Динамичная ИНДустрия

Публікації

Промышленность Индии развивается по целому ряду важных направлений, обеспечивая устойчиво позитивную динамику ВВП. По результатам 2017 года ВВП Индии вырос на 6,7%, до 2,6 трлн долл., по этому показателю она обошла Францию и вышла на 6-е место в мире. При этом доля страны в мировой экономике с 2,6% в 2014-м увеличилась до 3,1%.

По прогнозу Всемирного банка, в этом году страновой ВВП прибавит еще 7,3%, а в 2019-20 годах выйдет на уровень 7,5%. Таким образом, ожидается, что в следующие несколько лет экономика Индии станет самой быстрорастущей среди развивающихся стран.

Значительная доля в этой позитивной динамике приходится на промышленность, которая сегодня обеспечивает около 30% индийского ВВП. Промышленному развитию страны способствует ряд госпрограмм развития и поддержки: "Делай в Индии" (непосредственно направлена на развитие производственного потенциала), "Старт-ап Индия" (поддержка инноваций), "Стенд-ап Индия" (развитие предпринимательства), программы модернизации индийских железных и автодорог, создания 100 "умных городов", очистки рек и развития внутренних водных путей, программа "Доступное жилье для всех", пакет инициатив "Цифровая Индия", отраслевые стратегии развития металлургии, электроэнергетики и др.

Индийцам удалось наладить производство сложной продукции глубокой переработки: например, широкую известность приобрели легковые и грузовые автомобили Tata, которыми насыщен внутренний рынок и которые активно предлагаются на экспорт. Если в 2000 году в стране было выпущено около 800 тыс. автомашин (включая 518 тыс. легковых), то в 2017 – уже 4,8 млн. Крупнейшие национальные автомобилестроители – Tata, Mahindra, Force Motors, Ashok Leyland; кроме того, действуют производственные площадки многих международных компаний-лидеров из США, Европы, Японии. Это касается не только легковых, но и грузовых авто. В индийском ВВП автопром занимает 7%, а в мире по количеству производимых автомашин Дели вышел на 5-е место. Присутствует и внешняя экспансия: так, в 2004-м Tata приобрела у Daewoo южнокорейское предприятие по выпуску грузовиков Daewoo Commercial Vehicle Co.

Металлургическая динамика

Тем не менее на официальном уровне основными индустриальными секторами считаются добыча угля, нефти и природного газа, производство электроэнергии, нефтепродуктов, металлопродукции, цемента и удобрений. Это сектора в совокупности обеспечивают выпуск более 40% промпродукции. Так, выплавка стали в Индии в 2017 году выросла на 6,2% до 101,4 млн т, в основном за счет 6 крупнейших метгрупп – SAIL, RINL, JSW Steel, Jindal Steel & Power, Tata Steel, Essar Steel, выплавляющих более 57% стали в стране. На этот год прогнозируется еще +7,1%. Обратим внимание на наличие крупных индустриальных групп: скажем, Tata, кроме машиностроения и металлургии, занимается химией, потребтоварами, ТЭК, АПК, телекоммуникациями, ИТ, различными услугами, а JSW Steel наряду с JSPL входит в холдинг O.P. Jindal Group (металлургия, ТЭК, стройматериалы).

В 2017-м правительством принята Политика развития металлургического производства (National Steel Policy) на период до 2031 года, направленная на рост внутреннего металлопотребления, обеспечение выплавки высококачественной стали, создание передовой в технологическом отношении и конкурентоспособной металлургии. Документом предусмотрено достижение ежегодной выплавки стали в 300 млн т к 2030 году, а выпуск проката должен составить 255 млн т; примерная стоимость программы – 10 трлн рупий (~139 млрд долл. по актуальному курсу). Этому будет способствовать увеличение государственных расходов на развитие инфраструктуры, сети железных дорог, судостроения, автопрома и в целом машиностроения, участие частного капитала в работе оборонного сектора, ожидаемый рост в строительной индустрии.

Согласно Политике к 2030-му страна должна перейти на самообеспечение автолистом, электротехнической сталью, специальными сталями и сплавами для оборонной промышленности и других стратегических секторов. Дели обещает улучшить и упростить для металлургов доступ к сырью, энергии, природному газу, поддерживать создание новых мощностей, конкурентоспособных на глобальном уровне, и меры по сокращению себестоимости; стимулировать иностранные инвестиции в металлургию и покупку зарубежных сырьевых активов индийскими метгруппами.

На таком фоне в июне Tata Steel начала ІІ этап строительства меткомбината Kalinganagar в штате Одиша, общая смета проекта – 235 млрд рупий (3,3 млрд долл.), в итоге годовая мощность предприятия вырастет с 3 до 8 млн т. Первым новым объектом станет стан холодной прокатки на 2,2 млн/год, ориентированный на высококачественный лист. Инвесторы рассчитывают, что МК займет на внутреннем рынке нишу "качественного" производителя, поставляющего горяче- и холоднокатаный прокат для нефтегазовых и трубопроводных труб, автомобилей, судов, бытовой техники и др.

А в сентябре премьер-министр Нарендра Моди поручил индийскому Минметаллургпрому провести переговоры с компанией Posco (Южная Корея) и ведущими металлургическими корпорациями Японии об участии в строительстве МК ежегодной мощностью 5 млн т в год в рамках СП с государственной RINL в г. Вишакхапатнам (штат Андхра-Прадеш) на юго-восточном побережье Индии. Проект стоимостью 300 млрд рупий (около 4,2 млрд долл.) предусматривает создание импортозамещающего производства высококачественного проката для автопрома и других промышленных потребителей. Государство гарантирует бесперебойное снабжение МК железной рудой и предоставляет готовую площадку под строительство.

