Подробнее Запомнить город


Свободная торговля с восточным креном

28.11.18
размер текста:

Подписание договоров о режиме свободной торговли с ЕС (в 2016 г.) и Канадой (в 2017 г.) способствовало росту товарооборота между Украиной и этими партнерами, хотя и не снесло до основания все торговые барьеры. Теперь в Киеве готовы сделать подобный шаг и в восточном направлении. Точнее два шага. Договор о ЗСТ с Турцией уже почти готов, а с Китаем – только на начальной переговорной стадии. Однако ожидания относительно выгодности новых зон неоднозначные.

Турция – горячо

В начале ноября во время встречи в Стамбуле президенты Украины и Турции говорили о том, чтобы подписать договор о свободной торговле еще до конца 2018 г. Незадолго до этого первый вице-премьер Степан Кубив заявлял, что список товарных позиций, на который будет распространятся свободный режим, согласован на 90%. Однако, не стоит опережать события. В 2016 г. Порошенко и Эрдоган при встрече также утверждали, что документ о ЗСТ почти на выходе.

Сейчас, по словам украинского президента, несогласованными остается ряд товарных позиций в текстильной промышленности и сельском хозяйстве. А вот в черной металлургии все нестыковки уже вроде как сняты. Согласно правительственным источникам в Анкаре, на которые ссылаются, турецкие медиа, металлопродукция не будет полностью вынесена за скобки соглашения. Однако от украинских экспортеров, вероятно, потребуют взять на себя некие добровольные ограничения. Насколько они будут приемлемыми для отечественных сталепроизводителей, покажут детали. Хотя хуже вряд ли станет. После того, как Турция в октябре решила применять 25-процентную пошлину на плоский и сортовой прокат, прутки, нержавейку, трубы, профили и др., некоторые из наших экспортных позиций (особенно арматура и катанка) рискуют стать невъездными.

В 2017 г. Украина поставила в Турцию 1,63 млн тонн проката на 680 млн долл. В текущем году примерно те же 1,6 млн т были проданы за 9 месяцев. Но теперь более 30% этого экспорта попало под ограничения. Правда, пока что решение считается промежуточным, и 25% пошлины будет взиматься только после превышения установленных турецким правительством квот. Месяц спустя после объявления защитных мер квоты были выбраны лишь на 6,4-11,7% (по разным товарным группам). Но все равно ходить под таким дамокловым мечом неприятно. Во-первых, нет полной уверенности в том, что через 200 дней квоты рассосутся, а пошлины останутся. Во-вторых, ситуация на внутреннем рынке Турции может оживиться. Это сейчас там царят упаднические настроения и слабый спрос, вызванный резким ухудшением общей экономической ситуации в стране во второй половине 2018 г.

Соответственно украинский сектор ГМК с осторожным оптимизмом ждет подписания ЗСТ с Анкарой. Ведь в структуре отечественного экспорта на рынок Турции более 40% занимают черные металлы. Против 4% с турецкой стороны. Второй крайне заинтересованный блок – это аграрии. Однако у них настроения более тревожные и смешанные. С одной стороны, в прошлом году на турецкий рынок пролилось украинское зерно. Прирост экспорта в этой товарной группе составил невероятные 1420% за год. С другой – большинство продукции АПК на турецком берегу налетает на глухую тарифную защиту. По данным управляющего партнера консалтинговой компании WDD Group Виталия Кузьмина, там уровень тарифной защиты в 4 раза выше, чем в Украине: 42,7% против 9,5%. Поэтому комментируя в издании "Зеркало недели" потенциальные риски и выгоды подписания договора о ЗСТ с Турцией, он высказывает опасения, что Анкара пытается обхитрить Киев, а создание зоны может привести к уменьшению нашего позитивного сальдо в торговле, а возможно, и к его превращению в негативное.

Впрочем, сгущать краски преждевременно. Сегодняшнее состояние торговли с одним из крупнейших из своих партнеров вполне приемлемо для Украины, а то, что Турция стремится выровнять баланс вполне ожидаемо. Ведь по итогам 2017 г. двустороннее торговое сальдо экспорта-импорта составило 1,26 млрд долл. в пользу Украины. Три года назад этот разрыв был еще шире – почти 2 млрд долл. Как видим, Турции немного удалось поправить свое положение, но вряд ли ее устраивает нынешний статус-кво. Она постоянно будет стремиться к паритетному сальдо. Но вместе с тем, обе страны декларируют взаимное желание удвоить или даже утроить товарооборот, чтобы места на рынках хватило большему количеству производителей. По итогам прошлого года, увеличение товарооборота составило примерно 20%, достигнув 3,78 млрд долл. В 2018-м ожидается преодоление 4-миллиардного рубежа. Однако стороны ориентируются на более масштабные цифры. "Наша цель к 2023 г. выйти на товарооборот в 10 млрд долл.", - заявил в ноябре замминистра торговли Турции Йилмаз Батур.

