Подробнее Запомнить город


Коломойский хочет забрать ОПЗ даром

08.09.09
размер текста:

Совладелец группы «Приват» нацелился на самый ценный актив украинского химпрома, который до сих пор находился в госсобственности. В интервью одному из украинских изданий И.Коломойский подтвердил заинтересованность в приобретении крупнейшего производителя азотных удобрений – Одесского припортового завода.

Он также сообщил, что уже договорился о взаимодействии на конкурсе по продаже ОПЗ с другим влиятельным игроком рынка – А.Ярославским, контролирующим черкасский «Азот». «Вдвоем мы уже думаем. Вдвоем надо выкладывать в два раза меньше – уже легче, втроем будет еще легче… Еще ведь неизвестно, какую сумму надо будет аккумулировать», – сказал И.Коломойский, владеющий, помимо прочего, днепродзержинским «Днепроазотом».

«Сэкономить» на покупке предприятия ему помогает не кто иной, как премьер-министр Ю.Тимошенко. Сначала в августе она лично вычеркнула «Ровноазот» Д.Фирташа из перечня химзаводов, получающих природный газ по льготной цене, а затем обвинила его владельца и своего оппонента в остановке предприятия, сокращении коллектива и невыполнении инвестиционных обязательств. Далее глава правительства поручила Фонду госимущества начать работу по возвращению «Ровноазота» в госсобственность. Понятно, что в таких условиях рассчитывать на участие в конкурсе по продаже ОПЗ серьезных зарубежных компаний не приходится.

Инвестировать сотни миллионов долларов для вхождения в рынок, где правила игры устанавливаются исходя из личных симпатий премьер-министра, – на такое не решатся не только немецкий Basf или норвежская Yara. Даже для российских «Сибура» и «Еврохима» подобная перспектива представляется несколько авантюрной. К примеру, сегодня украинский парламент наконец-то разрешает азотным предприятиям закупать у нерезидентов природный газ, служащий сырьем для дальнейшего производства. Но где гарантия, что завтра ничего не изменится? Антикризисный закон о господдержке химпрома находится в Верховной Раде, одобрен профильным комитетом и… благополучно отложен до лучших времен.

Иное дело – И.Коломойский, которому не привыкать к корпоративным войнам с государством, которые, следует признать, он неизменно выигрывает благодаря наличию «пятой колонны» во всех ветвях власти. Достаточно вспомнить судебные баталии вокруг Никопольского ферросплавного завода, «Укрнефти», «Укртатнефти». В данном случае цена вопроса для «Привата» эквивалентна 500 млн долл. Ибо продажная стоимость ОПЗ, по мнению аналитиков отрасли, может достичь 1 млрд долл. в случае реальной конкуренции. А при ее отсутствии завод можно будет забрать по стартовой цене 4 млрд грн. При нынешнем курсе это составляет около 500 млн долл. С учетом атаки на GDF Д.Фирташа и его «Ровноазота», второй вариант развития событий сейчас представляется более вероятным. Поскольку противостоять тандему «Коломойский-Ярославский» в нынешних условиях не сможет ни горловский «Стирол» Н.Янковского, ни северодонецкий «Азот» А.Ровта. К примеру, последний в январе-июне получил чистый убыток 277,23 млн грн. против 176,58 млн грн. чистой прибыли годом ранее.

И тогда, скорее всего, получится так же, как с ОАО «Днепроавиа»: при стартовой цене 58,41 млн грн. госпакет 94,57% акций этой авиакомпании в конце августа был продан подконтрольной «Привату» ООО «Галтера» за 59,17 млн грн. Причем вышеупомянутая структура оказалась единственным участником конкурса. Между тем приобретение Одесского припортового завода позволяет И.Коломойскому значительно увеличить свое влияние на остальных игроков рынка, включая россиян, путем регулирования тарифов на перевалку аммиака в черноморском порту «Южный». И пусть проект договора купли-продажи ОПЗ предусматривает согласование этих тарифов с Минпромполитики Украины. Надеяться на беспристрастное госрегулирование способен только наивный: лоббистские возможности «Привата» общеизвестны, здесь сомневаться не приходится.

Можно также предположить, что основным аргументом «приватных» покупателей в пользу снижения стоимости ОПЗ станут его негативные финансовые показатели. Так, I полугодие предприятие завершило с чистым убытком 38,26 млн грн. по сравнению с чистой прибылью 348,89 млн грн. за аналогичный период 2008 г. Вместе с тем реализация химпродукции в денежном выражении уменьшилась с 1,695 до 0,972 млрд грн. И это является платой за паузу длиной в несколько месяцев, когда правительство раздумывало, предоставлять ли химикам льготную цену на газ. Напомним, это - то самое правительство, которое, по словам премьер-министра, в период кризиса не оставит без поддержки ни одну отрасль промышленности. Однако почему-то оно даже для крупного госпредприятия не смогло организовать госзаказ на азотные удобрения, в которых так нуждаются украинские аграрии. Отсюда логично следует вывод о незаинтересованности руководства Кабмина в позитивных финансовых показателях ОПЗ накануне приватизации.

Также следует отметить, что согласно конкурсным условиям, будущему владельцу ОПЗ не придется наращивать выпуск продукции в натуральном выражении. В Минпромполитики это объясняют неустойчивой ценовой конъюнктурой на рынке азотных удобрений. По этой причине еще в докризисном 2007 г. три из шести украинских производителей были вынуждены временно останавливаться - из-за высоких цен на газ себестоимость аммиака превышала экспортные цены. Тем не менее, проект инвестдоговора предусматривает вложение средств в реконструкцию аммиачных и карбомидных колонн, модернизацию энергосилового цеха и замену резервуарных мощностей с увеличением их емкости. Срок выполнения различных пунктов договора колеблется в пределах от 5 до 15 лет.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!