Подробнее Запомнить город


Коломойский хочет забрать ОПЗ даром

08.09.09
размер текста:

Совладелец группы «Приват» нацелился на самый ценный актив украинского химпрома, который до сих пор находился в госсобственности. В интервью одному из украинских изданий И.Коломойский подтвердил заинтересованность в приобретении крупнейшего производителя азотных удобрений – Одесского припортового завода.

Он также сообщил, что уже договорился о взаимодействии на конкурсе по продаже ОПЗ с другим влиятельным игроком рынка – А.Ярославским, контролирующим черкасский «Азот». «Вдвоем мы уже думаем. Вдвоем надо выкладывать в два раза меньше – уже легче, втроем будет еще легче… Еще ведь неизвестно, какую сумму надо будет аккумулировать», – сказал И.Коломойский, владеющий, помимо прочего, днепродзержинским «Днепроазотом».

«Сэкономить» на покупке предприятия ему помогает не кто иной, как премьер-министр Ю.Тимошенко. Сначала в августе она лично вычеркнула «Ровноазот» Д.Фирташа из перечня химзаводов, получающих природный газ по льготной цене, а затем обвинила его владельца и своего оппонента в остановке предприятия, сокращении коллектива и невыполнении инвестиционных обязательств. Далее глава правительства поручила Фонду госимущества начать работу по возвращению «Ровноазота» в госсобственность. Понятно, что в таких условиях рассчитывать на участие в конкурсе по продаже ОПЗ серьезных зарубежных компаний не приходится.

Инвестировать сотни миллионов долларов для вхождения в рынок, где правила игры устанавливаются исходя из личных симпатий премьер-министра, – на такое не решатся не только немецкий Basf или норвежская Yara. Даже для российских «Сибура» и «Еврохима» подобная перспектива представляется несколько авантюрной. К примеру, сегодня украинский парламент наконец-то разрешает азотным предприятиям закупать у нерезидентов природный газ, служащий сырьем для дальнейшего производства. Но где гарантия, что завтра ничего не изменится? Антикризисный закон о господдержке химпрома находится в Верховной Раде, одобрен профильным комитетом и… благополучно отложен до лучших времен.

Иное дело – И.Коломойский, которому не привыкать к корпоративным войнам с государством, которые, следует признать, он неизменно выигрывает благодаря наличию «пятой колонны» во всех ветвях власти. Достаточно вспомнить судебные баталии вокруг Никопольского ферросплавного завода, «Укрнефти», «Укртатнефти». В данном случае цена вопроса для «Привата» эквивалентна 500 млн долл. Ибо продажная стоимость ОПЗ, по мнению аналитиков отрасли, может достичь 1 млрд долл. в случае реальной конкуренции. А при ее отсутствии завод можно будет забрать по стартовой цене 4 млрд грн. При нынешнем курсе это составляет около 500 млн долл. С учетом атаки на GDF Д.Фирташа и его «Ровноазота», второй вариант развития событий сейчас представляется более вероятным. Поскольку противостоять тандему «Коломойский-Ярославский» в нынешних условиях не сможет ни горловский «Стирол» Н.Янковского, ни северодонецкий «Азот» А.Ровта. К примеру, последний в январе-июне получил чистый убыток 277,23 млн грн. против 176,58 млн грн. чистой прибыли годом ранее.

И тогда, скорее всего, получится так же, как с ОАО «Днепроавиа»: при стартовой цене 58,41 млн грн. госпакет 94,57% акций этой авиакомпании в конце августа был продан подконтрольной «Привату» ООО «Галтера» за 59,17 млн грн. Причем вышеупомянутая структура оказалась единственным участником конкурса. Между тем приобретение Одесского припортового завода позволяет И.Коломойскому значительно увеличить свое влияние на остальных игроков рынка, включая россиян, путем регулирования тарифов на перевалку аммиака в черноморском порту «Южный». И пусть проект договора купли-продажи ОПЗ предусматривает согласование этих тарифов с Минпромполитики Украины. Надеяться на беспристрастное госрегулирование способен только наивный: лоббистские возможности «Привата» общеизвестны, здесь сомневаться не приходится.

Можно также предположить, что основным аргументом «приватных» покупателей в пользу снижения стоимости ОПЗ станут его негативные финансовые показатели. Так, I полугодие предприятие завершило с чистым убытком 38,26 млн грн. по сравнению с чистой прибылью 348,89 млн грн. за аналогичный период 2008 г. Вместе с тем реализация химпродукции в денежном выражении уменьшилась с 1,695 до 0,972 млрд грн. И это является платой за паузу длиной в несколько месяцев, когда правительство раздумывало, предоставлять ли химикам льготную цену на газ. Напомним, это - то самое правительство, которое, по словам премьер-министра, в период кризиса не оставит без поддержки ни одну отрасль промышленности. Однако почему-то оно даже для крупного госпредприятия не смогло организовать госзаказ на азотные удобрения, в которых так нуждаются украинские аграрии. Отсюда логично следует вывод о незаинтересованности руководства Кабмина в позитивных финансовых показателях ОПЗ накануне приватизации.

Также следует отметить, что согласно конкурсным условиям, будущему владельцу ОПЗ не придется наращивать выпуск продукции в натуральном выражении. В Минпромполитики это объясняют неустойчивой ценовой конъюнктурой на рынке азотных удобрений. По этой причине еще в докризисном 2007 г. три из шести украинских производителей были вынуждены временно останавливаться - из-за высоких цен на газ себестоимость аммиака превышала экспортные цены. Тем не менее, проект инвестдоговора предусматривает вложение средств в реконструкцию аммиачных и карбомидных колонн, модернизацию энергосилового цеха и замену резервуарных мощностей с увеличением их емкости. Срок выполнения различных пунктов договора колеблется в пределах от 5 до 15 лет.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!