Подробнее Запомнить город


Политический бензин

04.09.09
размер текста:

«Приватовский» НПК «Галичина» страдает от ужесточения требований к ГСМ и пытается модернизироваться. Есть ли у завода будущее, во многом зависит от исхода ближайших президентских выборов.

Нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина» (г. Дрогобыч Львовской обл.) – один из 6 постсоветских нефтезаводов (НПЗ) Украины (другие – Надвирнянский, Кременчугский, Одесский, Херсонский и Лисичанский). Вместе с Надвирнянским (ныне – «Нефтехимик Прикарпатья») был ориентирован на производство нефтепродуктов для западных областей Украинской ССР, а также для соседних социалистических стран – Польши, Чехословакии, Венгрии. В целом предприятие берет свое начало еще с австро-венгерских нефтяных промыслов в Карпатах, затем нефтепереработка в Дрогобыче до 1939 г. развивалась при польской власти. Ежегодная проектная мощность НПК – 3,2 млн т нефти. Отметим, что выпуск продукции из карпатской нефти продолжается и сегодня – хотя месторождения уже во многом исчерпаны.

По последним данным, компании Rommannor Investments Ltd, Weavernal Holdings Ltd и Deneiro Ventures Ltd владеют по 19% акций комплекса, Dommennium Enterprices Ltd – 15,928% акций; государство в лице Фонда госимущества владеет 25%+1 акцией (блокирующий пакет).

«Приватные» связи

По итогам января-июля относительно 7 мес. прошлого года компания сократила переработку нефти на 17,4%, до 269,3 тыс. т (вся нефть была отечественной). Производство бензина в указанный период упало на 27,1% (до 67,4 тыс. т), дизельного топлива (ДТ) – на 22,6% (до 91 тыс. т), мазута – на 25,5% (до 76 тыс. т).
Как рассказывают наши собеседники в Министерстве топлива и энергетики, спад произошел не только из-за общего кризиса, но и из-за введения в Украине новых, «околоевропейских» требований к топливным материалам. Прежде всего речь о приказе Госпотребстандарта страны №8 от 16.01.2008, предписавший всем украинским НПЗ производить моторные топлива по т.н. стандарту Евро-2 – серы в ДТ и бензинах должно быть не больше 0,2% и 0,015% соответственно. Но подобное возможно только там, где есть оборудование гидроочистки. На дрогобычском нефтезаводе она только начинает внедряться, ранее же оба западноукраинских НПЗ (также и надвирнянское) были ориентированы на выпуск высокосернистых горюче-смазочных материалов (ГСМ) – с 0,5% серы в ДТ и 0,1% в бензине. И поэтому уже в 2008 г. оба предприятия были вынуждены сокращать производство и активно бороться на отмену (или хотя бы смягчение) новых нормативов. Прибегая к традиционному популизму на тему «угнетения национального производителя», сокращения 1500 чел. штата, к угрозам протестов под стенами Кабмина и др. Но нормы продолжают действовать несмотря на все усилия контрлоббистов; последнее по времени обращение производителей к центральным властям отмечено уже в июле этого года.

Нельзя не сказать, что до конца 2007 г. переход на Евро-2 предполагался не раньше 2011 г., и производители действительно во многом были поставлены перед фактом досрочного внедрения стандарта. При этом «галичанская» нефть пригодна «под стандарт» и без доочистки, но ее, опять-таки, мало, рассказывают на «Галичине». Остальная же – как отечественная, так и, например, из России – чересчур серниста.

В настоящее время по описанным причинам 2 западноукраинских НПЗ почти простаивают. Кстати, оба они уже давно контролируются группой «Приват» Игоря Коломойского – Геннадия Боголюбова. Еще в 2000-01 гг. считалось, что эти 2 компании могут стать производственным костяком «приватовского» нефтяного холдинга. Теперь же, через много лет, «коломойцы» получили контроль над украинским нефтетранзитом («Укртранснефть»), укрепили – над кременчугским нефтезаводом («Укртатнафта»), по-прежнему контролируют добычу («Укрнафта»), имеют сеть реализации ГСМ. Тем самым, популярная в начале десятилетия идея «нашей собственной» ВИНК (вертикально интегрированной нефтяной компании) уже давно приобрела совершенно реальные очертания.

