Подробнее Запомнить город


Меморандум взаимоНЕпонимания

11.11.08
размер текста:

10 октября 2008 между правительством Украины и менеджментом крупнейших отечественных ГМК-компаний был подписан так называемый Меморандум взаимопонимания. И хотя этот документ вряд ли войдет в историю как пример сверхэффективного взаимодействия государства и частного бизнеса, первый реальный шаг к преодолению системного отраслевого кризиса сделан. Насколько он окажется судьбоносным, покажет ближайшее будущее, а мы попробуем без лишних эмоций проанализировать данный документ на предмет потенциальной эффективности заложенных в него конкретных мероприятий.

Последним примером эффективной государственной отраслевой политики может служить "экономический эксперимент", проведенный на предприятиях ГМК в 1999-2002 годах. Тогда для 67 предприятий отрасли законодательно были созданы благоприятные условия (преимущественно фискальные льготы) для преодоления кризисного состояния. И эти действия оправдали себя на все 100%. Более того, многие эксперты считают, что только благодаря "эксперименту" отечественный ГМК смог сохранить в те годы конкурентоспособность и мы не потеряли эту группу отраслей. Но при этом нельзя забывать, что на внешнем рынке многие инициативы "эксперимента" трактовались как преференции предприятиям отдельной отрасли и стали основанием к возбуждению ряда антидемпинговых, компенсационных и прочих расследований против украинской продукции.

Подписанный Меморандум взаимопонимания (как и прочие меморандумы, универсалы и т. п.) – документ скорее декларативный, чем конкретный. Этим он принципиально и отличается от нормативного акта. Текст меморандума оставляет возможность каждой из сторон в любой момент заявить о невыполнении партнером каких-либо обязательств (благо у тех и других их предостаточно) и в одностороннем порядке выйти из временной "коалиции" государства и бизнеса.
И в этой связи сразу обращает на себя внимание перечень социальных обязательств горняков и металлургов: сохранение рабочих мест и заработной платы, согласование всех действий с профсоюзами. Промышленники делают вид, что они реально выполнят эти обязательства, правительство – что верит им. Хотя и те и другие не могут не понимать, что возможности компаний финансировать социальные гарантии напрямую зависят от объемов выручки от реализации продукции, которая на многих предприятиях сократилась в разы. А отдельные комбинаты вообще приостановили свою производственную деятельность на неопределенный период. Смогут ли такие предприятия долгое время выплачивать зарплату многотысячному персоналу в прежнем объеме? Ведь количество рабочих мест и размер заработной платы жестко привязаны к объемам производства и производительности труда. Поэтому только улучшение ценовой конъюнктуры на рынках продукции ГМК может гарантировать работникам предприятий отрасли какую-то уверенность в завтрашнем дне.

Настораживает также обязательство "ускорить завершение переговорного процесса с владельцами сырья, ферросплавов и топливных ресурсов по поводу реализации на внутреннем рынке продукции по цене не выше мировой" и связанные с этим процедуры регистрации и декларирования цен на продукцию ГМК. Регулирование ценообразования на всех товарных рынках относится к исключительной компетенции антимонопольного органа, который располагает профессиональными специалистами в этой сфере. Вмешательство правительства в указанные процессы является недопустимым даже во время кризисных явлений на отдельных рынках, поскольку подрывает основополагающие принципы рыночной экономики. Мы уже наблюдали, чем могут окончиться подобные действия на примере бензиновых, сахарных и зерновых кризисов, когда, казалось бы, благие намерения Кабмина приводили к обратному эффекту.

Отдельные вопросы вызывает обязанность металлургов приобретать весь необходимый объем коксующихся углей у ГП "Уголь Украины" по ценам, привязанным к динамике цен на металлопродукцию. Во-первых, отечественные коксующиеся угли отличаются неудовлетворительными качественными характеристиками по сравнению с аналогами зарубежного производства. Поэтому не каждое металлургическое предприятие может без риска для качества своего конечного продукта использовать указанное сырье в своих технологических процессах. Во-вторых, рынки металлургического сырья и металлопродукции – это хоть и смежные, но все же абсолютно разные рынки, живущие по отдельным законам. Исходя из этого, цены на коксующиеся угли для внутреннего рынка должны определяться на основе импортного паритета. Другими словами, для предприятий должно быть экономически нецелесообразно (с учетом расходов на доставку) приобретать уголь по импорту, если есть предложение на внутреннем рынке продукта сопоставимого качества по конкурентоспособной цене.

Следует признать, что в тексте меморандума есть и абсолютно обоснованные потенциально эффективные мероприятия. В первую очередь, развитие внутреннего рынка металлопотребления. Учитывая, что свыше 75% металлопродукции экспортируется, снижение зависимости от конъюнктуры внешнего рынка – едва ли не единственная возможность эффективно противодействовать не только текущему кризису, но и всем последующим тоже. Но решать эту проблему нужно не путем "внедрения балансов производства и потребления продукции металлургических предприятий всеми металлопотребляющими отраслями экономики", а за счет формирования госзаказа и прямого государственного финансирования таких необходимых нашей стране крупных инфраструктурных проектов, в том числе и под эгидой Евро-2012.

Похвально и намерение Кабмина хоть как-то "успокоить" разбушевавшиеся тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом. В текущем году по отдельным направлениям и грузам они уже и так выросли более чем вдвое. Но зная безудержные аппетиты нынешнего министра транспорта и связи Винского (по сравнению с которым даже "покаявшийся" экс-министр Рудьковский просто невинный ребенок), можно смело предположить, что Минтранс найдет подходящую "лазейку", чтобы каким-либо иным способом вернуть утраченные позиции в доселе весьма успешной борьбе с ГМК.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, – это потенциально коррупционная схема предоставления государством кредитных ресурсов "по минимальным ставкам платы за пользование ими на развитие и решение проблемных вопросов предприятий горно-металлургического комплекса и смежных отраслей экономики". Очень хочется верить, что за реализацией данной инициативы будет установлен надлежащий контроль, способный обеспечить целевое использование выделяемых средств.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
17:02 | 11.11.2008
Пидсвидомисть
Снова ИСД с Миталлом победили! Браво советнику Гайдуку... красиво развел Ю.В.

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!