Также не стоит выпускать из внимания и торговый обмен услугами. В это сфере неоспоримое преимущество имеет Турция, как одно из любимейших мест отдыха украинских туристов. В прошлом году эта теплая страна предоставила Украине услуг на 357,5 млн долл., а получила в 2 раза меньше. При этом более 70% в структуре турецкого сервисного экспорта приходилось на туристическое обслуживание украинцев. В 2018 г. турпоток из Украины, по подсчетам операторов отрасли, вырос еще на 15-17%.

Китай – прохладно

Если споры о параметрах свободной зоны в торговле между Украиной и Турцией – это разговор двух более-менее равных партнеров, то в отношениях с Китаем имеют место совершенно разные весовые категории. КНР обладает второй по величине экономикой в мире. Украинский ВВП в 100 раз меньше китайского. Начинать с Поднебесной игру в ЗСТ – смелая, но рисковая идея. И в мире не так уж много желающих в эту игру сыграть. Сегодня у Китая подписаны соглашения о свободной торговле с 16 странами. В большинстве случаев – это близлежащие государства. Самое крупное из них Австралия. В Европе нашлось пока только три отважных – Исландия, Швейцария и Грузия. Значительно больше стран в настоящее время применяет разного плана защитные меры против наплыва китайских товаров. А США при президенте Дональде Трампе вообще развернули против Китая настоящую торговую войну.

В таком глобальном контексте Киеву вряд ли стоит спешить демонстрировать открытость. И все же в начале ноября, пребывая с визитом в Пекине, первый вице-премьер и министр экономики Украины Степан Кубив предложил начать совместные консультации об условиях создания зоны свободной торговли между двумя странами. Конечно, от первых консультаций до подписания итогового соглашения могут пройти годы. Но стоило ли давать Пекину дополнительную зацепку, за которую он сможет ухватиться. Вернувшись домой, Степан Кубив попытался обосновать свою позицию, лично подписав колонку «Китай в фокусе украинской торговой политики» на сайте "Экономическая правда". Однако аргументы первого вице-премьера сложно назвать железобетонными.

Они сводятся к тому, что было бы ошибкой не развивать отношения с игроком, имеющим глобальное влияние в мировой экономике и огромную емкость рынка внутреннего потребления. В частности, до 2023 г. в Китае ожидают рост импорта товаров до уровня 8 трлн долл. в год. Украине тоже хотелось бы получить долю от этой астрономической суммы. И как считает первый вице-премьер, за 5 лет реально увеличить украинско-китайский товарооборот до 20 млрд долл. (сейчас он приближается к 8 млрд USD). Но выиграют ли от этого потенциального роста национальное производители?

Пока что ситуация складывается для них не лучшим образом, поскольку сальдо Украины во взаимной торговле с Китаем традиционно имеет минусовое значение: в 2016 г. было -2,9 млрд долл., в 2017-м – -3,6 млрд долл., за восемь месяцев 2018-го – уже -3,2 млрд долл. В текущем году экспорт украинских товаров в Китай вырос меньше, чем на 1%, зато импорт в обратном направлении увеличился почти на 30%. За счет чего Министерство экономики и развития торговли Украины развернет тенденцию вспять, особенно в условиях свободной торговли, - четкого ответа нет.

Сейчас основу украинского экспорта в Китай составляет железорудное сырье. В 2017 г., по данным Государственной фискальной службы, в КНР отправлено руды более чем на 720 млрд долл. На эту позицию приходится более 40% от всех экспортных отгрузок китайским покупателям. И это серьезный перекос. Поэтому искать другие экспортные альтернативы – злободневное задание, в т. ч. и для правительства. Но выполняется оно пока на «троечку». Относительным успехом можно считать выход на китайский рынок украинской "молочки". С прошлого года уже 27 украинских предприятий имеют право поставлять в КНР молокопродукты, в т. ч. сыры, детское питание, сухое молоко и сыворотку. Позитивные сдвиги есть и в экспорте некоторых других пищевых продуктов (например, говядины, шрота), а также зерновых (прежде всего, кукурузы и ячменя). Суммарно экспорт по всем товарным статьям АПК даже немного перекрывает показатель по ЖРС. Но вот в других отраслях - пока штиль. Имеются отдельные контракты, но нет устойчивого тренда к росту экспорта. И вряд ли ЗСТ – именно то лекарство, которого не хватает.

Ведь сегодня Украина гораздо больше озабочена защитой своих рынков от китайского импорта, чем наоборот. КНР фактически не прибегает к каким-то дополнительным тарифным ограничениям на импорт из Украины помимо тех, что применяет к товарам из других стран. И в то же время министерство Кубива уже применяет санкции или ведет антидемпинговые расследования против целого ряда товаров из Китая (речь, в частности, о шприцах, медицинских резиновых пробках, электролампочках, коррозионностойком прокате, бесшовных трубах, метизах и т. п.). Очевидно, результатом ЗСТ должен был бы стать отказ от подобных мер. Поэтому не самый худший вариант, если консультации о соглашении между Киевом и Пекином будут тянуться как можно дольше.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!