Подробнее Запомнить город


Индийский ажиотаж: Миттал обошел всех

08.11.18
размер текста:

Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal стал главным претендентом на покупку обанкротившейся компании Essar Steel, четвертого по величине игрока на индийском рынке, обладающего мощностями по выплавке 10 млн тонн стали в год.

Рекордная сделка

Комитет кредиторов Essar Steel 21 октября отдал предпочтение группе британского миллиардера Лакшми Миттала после того, как она согласилась выплатить 1,01 млрд долл. задолженности в связанных компаниях Uttam Galva Steels и KSS Petron – в дополнение к 5,8 млрд долл. непосредственно за активы Essar.

Главный конкурент, консорциум Numetal, включающий российский госбанк ВТБ и индийскую корпорацию JSW Steel, был готов заплатить 5,1 млрд долл. Чуть меньше предложила индийская группа Vedanta, которая до настоящего времени представлена в цветной металлургии и железорудной промышленности – 4,7 млрд долл.

Сейчас стороны финализируют детали сделки в ходе переговоров, в случае их успеха партнером ArcelorMittal по управлению активами Essar станет крупнейший стальной производитель Японии Nippon Steel&Sumitomo Metal Corp. Ее вице-президент Кацухиро Миямото еще в августе заявлял, что NSSMC рассматривает Индию как наиболее многообещающий рынок и хочет расширить там свое присутствие.

Предстоящее поглощение Essar станет наиболее дорогостоящим приобретением Л.Миттала в абсолютном значении. Для сравнения: в июне 2017 г. он купил крупнейший в ЕС итальянский меткомбинат Ilva с проектной производительностью 12 млн тонн в год за 1,8 млрд евро плюс инвестобязательства на 2,4 млрд евро. Крупнейший комбинат Украины "Криворожсталь" мощностью 7 млн тонн стали в 2005 г. обошелся группе Mittal Steel в 4,79 млрд долл.

При этом "Криворожсталь" была куплена без долгов, задолженность Ilva перед поставщиками на момент заключения сделки составляла символические 30 млн евро. Тогда как долг Essar Steel перед кредиторами – 6,76 млрд долл.

Продажа Essar Steel, ранее принадлежавшей семейству Руйя, завершит процесс финансовой санации в национальной металлургии, инициированный Резервным банком Индии в июне 2017 г. В его рамках Vedanta Group в январе текущего года за 700 млн долл. приобрела Electrosteel с годовой производительностью 2,5 млн тонн и долгами 1,54 млрд долл.

Третий на данный момент индийской игрок Tata Steel в феврале за 547 млн долл. поглотила Bhushan Steel производительностью 5,6 млн тонн и обязательствами на 6,9 млрд долл. по состоянию на ноябрь 2017 г. В июле британская Liberty House Санджива Гупты получила согласие комитета кредиторов на покупку Adunik Metaliks с мощностями 1 млн тонн – условия сделки не раскрывались.

Перегретый интерес

Интерес крупных зарубежных игроков к индийской металлургии основан на планах официального Дели увеличить стальную выплавку в стране с нынешних 102 млн до 300 млн тонн к 2030 г. Соответствующая программа утверждена правительством страны – на фоне жестких мер по защите внутреннего стального рынка от импорта.

При этом Министерство металлургии в своих расчетах исходит из прогнозного роста потребления стали в ключевых отраслях, строительстве и автомобилестроении. В свою очередь, рейтинговое агентство Moody’s Investors Service отмечает, что стальные продажи в Индии растут на 5,5-6% в год, благодаря увеличению ВВП на 7,3-7,5%.

По расчетам World steel association, в 2019 г. Индия выйдет на второе место в мире по объемам стального потребления и обгонит США. WSA полагает, что использование готовой металлопродукции в Индии достигнет 102,3 млн тонн в 2019 г., превысив оценочные 95,4 млн тонн в 2018 г. При этом в пересчете на душу населения потребление стали в Индии сейчас только 70 кг при среднемировом показателе в 200 кг.

Исходя из этого, эксперты и участники рынка уверены в наличии значительных резервов для дальнейшего роста индийского стального рынка. Однако вход на местный рынок путем создания новых предприятий сопровождают сложности, связанные с землеотводом и получением экологических разрешений от властей штатов.

