Подробнее Запомнить город


Россияне помогают украинцам банкротить «Нафтогаз»

02.09.09
размер текста:

Группа держателей еврооблигаций НАК «Нафтогаз Украины» на сумму около 100 млн долл. или 20% от общего объема выпуска выступила против возможной реструктуризации долга украинской госмонополии. Несмотря на то, что большая часть держателей долговых бумаг скрыта за оффшорными структурами, часть кредиторов засветили свои связи с российским госкапиталом, что позволяет идентифицировать заказчика атаки на НАК. В случае, если доля радикально настроенных держателей облигаций достигнет 25% - «Нафтогазу» придется рассчитаться в срок по своим долгам либо признать себя банкротом.

В преддверии президентских выборов 2004 года НАК «Нафтогаз Украины» осуществил полмиллиардный долларовый заем путем эмиссии пятилетних еврооблигаций на 500 млн долл. Куда были потрачены эти суммы, очевидно, останется тайной. Однако судя по тому, что следующий председатель правления НАКа А.Ивченко спустя полгода жаловался на нехватку ликвидности, можно предположить, что деньги из компании были выведены. По неофициальной информации, часть займа была «помощью» соседнего братского народа тогдашнему провластному кандидату, а взамен, украинская сторона предоставила инструмент контроля над «Нафтогазом». Стоит напомнить, что в 2004 году обороты госмонополии были намного меньше нынешних поэтому контроль над корпоративным долгом в размере 500 млн долл. стал действенным рычагом влияния на компанию. Новое руководство в 2005 году не стало проводить расследование относительно расхищения иностранных кредитов «Нафтогаза», скорее потому, что само активно влезало в зарубежные долги.

Очевидно, государственную монополию можно было бы общипывать еще некоторое время, но помешал финансовый кризис. Однако, острый дефицит ликвидности актуализировал те проблемы, которые с трудом, но удавалось скрывать в благоприятные времена.

С этого года НАКу придется рассчитываться по всем тем обязательствам, которыми компания обрастала в последние годы. Только до конца 2009 года «Нафтогазу» необходимо погасить кредит госбанкам в размере - 18,7 млрд,  а также 500 млн долл. выделить на погашение еврооблигаций. Кроме облигаций, иностранцам «Нафтогаз» должен по прямым кредитам Depha Bank - 220 млн долл., CSI - 550 млн долл. и Deutsche Bank - 395,2 млн долл., срок погашения которых приходится на 2009-2012 гг. С учетом еврооблигаций и процентов общая сумма выплат составляет около 1,78 млрд долл., в том числе в этом году около 650 млн долл., в следующем - около 570 млн долл.

Поскольку, взятые взаймы деньги были потрачены далеко не на инвестиционные проекты, то обороты «Нафтогаза» за последние 5 лет выросли только благодаря подорожанию газа и платы за транзит. Правда, поскольку соответственно выросли и издержки компании, то платежеспособность ее, как минимум, не улучшилась. Уже в этом году НАК с трудом обеспечивает ежемесячную оплату закупок российского газа, не говоря о финансировании инвестиционных проектов.

Финансовое состояние компании на фоне инертных мировых кредитных рынков сегодня выглядит весьма пессимистичным. По итогам I полугодия, неконсолидированный чистый убыток НАКа по украинским стандартам бухгалтерского учета составил почти 2 млрд грн. Помимо внешних факторов, негативную роль сыграло ухудшение оплаты за газ по экономике, снижение спроса на газ ввиду экономического кризиса, предоставление льгот для большинства категорий потребителей и отдельных отраслей хозяйственного комплекса страны. К слову, аналогичный период 2008 года госхолдинг завершил с чистой прибылью в размере 3,1 млрд грн.

Очевидно, что обслужить все обязательства за счет собственных средств «Нафтогаз» не сможет. При этом, внешние финансовые рынки сейчас закрыты, в частности для компаний с преддефолтным состоянием. К слову, 30 июля кредитное агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг НАКа по корпоративным облигациям в иностранной валюте до уровня «CC»/Rating Watch «Негативный», который уже относится к группе дефолтных. Данный рейтинг отображает ожидания инвесторов в грядущей неплатежеспособности компании. 

Вероятно «Нафтогазу» стоит забыть о внешних кредитах на ближайшие несколько лет. Оптимальным выходом в данной ситуации для НАКа была бы реструктуризация задолженности. Однако, если украинские госбанки по команде правительства готовы не только реструктуризировать, но и вовсе простить долги государственной компании, то иностранные инвесторы куда менее щедры.

Осознавая трудности в переговорах с зарубежными кредиторами, Кабинет министров в конце июля постановлением №762 поручил Минфину принять меры по реструктуризации задолженности НАКа по внешним займам и по уменьшению стоимости обслуживания, предоставленных компании кредитов путем рефинансирования. Это решение поддержал и МВФ. При этом глава миссии МВФ в Украине Джейла Пазарбашиоглу отметила, что реструктуризация долгов НАКа не входила в число рекомендацией Фонда, так что даная инициатива украинской стороны является добровольной. Стоит отметить, что МВФ хоть и больше благосклонен к реструктуризации долгов, но в крайнем случае готов санкционировать финансирование обязательств из предоставленного Украине кредита.

