Машиностроение: истина – посередине

Публікації

Машиностроение Украины не умирает, но и не выходит из кризиса. Оно тяжело и напряженно преодолевает провал, чтобы в 2011 г. снова начался подъем отрасли.

В июле 2009 года в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года, а также за 7 месяцев текущего года, все секторы машиностроения демонстрируют спад производства (подробнее см. «Укрмаш впал в кому»). Это и понятно: машиностроение страдает от кризиса едва ли не сильнее всех других отраслей промышленности Украины. В числе причин то, что машины и оборудование – конечная продукция высокой степени переработки, которую все страны стараются делать самостоятельно. Особенно это касается стран Запада, где большинство продукции отечественного машиностроения не пользуется спросом из-за недостаточного качества. А с началом кризиса «машиностроительный протекционизм» усилился на порядок, что уже привело к резкому спаду продаж украинских машин, например, на таком традиционном рынке как СНГ. В июле относительно июня также возобновился спад производства (-2%), хотя еще в июне в сравнении «месяц к месяцу» был отмечен рост (+6,9%).

Но это все не означает ни гибель отрасли, ни начало выхода из кризиса. Просто в условиях глубоко провалившегося спроса сбыт крайне нестабилен и сильно зависит от отдельных крупных контрактов. При этом по отдельным сегментам ситуация заметно отличается.

Каждый по-своему

Начнем с того, что небольшое июльское снижение произошло за счет нового провала в выпуске электрического, а также электронного и прочего «тонкого» оборудования – более чем на 20% относительно июня. В данной сфере спрос всегда был ориентирован на более качественные импортные аналоги. А с началом кризиса потребители еще больше «полюбили» импорт, так как зарубежные производители проводят акции и снижают цены. В это же время оборудование из Украины в лучшем случае не дорожает. Неудивительно, что по итогам июля ввоз в страну приборов и различного вспомогательного оборудования, по оперативным данным Кабмина, вырос к июню (в ценовом выражении) почти на 40%, до уровня 300 млн долл. Скажем, импорт оборудования связи увеличился на 80%, электродвигателей и другого электрооборудования – более чем на 50%. Вместе с тем общий экспорт такой отечественной продукции провалился на 12%, в том числе электродвигателей – на 35%. Выходит, что определенный спрос есть, но он все больше ориентируется на иностранный товар, тогда как украинское оборудование и приборы все менее популярны.

Отдельно отметим в июле (к июню) резкий рост импорта бытовой техники сразу на 60% – до 45-46 млн долл. Впрочем, рынок Украины и раньше ориентировался в первую очередь на импортную бытовую технику. Исключение составляет разве что известная группа «Норд» (Донецк), дружковские газовые плиты да еще пылесосы «Кмет», выпускавшиеся по конверсии столичным ГАХК «Артем». Интересно, что и экспорту удалось удержать позиции – он упал лишь на 3%. Это можно объяснять буквально-таки агрессивной рыночной политикой внутренних производителей, которые в условиях сильного спада внутреннего спроса бросились завоевывать внешние рынки.

Что касается абсолютных цифр, то в июле отечественные предприятия выпустили 47,6 тыс. бытовых холодильников (в июне – всего 27,6 тыс. ед.), изготовление стиральных машин также увеличилось (с 12,7 до 13,5 тыс. шт.). Тогда как по телевизорам – провал: их производство уменьшилось с 18,8 до 10,8 тыс. шт.

Транспорт еще жив

А вот производство транспортных средств неожиданно выросло, причем аж на 17%. В Министерстве транспорта это явление связывают с активизацией экспорта по ряду товарных групп. Так, экспорт кораблей и другого водного транспорта в июле (к июню) вырос в 2,7 раза, подвижного состава железных дорог – на 28%, автобусов – на 15%. При этом экспорт водного транспорта вырос и по результатам января-июля (к 7 мес. 2008 г.) – на 25%, до 130 млн долл. Все это лишний раз подтверждает, что избитые тезисы о «смерти украинского транспортного машиностроения» сильно преувеличены. Да, оно, как и вся отрасль, находится в очень сложной ситуации. Но дно спада во многом уже действительно достигнуто. Хотя многое будет зависеть от нового обострения кризиса, которое ожидается осенью.