Например, южнокорейская корпорация Posco в июле 2013 г. отказалась от планов строительства меткомбината мощностью 6 млн тонн в год и стоимостью 5 млрд долл. в штате Карнатака – спустя 3 года после подписания соответствующего меморандума с властями штата. За это время компании не удалось оформить необходимую разрешительную документацию на земельный участок в 3382 акра по соседству с железорудными залежами. В случае реализации проекта с заявленным объемом инвестиций он обошелся бы Posco в 833 долл./тонну – дешевле, чем покупка действующих активов.

Еще раньше, в июне 2005 г., компания подписала меморандум относительно строительства комбината на 12 млн тонн в год и стоимостью 12 млрд долл. с властями штата Орисса – но только в 2011 г. получила разрешение на начало работ. Которые были почти сразу бессрочно приостановлены решением National Green Tribunal – специально созданным судебным органом для рассмотрения спорных вопросов в сфере экологии.

Российская группа "Северсталь" с 2010 по 2014 гг. безуспешно пыталась совместно с местной железорудной госкомпанией National Mineral Development Corp. (NMDC) построить меткомбинат на 2,5-3 млн тонн стали в Карнатаке. ArcelorMittal также имеет неудачный опыт: концерн в 2006 г. анонсировал строительство комбинатов на 12 млн тонн в Ориссе и Джаркханде, задекларированная стоимость каждого проекта составляла 10 млрд долл. В Карнатаке Л.Миттал намеревался построить комбинат на 6 млн тонн за 5 млрд долл.

Все проекты застопорились из-за неурегулированности земельных вопросов с местными властями. Поэтому покупка действующих предприятий стала единственным реальным шансом для иностранных игроков получить входной билет.

Этим путем уже пошел крупнейший стальной производитель КНР Baosteel, в апреле 2017 г. объявивший о покупке 26% местной Visa Steel, также имевшей проблемную кредиторскую задолженность. Ранее, в 2010 г., вторая по величине металлургическая компания Японии JFE Steel купила 15% в JSW Steel, замыкающей ТОП-5 крупнейших индийских производителей.

Ключевая особенность индийского стального рынка заключается в его ориентации на внутреннего потребителя. По итогам 2017-2018 ФГ с окончанием 31 марта выпуск проката в стране вырос на 3,1%, до 104,966 млн тонн. Экспорт увеличился на 16,7%, до 9,621 млн тонн, т.е на него пришлось только 9,17% от реализации. Это означает, что местные производители не столь чувствительны к изменениям глобальной конъюнктуры, как, например, украинские металлурги, поставляющие за рубеж свыше 80% продукции.

При этом Индия является нетто-экспортером стального проката: импорт за обозреваемый период повысился на 3,5%, до 7,482 млн тонн. Из них 2,47 млн тонн пришлось на поставки из Южной Кореи, из Китая – 1,93 млн тонн, из Японии – 1,3 млн тонн.

Ярко выраженный протекционизм в интересах национальных компаний является еще одной важной особенностью индийской металлургии. Помимо многочисленных антидемпинговых расследований по отдельным видам металлопроката, официальный Дели в 2016-2017 гг. вводил минимальные внутренние цены на сталь, препятствуя их снижению импортерами.

Чтобы обеспечить работу своих меткомбинатов, власти более 10 лет назад установили пошлину на экспорт железной руды. Если ранее она составляла 8%, 15%, то сейчас взимается в размере 30% от таможенной стоимости, будучи по сути заградительной.

Третьим характерным фактором следует считать высокую степень концентрации и значительное административное влияние. На Steel Authority of India (SAIL), Rashtriya Ispat Nigam (RINL), Tata Steel, Essar Steel, JSW Steel и Jindal Steel&Power – из общего объема прокатного производства по итогам фингода пришлось 62,626 млн тонн, или 59,65%. Доля топ-6 по стальной выплавке – 58,4%. При этом лидеры, SAIL и RINL, являются государственными.

В начале октября Минметаллургпром представил Кабинету министров проект консолидации государственных металлургических и железорудных компаний. Первым пунктом в нем значится слияние RINL с убыточным стальным производителем Neelachal Ispat Nigam. Далее это объединение интегрируется с SAIL.

Одновременно предлагается создать железорудный концерн на базе компаний NMDC и Kudremukh Iron Ore Co. Усиление позиций госсектора наряду с опережающим ростом стальной выплавки по сравнению с потреблением несет главные риски для зарубежных инвестиций в индийскую металлургию.

Игорь Воронцов

МинПром


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!