, скорее всего, планы CIB удвоить годовой экспорт в ЛА надо рассматривать как финт – ложное движение, призванное отвлечь внимание от действительного направления потоков турецкой стали. Между тем статистические данные показывают, что турецкие металлурги в последнее время успешно поддавливают украинских конкурентов на основных рынках сбыта – в ЕС и на Ближнем Востоке.

За сентябрь импорт горячекатаного рулонного проката в ЕС взлетел на 53% к тому же месяцу 2017 г., до 565 331 т, по данным ассоциации Eurofer. Из них 36,4% пришлось на турецкую продукцию, прирост поставок в годовом сравнении составил 67%. При этом на ввоз г/к рулонов из Украины действует фиксированная антидемпинговая пошлина в размере 60,5 евро/т, введенная Еврокомиссией в октябре 2017 г.

Очевидно, что, имея такую ценовую фору перед украинскими коллегами, турецкие металлурги чувствуют себя на европейском рынке более чем вольготно. Точно так же очевидно, что ситуация имеет политическую подоплеку: война в Сирии продолжается и Турция остается главным заградительным барьером на пути миллионов беженцев в ЕС.

И, конечно же, усилия Реджеба Эрдогана по их сдерживанию требуют материального поощрения со стороны официального Брюсселя. Так что вряд ли призывы Eurofer расширить географию защитных мер по г/к рулону будут услышаны еврочиновниками. Впрочем, искать новые площадки сбыта членам CIB все же приходится – после того, как Дональд Трамп в начале августа повысил для них ввозную пошлину с 25% до 50%, по сути закрыв доступ на рынок США.

Наряду с г/к рулоном наиболее значимым экспортным продуктам для CIB является арматура. По итогам сентября ее экспорт показал скромный прирост – всего на 3% в годовом сравнении, до 508 тыс. т. Удержать и даже увеличить поставки удалось благодаря новым направлениям, прежде всего в Сингапур – на 260,04%, до 144 тыс. т, или 28% от всего экспорта за обозреваемый период.

Кроме того, отгрузки в Израиль повысились на 18,28%, до 57 тыс. т, в Йемен – на 63,13%, до 48 тыс. т. Суммарно это дало еще 21% внешнего сбыта по арматуре. Но при этом надо учитывать, что внезапно открытое "окно возможностей" порой имеет свойство точно так же внезапно закрываться. Так, в конце ноября стало известно о начале антидемпингового расследования относительно турецкой арматуры в Австралии.

До сих пор эта страна не числилась среди традиционных потребителей турецкого проката – но, видимо, поставки туда без лишнего шума наращивались в рамках поиска новых рынков. Да так стремительно, что это вызвало ответную реакцию сначала местных производителей в лице Liberty OneSteel, а потом и властей страны.

Тем не менее успехи в Азиатско-Тихоокеанском регионе, казалось бы, делают реалистичным расширение и на латиноамериканском рынке: в обоих случаях основным конкурентом для членов CIB там выступают китайцы, да и логистика по расстоянию примерно сопоставима.

Однако на самом деле даже если годовой стальной экспорт из Турции в ЛА возрастет до обещанных 1,2 млрд долл. с прежних 590 млн долл. – это не так много по сравнению с 31 млрд долл. общего объема регионального импорта в денежном эквиваленте. Если точнее, то всего 3,9%. Тем более если учесть среднегодовое повышение стальных цен на 35-40%: в таком случае прирост турецких поставок в физических объемах окажется еще скромнее.

Следует принять во внимание и способность стран региона к защите внутреннего рынка: начиная с 2017 г. антидемпинговые расследования по китайской стальной продукции проводили Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили и Перу. В одной только Бразилии, одной из наиболее мощных экономик в ЛА, за 5 лет в отношении металлургов КНР проведено 14 расследований, по итогам которых введены заградительные пошлины.

Кстати, они с 2013 г. распространяются и на толстолистовой прокат из Украины. Так что тешить себя иллюзиями относительно открытости тамошнего рынка никому не стоит – в том числе и CIB. Правда, А.Аслан на конференции Alacero и не упоминал эти страны, говоря о перспективах турецкой экспансии. В его выступлении речь шла о Панаме, Колумбии и Кубе. Но эти страны не являются драйверами региональной экономики – и, соответственно, крупными потребителями стальной продукции.

По итогам I полугодия в нынешнем году стальное потребление в ЛА составило 33,5 млн т, из них 12,933 млн т пришлось на Мексику, 9,411 млн т – на Бразилию и 2,353 млн – на Аргентину. Суммарно на тройку лидеров пришлось 73,7% регионального спроса на сталь. Так что задекларированные намерения CIB в обозримом будущем увеличить присутствие в ЛА с 3% до 12% от всего стального импорта в денежном эквиваленте выглядят не слишком реалистично.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!