Подробнее Запомнить город


Импорт давит известняк

17.10.18
размер текста:

Известняковая промышленность, одна из смежных отраслей горно-металлургического комплекса Украины, в этом году никак не может выйти из негативного тренда. Падение добычи на местных карьерах металлурги вынуждены компенсировать импортом – а это и рост себестоимости уже по стальной выплавке, и дополнительный отток валюты из страны по торговому балансу.

Как следует из данных Украинской ассоциации известковой промышленности, представленных 28-29 сентября на конференции в Одессе, спад в отрасли наблюдается довольно давно. Если в 2011 г. емкость украинского рынка известняка составляла 26,3 млн т, то в 2017 г. – лишь 14,7 млн т. При этом только за прошлый год потребление упало на 11%.

Негативная динамика напрямую связана с ситуацией в украинской металлургии как основном потребителе известняка. Но если в 2014-2016 гг. на металлургов приходилось 70-71% от всего рынка, то уже в 2017-м показатель уменьшился до 65%. И, по прогнозам ассоциации, за текущий год цифра не изменится.

Хотя сама украинская металлургия постепенно приходит в себя от шока, вызванного потерей кооперационных связей с предприятиями на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей (НКТ). Так, если в 2017 г. стальная выплавка в Украине упала на 12%, до 21,3 млн т, то за 9 месяцев текущего года выросла – на 4% без учета предприятий на НКТ и на 1% с учетом их работы в январе-феврале 2017 г., до 15,767 млн т.

Тем не менее в ассоциации прогнозируют, что емкость украинского рынка известняка по итогам 2018 г. останется на прошлогоднем уровне, 14,7 млн т, из них на металлургию снова придется 65% потребления. Если же брать собственно добычу известняка в Украине за последние годы, в текущем году она пробьет очередное дно. Так, в 2013-2015 гг. показатель упал с 18,562 млн до 11,733 млн т.

Затем в 2016 г. последовал "отскок" до 14,018 млн т, который в 2017-м сменился новым падением, о причинах которого говорилось выше – на 14%, до 12,094 млн т. Но и в текущем году негативный тренд сохранился: за январь-июнь снижение добычи составило 19%, до 4,812 млн т. Главным образом это связано с остановкой одного из ведущих производителей, объединения "АрселорМиттал Берислав" (Херсонская обл.), возобновившего отгрузку продукции потребителям только в августе.

В 2017 г. уменьшение предложения, вызванное утратой Докучаевского флюсо-доломитного комбината и Комсомольского рудоуправления на НКТ, компенсировалось рекордным ростом импорта: на 52%, до 2,23 млн т. В текущем году импорт известняка продолжает набирать обороты: за январь-июнь уже есть прирост на 37%, до 1,32 млн т. Таким образом, есть предпосылки для увеличения показателя за год в целом.

При этом основной объем зарубежных поставок приходится на Россию. В 2016-2017 гг. на ее долю приходилось 41%, в январе-мае 2018 г. – уже 44%. Год назад на импорт пришлось 13% всех поставок известняка украинским потребителям, по оперативным данным за январь-июль текущего года – 16%.

Несмотря на растущее давление со стороны зарубежных конкурентов, три ведущих украинских производителя сумели увеличить долю рынка за обозреваемый период. "Новотроицкое рудоуправление" закрепило лидирующие позиции, улучшив показатель с 23% до 31%, ООО "Горнодобывающая промышленность" – с 19% до 24% и "Тернопольский карьер" с 12% до 15%. В целом же топ-9 производителей обеспечивают 92% украинской добычи известняка.

В структуре сбыта тоже произошли определенные сдвиги. Так, тройка основных потребителей осталась неизменной. Это металлургические комбинаты "АрселорМиттал Кривой Рог", "Запорожсталь" и им.Ильича (г.Мариуполь). Но доля АМКР уменьшилась с 28% до 21%, а у других лидеров выросла: с 12% и до 14% и с 10% до 11% соответственно.

Поменялись местами Днепровский меткомбинат (г.Каменское) и Южный ГОК (оба – Днепропетровская обл.), занимавшие в 2017 г. 5-е и 6-е места. В текущем году ЮГОК сохранил потребление на уровне 4% от общего объема, но пропустил вперед ДМК, нарастившего показатель с 2% до 8%. В ассоциации известковой промышленности в качестве одной из характерных тенденций также отмечают увеличение доли свободного рынка потребителей: с 66% в 2017 г. до 75% за январь-июль 2018 г.

Украинские металлурги остаются основным клиентом и для производителей извести. Более того, их значение растет. Если в 2015-2016 гг. на них пришлось 71% и 72% всех продаж соответственно, то после отката до 67% в 2017 г. показатель повысился до 75% в текущем году. При этом по итогам 2017 г. в топ-10 наибольших потребителей металлурги заняли 5 позиций – минимальный показатель за последние годы.

Основным потребителем извести остается "Запорожсталь" – на нее в текущем году пришлось 35% всех ж/д поставок (на них приходится примерно 40% свободного рынка). Также в пятерку входят Днепровский меткомбинат, нарастивший потребление извести до 21% в этом году, Днепровский метзавод (г.Днепр) – 8%. На 3-5 местах объединение "Сумыхимпром" и Восточный ГОК, забирающие 18% и 6% ж/д поставок извести.

В целом же, если смотреть динамику за последние годы, легко увидеть, что производителей извести бросает то вверх, то вниз, словно на известном аттракционе "американские горки".

Так, с 2011 по 2015 гг. показатель ежегодно снижался, с 4,536 млн до 2,664 млн т, затем в 2016 г. – небольшой отскок до 2,858 млн т, провал 2017 г., до 2,522 млн т, вызванный прекращением экономических связей с НКТ. По итогам 2018 г. ассоциация известковой промышленности Украины прогнозирует прирост производства на 5%, до 2,65 млн т.

Т.е. ожидается позитивный тренд, в отличие от добычи известняка – но простое сопоставление цифр показывает, что полностью преодолеть последствия разрыва производственной кооперации с НКТ пока что не удалось. При этом импорт извести не достигает больших значений: на него приходится около 1% объемов внутреннего производства.

Тон здесь с 2015 г. задает Польша – отсюда в I полугодии 2018 г. поступило 43% всей импортированной извести. В 2017 г. в целом за год было меньше – 34%, в 2016 г. – больше, 61%. Ранее основным зарубежным поставщиком извести были предприятия Словакии. Оттуда в 2014 г. на украинский рынок зашло 32% всего импорта.

Начальник коммерческого отдела ПАО "Тернопольский карьер" Олег Мисюк в комментарии МинПрому отметил, что рост импортной составляющей на рынке известняка обусловлен, во-первых, неудовлетворительной работой железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця" – из-за которого производители не могут вывезти готовую продукцию с карьеров. А во-вторых, качество импортного известняка выше, чем украинского.

О.Мисюк выразил мнение, что и в 2019 г. доля импортного известняка будет возрастать: "Наверное, да. Ведь "Укрзализныця" не начнет работать лучше". Он также предположил, что в 2019 г. сдерживающим фактором для роста добычи известняка будет только "Укрзализныця".

Виктория Финчук, Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!