Подробнее Запомнить город


Трубе безвиз не светит

12.10.18
размер текста:

В начале октября Европейская комиссия еще на 5 лет продлила действие антидемпинговых пошлин на ввоз бесшовных труб из Украины и России. Откровенно говоря, сложно было ожидать другого решения в период тотального закрытия мировых стальных рынков, спровоцированного Дональдом Трампом. Поэтому новость из Брюсселя несет в себе скорее нейтральный, чем негативный контекст. Ставки пошлин не поменялись – и это позволяет Украине сохранить свою долю на рынке ЕС, которая в последние годы составляла 6-7% от общего потребления в регионе.

Пять лет – один ответ

Согласно постановлению Еврокомиссии, вступившему в силу 4 октября, ставка пошлины для заводов группы "Интерпайп" (Нижнеднепровский трубный и "Нико Тьюб") осталась в пределах 13,8%, еще меньше у Днепропетровского трубного завода (корпорация ИСД) – 12,3%, для никопольской компании "Ютист" и других производителей из Украины – 25,7%. Но в целом это примерно вдвое ниже, чем ограничения на продукцию российских производителей труб. Для последних ставки пошлин держатся в интервале 24,1-35,8%. И эта разница позволяет украинским бесшовным трубам торговаться на европейском рынке на 10-20 евро/тонну дешевле при сравнимых эксплуатационных показателях.

Из общего объема отечественного трубного экспорта, охваченного антидемпинговыми мерами, 87% приходится на продукцию группы "Интерпайп". Соответственно, один только холдинг Виктора Пинчука активно сотрудничал с органами ЕС в процессе пересмотра санкций, который стартовал еще в июле прошлого года. Правда, позитивных результатов это не принесло. Хотя два предыдущих пересмотра оканчивались для "Интерпайпа" благоприятно. В частности, в 2012 г. компании удалось убедить Еврокомиссию снизить ставку пошлины с 25,1% до 17,7%, а позже – и до 13,8%. А ведь было время, в начале 2000-х, когда размер такой пошлины достигал все 64,1% от таможенной стоимости.

Нынешнее расследование охватило период с 1 июля 2016 г. по 30 июня 2017 г. Согласно обнародованным выводам потребление бесшовных труб в Евросоюзе за этот период сократилось на 10% относительно показателей 2014 г., принятого за базовый, и составило 1,34 млн т. В этом объеме на украинский продукт приходилось 80,7 тыс. т труб, на российский – в 10 раз меньше (8,6 тыс. т). В Евросоюзе отметили, что в последние 4 года, несмотря на наличие пошлин, поставки бесшовных труб из Украины на рынки стран сообщества медленно, но верно растут. Если в 2014 г. они составляли около 70 тыс. т, то сейчас достигли 80-тысячного рубежа.

Таким образом, Еврокомиссия пришла к выводу, что рынок ЕС остается привлекательным для "Интерпайпа" и его мелких украинских коллег. А снятие санкций только простимулирует рост экспорта из Украины. Во-первых, из-за того, что администрация США закрыла с помощью 25-процентной пошлины свой стальной рынок для продавцов извне, а значит, есть риск, что часть этого товара будет перенаправлена в Европу. Во-вторых, у "Интерпайпа" видят потенциальный запас свободных производственных мощностей, которые компания может задействовать в случае отмены ограничений и наводнить трубами ЕС. В Брюсселе такие свободные мощности оценили в 500 тыс. т годовых. "Интерпайп" настаивал, что их не больше 100 тыс. т. Но голос из Днепра не услышали. Никак не повлияла на результаты расследования и информация о создании совместного предприятия между группой "Интерпайп" и французской компанией Vallourec. В Еврокомиссии посчитали, что пока СП еще не заработало, а его создание еще не одобрено всеми надлежащими органами, говорить о влиянии этой концентрации на рынок преждевременно.