Как видим, даже вагоностроители с их колоссальным спадом производства и сбыта добиваются успехов за счет развития ассортимента, интеграции в промышленные холдинги, а также акций на товар. Так, Стахановский вагонзавод (СВЗ) входит в группу «Финансы и Кредит» Константина Жеваго, которая уже предоставила предприятию крупную финансовую поддержку. Также в рамках «Программы поддержки отечественного производителя» (стартовала в январе 2009 г.) компания возобновила кредитование закупки вагонов СВЗ по клиентской программе «Вагоны в кредит». Сегодня завод активно продвигается на рынки Прибалтики и России, что позволяет ему надеяться на выпуск 1,8-2 тыс. вагонов по итогам года. А этого уже достаточно для рентабельной работы и хорошего оборотного баланса.

«Днепровагонмаш» по традиции последних лет активно развивает модельный ряд. Последняя новинка – вагон-платформа для широколистового металлопроката – пока еще не имеет аналогов в СНГ. На Крюковском вагонном заводе разработан новый крытый вагон 11-7045, грузовые тележки моделей 18-9817 и 18-7033 с нагрузкой на ось 25 т для полувагонов нового поколения.

С другой стороны, предпосылок для оживления сбыта на основном направлении – в СНГ – пока что нет. Из-за обвала спроса, в том числе и госзаказа, не так давно был де-факто остановлен даже российский монополист «Уралвагонзавод». Что уж тут говорить о поставщиках из Украины! Для полноты картины отметим: по данным «Российских железных дорог», обновление одного только грузового ж/д парка Российской Федерации требует закупки не менее 25 тыс. вагонов (сейчас в обращении порядка 600 тыс. ед.). Что касается других республик СНГ, то в Казахстане, к примеру, активно действуют импортеры из Китая. Вместе с тем, Таджикистан уже заказал 1000 отечественных вагонов, изучаются также возможности сбыта в Грузии и Азербайджане.

В то же время «Укрзализныця» в 2009 г. явно малоплатежеспособна. Износ ее парка – около 80% (в обращении – приблизительно 170 тыс. ед., ежегодный снос – 4-5 тыс. ед.). И до кризиса госмонополист не особо спешил обновляться, теперь же ситуация намного сложнее. Уже принято решение вместо плановых 5000 грузовых и 200 пассажирских вагонов закупить лишь 2000 и 150 соответственно. Но это – в идеале, ведь, как известно, в прошлые годы подобные планы срывались сплошь и рядом. При этом значительная часть вагонов будет изготовлена собственными вагонзаводами УЗ, созданными из чисто ремонтных активов (Дарницкий, Стрыйский, Попаснянский вагоноремонтные заводы). В кризисных условиях УЗ вообще может пойти на сокращение своего парка, в том числе путем передачи/продажи частным операторам.

Прогноз по отрасли

Добавим, что оживление украинского машиностроения (пусть пока и локальное) во многом на руку Константину Григоришину и его группе «Энергетический стандарт». Последняя контролирует такие крупные компании как НПО им. Фрунзе, «Запорожтрансформатор», а из числа потребителей – не только «Укрречфлот», Украинское Дунайское пароходство, но и областные энергораспределяющие компании (облэнерго). А в последнее время группа стремится получить контроль над новыми крупными машиностроительными активами, например, над государственным заводом «Электротяжмаш» (Харьков) и ведущими авиазаводами.

Обратим внимание и на крупный июльский рост экспорта металлургического оборудования – в 2,3 раза к июню. А ведь, казалось бы, мировые металлорынки стагнируют, и этот сегмент должен быть в полном упадке. Однако крупнейшие иностранные метпредприятия все-таки используют кризисный момент для модернизации, и машиностроители Украины продолжают поставки по прежним и новым крупным контрактам. Работает по ряду контрактов Новокраматорский машзавод. «Азовмаш» в августе отгрузил 2 полупортальных машины для загрузки скрапа в конвертер крупному Новолипецкому меткомбинату (Россия), а также 2 самоходных сталевоза (Челябинскому меткомбинату и ЗАО «Донецксталь» – металлургический завод»).

Как и в других случаях, это не означает начало выхода сегмента из кризиса. Зато свидетельствует: грамотный рыночный подход позволяет выживать даже в самых непростых условиях. Внутренний рынок почти полностью «лег», но он и раньше был узким. В то же время умная экспортная политика позволяет сохранять старые и открывать новые направления.

Наиболее вероятный прогноз для отрасли звучит так: до лета-2010 машиностроение за счет экспорта продержится на нынешнем «тихом ходу», а затем начнет понемногу наращивать обороты. При этом стоит ожидать нескольких заметных поглощений («Электротяжмаш» или «Турбоатом»).

Максим Полевой

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