Оплату облигаций НАК должен осуществить 30 сентября с.г., поэтому у компании остается около месяца для урегулирования вопроса реструктуризации задолженности. Традиционно, в международной деловой этике, прежде чем озвучивать собственную позицию относительно приемлемости или неприемлемости условий реструктуризации задолженности, принято сначала выслушать условия. Однако, в конце августа не дожидаясь заявлений «Нафтогаза», группа держателей еврооблигаций компании на сумму около 100 млн долл. или 20% от общего объема выпуска заявила, что выступает против возможной реструктуризации долга по ним. Об этом сообщил партнер консалтинговой фирмы Aequi-Libria (Люксембург) Карл Филипп Томас (Carl Philipp R. Thomas). «Держатели еврооблигаций на сумму около 100 млн долл. поддержали инициативу по недопущению реструктуризации евробондов», - сказал юрист, представляющий интересы компании Corlblow. Он добавил, что инициативная группа намерена получить поддержку держателей облигаций 25% выпуска, чтобы обеспечить право вето на решение о реструктуризации. В таком случае у НАК останется два варианта: либо выплатить 500 млн долл. по облигациям в установленный срок - 30 сентября, либо фактически объявлять дефолт и готовиться к судебным спорам.

Как сообщают украинские СМИ, именно Corlblow является «инициатором» инициативной группы. Компания зарегистрирована в Белизе и владеет 2% облигаций НАКа. Собственником является А.Ольшанский - бывший руководитель страховой компании «Согаз», входящей в группу «Газпрома». Несмотря на то, что в информационное пространство уже запущены месседжи, о действиях Corlblow в интересах западных кредиторов, желающих вывести деньги из Украины, избежав обвинения в моральной поддержке Украины Европой, версия о «руке Москвы» кажется более реалистичной.

В «Нафтогазе», очевидно, пока не знают, что делать в сложившейся ситуации. По информации пресс-службы компании, проведены предварительные переговоры с кредиторами «как первый шаг в направлении определения наиболее оптимального решения для эффективной реструктуризации задолженности». При этом, глава правления компании Олег Дубина заявил, что НАК находится в «поиске решения, которое с одобрением воспримут инвесторы и которое поощрит их к диалогу, направленному на реализацию наиболее эффективной структуры реструктуризации». Похоже на данном этапе «Нафтогаз» не смог договорится с кредиторами и обещает огласить свои планы в отношении реструктуризации на протяжении ближайших недель.

Безусловно, российский фактор в нынешней атаке на «Нафтогаз» имеет место, чего, похоже, не отрицают и сами россияне. Кремль никогда не скрывал желания любым способом установить контроль над украинской ГТС. При этом, складывается впечатление, далеко не для увеличения инвестиций. В то же время, все предпосылки для потери Украиной контроля над крупнейшей компанией страны сделали сами украинцы. Именно они довели компанию до преддефолтного состояния, подорвав не только доверие к Украине, но и ее экономический суверенитет. Именно с внутреннего расследования и стоит начинать анализ, актуализировавшейся внешней угрозы.

Максим Соколов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
15:53 | 04.09.2009
*
К никам промосковских комментаторов автоматически должны прикрепляться рога, чтобы и дурак различал вражеские голоса. Шутка
14:19 | 03.09.2009
Фин
По большому счету я согласен, но: вы представляете, какое колосальное давление Украина ощущает со стороны РФ? У них же бабла не мерено, поэтому наши чиновники и гтовы продаться. Думаете, если бы Газпром предлагал бы такие откаты Газ де Франсу, то они бы отказались? Нет здесь вины украинцев, когда такое давление из вне. Сами за мелочь продаетесь, а как же удержаться когда миллионы обещают?
16:01 | 02.09.2009
ded
"Нафтогаз Украины"-это "карманная компания газовой принцессы" Тимошенко.Юлия Владимировна вместе с Лазоренко давно уже отработала схемы хищений денег украинцев.В самом деле:49 долларов за 1000 куб.м.-маловато для алчности воровки.Мало дивидендов.Если закрыть офшоры и наложить арест на счета оформленные на подставных лиц -половина окружения Тимошенко хватит инфаркт,а вторая половина повесится в путинском сортире на своём собственном х..!Почему Наливайченко,независимый от Кабмина не проведёт тщательное расследование деятельности "Тимошенко и "К",ведь на кону не только финансовые афёры Тимошенко,но и угроза экономике Украины,национальной безопасности.На виду средь белого дня кучка узаконенных воров превращают нашу страну в нищенку.Миллиардные кредиты МВФ -оседают в карманах мошенников.Никогда Украина не была с 32 миллиардным долгом,причём в долларах США.Где-же повышение уровня жизни???Чего-же ещё ждать от Премьера-вора?

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!