Подробнее Запомнить город


Если CIB станцует сальсу

30.11.18
размер текста:

Экспансия в Латинскую Америку, анонсированная председателем турецкой ассоциации экспортеров стали CIB Аднаном Асланом в начале ноября на отраслевой конференции Alacero в Колумбии, сыграла бы на руку украинским металлургам. Это хотя бы немного сняло напряжение там, где их интересы пересекаются в борьбе за сбыт, т.е. в ЕС и на Ближнем Востоке.

Вот только, скорее всего, планы CIB удвоить годовой экспорт в ЛА надо рассматривать как финт – ложное движение, призванное отвлечь внимание от действительного направления потоков турецкой стали. Между тем статистические данные показывают, что турецкие металлурги в последнее время успешно поддавливают украинских конкурентов на основных рынках сбыта – в ЕС и на Ближнем Востоке.

За сентябрь импорт горячекатаного рулонного проката в ЕС взлетел на 53% к тому же месяцу 2017 г., до 565 331 т, по данным ассоциации Eurofer. Из них 36,4% пришлось на турецкую продукцию, прирост поставок в годовом сравнении составил 67%. При этом на ввоз г/к рулонов из Украины действует фиксированная антидемпинговая пошлина в размере 60,5 евро/т, введенная Еврокомиссией в октябре 2017 г.

Очевидно, что, имея такую ценовую фору перед украинскими коллегами, турецкие металлурги чувствуют себя на европейском рынке более чем вольготно. Точно так же очевидно, что ситуация имеет политическую подоплеку: война в Сирии продолжается и Турция остается главным заградительным барьером на пути миллионов беженцев в ЕС.

И, конечно же, усилия Реджеба Эрдогана по их сдерживанию требуют материального поощрения со стороны официального Брюсселя. Так что вряд ли призывы Eurofer расширить географию защитных мер по г/к рулону будут услышаны еврочиновниками. Впрочем, искать новые площадки сбыта членам CIB все же приходится – после того, как Дональд Трамп в начале августа повысил для них ввозную пошлину с 25% до 50%, по сути закрыв доступ на рынок США.

Наряду с г/к рулоном наиболее значимым экспортным продуктам для CIB является арматура. По итогам сентября ее экспорт показал скромный прирост – всего на 3% в годовом сравнении, до 508 тыс. т. Удержать и даже увеличить поставки удалось благодаря новым направлениям, прежде всего в Сингапур – на 260,04%, до 144 тыс. т, или 28% от всего экспорта за обозреваемый период.

Кроме того, отгрузки в Израиль повысились на 18,28%, до 57 тыс. т, в Йемен – на 63,13%, до 48 тыс. т. Суммарно это дало еще 21% внешнего сбыта по арматуре. Но при этом надо учитывать, что внезапно открытое "окно возможностей" порой имеет свойство точно так же внезапно закрываться. Так, в конце ноября стало известно о начале антидемпингового расследования относительно турецкой арматуры в Австралии.

До сих пор эта страна не числилась среди традиционных потребителей турецкого проката – но, видимо, поставки туда без лишнего шума наращивались в рамках поиска новых рынков. Да так стремительно, что это вызвало ответную реакцию сначала местных производителей в лице Liberty OneSteel, а потом и властей страны.

Тем не менее успехи в Азиатско-Тихоокеанском регионе, казалось бы, делают реалистичным расширение и на латиноамериканском рынке: в обоих случаях основным конкурентом для членов CIB там выступают китайцы, да и логистика по расстоянию примерно сопоставима.

Однако на самом деле даже если годовой стальной экспорт из Турции в ЛА возрастет до обещанных 1,2 млрд долл. с прежних 590 млн долл. – это не так много по сравнению с 31 млрд долл. общего объема регионального импорта в денежном эквиваленте. Если точнее, то всего 3,9%. Тем более если учесть среднегодовое повышение стальных цен на 35-40%: в таком случае прирост турецких поставок в физических объемах окажется еще скромнее.

Следует принять во внимание и способность стран региона к защите внутреннего рынка: начиная с 2017 г. антидемпинговые расследования по китайской стальной продукции проводили Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили и Перу. В одной только Бразилии, одной из наиболее мощных экономик в ЛА, за 5 лет в отношении металлургов КНР проведено 14 расследований, по итогам которых введены заградительные пошлины.

Кстати, они с 2013 г. распространяются и на толстолистовой прокат из Украины. Так что тешить себя иллюзиями относительно открытости тамошнего рынка никому не стоит – в том числе и CIB. Правда, А.Аслан на конференции Alacero и не упоминал эти страны, говоря о перспективах турецкой экспансии. В его выступлении речь шла о Панаме, Колумбии и Кубе. Но эти страны не являются драйверами региональной экономики – и, соответственно, крупными потребителями стальной продукции.

По итогам I полугодия в нынешнем году стальное потребление в ЛА составило 33,5 млн т, из них 12,933 млн т пришлось на Мексику, 9,411 млн т – на Бразилию и 2,353 млн – на Аргентину. Суммарно на тройку лидеров пришлось 73,7% регионального спроса на сталь. Так что задекларированные намерения CIB в обозримом будущем увеличить присутствие в ЛА с 3% до 12% от всего стального импорта в денежном эквиваленте выглядят не слишком реалистично.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!