Затяните пояса: цены идут на взлет

Публікації

Резкое ускорение роста цен в Украине по итогам сентября продолжится по крайней мере до новогодних праздников. Национальный банк, объясняя причины сентябрьского "большого прыжка", в основном ссылался на внешние факторы – рост мировых цен. Однако на самом деле инфляцию раскручивают действия власти и прежде всего Кабинета министров Украины.

Даже по официальным данным Государственной службы статистики сентябрьская инфляция потребительских цен в стране ускорилась до 1,9% к предыдущему месяцу – после 4 мес. затишья. Напомним, за август Госстат сообщил о 0% инфляции, такой же показатель был за май-июнь, а в июле даже была зафиксирована дефляция 0,7% – т.е. снижение цен.

При этом надо еще и делать поправку на то, что в правительстве рост цен подсчитывают довольно занимательно. К примеру, у вас в городе за отчетный период проезд в муниципальном транспорте подорожал с 2,5 до 4 грн., а в маршрутках – с 4 до 5 грн., т.е. на 60% и 20% соответственно. А Госстат сообщает, что рост тарифов на транспорте за сентябрь в целом по стране составил всего 2,8%. Но разве в других городах хоть где-то проезд подешевел? Нам же Госстат поясняет столь скромный рост транспортных тарифов подорожанием топлива и моторных масел на 5,4%.

Но даже если обратиться к данным правительственного мониторинга цен в сетях автозаправочных станций за сентябрь, картина получается следующая: бензин А-92 подорожал с 29,35 до 31,09 грн./л, или на 6%, А-95 – с 30,33 до 32,08 грн./л, или на 7,7%, дизельное топливо – с 28,12 до 29,88 грн./л, или на 6,3%, автогаз с 14,2 до 15,05 грн./л, на 6%.

Итак, откуда у Госстата получилось подорожание топливной составляющей всего на 5,4% – непонятно. Таким образом, реальный рост стоимости всех товаров и услуг в стране был и остается гораздо выше официальных данных. И подорожание топлива в сентябре было одним из факторов, толкающих инфляцию вверх.

Близкие к нефтерынку эксперты объясняли его ростом мировых цен на нефть, однако на самом деле, пока она минует всю цепочку, от скважины до заправочного пистолета на АЗС, включая переработку в бензин и дизтопливо, транспортировку и хранение – пройдет не 1-2 дня, а по крайней мере 1-2 мес. Т.е. мгновенно розничные цены на нефтепродукты не могут меняться.

Поэтому сентябрьское подорожание автотоплива на самом деле вызвано сезонным спекулятивным фактором: повышенным спросом со стороны агрохозяйств перед осенней посевной кампанией. В октябре она заканчивается, и этот фактор перестает действовать.

Зато вместо него включается другой: с наступлением отопительного сезона резко увеличивается импорт газа, создавая дефицит валюты на межбанковском рынке. Это означает, что уже в ближайшее время можно ожидать дальнейшего снижения курса: по крайней мере до 29 грн./долл.

И это, во-первых, само по себе даст подорожание товаров: сначала импортных, а потом и всех остальных. Во-вторых, поскольку доля налоговой составляющей в цене топлива на украинских АЗС никак не меньше 40%, а взимаются эти налоги в евро – вот и предпосылки для дальнейшего подорожания бензина, дизтоплива и автогаза.

А вот относительно "быстрого роста зарплат", якобы создающего высокое инфляционное давление, с Нацбанком можно поспорить. К примеру, в августе средняя реальная зарплата в Украине была на 15,7% выше, чем в августе 2017 г. и составила 8977 грн., как утверждает Госстат. Но достоверность этих данных точно так же сомнительна, как и официального показателя инфляции.

К тому же по данным самого Госстата, в I кв. текущего года расходы на продукты питания выросли до 47,5% от общей суммы затрат одного домохозяйства. В I кв. 2017 г. было 46,3%. Итак, если на еду уходит чуть ли не половина всего месячного дохода украинцев – тезисы экономистов от власти о росте платежеспособности населения выглядят не иначе как издевательство и насмешка.

А раз не растет платежеспособный спрос – то и стимулировать повышение цен вроде бы как выросшая зарплата никак не может. Зато для инфляции есть другие ускорители. Среди них можно выделить сигареты и алкоголь. Цены на них растут из-за постоянного увеличения правительством акцизного сбора.

Кроме того, Кабмин зачем-то оставил за собой право устанавливать минимальные розничные цены на водку, коньяк, другие горячительные напитки – и постоянно их поднимает. В последний по счету раз это произошло как раз 5 сентября. Для водки и настойки повышение составило 12,4-19,6%, для виски, рома и джина – 12%, для коньяка – 6,6-9,5% и т. д.

Интересно, что при этом все тот же Кабмин с 1 июля 2017 г. отказался от права устанавливать максимальные торговые наценки для социально значимых продуктов: хлеб, молоко, крупы и т.д. Дескать, подобное госрегулирование противоречит правилам свободной рыночной экономики, которую мы строим.

И, наконец, разгонять инфляцию до конца года будет рост тарифов ЖКХ. В последние годы он традиционно происходит перед очередным отопительным сезоном.

Вот и в этот раз начиная с сентября официальные лица, главным образом сам премьер Владимир Гройсман, активно муссировали тему неизбежности повышения цены газа для населения – якобы по требованию Международного валютного фонда. Без кредитов которого Украину якобы ждет нечто ужасное – снова-таки по утверждениям официальных лиц.

Не далее как 19 октября это случилось: Кабмин на внеочередном заседании повысил стоимость газа для украинцев и предприятий теплоэнергетики на 23,5%. Новые тарифы начинают действовать совсем скоро, с 1 ноября. Они "автоматом" тянут вверх тарифы на отопление и горячую воду в многоквартирных домах. Таким образом, расходы населения в IV кв. еще больше вырастут, а платежеспособность – упадет.

Проще говоря, украинцы станут еще беднее стараниями власти, не желающей бороться со спекулятивными сезонными факторами на потребительских рынках. И опустошающей карманы и без того небогатых граждан путем повышения регулируемых государством тарифов.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