Подробнее Запомнить город


Затяните пояса: цены идут на взлет

22.10.18
размер текста:

Резкое ускорение роста цен в Украине по итогам сентября продолжится по крайней мере до новогодних праздников. Национальный банк, объясняя причины сентябрьского "большого прыжка", в основном ссылался на внешние факторы – рост мировых цен. Однако на самом деле инфляцию раскручивают действия власти и прежде всего Кабинета министров Украины.

Даже по официальным данным Государственной службы статистики сентябрьская инфляция потребительских цен в стране ускорилась до 1,9% к предыдущему месяцу – после 4 мес. затишья. Напомним, за август Госстат сообщил о 0% инфляции, такой же показатель был за май-июнь, а в июле даже была зафиксирована дефляция 0,7% – т.е. снижение цен.

При этом надо еще и делать поправку на то, что в правительстве рост цен подсчитывают довольно занимательно. К примеру, у вас в городе за отчетный период проезд в муниципальном транспорте подорожал с 2,5 до 4 грн., а в маршрутках – с 4 до 5 грн., т.е. на 60% и 20% соответственно. А Госстат сообщает, что рост тарифов на транспорте за сентябрь в целом по стране составил всего 2,8%. Но разве в других городах хоть где-то проезд подешевел? Нам же Госстат поясняет столь скромный рост транспортных тарифов подорожанием топлива и моторных масел на 5,4%.

Но даже если обратиться к данным правительственного мониторинга цен в сетях автозаправочных станций за сентябрь, картина получается следующая: бензин А-92 подорожал с 29,35 до 31,09 грн./л, или на 6%, А-95 – с 30,33 до 32,08 грн./л, или на 7,7%, дизельное топливо – с 28,12 до 29,88 грн./л, или на 6,3%, автогаз с 14,2 до 15,05 грн./л, на 6%.

Итак, откуда у Госстата получилось подорожание топливной составляющей всего на 5,4% – непонятно. Таким образом, реальный рост стоимости всех товаров и услуг в стране был и остается гораздо выше официальных данных. И подорожание топлива в сентябре было одним из факторов, толкающих инфляцию вверх.

Близкие к нефтерынку эксперты объясняли его ростом мировых цен на нефть, однако на самом деле, пока она минует всю цепочку, от скважины до заправочного пистолета на АЗС, включая переработку в бензин и дизтопливо, транспортировку и хранение – пройдет не 1-2 дня, а по крайней мере 1-2 мес. Т.е. мгновенно розничные цены на нефтепродукты не могут меняться.

Поэтому сентябрьское подорожание автотоплива на самом деле вызвано сезонным спекулятивным фактором: повышенным спросом со стороны агрохозяйств перед осенней посевной кампанией. В октябре она заканчивается, и этот фактор перестает действовать.

Зато вместо него включается другой: с наступлением отопительного сезона резко увеличивается импорт газа, создавая дефицит валюты на межбанковском рынке. Это означает, что уже в ближайшее время можно ожидать дальнейшего снижения курса: по крайней мере до 29 грн./долл.

И это, во-первых, само по себе даст подорожание товаров: сначала импортных, а потом и всех остальных. Во-вторых, поскольку доля налоговой составляющей в цене топлива на украинских АЗС никак не меньше 40%, а взимаются эти налоги в евро – вот и предпосылки для дальнейшего подорожания бензина, дизтоплива и автогаза.

А вот относительно "быстрого роста зарплат", якобы создающего высокое инфляционное давление, с Нацбанком можно поспорить. К примеру, в августе средняя реальная зарплата в Украине была на 15,7% выше, чем в августе 2017 г. и составила 8977 грн., как утверждает Госстат. Но достоверность этих данных точно так же сомнительна, как и официального показателя инфляции.

К тому же по данным самого Госстата, в I кв. текущего года расходы на продукты питания выросли до 47,5% от общей суммы затрат одного домохозяйства. В I кв. 2017 г. было 46,3%. Итак, если на еду уходит чуть ли не половина всего месячного дохода украинцев – тезисы экономистов от власти о росте платежеспособности населения выглядят не иначе как издевательство и насмешка.

А раз не растет платежеспособный спрос – то и стимулировать повышение цен вроде бы как выросшая зарплата никак не может. Зато для инфляции есть другие ускорители. Среди них можно выделить сигареты и алкоголь. Цены на них растут из-за постоянного увеличения правительством акцизного сбора.

Кроме того, Кабмин зачем-то оставил за собой право устанавливать минимальные розничные цены на водку, коньяк, другие горячительные напитки – и постоянно их поднимает. В последний по счету раз это произошло как раз 5 сентября. Для водки и настойки повышение составило 12,4-19,6%, для виски, рома и джина – 12%, для коньяка – 6,6-9,5% и т. д.

Интересно, что при этом все тот же Кабмин с 1 июля 2017 г. отказался от права устанавливать максимальные торговые наценки для социально значимых продуктов: хлеб, молоко, крупы и т.д. Дескать, подобное госрегулирование противоречит правилам свободной рыночной экономики, которую мы строим.

И, наконец, разгонять инфляцию до конца года будет рост тарифов ЖКХ. В последние годы он традиционно происходит перед очередным отопительным сезоном.

Вот и в этот раз начиная с сентября официальные лица, главным образом сам премьер Владимир Гройсман, активно муссировали тему неизбежности повышения цены газа для населения – якобы по требованию Международного валютного фонда. Без кредитов которого Украину якобы ждет нечто ужасное – снова-таки по утверждениям официальных лиц.

Не далее как 19 октября это случилось: Кабмин на внеочередном заседании повысил стоимость газа для украинцев и предприятий теплоэнергетики на 23,5%. Новые тарифы начинают действовать совсем скоро, с 1 ноября. Они "автоматом" тянут вверх тарифы на отопление и горячую воду в многоквартирных домах. Таким образом, расходы населения в IV кв. еще больше вырастут, а платежеспособность – упадет.

Проще говоря, украинцы станут еще беднее стараниями власти, не желающей бороться со спекулятивными сезонными факторами на потребительских рынках. И опустошающей карманы и без того небогатых граждан путем повышения регулируемых государством тарифов.

Игорь Воронцов

МинПром


... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
12:10 | 23.11.2018
Пояса затягивать дальше некуда.
Затянуты до позвоночника. Никогда ещё временщики, дорвавшиеся до власти, не обдирали людей до такой степени и с таким остервенением, как сейчас. У них одна забота: хапнуть бабла побольше. Они понимают: время ограничено. Страна стремительно разваливается и разбегается. А тех, у кого нет сил убежать, досрочно загоняют в яму, нагнетая стресс и лишив полноценного питания и медобслуживания.

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!