Подробнее Запомнить город


Индийский ажиотаж: Миттал обошел всех

08.11.18
размер текста:

Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal стал главным претендентом на покупку обанкротившейся компании Essar Steel, четвертого по величине игрока на индийском рынке, обладающего мощностями по выплавке 10 млн тонн стали в год.

Рекордная сделка

Комитет кредиторов Essar Steel 21 октября отдал предпочтение группе британского миллиардера Лакшми Миттала после того, как она согласилась выплатить 1,01 млрд долл. задолженности в связанных компаниях Uttam Galva Steels и KSS Petron – в дополнение к 5,8 млрд долл. непосредственно за активы Essar.

Главный конкурент, консорциум Numetal, включающий российский госбанк ВТБ и индийскую корпорацию JSW Steel, был готов заплатить 5,1 млрд долл. Чуть меньше предложила индийская группа Vedanta, которая до настоящего времени представлена в цветной металлургии и железорудной промышленности – 4,7 млрд долл.

Сейчас стороны финализируют детали сделки в ходе переговоров, в случае их успеха партнером ArcelorMittal по управлению активами Essar станет крупнейший стальной производитель Японии Nippon Steel&Sumitomo Metal Corp. Ее вице-президент Кацухиро Миямото еще в августе заявлял, что NSSMC рассматривает Индию как наиболее многообещающий рынок и хочет расширить там свое присутствие.

Предстоящее поглощение Essar станет наиболее дорогостоящим приобретением Л.Миттала в абсолютном значении. Для сравнения: в июне 2017 г. он купил крупнейший в ЕС итальянский меткомбинат Ilva с проектной производительностью 12 млн тонн в год за 1,8 млрд евро плюс инвестобязательства на 2,4 млрд евро. Крупнейший комбинат Украины "Криворожсталь" мощностью 7 млн тонн стали в 2005 г. обошелся группе Mittal Steel в 4,79 млрд долл.

При этом "Криворожсталь" была куплена без долгов, задолженность Ilva перед поставщиками на момент заключения сделки составляла символические 30 млн евро. Тогда как долг Essar Steel перед кредиторами – 6,76 млрд долл.

Продажа Essar Steel, ранее принадлежавшей семейству Руйя, завершит процесс финансовой санации в национальной металлургии, инициированный Резервным банком Индии в июне 2017 г. В его рамках Vedanta Group в январе текущего года за 700 млн долл. приобрела Electrosteel с годовой производительностью 2,5 млн тонн и долгами 1,54 млрд долл.

Третий на данный момент индийской игрок Tata Steel в феврале за 547 млн долл. поглотила Bhushan Steel производительностью 5,6 млн тонн и обязательствами на 6,9 млрд долл. по состоянию на ноябрь 2017 г. В июле британская Liberty House Санджива Гупты получила согласие комитета кредиторов на покупку Adunik Metaliks с мощностями 1 млн тонн – условия сделки не раскрывались.

Перегретый интерес

Интерес крупных зарубежных игроков к индийской металлургии основан на планах официального Дели увеличить стальную выплавку в стране с нынешних 102 млн до 300 млн тонн к 2030 г. Соответствующая программа утверждена правительством страны – на фоне жестких мер по защите внутреннего стального рынка от импорта.

При этом Министерство металлургии в своих расчетах исходит из прогнозного роста потребления стали в ключевых отраслях, строительстве и автомобилестроении. В свою очередь, рейтинговое агентство Moody’s Investors Service отмечает, что стальные продажи в Индии растут на 5,5-6% в год, благодаря увеличению ВВП на 7,3-7,5%.

По расчетам World steel association, в 2019 г. Индия выйдет на второе место в мире по объемам стального потребления и обгонит США. WSA полагает, что использование готовой металлопродукции в Индии достигнет 102,3 млн тонн в 2019 г., превысив оценочные 95,4 млн тонн в 2018 г. При этом в пересчете на душу населения потребление стали в Индии сейчас только 70 кг при среднемировом показателе в 200 кг.

Исходя из этого, эксперты и участники рынка уверены в наличии значительных резервов для дальнейшего роста индийского стального рынка. Однако вход на местный рынок путем создания новых предприятий сопровождают сложности, связанные с землеотводом и получением экологических разрешений от властей штатов.

Например, южнокорейская корпорация Posco в июле 2013 г. отказалась от планов строительства меткомбината мощностью 6 млн тонн в год и стоимостью 5 млрд долл. в штате Карнатака – спустя 3 года после подписания соответствующего меморандума с властями штата. За это время компании не удалось оформить необходимую разрешительную документацию на земельный участок в 3382 акра по соседству с железорудными залежами. В случае реализации проекта с заявленным объемом инвестиций он обошелся бы Posco в 833 долл./тонну – дешевле, чем покупка действующих активов.