Доводы "Интерпайпа" о том, что на американский рынок холдинг поставляет преимущественно другой сортамент труб, чем клиентам в ЕС, также не были приняты во внимание. Хотя проверить это несложно по таможенной статистике. В США украинские заводы действительно отгружают в большинстве своем трубы OCTG-сегмента (для нефтегазовой отрасли). В Европе же "Интерпайп" специализируется на продажах линейных труб для строительной отрасли, машиностроения, водопроводов, систем пожаротушения и т.п. За 2017 г. холдинг В.Пинчука продал за океан более 90 тыс. т. труб, что сопоставимо с объемами экспорта бесшовных труб в ЕС. Но надо помнить, что "Интерпайп" поставляет Евросоюзу и сварные трубы, не попадающие с 2015 г. под пошлины. Поэтому если сплюсовать бесшовные трубы со сварными, то общий объем трубного экспорта "Интерпайпа" в Евросоюз за прошлый год будет равен почти 140 тыс. т.

Трубный регресс ЕС

Если для "Интерпайпа", по предварительным оценкам его менеджмента, текущий год получается самым успешным за последнюю пятилетку, то трубная металлургия в ЕС сегодня, наоборот, переживает спад. И этот общий негативный фон, безусловно, довлел над экспертами Еврокомиссии и также повлиял на их решение. Сегодня в странах ЕС работают 18 компаний, выпускающих бесшовные трубы. Крупнейшие из них – это Arcelor Mittal Tubular Products (Чехия), Benteler Steel Tube (Германия), Dalmine (Италия), Zeleziarne Podbrezova (Словакия) и Vallourec (Франция). Совокупное производство всех евросоюзовских трубников достигает сейчас 2,25 млн т. Но мощностей у них вдвое больше – 4,5 млн т. Иными словами, они стоят недозагруженными.

На внутреннем рынке не продается и половины произведенных в ЕС труб. Поэтому даже рыночная доля размером в 6%, которую сейчас занимает здесь Украина, в глазах Еврокомиссии несет угрозу для местных производителей. Во-первых, потому, что украинские трубы существенно дешевле. Более чем на 20%, согласно результатам расследования. Если средняя цена реализации труб на рынке ЕС от местных производителей составляла 832 евро/тонну (в период с 1.07.16 по 31.06.17), то украинского экспорта – 618 евро/тонну. В 2014-2015 гг. цены и у одних, и у других были повыше, но соотношение сохранялось примерно то же.

В итоге Еврокомиссия пришла к выводу, что сегодня трубопрокатная промышленность содружества утратила свою рентабельность. Если 2014 г. показатель рентабельности в целом по отрасли составлял 6% с плюсом, то сейчас те же 6%, но с минусом. Также, если сравнивать с результатами базового 2014 г., инвестиции в отрасль сократились на 64%, а продажи труб происхождением из ЕС упали на 10%. Правда, расследование Еврокомиссии не доказывает, что такой спад является следствием именно экспорта извне, и из Украины в частности. Но поводов дает вполне достаточно, чтобы сохранить таможенные барьеры и на будущее.

Вторая причина, подпитывающая страхи европейцев, – напряженные торговые отношения между ЕС и США. В Брюсселе опасаются, что их следствием станет сокращение мощностей в металлургии и закрытие ряда предприятий, а соответственно, и увольнение рабочих в сегменте, где сейчас занято около 13 тыс. человек. Поэтому инициаторы расследования изначально ставили перед собой задание – максимально очистить рынок Евросоюза для собственных производителей. Поэтому и предложение хотя бы ограничить срок действия защитных пошлин не пятью, а двумя годами, они отвергли.

С другой стороны, можно говорить и о том, что украинские экспортеры труб отделались малой кровью. Ведь размер пошлины остался на том же уровне, что и раньше. Дополнительных ограничений на бесшовные трубы ЕС пока не вводил. Хотя на некоторые другие виды металлопродукции предварительные ограничения и квоты уже введены в ответ на 25-процентный стальной заслон от Д.Трампа. Таким образом, серьезно пошатнуть позиции "Интерпайпа" на рынке ЕС пролонгация антидемпинга не должна. Правда, и закрепиться особо не позволит.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!