Подробнее Запомнить город


Затяните пояса: цены идут на взлет

22.10.18
размер текста:

Резкое ускорение роста цен в Украине по итогам сентября продолжится по крайней мере до новогодних праздников. Национальный банк, объясняя причины сентябрьского "большого прыжка", в основном ссылался на внешние факторы – рост мировых цен. Однако на самом деле инфляцию раскручивают действия власти и прежде всего Кабинета министров Украины.

Даже по официальным данным Государственной службы статистики сентябрьская инфляция потребительских цен в стране ускорилась до 1,9% к предыдущему месяцу – после 4 мес. затишья. Напомним, за август Госстат сообщил о 0% инфляции, такой же показатель был за май-июнь, а в июле даже была зафиксирована дефляция 0,7% – т.е. снижение цен.

При этом надо еще и делать поправку на то, что в правительстве рост цен подсчитывают довольно занимательно. К примеру, у вас в городе за отчетный период проезд в муниципальном транспорте подорожал с 2,5 до 4 грн., а в маршрутках – с 4 до 5 грн., т.е. на 60% и 20% соответственно. А Госстат сообщает, что рост тарифов на транспорте за сентябрь в целом по стране составил всего 2,8%. Но разве в других городах хоть где-то проезд подешевел? Нам же Госстат поясняет столь скромный рост транспортных тарифов подорожанием топлива и моторных масел на 5,4%.

Но даже если обратиться к данным правительственного мониторинга цен в сетях автозаправочных станций за сентябрь, картина получается следующая: бензин А-92 подорожал с 29,35 до 31,09 грн./л, или на 6%, А-95 – с 30,33 до 32,08 грн./л, или на 7,7%, дизельное топливо – с 28,12 до 29,88 грн./л, или на 6,3%, автогаз с 14,2 до 15,05 грн./л, на 6%.

Итак, откуда у Госстата получилось подорожание топливной составляющей всего на 5,4% – непонятно. Таким образом, реальный рост стоимости всех товаров и услуг в стране был и остается гораздо выше официальных данных. И подорожание топлива в сентябре было одним из факторов, толкающих инфляцию вверх.

Близкие к нефтерынку эксперты объясняли его ростом мировых цен на нефть, однако на самом деле, пока она минует всю цепочку, от скважины до заправочного пистолета на АЗС, включая переработку в бензин и дизтопливо, транспортировку и хранение – пройдет не 1-2 дня, а по крайней мере 1-2 мес. Т.е. мгновенно розничные цены на нефтепродукты не могут меняться.

Поэтому сентябрьское подорожание автотоплива на самом деле вызвано сезонным спекулятивным фактором: повышенным спросом со стороны агрохозяйств перед осенней посевной кампанией. В октябре она заканчивается, и этот фактор перестает действовать.

Зато вместо него включается другой: с наступлением отопительного сезона резко увеличивается импорт газа, создавая дефицит валюты на межбанковском рынке. Это означает, что уже в ближайшее время можно ожидать дальнейшего снижения курса: по крайней мере до 29 грн./долл.

И это, во-первых, само по себе даст подорожание товаров: сначала импортных, а потом и всех остальных. Во-вторых, поскольку доля налоговой составляющей в цене топлива на украинских АЗС никак не меньше 40%, а взимаются эти налоги в евро – вот и предпосылки для дальнейшего подорожания бензина, дизтоплива и автогаза.

А вот относительно "быстрого роста зарплат", якобы создающего высокое инфляционное давление, с Нацбанком можно поспорить. К примеру, в августе средняя реальная зарплата в Украине была на 15,7% выше, чем в августе 2017 г. и составила 8977 грн., как утверждает Госстат. Но достоверность этих данных точно так же сомнительна, как и официального показателя инфляции.

К тому же по данным самого Госстата, в I кв. текущего года расходы на продукты питания выросли до 47,5% от общей суммы затрат одного домохозяйства. В I кв. 2017 г. было 46,3%. Итак, если на еду уходит чуть ли не половина всего месячного дохода украинцев – тезисы экономистов от власти о росте платежеспособности населения выглядят не иначе как издевательство и насмешка.

А раз не растет платежеспособный спрос – то и стимулировать повышение цен вроде бы как выросшая зарплата никак не может. Зато для инфляции есть другие ускорители. Среди них можно выделить сигареты и алкоголь. Цены на них растут из-за постоянного увеличения правительством акцизного сбора.

Кроме того, Кабмин зачем-то оставил за собой право устанавливать минимальные розничные цены на водку, коньяк, другие горячительные напитки – и постоянно их поднимает. В последний по счету раз это произошло как раз 5 сентября. Для водки и настойки повышение составило 12,4-19,6%, для виски, рома и джина – 12%, для коньяка – 6,6-9,5% и т. д.

Интересно, что при этом все тот же Кабмин с 1 июля 2017 г. отказался от права устанавливать максимальные торговые наценки для социально значимых продуктов: хлеб, молоко, крупы и т.д. Дескать, подобное госрегулирование противоречит правилам свободной рыночной экономики, которую мы строим.

И, наконец, разгонять инфляцию до конца года будет рост тарифов ЖКХ. В последние годы он традиционно происходит перед очередным отопительным сезоном.

Вот и в этот раз начиная с сентября официальные лица, главным образом сам премьер Владимир Гройсман, активно муссировали тему неизбежности повышения цены газа для населения – якобы по требованию Международного валютного фонда. Без кредитов которого Украину якобы ждет нечто ужасное – снова-таки по утверждениям официальных лиц.

Не далее как 19 октября это случилось: Кабмин на внеочередном заседании повысил стоимость газа для украинцев и предприятий теплоэнергетики на 23,5%. Новые тарифы начинают действовать совсем скоро, с 1 ноября. Они "автоматом" тянут вверх тарифы на отопление и горячую воду в многоквартирных домах. Таким образом, расходы населения в IV кв. еще больше вырастут, а платежеспособность – упадет.

Проще говоря, украинцы станут еще беднее стараниями власти, не желающей бороться со спекулятивными сезонными факторами на потребительских рынках. И опустошающей карманы и без того небогатых граждан путем повышения регулируемых государством тарифов.

Игорь Воронцов

МинПром


... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!