Подробнее Запомнить город


Меморандум взаимоНЕпонимания

11.11.08
размер текста:

10 октября 2008 между правительством Украины и менеджментом крупнейших отечественных ГМК-компаний был подписан так называемый Меморандум взаимопонимания. И хотя этот документ вряд ли войдет в историю как пример сверхэффективного взаимодействия государства и частного бизнеса, первый реальный шаг к преодолению системного отраслевого кризиса сделан. Насколько он окажется судьбоносным, покажет ближайшее будущее, а мы попробуем без лишних эмоций проанализировать данный документ на предмет потенциальной эффективности заложенных в него конкретных мероприятий.

Последним примером эффективной государственной отраслевой политики может служить "экономический эксперимент", проведенный на предприятиях ГМК в 1999-2002 годах. Тогда для 67 предприятий отрасли законодательно были созданы благоприятные условия (преимущественно фискальные льготы) для преодоления кризисного состояния. И эти действия оправдали себя на все 100%. Более того, многие эксперты считают, что только благодаря "эксперименту" отечественный ГМК смог сохранить в те годы конкурентоспособность и мы не потеряли эту группу отраслей. Но при этом нельзя забывать, что на внешнем рынке многие инициативы "эксперимента" трактовались как преференции предприятиям отдельной отрасли и стали основанием к возбуждению ряда антидемпинговых, компенсационных и прочих расследований против украинской продукции.

Подписанный Меморандум взаимопонимания (как и прочие меморандумы, универсалы и т. п.) – документ скорее декларативный, чем конкретный. Этим он принципиально и отличается от нормативного акта. Текст меморандума оставляет возможность каждой из сторон в любой момент заявить о невыполнении партнером каких-либо обязательств (благо у тех и других их предостаточно) и в одностороннем порядке выйти из временной "коалиции" государства и бизнеса.
И в этой связи сразу обращает на себя внимание перечень социальных обязательств горняков и металлургов: сохранение рабочих мест и заработной платы, согласование всех действий с профсоюзами. Промышленники делают вид, что они реально выполнят эти обязательства, правительство – что верит им. Хотя и те и другие не могут не понимать, что возможности компаний финансировать социальные гарантии напрямую зависят от объемов выручки от реализации продукции, которая на многих предприятиях сократилась в разы. А отдельные комбинаты вообще приостановили свою производственную деятельность на неопределенный период. Смогут ли такие предприятия долгое время выплачивать зарплату многотысячному персоналу в прежнем объеме? Ведь количество рабочих мест и размер заработной платы жестко привязаны к объемам производства и производительности труда. Поэтому только улучшение ценовой конъюнктуры на рынках продукции ГМК может гарантировать работникам предприятий отрасли какую-то уверенность в завтрашнем дне.

Настораживает также обязательство "ускорить завершение переговорного процесса с владельцами сырья, ферросплавов и топливных ресурсов по поводу реализации на внутреннем рынке продукции по цене не выше мировой" и связанные с этим процедуры регистрации и декларирования цен на продукцию ГМК. Регулирование ценообразования на всех товарных рынках относится к исключительной компетенции антимонопольного органа, который располагает профессиональными специалистами в этой сфере. Вмешательство правительства в указанные процессы является недопустимым даже во время кризисных явлений на отдельных рынках, поскольку подрывает основополагающие принципы рыночной экономики. Мы уже наблюдали, чем могут окончиться подобные действия на примере бензиновых, сахарных и зерновых кризисов, когда, казалось бы, благие намерения Кабмина приводили к обратному эффекту.

Отдельные вопросы вызывает обязанность металлургов приобретать весь необходимый объем коксующихся углей у ГП "Уголь Украины" по ценам, привязанным к динамике цен на металлопродукцию. Во-первых, отечественные коксующиеся угли отличаются неудовлетворительными качественными характеристиками по сравнению с аналогами зарубежного производства. Поэтому не каждое металлургическое предприятие может без риска для качества своего конечного продукта использовать указанное сырье в своих технологических процессах. Во-вторых, рынки металлургического сырья и металлопродукции – это хоть и смежные, но все же абсолютно разные рынки, живущие по отдельным законам. Исходя из этого, цены на коксующиеся угли для внутреннего рынка должны определяться на основе импортного паритета. Другими словами, для предприятий должно быть экономически нецелесообразно (с учетом расходов на доставку) приобретать уголь по импорту, если есть предложение на внутреннем рынке продукта сопоставимого качества по конкурентоспособной цене.

Следует признать, что в тексте меморандума есть и абсолютно обоснованные потенциально эффективные мероприятия. В первую очередь, развитие внутреннего рынка металлопотребления. Учитывая, что свыше 75% металлопродукции экспортируется, снижение зависимости от конъюнктуры внешнего рынка – едва ли не единственная возможность эффективно противодействовать не только текущему кризису, но и всем последующим тоже. Но решать эту проблему нужно не путем "внедрения балансов производства и потребления продукции металлургических предприятий всеми металлопотребляющими отраслями экономики", а за счет формирования госзаказа и прямого государственного финансирования таких необходимых нашей стране крупных инфраструктурных проектов, в том числе и под эгидой Евро-2012.

Похвально и намерение Кабмина хоть как-то "успокоить" разбушевавшиеся тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом. В текущем году по отдельным направлениям и грузам они уже и так выросли более чем вдвое. Но зная безудержные аппетиты нынешнего министра транспорта и связи Винского (по сравнению с которым даже "покаявшийся" экс-министр Рудьковский просто невинный ребенок), можно смело предположить, что Минтранс найдет подходящую "лазейку", чтобы каким-либо иным способом вернуть утраченные позиции в доселе весьма успешной борьбе с ГМК.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, – это потенциально коррупционная схема предоставления государством кредитных ресурсов "по минимальным ставкам платы за пользование ими на развитие и решение проблемных вопросов предприятий горно-металлургического комплекса и смежных отраслей экономики". Очень хочется верить, что за реализацией данной инициативы будет установлен надлежащий контроль, способный обеспечить целевое использование выделяемых средств.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!