Подробнее Запомнить город


Политический бензин

04.09.09
размер текста:

«Приватовский» НПК «Галичина» страдает от ужесточения требований к ГСМ и пытается модернизироваться. Есть ли у завода будущее, во многом зависит от исхода ближайших президентских выборов.

Нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина» (г. Дрогобыч Львовской обл.) – один из 6 постсоветских нефтезаводов (НПЗ) Украины (другие – Надвирнянский, Кременчугский, Одесский, Херсонский и Лисичанский). Вместе с Надвирнянским (ныне – «Нефтехимик Прикарпатья») был ориентирован на производство нефтепродуктов для западных областей Украинской ССР, а также для соседних социалистических стран – Польши, Чехословакии, Венгрии. В целом предприятие берет свое начало еще с австро-венгерских нефтяных промыслов в Карпатах, затем нефтепереработка в Дрогобыче до 1939 г. развивалась при польской власти. Ежегодная проектная мощность НПК – 3,2 млн т нефти. Отметим, что выпуск продукции из карпатской нефти продолжается и сегодня – хотя месторождения уже во многом исчерпаны.

По последним данным, компании Rommannor Investments Ltd, Weavernal Holdings Ltd и Deneiro Ventures Ltd владеют по 19% акций комплекса, Dommennium Enterprices Ltd – 15,928% акций; государство в лице Фонда госимущества владеет 25%+1 акцией (блокирующий пакет).

«Приватные» связи

По итогам января-июля относительно 7 мес. прошлого года компания сократила переработку нефти на 17,4%, до 269,3 тыс. т (вся нефть была отечественной). Производство бензина в указанный период упало на 27,1% (до 67,4 тыс. т), дизельного топлива (ДТ) – на 22,6% (до 91 тыс. т), мазута – на 25,5% (до 76 тыс. т).
Как рассказывают наши собеседники в Министерстве топлива и энергетики, спад произошел не только из-за общего кризиса, но и из-за введения в Украине новых, «околоевропейских» требований к топливным материалам. Прежде всего речь о приказе Госпотребстандарта страны №8 от 16.01.2008, предписавший всем украинским НПЗ производить моторные топлива по т.н. стандарту Евро-2 – серы в ДТ и бензинах должно быть не больше 0,2% и 0,015% соответственно. Но подобное возможно только там, где есть оборудование гидроочистки. На дрогобычском нефтезаводе она только начинает внедряться, ранее же оба западноукраинских НПЗ (также и надвирнянское) были ориентированы на выпуск высокосернистых горюче-смазочных материалов (ГСМ) – с 0,5% серы в ДТ и 0,1% в бензине. И поэтому уже в 2008 г. оба предприятия были вынуждены сокращать производство и активно бороться на отмену (или хотя бы смягчение) новых нормативов. Прибегая к традиционному популизму на тему «угнетения национального производителя», сокращения 1500 чел. штата, к угрозам протестов под стенами Кабмина и др. Но нормы продолжают действовать несмотря на все усилия контрлоббистов; последнее по времени обращение производителей к центральным властям отмечено уже в июле этого года.

Нельзя не сказать, что до конца 2007 г. переход на Евро-2 предполагался не раньше 2011 г., и производители действительно во многом были поставлены перед фактом досрочного внедрения стандарта. При этом «галичанская» нефть пригодна «под стандарт» и без доочистки, но ее, опять-таки, мало, рассказывают на «Галичине». Остальная же – как отечественная, так и, например, из России – чересчур серниста.

В настоящее время по описанным причинам 2 западноукраинских НПЗ почти простаивают. Кстати, оба они уже давно контролируются группой «Приват» Игоря Коломойского – Геннадия Боголюбова. Еще в 2000-01 гг. считалось, что эти 2 компании могут стать производственным костяком «приватовского» нефтяного холдинга. Теперь же, через много лет, «коломойцы» получили контроль над украинским нефтетранзитом («Укртранснефть»), укрепили – над кременчугским нефтезаводом («Укртатнафта»), по-прежнему контролируют добычу («Укрнафта»), имеют сеть реализации ГСМ. Тем самым, популярная в начале десятилетия идея «нашей собственной» ВИНК (вертикально интегрированной нефтяной компании) уже давно приобрела совершенно реальные очертания.

Любит – не любит

Но почему правительство Юлии Тимошенко не идет навстречу своим давним спонсорам – «Привату»? Ведь и на ближайших выборах эта группа считается ключевым «базисом» (если по Марксу) для такой политической «надстройки», как БЮТ и лично Юлия Владимировна. По одной из версий, не стоит забывать, что Тимошенко всегда имела совершенно самостоятельные «топливно-энергетические» амбиции. И когда она снова прорвалась к верхам Кабмина (а первый раз, напомним, был в 2001 г.), то эти амбиции, так сказать, обострились, несколько затмив даже обязательства перед основным «базисом». Ведь правительство, несмотря на зависимость премьера и министров от материнских кланов, во многом самостоятельно и самоценно; дорвавшись до верхов, ставленники могут и сменить «крышу». Примеров немало – достаточно вспомнить Александра Мороза, оперативно ушедшего от «оранжевых». А у Ю.В. еще в 1990-х гг. сформировалась привычка к свободе и смелости действий (ограниченной разве что «высшим боссом» - Павлом Лазаренко).

И когда Ю.Тимошенко не без помощи «Привата» снова возглавила Кабмин – у нее, скорее всего, возник соблазн, что называется, «отложить побольше себе». Не удивительно, что в 2009 г. лично Коломойский даже в публичных высказываниях критиковал Юлию Владимировну за «недостаточное выполнение» различных договоренностей и т.п. Вот такая своенравная «надстройка». Однако в целом считается, что БЮТ и «приватовцы» сохранили «близкие отношения», а критика со стороны Коломойского призвана немного приструнить ставленницу перед президентскими выборами, показать, кто в доме хозяин.