Любит – не любит

Но почему правительство Юлии Тимошенко не идет навстречу своим давним спонсорам – «Привату»? Ведь и на ближайших выборах эта группа считается ключевым «базисом» (если по Марксу) для такой политической «надстройки», как БЮТ и лично Юлия Владимировна. По одной из версий, не стоит забывать, что Тимошенко всегда имела совершенно самостоятельные «топливно-энергетические» амбиции. И когда она снова прорвалась к верхам Кабмина (а первый раз, напомним, был в 2001 г.), то эти амбиции, так сказать, обострились, несколько затмив даже обязательства перед основным «базисом». Ведь правительство, несмотря на зависимость премьера и министров от материнских кланов, во многом самостоятельно и самоценно; дорвавшись до верхов, ставленники могут и сменить «крышу». Примеров немало – достаточно вспомнить Александра Мороза, оперативно ушедшего от «оранжевых». А у Ю.В. еще в 1990-х гг. сформировалась привычка к свободе и смелости действий (ограниченной разве что «высшим боссом» - Павлом Лазаренко).

И когда Ю.Тимошенко не без помощи «Привата» снова возглавила Кабмин – у нее, скорее всего, возник соблазн, что называется, «отложить побольше себе». Не удивительно, что в 2009 г. лично Коломойский даже в публичных высказываниях критиковал Юлию Владимировну за «недостаточное выполнение» различных договоренностей и т.п. Вот такая своенравная «надстройка». Однако в целом считается, что БЮТ и «приватовцы» сохранили «близкие отношения», а критика со стороны Коломойского призвана немного приструнить ставленницу перед президентскими выборами, показать, кто в доме хозяин.

Но давайте на секунду допустим, что Тимошенко все же по неким причинам сознательно и последовательно старается дистанцироваться от «Привата», попутно «забывая» (в свою пользу) о некоторых прежних договоренностях. Причины… Возможно, это появление более мощной «крыши» - скажем, в лице нынешней российской власти, о связи отечественной премьерши с которой говорят уже давно. В том числе и с прицелом на президентство.

Если все это так, то «женщине с косой» и правда нет смысла привязываться к не самой крупной украинской финансово-промышленной группе, если альтернатива – целая Россия. А недавнее содействие в укреплении контроля над «Укртнаснефтью», «Укртатнафтой» и др. в таком случае может быть просто откупным – платой за независимость.

За горизонтом кризиса

Вернемся к «Галичине». «Почти полный простой мощностей» не помешал ей закончить І квартал 2009 г. с чистой прибылью в 12,705 млн грн. – больше, чем за весь минувший год (12,501 млн грн.). Странный выходит «простой»… Скорее всего, подобный разнобой связан с легализацией реальных показателей. Тем более, что уже во ІІ квартале НПК показал чистый убыток – 9,731 млн грн.

Что касается модернизации, то сейчас предприятие реализует (точнее, пытается) программу обновления мощностей, рассчитанную до 2013 г. Из-за кризиса сроки выполнения программы явно сдвинутся; общий плановый эффект – углубление переработки нефти до 94% (ныне – 63%), окупаемость проекта оценивается в 6 лет. Уже к 2011 г. планировалось завершить 1-й этап реконструкции, построив установки изомеризации легких бензиновых фракций, гидроочистки бензинов каталитического крекинга, коксовую установку. В прошедшем году проведена замена катализаторов «Хальдор Топсе» (Дания) для гидроочистки бензинов на установке каталитического риформинга ЛГ-35-11/300, эффект – вовлечение в переработку бензина термического крекинга, а также углубление очистки от серы для получения товарных бензинов по ДСТУ 4063-2001 «Бензины автомобильные».

А в 2009 г. НПЗ достраивает резервуарный парк сырой нефти, резервуарный парк комплекса гидроочистки дизтоплива и бензина и др., для чего необходимо в общей сложности до 15-16 млн грн.

На перспективу же значение завода в нефтяной отрасли страны возрастет. «Приват» достраивает свой ВИНК; с окончанием кризиса за 2-3 года собственники все равно будут вынуждены кардинально модернизировать производство под «евротребования» - хотя бы потому, что заинтересованы в сбыте на европейских рынках. Там, глядишь, и аверсный режим магистрали «Одесса-Броды» подоспеет наконец. И лет через 5 «Галичина» может стать важным межрегиональным нефтепереработчиком. А что будет на самом деле – во многом, как ни банально, будет зависеть от отношений лично Коломойского с новым Президентом Украины.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.
01.06.18, Максим Полевой
Введение весенних "пошлин Трампа" уже привело к росту конкуренции на мировом металлургическом рынке: поставщики перераспределяют сбытовые потоки и ждут дальнейшего развития событий.
29.05.18, Ярослав Ярош
Стремигородское ильменито-апатитовое месторождение с прогнозными запасами более 1 млрд тонн руды относится к числу крупнейших в мире, достаточно хорошо изученных и готовых к промышленному освоению. Но сегодня процесс его разработки блокирует государство, не желающее мириться с тем, что титановые сливки достанутся бизнесмену Дмитрию Фирташу.
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!