Подробнее Запомнить город


Затяните пояса: цены идут на взлет

22.10.18
размер текста:

Резкое ускорение роста цен в Украине по итогам сентября продолжится по крайней мере до новогодних праздников. Национальный банк, объясняя причины сентябрьского "большого прыжка", в основном ссылался на внешние факторы – рост мировых цен. Однако на самом деле инфляцию раскручивают действия власти и прежде всего Кабинета министров Украины.

Даже по официальным данным Государственной службы статистики сентябрьская инфляция потребительских цен в стране ускорилась до 1,9% к предыдущему месяцу – после 4 мес. затишья. Напомним, за август Госстат сообщил о 0% инфляции, такой же показатель был за май-июнь, а в июле даже была зафиксирована дефляция 0,7% – т.е. снижение цен.

При этом надо еще и делать поправку на то, что в правительстве рост цен подсчитывают довольно занимательно. К примеру, у вас в городе за отчетный период проезд в муниципальном транспорте подорожал с 2,5 до 4 грн., а в маршрутках – с 4 до 5 грн., т.е. на 60% и 20% соответственно. А Госстат сообщает, что рост тарифов на транспорте за сентябрь в целом по стране составил всего 2,8%. Но разве в других городах хоть где-то проезд подешевел? Нам же Госстат поясняет столь скромный рост транспортных тарифов подорожанием топлива и моторных масел на 5,4%.

Но даже если обратиться к данным правительственного мониторинга цен в сетях автозаправочных станций за сентябрь, картина получается следующая: бензин А-92 подорожал с 29,35 до 31,09 грн./л, или на 6%, А-95 – с 30,33 до 32,08 грн./л, или на 7,7%, дизельное топливо – с 28,12 до 29,88 грн./л, или на 6,3%, автогаз с 14,2 до 15,05 грн./л, на 6%.

Итак, откуда у Госстата получилось подорожание топливной составляющей всего на 5,4% – непонятно. Таким образом, реальный рост стоимости всех товаров и услуг в стране был и остается гораздо выше официальных данных. И подорожание топлива в сентябре было одним из факторов, толкающих инфляцию вверх.

Близкие к нефтерынку эксперты объясняли его ростом мировых цен на нефть, однако на самом деле, пока она минует всю цепочку, от скважины до заправочного пистолета на АЗС, включая переработку в бензин и дизтопливо, транспортировку и хранение – пройдет не 1-2 дня, а по крайней мере 1-2 мес. Т.е. мгновенно розничные цены на нефтепродукты не могут меняться.

Поэтому сентябрьское подорожание автотоплива на самом деле вызвано сезонным спекулятивным фактором: повышенным спросом со стороны агрохозяйств перед осенней посевной кампанией. В октябре она заканчивается, и этот фактор перестает действовать.

Зато вместо него включается другой: с наступлением отопительного сезона резко увеличивается импорт газа, создавая дефицит валюты на межбанковском рынке. Это означает, что уже в ближайшее время можно ожидать дальнейшего снижения курса: по крайней мере до 29 грн./долл.

И это, во-первых, само по себе даст подорожание товаров: сначала импортных, а потом и всех остальных. Во-вторых, поскольку доля налоговой составляющей в цене топлива на украинских АЗС никак не меньше 40%, а взимаются эти налоги в евро – вот и предпосылки для дальнейшего подорожания бензина, дизтоплива и автогаза.

А вот относительно "быстрого роста зарплат", якобы создающего высокое инфляционное давление, с Нацбанком можно поспорить. К примеру, в августе средняя реальная зарплата в Украине была на 15,7% выше, чем в августе 2017 г. и составила 8977 грн., как утверждает Госстат. Но достоверность этих данных точно так же сомнительна, как и официального показателя инфляции.

К тому же по данным самого Госстата, в I кв. текущего года расходы на продукты питания выросли до 47,5% от общей суммы затрат одного домохозяйства. В I кв. 2017 г. было 46,3%. Итак, если на еду уходит чуть ли не половина всего месячного дохода украинцев – тезисы экономистов от власти о росте платежеспособности населения выглядят не иначе как издевательство и насмешка.

А раз не растет платежеспособный спрос – то и стимулировать повышение цен вроде бы как выросшая зарплата никак не может. Зато для инфляции есть другие ускорители. Среди них можно выделить сигареты и алкоголь. Цены на них растут из-за постоянного увеличения правительством акцизного сбора.

Кроме того, Кабмин зачем-то оставил за собой право устанавливать минимальные розничные цены на водку, коньяк, другие горячительные напитки – и постоянно их поднимает. В последний по счету раз это произошло как раз 5 сентября. Для водки и настойки повышение составило 12,4-19,6%, для виски, рома и джина – 12%, для коньяка – 6,6-9,5% и т. д.

Интересно, что при этом все тот же Кабмин с 1 июля 2017 г. отказался от права устанавливать максимальные торговые наценки для социально значимых продуктов: хлеб, молоко, крупы и т.д. Дескать, подобное госрегулирование противоречит правилам свободной рыночной экономики, которую мы строим.

И, наконец, разгонять инфляцию до конца года будет рост тарифов ЖКХ. В последние годы он традиционно происходит перед очередным отопительным сезоном.

Вот и в этот раз начиная с сентября официальные лица, главным образом сам премьер Владимир Гройсман, активно муссировали тему неизбежности повышения цены газа для населения – якобы по требованию Международного валютного фонда. Без кредитов которого Украину якобы ждет нечто ужасное – снова-таки по утверждениям официальных лиц.

Не далее как 19 октября это случилось: Кабмин на внеочередном заседании повысил стоимость газа для украинцев и предприятий теплоэнергетики на 23,5%. Новые тарифы начинают действовать совсем скоро, с 1 ноября. Они "автоматом" тянут вверх тарифы на отопление и горячую воду в многоквартирных домах. Таким образом, расходы населения в IV кв. еще больше вырастут, а платежеспособность – упадет.

Проще говоря, украинцы станут еще беднее стараниями власти, не желающей бороться со спекулятивными сезонными факторами на потребительских рынках. И опустошающей карманы и без того небогатых граждан путем повышения регулируемых государством тарифов.

Игорь Воронцов

МинПром


... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
12:10 | 23.11.2018
Пояса затягивать дальше некуда.
Затянуты до позвоночника. Никогда ещё временщики, дорвавшиеся до власти, не обдирали людей до такой степени и с таким остервенением, как сейчас. У них одна забота: хапнуть бабла побольше. Они понимают: время ограничено. Страна стремительно разваливается и разбегается. А тех, у кого нет сил убежать, досрочно загоняют в яму, нагнетая стресс и лишив полноценного питания и медобслуживания.

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!