Но давайте на секунду допустим, что Тимошенко все же по неким причинам сознательно и последовательно старается дистанцироваться от «Привата», попутно «забывая» (в свою пользу) о некоторых прежних договоренностях. Причины… Возможно, это появление более мощной «крыши» - скажем, в лице нынешней российской власти, о связи отечественной премьерши с которой говорят уже давно. В том числе и с прицелом на президентство.

Если все это так, то «женщине с косой» и правда нет смысла привязываться к не самой крупной украинской финансово-промышленной группе, если альтернатива – целая Россия. А недавнее содействие в укреплении контроля над «Укртнаснефтью», «Укртатнафтой» и др. в таком случае может быть просто откупным – платой за независимость.

За горизонтом кризиса

Вернемся к «Галичине». «Почти полный простой мощностей» не помешал ей закончить І квартал 2009 г. с чистой прибылью в 12,705 млн грн. – больше, чем за весь минувший год (12,501 млн грн.). Странный выходит «простой»… Скорее всего, подобный разнобой связан с легализацией реальных показателей. Тем более, что уже во ІІ квартале НПК показал чистый убыток – 9,731 млн грн.

Что касается модернизации, то сейчас предприятие реализует (точнее, пытается) программу обновления мощностей, рассчитанную до 2013 г. Из-за кризиса сроки выполнения программы явно сдвинутся; общий плановый эффект – углубление переработки нефти до 94% (ныне – 63%), окупаемость проекта оценивается в 6 лет. Уже к 2011 г. планировалось завершить 1-й этап реконструкции, построив установки изомеризации легких бензиновых фракций, гидроочистки бензинов каталитического крекинга, коксовую установку. В прошедшем году проведена замена катализаторов «Хальдор Топсе» (Дания) для гидроочистки бензинов на установке каталитического риформинга ЛГ-35-11/300, эффект – вовлечение в переработку бензина термического крекинга, а также углубление очистки от серы для получения товарных бензинов по ДСТУ 4063-2001 «Бензины автомобильные».

А в 2009 г. НПЗ достраивает резервуарный парк сырой нефти, резервуарный парк комплекса гидроочистки дизтоплива и бензина и др., для чего необходимо в общей сложности до 15-16 млн грн.

На перспективу же значение завода в нефтяной отрасли страны возрастет. «Приват» достраивает свой ВИНК; с окончанием кризиса за 2-3 года собственники все равно будут вынуждены кардинально модернизировать производство под «евротребования» - хотя бы потому, что заинтересованы в сбыте на европейских рынках. Там, глядишь, и аверсный режим магистрали «Одесса-Броды» подоспеет наконец. И лет через 5 «Галичина» может стать важным межрегиональным нефтепереработчиком. А что будет на самом деле – во многом, как ни банально, будет зависеть от отношений лично Коломойского с новым Президентом Украины.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
17.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Известняковая промышленность, одна из смежных отраслей горно-металлургического комплекса Украины, в этом году никак не может выйти из негативного тренда. Падение добычи на местных карьерах металлурги вынуждены компенсировать импортом – а это и рост себестоимости уже по стальной выплавке, и дополнительный отток валюты из страны по торговому балансу.
12.10.18, Ярослав Ярош
В начале октября Европейская комиссия еще на 5 лет продлила действие антидемпинговых пошлин на ввоз бесшовных труб из Украины и России. Откровенно говоря, сложно было ожидать другого решения в период тотального закрытия мировых стальных рынков, спровоцированного Дональдом Трампом. Поэтому новость из Брюсселя несет в себе скорее нейтральный, чем негативный контекст. Ставки пошлин не поменялись – и это позволяет Украине сохранить свою долю на рынке ЕС, которая в последние годы составляла 6-7% от общего потребления в регионе.
08.10.18, Игорь Воронцов
Новые тенденции в металлургии Китая заставляют крупнейшие железорудные компании Бразилии и Австралии вносить коррективы в инвестиционную политику. Игрокам с меньшими объемами поставок, желающим сохранить присутствие на этом рынке, тоже придется считаться с изменениями в запросах китайских сталеваров.
04.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Железнодорожный госмонополист ПАО "Укрзализныця" в последние год-два из локомотива национальной экономики превратился в ее тормоз. Крупные предприятия и компании не могут ни получить сырье в нужных объемах, ни отгрузить вовремя готовую продукцию – из-за недостатка вагонов и локомотивов у "УЗ".
02.10.18, Ярослав Ярош
Согласно ожиданиям холдинга "Интерпайп" 2017 год может стать для него рекордным по объемам выпуска железнодорожных колес. Мощности колесопрокатного цеха на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе загружены более чем на 80%. Компания даже решилась инвестировать дополнительно 15 млн долл. в это направление, хотя ей сейчас дорога каждая копейка. Актуальные долги "Интерпайпа" превышают 1 млрд долл., и владельцу холдинга Виктору Пинчуку пока не удалось договориться с кредиторами об их частичном списании и реструктуризации.
28.09.18, Максим Полевой
Промышленность Индии развивается по целому ряду важных направлений, обеспечивая устойчиво позитивную динамику ВВП. По результатам 2017 года ВВП Индии вырос на 6,7%, до 2,6 трлн долл., по этому показателю она обошла Францию и вышла на 6-е место в мире. При этом доля страны в мировой экономике с 2,6% в 2014-м увеличилась до 3,1%.
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!