Подробнее Запомнить город


Почему в Украину не идут инвестиции?

01.11.18
размер текста:

Вопрос инвестиций в Украине сейчас один из самых болезненных. Ведь если посмотреть на их количество, которое ежегодно заходит в Украину, наворачиваются слезы на глаза. За 4 неполных года в Украину поступило всего 9 млрд долл. иностранных инвестиций.

Причем если из этой цифры убрать манипуляции с банковским капиталом, цифра уменьшится вдвое. А если эти цифры сравнить с показателями наших соседей, становится понятно, что мы безнадежно проигрываем в международной конкуренции за инвесторов.

В чем проблема Украины? Как ей изменить эту тенденцию? И что нужно сделать, чтобы наконец стать инвестиционно привлекательной страной?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, что мы сейчас делаем не так. На данный момент бытует точка зрения, что в стране недостаточно свободы у бизнеса, что государство мешает ему развиваться, что у нас чрезмерно зарегулированная экономика и очень высокий уровень коррупции. Пока эти вопросы мы не решим, ни один инвестор к нам не придет. Однако, как показывает опыт стран-соседей и других, которые успешно привлекали и привлекают инвестиции, проблема кроется значительно глубже, и во многом не соответствует представлениям об инвестициях, которые бытуют в нашем обществе.

В первую очередь, в стране нет четкого понимания, какие ей нужны инвесторы. Любую иностранную компанию, что желает вести здесь деятельность, у нас любят называть иностранным инвестором. Однако особенности ведения бизнеса каждой компанией и сферы, в которых она работает, являются ключевым фактором полезности данной компании для экономики страны в целом. Возьмем, допустим, Uber или RyanAir. Данные компании с помпезностью встречали в Украине, говоря о том, что они станут лакмусом для других. Тем не менее эти компании работают, однако ни особой пользы для экономики, ни потока других инвесторов не видно. В чем же дело тогда?

Нужно понимать, что это сервисные компании, ориентированные на внутренний рынок. И как любая сервисная компания, она зарабатывает на внутреннем потреблении. Чем сильнее потребительский рынок, чем богаче граждане страны, тем больше она заработает. И суть в том, что данные компании не нужно искать и привлекать. Они сами зайдут на рынок, если увидят потенциальные доходы. Вся эта шумиха вокруг данных инвесторов не более чем пустой звук, чтобы показать видимость работы.

Так какие нам нужны инвесторы? В Украине слабый потребительский рынок. Этот рынок зависит от уровня доходов граждан страны. Потому любая страна со слабым внутренним рынком должна быть нацелена на завоевание внешних рынков. Это позволит увеличить как уровень доходов компаний, так и число занятых граждан. Чем больше таких компаний будет, тем сильнее окажется внутренний рынок. А значит, и сильнее рост экономики. За последние годы Украина, вместо того, чтобы диверсифицировать количество экспортных товаров и искать инвесторов, которые бы могли их производить, привлекает бизнес, нацеленный на наше и так бедное население. А в нашем экспорте по-прежнему доминируют агропродукция и сырье.

Еще одним важным фактором при выборе инвестора является производительность труда. К сожалению, сейчас в Украине низкая производительность, по причине технологической отсталости нашей экономики. Высокая производительность означает, что один работник может производить единицу продукции сложнее и дороже. Зачастую сложность продукции обусловлена задействованием большего количества поставщиков товаров и услуг и более высокими зарплатами в отрасли. Таким образом, высокопроизводительные компании создают двойную выгоду: усиливают и экспорт, и внутреннее потребление. Лучшие показатели сейчас у производственных компаний. Если посмотреть на наших соседей, Польшу, Венгрию, Словакию, все они заинтересованы в привлечении автопроизводителей или производителей техники. По причине той самой высокой производительности труда в этих отраслях.

И наконец, последняя причина нашей непривлекательности – подход. Страна, которая желает привлекать инвестиции, не должна находиться в режиме пассивного ожидания. Безусловно, соблюдение прав собственности и правовая система тоже важные факторы. Но даже если мы достигнем целей в данном направлении, это не значит, что мы станем лучше других. Другие давно уже там.

Например, взглянув на Польшу, Словакию или Венгрию, можно заметить, что они имеют практически одинаковые инструменты для привлечения инвестиций. Это индустриально-промышленные парки, с готовой инфраструктурой и особыми условиями налогообложения. Это финансовые организации, например экспортно-кредитные агентства, готовые кредитовать под низкие проценты. Это государственные субсидии предприятиям, желающим открыть новые заводы и создать рабочие места.

К примеру, в прошлом месяце БМВ анонсировала открытие нового завода под Будапештом. Чтобы заинтересовать инвестора, венгерское правительство компенсировало компании часть затрат на открытие завода. Кроме денежной субсидии в размере 40 млн евро, правительство построило новый транспортный узел, соединяющий завод с автомагистралью, контейнерный терминал, соединяющий с железной дорогой, а также проложило телекоммуникационные, электрические и газовые сети, необходимые для работа завода. По словам министра иностранных дел и внешней торговли Петера Сийярто, эта финансовая поддержка окупится будущими дивидендами для государства в виде экспорта, рабочих мест и прироста экономики

За инвестиции сейчас в мире идет настоящая борьба. И страны наперебой предлагают разные реальные стимулы, в виде субсидий, грантов, налоговых льгот, дешевых кредитов, готовой инфраструктуры. Что из всего перечисленного есть в Украине? Ничего.

Поэтому без изменения подхода и понимания, что именно мы ищем, инвестиций и развития будем ждать еще очень долго…

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 5

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!