Интересно, что Минметаллургпром ставит задачу снижения зависимости от импорта металлургического оборудования, оценивая необходимый объем капиталовложений в локализацию его изготовления в 4 трлн рупий (немногим менее 60 млрд долл.) и приглашая зарубежных машиностроителей создавать новые мощности на Индостане. В то же время проблемой остается дефицит железных руд, которых для предполагаемой годовой выплавки 300 млн т стали потребуется порядка 480 млн т/год. Дело в том, что в 2011 году власти начали борьбу с нелегальной добычей полезных ископаемых – это привело к длительной остановке ряда железорудных рудников и почти 2-кратному падению производства. Сейчас же карательные меры ослабевают, наиболее активными они остаются в штате Гоа, тогда как в штате Карнатака некоторые ограничения отменены, а в Одише ряд добытчиков, чья деятельность была приостановлена, выплатил предписанные судом суммы экологических сборов и возобновил работу. В конечном счете в 2017/18 финансовом году (ФГ; апрель/март) добыча железной руды в стране увеличилась на 9%, до 210 млн т – это максимум с 2010/11 ФГ; крупнейшей национальной железорудной компанией остается государственная National Mineral Development Corp. (NMDC).

Химия и жизнь

Еще одна важная отрасль – химическая, обеспечивающая 18% объема промпроизводства; по выпуску химической продукции Индия занимает 6-е место в мире и 3-е в Азии. В 2016-17 ФГ изготовлено 25,7 млн т основных химических соединений и нефтепродуктов – рост на 3,9% к предыдущему ФГ. В отрасли действует более 40 тыс. операторов, в основном малых и средних. К числу крупных же относятся частные Reliance Industries Ltd. (RIL), Indian Petrochemicals Corporation Ltd. (IPCL), Haldia Petrochemicals Ltd (HIL), GAIL, а также государственные Hindustan Organic Chemicals Ltd. (HOCL), Hindustan Inseсticides Ltd. (HIL).

Для стимулирования отрасли с 2007 года реализуется национальная программа, основные цели которой – привлечение инвестиций, в т.ч. иностранных, увеличение внутреннего потребления пластиков и синтетических волокон, стабильный рост производства нефтехимической продукции за счет инновационных методов утилизации и переработки пластиковых отходов, развитие выпуска биополимеров и пластиков, расширение профильных научно-исследовательских работ. Одним из пилотных отраслевых проектов является завод полимеров в штате Ассам (Assam Gas Cracker Project), реализуемый индийским химпредприятием Brahmapurta Cracker and Polymer Ltd. Завод мощностью 280 тыс. т введен в эксплуатацию 2 января 2016 года, смета проекта – 1,5 млрд долл., из которых 785 млн долл. – государственные субсидии.

Также уделяется большое внимание крупным проектам, объединяющим смежные предприятия нефтяного, химического и нефтехимического подсекторов. С 2007 года реализуется инвестпрограмма развития "специализированных территорий" – Petroleum, Chemicals and Petrochemicals Investment Regions. Проекты программы предполагают размещение в прибрежных зонах на одной территории нескольких взаимосвязанных нефтехимических производств с единой инфраструктурой; к настоящему времени активно развиваются 5 таких территорий в штатах Андхра-Прадеш (Вишакхапатнам), Гуджарат (Дахедж), Одиша (Парадип), Тамилнад (Кудалор, Нагапатинам).

К слову, в целях развития изготовления полимеров Дели с 2011 года запустил программу Парков пластиков, в рамках 1-й фазы программы было одобрено создание 10 парков – в частности, в штатах Тамилнад, Мадхья-Прадеш, Одиша, Ассам. Кроме того, Индия – один из крупнейших в мире производителей (3-е место после Китая и США) и потребителей (2-е место после КНР) минеральных удобрений, но по-прежнему выпускает мало фосфорных, а все калийные импортируются. Импортозамещение по этим направлениям также является одним из приоритетов промышленного развития на последующие годы.

На этих примерах заметно, что промышленность Индии – многоплановый и динамично развивающийся комплекс, позволяющий стране поддерживать хорошую динамику ВВП и вести внешнеэкономическую экспансию. Так, в 2016/17 ФГ товарный экспорт Индии вырос на 5,2%, до 275,8 млрд долл., но сальдо остается негативным: импорт увеличился на 0,9%, до 384,3 млрд долл. По данным странового Гендиректората по торговой статистике, ведущие группы экспорта – обработанные драгоценные камни и готовые ювелирные изделия (15,8%), нефтепродукты (11,7%), текстильные товары (8,9%), химическая и фармацевтическая продукция (8,9%), агропродукция (8,2%), транспортное оборудование (5,4%), продукция машиностроения (5,1%), черные металлы (3,2%).

Экспортная структура еще остается отчасти "сырье-полуфабрикатной", но меняется в пользу передельных товаров с повышенной добавленной стоимостью. В региональном разрезе 50% индийского экспорта поступает в Азию, 20% – в Америку, еще почти 20% – в Европу; крупнейшим покупателем индийской продукции до последнего времени были США (16% в денежном выражении), но после введения "трамповских" заградительных мер эта доля, вероятно, уменьшится. Так или иначе, экономика страны сохраняет огромный потенциал и энергию развития, и промышленность служит ключевым фактором.

Максим Полевой

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

ВСІ НОВИНИ ⇢