Еще раньше, в июне 2005 г., компания подписала меморандум относительно строительства комбината на 12 млн тонн в год и стоимостью 12 млрд долл. с властями штата Орисса – но только в 2011 г. получила разрешение на начало работ. Которые были почти сразу бессрочно приостановлены решением National Green Tribunal – специально созданным судебным органом для рассмотрения спорных вопросов в сфере экологии.

Российская группа "Северсталь" с 2010 по 2014 гг. безуспешно пыталась совместно с местной железорудной госкомпанией National Mineral Development Corp. (NMDC) построить меткомбинат на 2,5-3 млн тонн стали в Карнатаке. ArcelorMittal также имеет неудачный опыт: концерн в 2006 г. анонсировал строительство комбинатов на 12 млн тонн в Ориссе и Джаркханде, задекларированная стоимость каждого проекта составляла 10 млрд долл. В Карнатаке Л.Миттал намеревался построить комбинат на 6 млн тонн за 5 млрд долл.

Все проекты застопорились из-за неурегулированности земельных вопросов с местными властями. Поэтому покупка действующих предприятий стала единственным реальным шансом для иностранных игроков получить входной билет.

Этим путем уже пошел крупнейший стальной производитель КНР Baosteel, в апреле 2017 г. объявивший о покупке 26% местной Visa Steel, также имевшей проблемную кредиторскую задолженность. Ранее, в 2010 г., вторая по величине металлургическая компания Японии JFE Steel купила 15% в JSW Steel, замыкающей ТОП-5 крупнейших индийских производителей.

Ключевая особенность индийского стального рынка заключается в его ориентации на внутреннего потребителя. По итогам 2017-2018 ФГ с окончанием 31 марта выпуск проката в стране вырос на 3,1%, до 104,966 млн тонн. Экспорт увеличился на 16,7%, до 9,621 млн тонн, т.е на него пришлось только 9,17% от реализации. Это означает, что местные производители не столь чувствительны к изменениям глобальной конъюнктуры, как, например, украинские металлурги, поставляющие за рубеж свыше 80% продукции.

При этом Индия является нетто-экспортером стального проката: импорт за обозреваемый период повысился на 3,5%, до 7,482 млн тонн. Из них 2,47 млн тонн пришлось на поставки из Южной Кореи, из Китая – 1,93 млн тонн, из Японии – 1,3 млн тонн.

Ярко выраженный протекционизм в интересах национальных компаний является еще одной важной особенностью индийской металлургии. Помимо многочисленных антидемпинговых расследований по отдельным видам металлопроката, официальный Дели в 2016-2017 гг. вводил минимальные внутренние цены на сталь, препятствуя их снижению импортерами.

Чтобы обеспечить работу своих меткомбинатов, власти более 10 лет назад установили пошлину на экспорт железной руды. Если ранее она составляла 8%, 15%, то сейчас взимается в размере 30% от таможенной стоимости, будучи по сути заградительной.

Третьим характерным фактором следует считать высокую степень концентрации и значительное административное влияние. На Steel Authority of India (SAIL), Rashtriya Ispat Nigam (RINL), Tata Steel, Essar Steel, JSW Steel и Jindal Steel&Power – из общего объема прокатного производства по итогам фингода пришлось 62,626 млн тонн, или 59,65%. Доля топ-6 по стальной выплавке – 58,4%. При этом лидеры, SAIL и RINL, являются государственными.

В начале октября Минметаллургпром представил Кабинету министров проект консолидации государственных металлургических и железорудных компаний. Первым пунктом в нем значится слияние RINL с убыточным стальным производителем Neelachal Ispat Nigam. Далее это объединение интегрируется с SAIL.

Одновременно предлагается создать железорудный концерн на базе компаний NMDC и Kudremukh Iron Ore Co. Усиление позиций госсектора наряду с опережающим ростом стальной выплавки по сравнению с потреблением несет главные риски для зарубежных инвестиций в индийскую металлургию.

Игорь Воронцов

МинПром


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.
18.12.18, Василий Январев
В уходящем году украинский горно-металлургический комплекс демонстрирует на первый взгляд неплохие показатели: производство увеличивается, финансовые показатели предприятий улучшаются. Но все это достигнуто в первую очередь за счет экспорта – внутренний рынок остается традиционно слабым, и это таит для отечественной металлургии немалые риски.
13.12.18, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия КНР радикально улучшили свое финансовое положение по итогам января-сентября. Это позволяет китайцам упрочить мировое лидерство по объемам стальной выплавки. Причем секрет их успеха очень прост. Но далеко не все могут идти таким путем.
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!